ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-31078/20 от 15.12.2020 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

17 декабря 2020 года

Дело № А57-31078/2020

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2020 г.

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Т.И. Викленко, при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаджимурадовым Э.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управление Россельхознадзора по Саратовской области

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ

Заинтересованные лица:

Лицо, привлекаемое к административной ответственности – ИП глава КФХ ФИО1, ИНН <***>

при участии:

лица, участвующие в деле не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Россельхознадзора по Саратовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП глава КФХ ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Участники процесса извещены о времени и месте судебного заседание.

В порядке ч.4 ст.137 АПК РФ суд завершил предварительное заседание и перешел к рассмотрению спора по существу.

Дело рассмотрено по правилам гл.25 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что 2 ноября 2020 г. в 11 ч. 00 мин. при перевозке подсолнечника на реализацию автотранспортом из Саратовской области, Ртишевский район (грузоотправитель: ИП глава КФХ ФИО1.А.Н. (местонахождение): 412041 Саратовская область. <...> было обнаружено, что в ТТН № 19 от 15.10.2002 г. не указаны сведения о декларации соответствия.

Кроме того, в указанной ТТН не указаны: количество тонн, вес партии подсолнечника.

Таким  образом, Управлением Россельхознадзора по Саратовской области, при рассмотрении материала от 16.10.2020 № 10632 поступившего из ОМВД РФ по Ртишевскому району был установлен факт перевозки (выпуска в обращение) подсолнечника, в отношении которого количество тонн не указано ИП главой КФХ ФИО1.А.Н. с товаросопроводительными документами (ТТН от 15.10.2020 №19). Названная ТТН не содержит информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» и ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», тем самым не обеспечивает его прослеживаемость, информацию о назначении зерна, наличии в зерне генно-модифицированных организмов, остаточного содержания пестицидов, его сорт, класс, засоренность, влажность, зараженность и загрязненность вредителями и год урожая.

Названные обстоятельства являются нарушением ч.2 статьи 3 Правил выпуска в обращение, ч. 16 статьи 4 Требования безопасности Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» от 09.12.2011 г. 

По данному факту государственным инспектором ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № 009674/03-03 от 02 ноября 2020 г.

В связи с тем, что согласно абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 14.43 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, данный административный материал передаётся на рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

В порядке гл.25 АПК РФ административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд считает, что нашел свое подтверждение факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43. КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, части 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.43 КоАП РФ, составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

По смыслу положений КоАП РФ под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу этого закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст. 2 Закона N 184-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ТР ТС 015/2011 данный технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей, и устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.

Ст. 2 ТР ТС 015/2011 установлено, что под выпуском в обращение зерна понимается купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ТР ТС зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные данным техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.

Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

При выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, предназначенного для направления на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, оно сопровождается товаросопроводительными документами без информации о декларации (п. 2 ст. 3 ТР ТС 015/2011).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 ТР ТС 015/2011 оценка соответствия поставляемого зерна требованиям данного Технического регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.

В силу п. 1 ст. 7 ТР ТС 015/2011 зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, направляемое на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, не подлежит подтверждению соответствия.

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) (п. 3 ст. 7 ТР ТС 015/2011).

Из материалов дела видно, что семена подсолнечника перевозились без указания в ТТН сведений о декларации о соответствии таможенного союза.

02.11.2020 года в ходе проведения проверки ИП глава КФХ ФИО1 предоставил декларацию о соответствии, регистрационный номер декларации о соответствии: ЕАЭС N RU.HB56.56.22614/20 дата регистрации декларации о соответствии 19.10.2020 года, однако, в момент выявления правонарушения ТТН №19 от 15.10.2020 года не содержала сведений о декларации соответствия таможенного союза, тем самым ИП глава КФХ ФИО1 нарушил требования, установленные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности зерна».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ.

В рассматриваемом случае событие административного правонарушения доказано протоколом об административном правонарушении от 02.11.2020, иными материалами проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно Примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц.

Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.

Кроме того, статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Административным органом в рассматриваемом случае доказана вина предпринимателя в совершенном административного правонарушении, в подтверждение состава административного правонарушения в действиях предпринимателя представлены необходимые доказательства.

Таким образом, суд, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о виновном поведении привлекаемого к административной ответственности лица.

При назначении административного наказания суд учитывает следующее.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Принимая во внимание, что лицо, совершившее административное правонарушение имеет декларацию соответствия на спорную партию подсолнечника, угрозы жизни и здоровью названной реализаций не имеется, условия, предусмотренные ст.3.4 КоАП РФ, соблюдены, в связи с чем, суд считает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, на предупреждение в соответствии со ст. 3.4., 4.1.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя главу крестьянского фермерского хозяйства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...>, ИНН <***>, к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в виде предупреждения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с п.п.4.1 п.4 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области, в Арбитражный суд Поволжского округа по правилам, установленным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                            Т.И. Викленко