ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-2984/08 от 25.06.2008 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А-57-2984/2008-41

Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2008 года

Полный текст решения изготовлен 2 июля 2008 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи – С.М.Степура,

при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции заявление ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М», г. Саратов

к МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области, г. Саратов, ГУ – УПФ РФ в Волжском районе г.Саратова, г. Саратов

об обязании возвратить излишне перечисленные страховые взносы в сумме 350000 руб., взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне перечисленных страховых взносов

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, представ., дов. от 28.02.08 г. (пост.); от МРИ ФНС России № 8 по Сар. обл. – ФИО2, спец., дов. от 29.12.07 г. № 04-09/44470 (пост.); от ГУ - УПФ РФ в Волжском районе г.Саратова ФИО3 – предст., дов. от 16.01.2008 № 09-112 (пост.)

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» с заявлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области, ГУ – УПФ РФ в Волжском районе г.Саратова об обязании возвратить излишне перечисленные страховые взносы в сумме 350000 руб., взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне перечисленных страховых взносов, а также о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 7000 руб. и возмещении государственной пошлины в сумме 8527 руб. 90 коп.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи командировкой сотрудника, в производстве которого находится данное дело.

Арбитражный суд отклоняет заявленное ходатайство, но считает возможным объявить перерыв в судебном заседании до 25.06.2008 до 11 час. 45 мин., так как из командировочного удостоверения, представленного в обоснование ходатайства, усматривается, что представитель ФИО2 командируется в г.Казань с 18.06.2008 по 20.06.2008г.

В судебном заседании объявлен перерыв с 19.06.2008г. до 11 час. 45 мин. 25.06.2008г. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просит обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области возвратить ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» сумму 268201 руб. излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, взыскать с Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 9466 руб. за период с 20.02.08 г. по 04.06.08 г., проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 268201 руб., исходя из ставки рефинансирования Банка России 10,5% (указание ЦБ РФ от 28.04.08 г. № 1997-У), с 05.06.08 г. до момента исполнения решения суда и расходы по оплате услуг адвоката в размере 7000 руб., сумму государственной пошлины в размере 8527 руб. 90 коп.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области возражает против удовлетворения заявленных требований в части взыскания процентов за несвоевременный возврат излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также в части взыскания расходов на оплату услуг представителя по основаниям, изложенным в отзыве.

Как видно из материалов дела, ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» были перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату страховой части трудовой пенсии за январь 2008 (КБК 18210202010061000160) платежным поручением № 120 от 15.02.2008 на сумму 388295 руб. Заявленная сумма к перечислению на основании бухгалтерской расчетной ведомости за январь 2008 составляет 38295 руб. При формировании платежного поручения № 120 от 15.02.2008 произошла техническая ошибка, в связи с чем ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» излишне уплачена сумма 350000 руб.

18.02.2008 ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» в соответствии со ст.78 НК РФ обратилось в МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области с заявлением о возврате денежных средств, ошибочно перечисленных на расчетный счет заявителя (вх. № 13113 от 18.02.2008).

МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области по вышеуказанному заявлению приняла решение № 156 от 19.02.2008 об отказе в осуществлении зачета (возврата) в связи с отсутствием правовых оснований для проведения зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Считая отказ налоговых органов в возврате ошибочно перечисленных взносов неправомерным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленное ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» требование подлежит удовлетворению в части по нижеприведенным основаниям.

В соответствии с п.7 ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" данный Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

В связи с введением в действие ФЗ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ «Налоговый Кодекс РФ часть вторая» и отменой взимания страховых взносов в Фонды на налоговые органы возложен контроль за уплатой взносов, а также в полном объеме, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ, проведение всех мероприятий налогового контроля.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Однако Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не установлены ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и источники уплаты этих процентов. Указанным Федеральным законом также не установлен и порядок уточнения платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют иную природу, отличную от налога, не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79). Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

В целях регулирования бюджетных правоотношений на основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", в частности, уточнены бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета и администраторов доходов бюджета. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета; бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74@ на ее территориальные органы, поименованные в приложении N 1 к данному Приказу, возложены конкретные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба", в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решения о зачете (уточнении) платежей и представлению соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Пунктом 5 вышеназванного Приказа предусмотрено, что полномочия, возлагаемые на территориальные органы Федеральной налоговой службы согласно пункту 1 данного Приказа, осуществляются в порядке, установленном Кодексом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми документами Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства, Банка России и другими методическими документами, регламентирующими порядок осуществления возложенных на налоговые органы функций.

Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства. Администратор доходов бюджета осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, на основании действующего бюджетного законодательства Российской Федерации администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, об уплате процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, а также об уточнении соответствующих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 2776/06 и N 4240/06, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 N 3722/08, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ и принятыми в соответствий с ним нормативными правовыми актами, налоговые органы, являющиеся администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Кодекса, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Данная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 12.05.2008 № 03-02-07/2-87.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика.

Согласно материалам дела, предприниматель ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» обращался в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, однако в удовлетворении заявления было отказано.

Факт уплаты страховых взносов в сумме 388295 руб. подтверждается платежным поручением от 15.02.2008 № 120, согласно расчетной ведомости № 1 ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» за январь 2008 года взносы в ПФР на страховую часть пенсии составляют 38295 руб. Таким образом, факт ошибочного перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 350000 руб. подтверждается материалами дела.

В материалы дела представлена справка о состоянии расчетов от 28.04.2008 № 10-2621, выданная ГУ – УПФ РФ в Волжском районе г.Саратова, из которой судом установлено, что по состоянию на 28.04.2008 переплата ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» по платежам в УПФР в Волжском районе г.Саратова на страховую часть трудовой пенсии составляет 268201 руб.

Заявитель данный факт подтверждает, в связи с чем ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» были заявлены уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.04г. № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ» и письмом Минфина России о порядке возврата (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов от 27.12.04г. № 11-12-5/19 предусмотрен возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений. Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства, в том числе на основании платежных поручений налоговых органов на возврат поступлений налогоплательщикам (плательщикам) страховых взносов.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что поскольку в нормах ФЗ от 15.12.01г. № 167-ФЗ не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям применимы положения Налогового Кодекса РФ. В связи с тем, что контроль за уплатой страховых взносов и проведение всех мероприятий налогового контроля возложены на налоговые органы, соответственно и процедура возврата (зачета) излишне уплаченных налогоплательщиком страховых взносов, должна осуществляться налоговыми органами с учетом положений гл. 12 Налогового Кодекса РФ.

При этом Пенсионный фонд и его территориальные органы вправе осуществить зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов, законодатель для органов ПФР не установил.

Таким образом, возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы.

В связи с этим, обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов на момент рассмотрения спора лежит на налоговом органе.

ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» просит также на основании пункта 10 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации взыскать с Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 9466 руб. за период с 20.02.08 г. по 04.06.08 г., проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от суммы долга 268201 руб., исходя из ставки рефинансирования Банка России 10,5% (указание ЦБ РФ от 28.04.08 г. № 1997-У), с 05.06.08 г. до момента исполнения решения суда.

Пунктом 2 статьи 78 НК РФ предусмотрено, зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 6 статьи 78 НК РФ).

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (пункт 10 статьи 78 НК РФ).

ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов 18.02.2008, что подтверждено распиской сотрудника инспекции в получении заявления.

С учетом требований п.6 ст.78 НК РФ налоговый орган в срок до 18.03.2008 обязан возвратить суммы излишне уплаченных страховых взносов. В связи с нарушением сроков возврата излишне перечисленных сумм страховых взносов, требование заявителя о взыскании с налогового органа процентов за несвоевременный возврат излишне перечисленных сумм страховых взносов является обоснованным.

Арбитражный суд проверил расчет процентов:

с 19.03.2008 по 15.04.2008 (28 дней) ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 10,25% из суммы 350000 руб., таким образом, сумма пени за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налога за указанный период составит 2790 руб. 28 коп.;

с 16.04.2008 по 28.04.2008 (13 дней) ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 10,25% из суммы 268201 руб., таким образом, сумма пени за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налога за указанный период составит 992 руб.;

с 29.04.2008 по 04.06.2008 (37 дней) ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 10,5% из суммы 268201 руб., таким образом, сумма пени за несвоевременный возврат излишне уплаченных сумм налога за указанный период составит 2894 руб.

Арбитражный суд считает обоснованным требование ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» о взыскании с Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 6676 руб. 28 коп., а также процентов от суммы взносов 268201 руб., исходя из ставки рефинансирования Банка России 10,5% (указание ЦБ РФ от 28.04.08 г. № 1997-У), с 05.06.08 г. до момента исполнения решения суда.

ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» также просит взыскать с налогового органа судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 7000 руб.

МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области возражает против удовлетворения заявленного требования, поскольку считает, что заявителем не доказано, что требование о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя заявлено в разумных пределах.

Суд считает, что требование заявителя о взыскании с налогового органа в его пользу судебных расходов подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом с другого лица, участвующего в де­ле в разумных пределах.

Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.

В соответствии с Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

В пункте 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 454-О изложена следующая позиция: часть 2 статьи 110 АПК Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том что, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Судом установлен факт заключения договора-соглашения от 28.02.2008 № 263 на представление интересов ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» в арбитражном суде Саратовской области по заявлению ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» к МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области. В материалы дела представлено платежное поручение от 29.02.2008 № 181, подтверждающее факт оплаты услуг представителя в сумме 7000 руб., подтверждающее реальные судебные издержки заявителя по данному делу, а также справка Саратовской специализированной коллегии адвокатов о стоимости юридической помощи, оказываемой адвокатами Саратовской специализированной коллегии адвокатов.

Доказательств, подтверждающих чрезмерность расходов на оплату услуг представителя, налоговым органом не представлено.

Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического осуществления стороной затрат, получателем которых является лицо (организация) оказывающее юридические услуги.

Размер этой суммы определяется соглашением сторон в соответствии со ст.421 ГК РФ.

Суд, принимая во внимание перечисленные обстоятельства, сложность дела, продолжительность судебного разбирательства, объем работы, проделанной представителем в ходе рассмотрения настоящего дела, признает обоснованным взыскание с МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области понесенных ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» расходов на оплату услуг представи­теля в указанной сумме.

В соответствии со ст.ст. 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в суд, подлежит возврату.

При обращении с заявлением в суд ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» уплатило платежным поручением № 184 от 03.03.2008 государственную пошлину в размере 8527 рублей.

Пунктом 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ» судам даны следующие рекомендации: в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Кодекса при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Кодекса.

В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 2, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении и постановлении арбитражного суда.

При обращении в арбитражный суд ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» заявлено требование об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 350000 руб. В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке ст.49 уточнил заявленные требования, в связи с чем просит обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 268201 руб., а также взыскать проценты за несвоевременный возврат взносов в суме 9466 руб. Уточнения приняты судом.

С учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.05.2005 № 91, изложенных в Информационном письме от 25.05.2005 № 91, государственная пошлина в сумме 1474 руб. подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Данная позиция соответствует пункту 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию в пользу ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» с Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области заявила ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины в связи с тем, что инспекция является бюджетной организацией.

Пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Арбитражный суд считает возможным удовлетворить ходатайство налогового органа и уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 3000 руб., уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 3982 руб. 48 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Общая сумма государственной пошлины, подлежащей возвращению истцу из федерального бюджета составляет 5457 руб. 04 коп., государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию в пользу заявителя с налогового органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Обязать МРИ ФНС России №8 по Саратовской области произвести возврат излишне уплаченных ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 268201 руб.

Взыскать с МРИ ФНС России №8 по Саратовской области в пользу ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М» проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 19.03.2008 г. по 04.06.2008 г. в сумме 6676 руб. 28 коп., а также проценты, начисленные на сумму 268201 руб., исходя из ставки рефинансирования Банка России 10,5%, начиная с 05.06.08 г. до момента фактического возврата взносов.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с МРИ ФНС России №8 по Саратовской области, г. Саратов, в пользу ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М», г. Саратов, расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб.

Возвратить ООО «Лечебно-диагностический центр «Авеста-М», г. Саратов, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5457 руб. 04 коп. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии судебного акта лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области - С.М.Степура