ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-2942/2011 от 30.06.2011 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002 г.Саратов ул.Бабушкин взвоз,1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

06 июля 2011 года Дело № А57-2942/2011

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 года

Полный текст решения изготовлен 06 июля 2011011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фирсовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Муниципального учреждения Калининского муниципального района «Служба единого балансодержателя» (Саратовская область, г. Калининск)

о признании недействительным решения № 17 от 31.03.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

заинтересованное лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы РФ № 13 по Саратовской области (Саратовская область, г. Аткарск)

Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (г. Саратов)

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 по доверенности № 00213 от 13.10.09г.

заинтересованные лица:

МРИ ФНС № 13 по Саратовской области – ФИО2, по доверенности № 03-26/000616 от 27.01.11г., ФИО3 по доверенности № 03-26/005756 от 28.06.11г.; УФНС по Саратовской области - ФИО2, по доверенности № 03-26/0051439 от 16.06.11г.,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное учреждение Калининского муниципального района «Служба единого балансодержателя», юридический адрес: <...>, ОГРН <***> (далее – МУ Калининского МР «СЕБ») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 13 по Саратовской области № 17 от 31.03.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ неуплату налога на прибыль за 2007 год, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 13038 руб., в бюджеты субъектов в размере 35102 руб.; по НДС за 2007 г. в том числе за 2 квартал в размере 439 руб., за 4 квартал в размере 15077 руб.; по ЕНВД за 4 квартал 2007 года 31821 руб., за 1 квартал 2008 года в размере 21386 руб., за 2 квартал 2008 года в размере 31386 руб., за 3 квартал 2008 года в размере 31386 руб., за 4 квартал 2008 года в размере 31386 руб.; по Единому налогу по УСН за 2008 г. в размере 90101 руб.; по ЕСН за 2007 год, а именно по ФБ в размере 48174 руб., по ФФОМС в размере 2649 руб., по ТФОМС в размере 4817 руб., по ФСС в размере 212 руб.; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ за невыполнение обязанностей по перечислению в бюджет НДФЛ за 2007 год в размере 19380 руб., за 2008 год в размере 84192 руб., за 2009 год в размере 160835 руб.; за невыполнение обязанностей по удержанию и перечислению в бюджет доначисленного НДФЛ за 2007 год в размере 3521 руб., за 2008 год в размере 6024 руб.; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по ЕНВД в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока предоставления такой декларации за 4 квартал 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление бухгалтерской отчетности, бухгалтерского баланса и формы № 2 «Приложение к балансу «Отчет о прибылях и убытках» за 6 месяцев, 9 месяцев и 12 месяцев 2007 года в количестве 6 штук.

В порядке ст.41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил предмет заявленных требований, просит суд признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 13 по Саратовской области № 17 от 31.03.2010 г. в части ЕНВД за четвертый квартал 2007 г., 2008 г. в сумме 157 365 руб., соответствующих пени, а также просит снизить штрафные санкции по данному решению в связи с тяжелым материальным положением.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Представитель налогового органа оспорил заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве.

Дело рассмотрено по существу заявленных требований по правилам гл.24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании решения исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС РФ № 13 по Саратовской области ФИО4 от 10.02.2010 г. № 6 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Муниципального учреждения Калининского муниципального района «Служба единого балансодержателя» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.

По результатам проведенной проверки проверяющей группой Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области 09.03.2010 г. составлен акт выездной налоговой проверки № 17, копия которого, согласно отметке, произведенной в акте, получена руководителем МУ Калининского МР «СЕБ» ФИО5 09.03.2010 г. Возражения на указанный акт заявителем в налоговый орган не представлены.

По результатам рассмотрения материалов проверки и акта заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области ФИО6 31.03.2010 г. принято решение № 17 о привлечении МУ Калининского МР «СЕБ» к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122, ст. 123 п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Копия решения, согласно отметке, произведенной в решении, получена руководителем МУ Калининского МР «СЕБ» ФИО5 31.03.2010 г.

Мера налогового наказания определена для МУ Калининского МР «СЕБ» за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налогов в результате занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год в виде штрафа в размере 9628 руб.; за занижение налоговой базы по НДС за 2007 г. в виде штрафа в размере 3103 руб.; за занижение налоговой базы по ЕНВД за 4 квартал 2007 года, за 2008 год в виде штрафа в размере 31472 руб.; за занижение налоговой базы по Единому налогу по УСН за 2008 г. в виде штрафа в размере 18020 руб.; за занижение налоговой базы по ЕСН за 2007 год в виде штрафа в размере 11170 руб.; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ за невыполнение обязанностей по перечислению в бюджет НДФЛ за 2007-2009 года в виде штрафа в размере 52881 руб.; за невыполнение обязанностей по удержанию и перечислению в бюджет доначисленного НДФЛ за 2007-2008 года в виде штрафа в размере 1909 руб.; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по ЕНВД в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока предоставления такой декларации за 4 квартал 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года в виде штрафа в размере 236309 руб.; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление бухгалтерской отчетности, бухгалтерского баланса и формы № 2 «Приложение к балансу «Отчет о прибылях и убытках» за 6 месяцев, 9 месяцев и 12 месяцев 2007 года в количестве 6 штук в виде штрафа в размере 300 руб. Кроме того, решением налогового органа МУ Калининского МР «СЕБ» начислены пени за не своевременную уплату налогов в общей сумме 114826 руб., недоимка в размере 411770 руб., удержан доначисленный НДФЛ в сумме 9545 руб., взыскан удержанный НДФЛ в сумме 264407 руб..

Принятое налоговым органом решение было обжаловано МУ Калининского МР «СЕБ» в Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области. 11.02.2011 г. решением УФНС России по Саратовской области жалоба МУ Калининского МР «СЕБ» оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением налогового органа № 17 от 31.03.2010 г., заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, считает неверным вывод налогового органа о том, что деятельность, связанная с предоставлением помещений для временного проживания граждан в гостинице «Колос» должна была облагаться ЕНВД. По мнению налогоплательщика, при проведении выездной налоговой проверки налоговым органом неверно посчитана общая площадь объекта налогообложения, которая, исходя из инвентаризационных и иных документов, превышает 500 кв.м., что исключает применение ЕНВД. Налогоплательщик полагает, что инспекция необоснованно сочла разные этажи гостиницы разными объектами предоставления услуг по временному проживанию граждан, что привело к неправильному определению режима налогообложения. Кроме того, налогоплательщик полагает, что при вынесении решения налоговым органом не были приняты во внимание смягчающие вину обстоятельства. В связи с изложенным, заявитель просит признать принятое налоговым органом решение № 17 от 31.03.2010 года недействительным в оспариваемой части.

Налоговая инспекция полагает, что событие налогового правонарушения доказано, в действиях МУ Калининского МР «СЕБ» имеется состав налогового правонарушения и основания для привлечения к налоговой ответственности.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности как один из специальных режимов установлен главой 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход».

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно п.п.12 п.2 ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв. м.

Пунктом 1 Решений районного Совета Калининского ОМО Саратовской области № 14-138 от 14.11.2006 г. и № 30-322 от 15.11.2007 г., № 36-407 от 18.04.2008 г. «Об установлении и введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Калининского объединенного муниципального образования» установлена и введена в действие на территории Калининского муниципального района система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог для вида деятельности: «Оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений (с 1 января 2008 г. – помещений для временного размещения и проживания) не более 500 квадратных метров».

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Муниципальное учреждение Калининского муниципального района «Служба единого балансодержателя» создано на основании Решения Калининского районного собрания Калининского муниципального района Саратовской области от 21.07.2006 № 8-62 в целях обеспечения эффективности использования и сохранности движимого и недвижимого имущества муниципальной собственности.

Решением Калининского районного собрания Калининского муниципального района Саратовской области от 21 июля 2006 № 8-65 «О закреплении муниципального имущества Калининского муниципального района на праве оперативного управления за МУ «Служба единого балансодержателя» закреплено муниципальное имущество, состоящее в реестре муниципальной казны Калининского муниципального района. Список передаваемого в МУ «СЕБ» имущества закреплен в приложении к Решению от 21.07.2006 № 8-65, в том числе, под номером «1» указанного списка налогоплательщику передано здание гостиницы, 1968 года ввода в эксплуатацию, расположенное по адресу: <...>.

Распоряжением главы Администрации Калининского муниципального района Саратовской области от 03 октября 2007 № 749-р здание гостиницы «Колос» передано Муниципальному учреждению Калининского муниципального района «Служба единого балансодержателя» с 3 октября 2007 года на праве оперативного управления.

Судом установлено, что в период 2007 – 2008 года, проверенный налоговым органом, в здании гостиницы «Колос» по адресу <...> МУ «СЭБ» оказывались услуги по временному размещению и проживанию граждан на 3, 4 и 5 этажах, в том числе, путем предоставления спальных мест в гостинице (4 и 5 этажи) (временное почасовое пребывание) и путем заключения договоров найма с лицами, проживающими в общежитии (3 этаж), сроком на 11 месяцев.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:

- Книгами регистрации проживания в гостинице за 2007 – 2008 гг., из которых следует, что для временного размещения и проживания (сроком от 1 до 6 дней) предназначены комнаты № 30, 32, 33, 34, 35, 39, 40, 41, 42, 44, 45;

- протоколом осмотра территории № 5 от 1 марта 2010 года;

- показаниями заведующей гостиницы «Колос» ФИО7, отраженными в протоколе № 14 от 16.02.2010 г.;

- показаниями гр.ФИО8, проживающей на 5 этаже здания в комнате № 77, отраженными в протоколе № 16 от 01.03.2010 г.

Использование вышеперечисленных комнат для временного размещения и проживания (сроком от 1 до 6 дней) граждан также подтверждается прейскурантом цен на гостиничные услуги в гостинице «Колос», утвержденным директором МУ Калининского МР «СЕБ» ФИО9 в 2007 году, а также решением Калининского районного собрания Калининского муниципального района Саратовской области (первого созыва) № 36-407 от 18.04.2008 г. «Об утверждении Прейскуранта цен на гостиничные услуги в гостинице «Колос» на 2008 год».

В подтверждение оплаты стоимости проживания в гостинице проживающим муниципальным учреждением выдаются квитанции по форме 3 «Г» и корешок приходного кассового ордера (л.д.149-171 т.2 дела).

Кроме того, договорами найма от 1 октября 2007 и от 1 октября 2008 годов, заключенными с ФИО10, проживающей по адресу <...> (5 этаж) и ФИО11, проживающей по адресу <...> (4 этаж) указанным лицам предоставлены комнаты для временного проживания на срок 11 мес.

Согласно поэтажному плану здания, расположенного по адресу: <...> (л.д.2-7 т.2 дела), а также в соответствии с письмами Администрации
 Калининского района № 02-15-11/299/10-0 от 24.02.2010 и МУ «СЕБ» № 0037 от
 16.02.2010 г. площадь комнат, используемых для временного проживания в гостинице
 «Колос» (3-й этаж здания) составляет 161,3 кв.м., площадь комнат общежития при гостинице, используемых для временного проживания составляет 364.9 кв.м.

Таким образом, для оказания услуг по временному размещению и проживанию налогоплательщиком были предоставлены помещения не только на 3-ем этаже названного здания, но также на 4 и 5 этажах здания по ул. Советская, д.22 в г. Калининске.

На данном объекте предоставления услуг существует несколько категорий помещений, различающихся по условиям обслуживания проживающих и цене предоставления услуг.

Однако, все помещения находятся в одном здании (в одном объекте предоставления услуг) и предоставляются для временного размещения и проживания граждан.

Выводы налоговой инспекции о том, что помещения в общежитии (4 и 5 этажи) предоставляются для постоянного (преимущественного) проживания противоречат представленным в материалы дела договорам найма, в которых срок предоставления помещений определен 11 мес.

В соответствии с ч.1 ст.94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, что также свидетельствует о временном характере размещения и проживания граждан в спорных помещениях.

Следовательно, общая площадь мест, предназначенных для временного размещения и
 проживания в здании, расположенном по адресу: <...>, на 3, 4 и 5 этажах, составляет 526,2 кв.м., что более 500 кв.м., предусмотренных положением п.п.12 п.2 ст.346.26 НК РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об ошибочности позиции налогового органа о квалификации деятельности муниципального учреждения по временному размещению граждан на 3, 4 и 5 эт. здания по адресу: <...>, общей площадью по виду деятельности 526,2 кв.м. в качестве подлежащей переходу на ЕНВД в 4 кв.2007 г. и в 2008 г.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате ЕНВД по рассматриваемому виду деятельности в 4 кв. 2007 г. и 2008 г.

Ссылку налоговой инспекции на п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила) в качестве квалификации общежития не в качестве места пребывания, а как возможного места жительства, в связи с чем, общежитие не может предоставляться для временного проживания граждан судом отклоняется ввиду следующего.

Из содержания положений п.п.12 п.2 ст.346.26 НК РФ необходимость применения специального налогового режима определяется исключительно видом деятельности налогоплательщика - оказание услуг по временному размещению и проживанию - и площадью помещений. Налоговый кодекс РФ не связывает возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности с классификацией объекта предоставления услуг по временному размещению и проживанию в качестве места пребывания или места жительства граждан.

Согласно ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и п. 3 Правил, кроме гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, больницы и другого подобного учреждения, местом пребывания граждан может быть и иное жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Следовательно, таким помещением может быть и жилой дом, и квартира, и общежитие, которые указаны в Законе также и в качестве возможных мест жительства, а классификация того или иного объекта в качестве места пребывания или места жительства гражданина определяется исключительно содержанием правоотношений между нанимателем и наймодателем и не зависит от статуса или наименования помещения, в котором проживает гражданин.

Спорные правоотношения сложились у муниципального учреждения и граждан по временному размещению и проживанию на 3, 4 и 5 этажах здания, что подтверждено всеми материалами дела.

На основании всего вышеизложенного, оснований для доначисления ЕНВД за 4 кв. 2007 г. и за 2008 г. у налогового органа не имелось.

Принимая во внимание, что в указанные периоды налогоплательщик правомерно применял общую систему налогообложения и не был плательщиком ЕНВД, оснований для начисления пени за несвоевременную уплату ЕНВД и применения штрафных санкций по ЕНВД за его неуплаты по п.1 ст.122 НК РФ и за непредставление налоговых деклараций по ЕНВД за 4 кв., 1-4 кв. 2008 г. также не имелось.

Кроме того, судом установлено, что при определении меры налогового наказания не были учтены смягчающие вину обстоятельства, имеющиеся у муниципального учреждения:

тяжелое финансовое состояние, что подтверждается справкой ОАО АКБ «Росбанк» (дополнительного офиса г.Калининск Саратовского филиала) от 20.06.2011 г. № 62-24-33-08/191 о наличии картотеки № 2 в сумме 4 116 012,43 руб.; отсутствии у муниципального учреждения собственного имущества (имущество находится в муниципальной собственности и закреплено за налогоплательщиком на праве оперативного управления); наличие значительной кредиторской задолженности - по состоянию на 01.04.2010 г. в сумме 2 446 166,44 руб., которая перекрывает сумму дебиторской задолженности 1 555 698,62 руб., что следует из справки № 0093 от 29.06.2011 г.; по состоянию на 01.06.2011 г., исходя из справки № 0094 от 29.06.2011 г., кредиторская задолженность составляет 3 334 942,09 руб., дебиторская намного ниже, 1 287 900,11 руб. Кроме того, суд принимает во внимание тот факт, что учреждение впервые привлекается к налоговой ответственности, что налоговый орган не оспаривает. Судом установлено и подтверждено документально, что в отношении учреждения возбуждено значительное количество исполнительных производств, что подтверждается постановлениями Службы судебных приставов за период 2010 – 2011 гг., из которых следует, что предприятие находится в крайне тяжелом финансовом состоянии, не способно в добровольном порядке платить задолженность за энергоресурсы, воду, газ энергоснабжающим предприятиям.

С учетом наличия смягчающих вину обстоятельств, суд приходит к выводу о возможном применении в данном конкретном случае положений ст.ст.112-114 НК РФ и снижении налоговой санкции до 40 000 руб. Требования заявителя о снижении санкции до 10 000 руб. не подлежат удовлетворению.

На основании всего вышеизложенного, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение МРИ ФНС России № 13 по Саратовской области от 31 марта 2011 года № 17 в части доначисления ЕНВД за 4 кв. 2007 г., 2008 г. в размере 157 356 руб., соответствующих им пени, а также в части штрафных санкций по названному решению в общей сумме 324 792 руб.

В остальной части заявленных требований – отказать.

Взыскать с МРИ ФНС России № 13 по Саратовской области в пользу Муниципального учреждения Калининского муниципального района «Служба единого балансодержателя» расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области - Т.И. Викленко