ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-30126/19 от 24.01.2020 АС Саратовской области

230/2020-13169(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39; 

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-30126/2019  24 января 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 января 2020 года.

 Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И. Михайловой, при  ведении протокола судебного заседания помощником судьи Широковой Р.Р., рассмотрев в  судебном заседании материалы дела по заявлению Средне - Поволжского управления  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному праву 

о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.6 ст. 19.5 КоАП  РФ 

юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности – АО «Управление  отходами», г. Москва 

при участии в судебном заседании:
от Управления Ростехнадзора – Шухров В.Ю. доверенность от 09.01.2020,
от общества – ТомашенцеваМ.В. по доверенности от 10.01.2020,

 У С Т А Н О В И Л:

Средне-Поволжское управление Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд  Саратовской области с заявлением о привлечении АО «Управление отходами» к  административной ответственности по ч.6 ст.19.5 Кодекса об административных  правонарушениях Российской Федерации. 

Представитель административного органа поддержал заявление в полном объеме.

Представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве.  Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее. 

Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора на основании приказа № 2347-р от  27.05.2019 года в период с 27.06.2019 года по 24.07.2019 проведена проверка объекта  капитального строительства АО «Управление отходами» Системы коммунальной  инфраструктуры – системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых  отходов на территории Саратовской области, строящей из полигона твердых бытовых  отходов, мусороперерабатывающего комплекса и цеха биокомпостирования в Саратовской  области Энгельсского района. Мусороперерабатывающий комплекс и цех  биокомпостирования (II этап строительства) 2 очередь, расположенного по адресу: РФ,  Саратовская область, Энгельсский район, в районе железнодорожного переезда на 8-м  километре за предприятием «Кристалл». 

В ходе проверки выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте проверки № 07909-06-19-262 от 24.07.2019. На основании акта проверки АО «Управление отходами»  выдано предписание № 07-909-06-19-292/1 от 24.07.2019 об устранении выявленных 


нарушений. 

На основании распоряжения № 5572-р от 23.10.2019 года в период с 25.10.2019 года  по 31.10.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении застройщика –  Акционерного общества «Управление отходами», с целью контроля за выполнением  требований ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от  24.07.2019 года № 07-909-07-19-292/1, срок исполнения которого истекает 24.10.2019 года,  допущенных при строительстве объекта капитального строительства: «Система  коммунальной инфраструктуры – системы переработки и утилизации (захоронения) твердых  бытовых отходов на территории Саратовской области, строящей из полигона твердых  бытовых отходов, мусороперерабатывающего комплекса и цеха биокомпостирования в  Саратовской области Энгельсского района. Мусороперерабатывающий комплекс и цех  биокомпостирования (II этап строительства) 2 очередь», расположенного по адресу: РФ,  Саратовская область, Энгельсский район, в районе железнодорожного переезда на 8-м  километре за предприятием «Кристалл». 

В ходе проверки выявлено: невыполнение в установленный срок предписания № 07909-07-19-292/1 от 24.07.2019, выданного при проведении проверки на основании  распоряжения № 2347-р от 27.05.2019 года, в частности, Обществом не выполнены работы по  заполнению карты № 2 отходами с промежуточной изоляцией слоев до отметки 0.000 в  соответствии с требованиями проектной документации; не выполнены работы по  рекультивации (устройству временной изоляции) на поверхности склада ТБО карты № 1 в  соответствии с требованиями проектной документации; не выполнены работы по устройству  системы дегазации на карте № 1 в соответствии с требованиями проектной документации. 

В результате проведенной проверки был составлен акт проверки от 31.10.2019 года №  07-909-10-19-460-КП. Кроме того, в отношении Общества составлен протокол об  административном правонарушении в области строительства от 06.12.2019 года № 5572- р/909-205-Ю по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Средне-Поволжское управление Ростехнадзора  направило в Арбитражный суд Саратовской области указанный протокол и обратилось с  заявлением о привлечении к административной ответственности АО «Управление отходами»  за совершение административного правонарушения, предусмотренного 6 статьи 19.5 КоАП  РФ. 

Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в  материалах дела, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам. 

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении не может быть вынесено по истечении года со дня совершения  административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации  о градостроительной деятельности. 

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает,  имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения  лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении,  имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и  полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом  административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли  основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении  которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. 

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или  юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской 


Федерации об административных правонарушениях установлена административная  ответственность. 

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об  административном правонарушении, относятся, в частности, наличие (отсутствие) события и  состава административного правонарушения. 

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об  административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании  которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело,  устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения,  виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении,  иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями  потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также  показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2  статьи 26.2 КоАП РФ). 

Согласно п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административном  правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными  лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях,  достаточных данных, указывающих на наличие события административного  правонарушения. 

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после  выявления совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 28.5 КоАП РФ). 

Частью 2 статьи 28.5 КоАП РФ установлено, что в случае, если требуется  дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или  сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об  административном правонарушении, протокол об административном правонарушении  составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. 

Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного  предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора  федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц -  от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их  деятельности на срок до девяноста суток. 

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях,  совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,  предусмотренных частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов. 

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо,  осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию,  капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием  застройщика или заказчика (в случае осуществления указанных действий на основании  договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного  участка, требованиями технических регламентов. 

Судом установлено, что АО «Управление отходами» не выполнено предписание от №  07-909-07-19-292/1 от 24.07.2019, выданное на основании акта проверки, а именно:  Обществом не выполнены работы по заполнению карты № 2 отходами с промежуточной  изоляцией слоев до отметки 0.000 в соответствии с требованиями проектной документации;  не выполнены работы по рекультивации (устройству временной изоляции) на поверхности  склада ТБО карты № 1 в соответствии с требованиями проектной документации; не 


выполнены работы по устройству системы дегазации на карте № 1 в соответствии с  требованиями проектной документации. 

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. 

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении  административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом  или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или  юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная  ответственность. 

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими  обязательными признаками, как противоправность и виновность. 

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою  невиновность.  

Суд не находит нарушений процессуальных положений КоАП РФ в действиях  административного органа. 

Оснований для признания деяния общества малозначительным не имеется.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного  административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные  решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее  административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться  устным замечанием. 

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу  административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган,  рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является  малозначительным. 

Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об  административном правонарушении является правом суда. 

В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,  основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании  имеющихся в деле доказательств. 

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при  квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из  оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения  имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация  правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных  случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления  применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. 


По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна  соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с  угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом,  административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с  признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о  социальной опасности деяния. 

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности  деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающего на  государственный порядок правоотношений в сфере соблюдения в установленный срок  законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного  надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к  выводу о невозможности освобождения Общества от административной ответственности по  малозначительности административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ

Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены  положения статьи 2.9 КоАП РФ, положения о возможности объявления предупреждения  обществом не приведено и судом не установлено. 

То обстоятельство, что Управлением при составлении протокола не установлено  отягчающих административную ответственность обстоятельств, не имеет значения при  решении вопроса о малозначительности деяния и учитывается при определении размера  санкции. 

Суд считает возможным применить в данном случае низший предел ответственности,  предусмотренной санкцией части 6 статьи 19.5 Кодека Российской Федерации об  административных правонарушениях и наложить административный штраф в размере 50  000 рублей. 

Руководствуясь частью 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса  Российской Федерации, суд 

 Р Е Ш И Л :

Привлечь акционерное общество «Управление отходами», ОГРН 1117746488232 ИНН  4425727149, к административной ответственности по ч. 6 ст.19.5 КоАП РФ в виде штрафа в  размере 50 000 руб. 

Реквизиты для уплаты штрафа:

расчетный счет № 40101810822020012001 в отделении Самара, БИК 043601001,  Получатель: УФК по Самарской области (Средне-Поволжское управление Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), лицевой счёт   № 04421192740, ИНН/КПП получателя 6316007846/631201001, ОКТМО 36701000, код  бюджетной классификации (КБК) 49811607000016000140, наименование платежа:  административный штраф Ростехнадзора. 

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба. 

Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.181  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в  соответствии с п.п.4.1 п.4 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской  области, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по правилам, установленным  ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи  кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области. 

Судья Арбитражного суда


Саратовской области А.И. Михайлова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 22.08.2019 11:18:50

 Кому выдана Михайлова Арина Ишхановна