АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-3128/2011
Резолютивная часть решения оглашена «08» июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен «08» июня 2011 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Павловой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукьяновым М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области
к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Главному управлению Министерства внутренних дел внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов
третье лицо: ФИО1 Саратовской области
о взыскании имущественного ущерба в сумме 96288 рублей 40 копеек в пользу Государственного Учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2 по дов. № 09-260 от 27.01.2011 г.
от ответчика МВД РФ? ФИО3 по дов. от 03.02.2011 г. № 1д?57
от ГУВД Саратовской области? ФИО3 по дов.№1/15 34 от 04.12.2010г.
от 3-его лица – не явился, извещен уведомлением № 81151 .
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом Саратовской области рассматривается исковое заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области (далее по тексту УПРФ в Аркадакском районе)
к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации г. Москва (далее по тексту МВД РФ), Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области, г. Саратов (далее по тексту ГУ МВД России по Саратовской области) о взыскании имущественного ущерба в сумме 96288 рублей 40 копеек в пользу Государственного Учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области.
Третье лицо ? ФИО1 ( далее по тексту ФИО1).
Определением суда от 02.06.2011 г. было произведено процессуальное правопреемство в связи с переименованием Ответчика: ГУВД по Саратовской области в соответствии с Приказом № 289 от 27 апреля 2011 г. и Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 64 № 002671902 от 19 мая 2011 г. в Главное управление МВД России по Саратовской области (далее по тексту ГУ МВД России по Саратовской области).
Исковое заявление мотивировано неправомерной выдачей гражданину ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий, что повлекло для истца переплату гражданину ежемесячной денежной выплаты.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 02.06.2011 г. был объявлен перерыв до 11-30 08.06.2011 г. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Истец до объявления перерыва в заседании и после перерыва поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель Ответчиков, в судебном заседании и согласно представленному в материалы дела письменному отзыву, просит в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.
Дело рассматривается в порядке ст.ст. 152-169 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что 22.04.2005 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в Аркадакском районе Саратовской области с заявлением о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты. В подтверждение своего права ФИО1 представил удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № 709153, выданное ГУВД Саратовской области 27.012.2004 г.
В соответствии с п. 2.1. Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004г. № 294 , ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ФИО1 решением от 22.04.2005 г. назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) с 01.01.2005г. в размере 650,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг).
01.08.2005г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 419 размер ЕДВ ФИО1 с 01.08.2005 г. составил 689,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг).
Учитывая, что 15.09.2005 г. ФИО1 обратился в УПФР в Аркадакском районе Саратовской области с заявлением об отказе от набора социальных услуг на 2006г., то с 01.01.2006 г. размер ЕДВ ФИО1 составил 1166,00 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2006 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 165 размер ЕДВ ФИО1 составил 1265,11 руб.( с учетом стоимости набора социальных услуг).
Учитывая, что 23.08.2006 г. ФИО1 обратился в УПРФ в Аркадакском районе Саратовской области с заявлением об отказе от набора социальных услуг, то с 01.01.2007 г. размер ЕДВ ФИО1 составил 1359,99 руб. ( с учетом стоимости набора социальных услуг).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007 г. № 181 размер ЕДВ ФИО1 с 01.04.2007 г. составил 1359,99 руб. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 01.03.2008 г. № 18-ФЗ) размер ЕДВ ФИО1 с 01.04.2008 г. составил 1476,00 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 14.07.2008 г. № 110-ФЗ) размер ЕДВ ФИО1 с 01.07.2008 г. составил 1503,00 рубля (с учетом стоимости набора социальных услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 28.04.2009 г. № 72-ФЗ) размер ЕДВ ФИО1 с 01.04.2009г. составил 1699,00 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2010 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2010г. № 169 размер ЕДВ ФИО1 составил 1838,90 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
17.11.2010 г. в адрес УПФР в Аркадакском районе Саратовской области поступило уведомление ГУВД по Саратовской области от 12.11.2010 г. №15/3-2164, в котором было сообщено, что удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № 709153, выданное 27.12.2004 г. на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признано неправомерно выданным и подлежит снятию с учета.
На основании уведомления выплата ЕДВ ФИО1 с 01.12.2010г. была прекращена.
Таким образом, размер излишне выплаченных сумм ЕДВ, на основании неправомерно выданного ГУВД Саратовской области удостоверения составил 96288 рублей 40 копеек.
Истец представил суду доказательства перечисления денежных средств ФИО1- заявление ФИО1 о назначении ЕДВ с указанием номера расчетного счета на перечисление денежных средств; справку о выплаченных суммах за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2010г.; Реестр на снятие по причине окончания выплаты; Справку Дополнительного офиса № 3998/060 Ртищевского отделения № 3998 ОАО «Сбербанк» о принадлежности расчетных счетов ФИО1; Реестр счетов по вкладам, по которым в течение 6 месяцев не было обращения за пенсией.
В связи с тем, что УПФР в Аркадакском районе Саратовской области произвело назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной законодательством формы, который впоследствии был признан ГУВД Саратовской области неправомерно выданным, то, как считает истец, Управлению ПФ РФ в Аркадакском районе Саратовской области причинен материальный ущерб в размере 96288,40 руб., который в свою очередь, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, должен быть возмещен в полном объеме.
16.02.2011г., в адрес МВД РФ ( за № 09-471), ГУВД по Саратовской области( за № 09-470) направлялись претензии с предложением погасить в кратчайшие сроки образовавшуюся сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты по вине ГУВД по Саратовской области.
Полученные ответчиками претензии были оставлены без ответа и удовлетворения.
По состоянию на 14.03.2011г. сумма сложившейся переплаты не погашена.
В судебном заседании стороны также не представили суду доказательств возмещения ущерба в сумме 96288,40 руб.
Поскольку истцом не были получены денежные средства, УПФР в Аркадакском районе Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующими исковыми требованиями.
Суд, изучив материалы дела, в том числе отзыв на исковое заявление, заслушав в судебном заседании представителей сторон, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №119-ФЗ от 29.12.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») часть льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации в отношении определенных категорий граждан, с 01.01.2005г. заменяется ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ).
В соответствии с п.п. 4 п. 1 и п. 6 ст. 23.1. Федерального закона «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1- 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004г. № 294 в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В соответствии с п. 17 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1- 4 пункта 1 статьи 3 Закона от 12 января 1995г., принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. № 59-27. В соответствии с п. 8 Порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
В соответствии с п. 2.1. Порядка в том случае, если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005г. отсутствовали, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании заявления ФИО1 о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты от 22.04.2005 г. и выданного ГУВД Саратовской области 27.12.2004 года удостоверения «Ветеран боевых действий» серии РМ № 709153, ФИО1 с 01.01.2005г. была назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах».
Представленное ФИО1 удостоверение соответствовало форме бланка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003г. №7 63 для категории граждан-ветеранов боевых действий. Таким образом, при назначении ЕДВ у истца не возникло сомнений в обоснованности выдачи удостоверения.
В соответствии с п. 2.1. Порядка, ст. 23.1. Федерального закона «О ветеранах», ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ ФИО1 решением от 22.04.2005 г. была назначена ежемесячная денежная выплата с 01.01.2005 г. в размере 650,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг) пожизненно.
Согласно пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004г. № 282, основанием для выдачи удостоверения сотрудникам, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контр - террористических операций на территории Северо- Кавказского региона с августа 1999 года является факт выполнения ими задач в ходе контр -террористических операций на территории Северо- Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65 на основании приказа командующего Объединенной группировкой (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ о производстве дополнительных выплат за каждый день фактического участия в боевых операциях, который, также, подтверждает факт участия сотрудника в контр террористической операции (КТО). Таким образом, сам факт нахождения в служебной командировке на территории Северо - Кавказского региона основанием к выдаче удостоверения не является.
ГУВД по Саратовской области проведена служебная проверка по факту выдачи удостоверения «ветеран боевых действий», в ходе которой установлено, что приказы о выполнении ФИО1 задач в ходе контр - террористических операций на территории Северо- Кавказского региона отсутствуют. Другие данные о фактическом его участии в контр- террористических операциях также отсутствуют.
Таким образом, удостоверение «Ветеран боевых действий» ФИО1 было выдано необоснованно.
17.11.2010 года в адрес УПФ РФ поступило уведомление ГУВД по Саратовской области №15/3-2165 от 12.11.2010 года о том, что удостоверение «Ветеран боевых действий» серии РМ № 7709153 выданное ГУВД Саратовской области 27.12.2004 года ФИО1 , признано неправомерно выданным и подлежит снятию с учета.
Учитывая изложенное, истцом произведена оплата ЕДВ, на основании неправомерно выданного ГУ МВД России по Саратовской области удостоверения, что в сумме составило 96288,40 руб.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».
При предъявлении требования о возмещении убытков, должны быть доказаны:
- факт причинения убытков;
- наличие вины в причинении вреда;
- причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности, в виде возмещения вреда, и причиненными убытками;
- размер убытков.
Наличие подлежащих возмещению убытков должно быть доказано лицом, предъявляющим требования об их возмещении. Возмещению подлежат убытки, явившиеся непосредственным и неизбежным следствием нарушения должником обязательства или причинения вреда.
Применение гражданско-правовой ответственности лица в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных в законе (причинение убытков, виновные действия причинителя вреда, причинная связь между виновными действиями причинителя вреда и причиненными убытками). Удовлетворение исковых требований о возмещении убытков возможно лишь при доказанности совокупности всех указанных выше фактов.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 г. № 6/8 разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Учитывая, что УПФР в Аркадакском районе Саратовской области произвело назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной законодательством формы, который впоследствии был признан ГУ МВД России по Саратовской области неправомерно выданным, то, налицо, причинение Управлению ПФР в Аркадакском районе Саратовской области материального вреда в размере 96288,40 руб., который в свою очередь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации должен быть возмещен в полном объеме.
При рассмотрении дела суд руководствуется разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которым «на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов».
Согласно п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно приложению № 6 к Федеральному закону от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к территориальным органам внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования о взыскании имущественного ущерба в сумме 96288,40 руб. в пользу Государственного Учреждения-Управления Пенсионного фонда в Аркадакском районе Саратовской области подлежат удовлетворению в полном объеме с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Сумма ущерба взыскивается в соответствии с заявленными Истцом исковыми требованиями.
В удовлетворении исковых требований к ГУ МВД России по Саратовской области следует отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Аркадакском районе Саратовской области имущественный ущерб в размере 96288 руб. 40 коп.
В удовлетворении требований предъявленных к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 267?260, 273?277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Н.В. Павлова