ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-3027/20 от 27.05.2020 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

01 июня 2020 года

Дело №А57-3027/2020

Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2020 года

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2020 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Антоновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания «Феникс», город Пенза

заинтересованные лица:

Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково

Административная комиссия Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково

об отмене постановления Административной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области от 04.02.2020

при участии:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 12.05.2020, диплом обозревался; ФИО2, по доверенности от 02.03.2020, диплом обозревался,

от Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области – ФИО3, по доверенности от 20.05.2020., диплом обозревался, специалист, проводивший проверку ФИО4, удостоверение обозревалось,

от Административной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области - ФИО5, о доверенности от 27.01.2020, диплом обозревался,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания «Феникс» (далее – ООО СК «Феникс») с вышеуказанным заявлением.

Представитель заявителя поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21.05.2020 по 27.05.2020 14 часов 10 минут, вынесено протокольное определение.

Дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 24.12.2019 в 16 часов 30 минут установлено, что ООО СК «Феникс» организовало несанкционированную свалку отходов при производстве работ по перевооружению теплоизоляции надземных трубопроводов на протяжении теплотрассы от заправочной станции Алегро-Х, расположенной по адресу: ул. Вокзальная, д.7/1 до здания по ул. Вокзальная, д. 111/2 г. Балаково, Саратовкой области, нарушив пункт 4.1.3 «Правил благоустройства территории муниципального образования г. Балаково». утвержденных решением Совета муниципального образовании город Балаково от 27.10.2017 №379. Факт совершения правонарушения подтверждается фотоматериалами.

Заведующим сектором муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог контрольного управления администрации Балаковского муниципального района ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 111900593 от 27.12.2019, действия ООО СК «Феникс» квалифицированы по части 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области № 104-ЗСО от 27.10.2017.

04.02.2020 Административной комиссией в составе: ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО СК «Феникс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО СК «Феникс» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области от 04.02.2020. В обоснование требований заявитель указывает, что правонарушение не доказано, административным органом были допущены процессуальные нарушения при привлечении Общества, протокол об административном правонарушении № 111900593 от 27.12.2019 был составлен в отсутствие законного представителя Общества, без его надлежащего извещения о составлении протокола.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В данном случае срок на обжалование обществом не пропущен.

По правилам статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ определяет, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области № 104-ЗСО от 27.10.2017 "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", организация несанкционированной свалки отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 8.2 указанного Закона несанкционированной свалкой отходов в части 4 настоящей статьи признается место нахождения отходов производства и потребления площадью более 2 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Под организацией несанкционированной свалки отходов в части 4 настоящей статьи понимается сброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.

Согласно статье 1 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Советом муниципального образования город Балаково Саратовской области принято решение от 27.10.2017 N 379 «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования город Балаково» (далее - Правила благоустройства).

Согласно п. 1.2 Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил благоустройства на территории города Саратова запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет произвести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории в соответствии с пунктом 4.1.1 настоящих Правил.

Согласно п. 4.1.1 Правил физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности земельных участков в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.

Таким образом, по ч. 4 ст. 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» подлежат ответственности лица, накопившие и разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

На основании Постановления Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24.09.2019г. № 3631 «Об определении перечня должностных лиц администрации муниципального района, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях на территории Балаковского муниципального района» ФИО4 – заведующий сектором муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог контрольного управления, является должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях на территории Балаковского муниципального района, предусмотренных статьями 1.1-1.10, 2.1-2.3, 2.5, 4.1-4.4, 7.1, ч.2, ч.4 ст.7.4, 8.2, 8.3, 9.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области».

24.12.2019 ФИО4 при выполнении своих должностных обязанностей и проведении инспектирования была обнаружена и зафиксирована несанкционированная свалка отходов на протяжении теплотрассы от заправочной станции Алегро-Х, расположенной по ул. Вокзальная. д.7/1 до здания по ул. Вокзальная, д. 111/2 г. Балаково, Саратовкой области.

Данный факт фиксировался при инспектировании на протяжении нескольких дней, в том числе 19.12.2019, 20.12.2019, 23.12.2019, 24.12.2019, что подтверждается представленными фотоматериалами.

По данному факту в рамках должностных обязанностей заведующего сектором муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог контрольного управления были сделаны соответствующие запросы.

Согласно ответу на запрос ПАО «Т Плюс» пояснил, что работы по замене изоляции на тепломагистралях по ул. Саратовское шоссе, ул. Вокзальная, ул. Факел Социализма, шоссе им. Академика Королева выполняются подрядной организацией Общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания «Феникс».

Указанное обстоятельство подтверждается договором подряда № 7700-FA050/02-010/0215-2019 от 21.10.2019 на выполнение строительно-монтажных работ между ПАО «Т Плюс» (Заказчик) и ООО СК «Феникс» (Подрядчик). Согласно Договору Подрядчик обязуется выполнить техническое перевооружение трубопроводов тепловых сетей города Балаково с заменой тепловой изоляции.

В приложении 1 к договору подряда Техническое задание на выполнение работ в пункте 10 прямо указано об обеспечении надлежащего содержания, уборки и вывоза мусора и отходов с места производства работ и прилегающей непосредственно к ней территории, что не было исполнено Обществом.

В ходе выполнения работ ООО СК «Феникс» допустило образование несанкционированной свалки отходов.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении ООО СК «Феникс» требований части 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29 июля 2009 года № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» - организация несанкционированной свалки отходов.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что общество не является субъектом административного правонарушения в связи с назначением лица, ответственного за производство работ на объекте. Несоблюдение действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей работниками юридического лица не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Довод общества о том, что им впоследствии был заключен дополнительный договор с ИП ФИО14 на транспортировку отходов, судом не принимается, так как данный договор заключен 14 января 2020 года, тогда как правонарушение зафиксировано в декабре 2019 года.

По факту обнаружения несанкционированной свалки отходов должностным лицом администрации Балаковского муниципального района, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях ФИО4 25.12.2019 составлено извещение № 02.6-16/36 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, согласно которому представителю ООО СК «Феникс» необходимо прибыть 27.12.2019 в 14 часов 30 минут для составления протокола.

Извещение № 02.6-16/36 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении было направлено по факсу 25.12.2019 в 09 час. 23 мин. по номеру 8 (8412) 23 50 50 0 (последняя цифра «0» - добавочная), что подтверждается отчетом об отправке с отметкой о результате направления факса «ОК».

Довод общества о том, что номер телефона/факса не принадлежит обществу опровергается сведениями о его телефонном/факс номере в официальных документах данного общества, в том числе в исковом заявлении при обращении в арбитражный суд, ходатайстве об отложении рассмотрения дела в суде от 20.03.2020 г. № 260, письме, адресованном в администрацию Балаковского МР от 04.02.2020 № 102.

Кроме того, в ходе судебного заседания с рабочего телефона был осуществлен набор на номер 8 (8412) 235050, где автоответчик (коммутатор) проинформировал, что для отправки факса необходимо дополнительно нажать «0» (ноль).

Следовательно, доводы Общества не подтверждены в ходе судебного заседания.

Таким образом, ООО СК «Феникс» надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

27.12.2019 в отсутствие представителя ООО СК «Феникс» Заведующим сектором муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог контрольного управления ФИО4 составлен протокол № 11900593 по части 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО.

В отношении процедуры извещения на рассмотрение дела представители общества подтвердили, что были извещены надлежащим образом, извещение было получено по почтовому адресу (адрес офиса).

Согласно Отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, извещение 31.12.2019 получено адресатом по почтовому адресу (адрес офиса).

Извещение, направленное по юридическому адресу, возвращено с отметкой «за истечением срока хранения».

04.02.2020 Административной комиссией вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО СК «Феникс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Таким образом, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, исчисляемый со дня обнаружения правонарушения, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном - правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В рассматриваемом случае судом установлено и материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО.

Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО.

Административным органом доказана вина в совершенном административного правонарушении.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, не имеется. Характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного организацией административного правонарушения.

Согласно части 4 статьи 8.2. Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" - Организация несанкционированной свалки отходов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Судом установлено, что минимальный размер санкции для юридических лиц составляет 50 000 рублей.

При назначении наказания административным органом в соответствии с частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО штраф был назначен в максимальном размере – 100 000 руб., при этом не указано, не описано и не обосновано назначение размера административного штрафа в максимальном размере. В постановлении не указаны обстоятельства, отягчающие ответственность. В тоже время, в постановлении указано, что административное правонарушение по данной статье совершено впервые.

Оснований для назначения наказания в столь значительном размере административным органом не приведено и не доказано.

Суд считает, что административный орган не обосновал причины назначения административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 № 104-ЗСО.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд пришел к выводу о необходимости изменения постановления и снижении назначенного заявителю размера административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи.

В остальной части требования общества удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановление Административной Комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области б/н от 04.02.2020 (протокол № 111900593 от 27.12.2019), вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью строительная компания «Феникс», изменить в части размера санкции, снизив размер штрафа до 50 000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Е.В. Антонова