ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-31372/19 от 12.03.2020 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

19 марта 2020 года

Дело № А57-31372/2019

Резолютивная часть решения оглашена 12 марта 2020 года 

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2020 года 

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаджимурадовым Э.А., рассмотрев дело по заявлению ООО «Частное охранное предприятие агентство «ЛУКОМ-А-Нефтехим», ИНН <***>,

о признании недействительным представления прокуратуры Октябрьского района г. Саратова об устранении нарушений действующего законодательства РФ от 27.11.2019 № 30-2019

Заинтересованные лица:

Прокуратура Октябрьского района г. Саратова,

Прокуратура Саратовской области,

Управление Росгвардии по Саратовской области,

ООО «Саратоворгсинтез»,

Средне-Поволжское управление Ростехнадзора,

при участии в заседании:

от истца - ФИО1, на основании доверенности от 05.12.2019 г.,

ООО «Саратоворгсинтез» -  ФИО2 на основании доверенности от 05.12.2019 г., 

от Прокуратуры Саратовской области – ФИО3, на основании удостоверения; ФИО4, по доверенности от 03.02.2020 г., ФИО5 по удостоверению,

от Управления Росгвардии по Саратовской области – ФИО6 по удостоверению,

Средне-Поволжское управление Ростехнадзора – ФИО7, доверенность от 09.01.2020 года.

иные лица не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Частное охранное предприятие агентство «ЛУКОМ-А-Нефтехим» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с вышеуказанным  заявлением.

Представители Прокуратуры, Росгвардии заявленные требования оспорили по основаниям, изложенным в отзывах.

В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 10.03.2020 г., 14 час. 15 мин., до 12.03.2020 г., до 11 час. 00 мин., после которого рассмотрение дела продолжено.

Дело рассмотрено судом по существу заявленных требований на основании представленных доказательств, по правилам гл.24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в прокуратуру района из прокуратуры Саратовской области поступила информация Управления ФС войск национальной гвардии РФ по Саратовской области по вопросу нарушения частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности ООО ЧОП «Агентство «Луком -А - Нефтехим».

05.11.2019 года на основании решения №60 от 05.11.2019 года прокуратурой района совместно со специалистами Управления ФС войск национальной гвардии РФ по Саратовской области была проведена проверка и выявлены нарушения п. 13 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" объекты микробиологической промышленности,          противочумные          учреждения,          осуществляющие эпидемиологический и микробиологический надзор за особо опасными инфекциями, объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.

По результатам проверки в адрес ООО ЧОП «Агентство «ФИО8 - А - Нефтехим» вынесено представление от 27.11.2019 г. № 30-2019 об устранении нарушений действующего законодательства РФ.

Не согласившись с представлением, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Саратовской области.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд  пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.  

Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из смысла указанных норм права усматривается, что для признания ненормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: не соответствие этого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим ненормативным актом прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.

Положениями пункта 1 статьи 21, пункта 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

С учетом правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 г. N 2-П, в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В представлении об устранении нарушений действующего законодательства РФ от 27.11.2019 № 30-2019 прокуратура Октябрьского района г. Саратова установила следующее.

ООО "Агентство "Луком - А - Нефтехим" оказывает охранные услуги ООО "Саратоворгсинтез" на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности № 041836 от 30.12.2016 г., договора № 20/110 от 28.12.2005 г. на оказание охранных услуг ООО "Саратоворгсинтез".

Проверкой установлено, что согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов от 18.07.2018 №А51-00411 ООО «Саратоворгсинтез» является опасным производственным объектом.

В материалы дела представлен паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ООО «Саратоворгсинтез» 2017г.

Пунктом 11 раздела 1 Паспорта обозначены сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте:

1. Пожаро- и взрывоопасные вещества и материалы:

- тип НАК, класс опасности А;

- тип НАК, класс опасности А;

- тип Пропилен, класс опасности А;

- тип Ацетонитрил, класс опасности А;

- тип Синильная кислота, тип опасности А;

- тип Уксусная кислота, тип опасности А.

2. Химически и биологически опасные вещества и материалы:

- тип Синильная кислота, класс опасности I;

- тип Хлор, класс опасности II;

- тип НАК, класс опасности II;

- тип Аммиак, класс опасности IV.

3. Токсичные, наркотические, психотропные вещества, сильнодействующие яды и препараты:

- тип метанол, класс опасности III;

- тип ангидрид уксусной кислоты, класс опасности III;

- тип ацетон, класс опасности IV;

- тип соляная кислота, класс опасности II;

- тип  серная кислота, класс опасности II;

- тип уксусная кислота, класс опасности III.

В пункте 1 раздела 2 паспорта, приведен перечень потенциально опасных участков объекта (Цеха, шламонакопители):

- получение нитрила акриловой кислоты (НАК). Характер ЧС – выброс продукта…;

- получение цианистого натрия. Характер ЧС – выброс продукта…;

- прием, хранение и передача в цеха потребители сырья и продуктов. Отгрузка готовой продукции. Характер ЧС – выброс продукта…;

- хранение и испарение хлора. Характер ЧС – выброс продукта…;

- хранение отходов. Характер ЧС – загрязнение окружающей среды.

Помимо того, что ООО "Саратоворгсинтез" является опасным производственным объектом, данное общество является и объектом по обороту наркотических, токсичных, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.

Так, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Саратоворгсинтез» является производство прочих основных органических химических веществ, дополнительным - производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах, прочих химических продуктов, химических волокон и пр.

Согласно данным ЕГРЮЛ ООО «Саратоворгсинтез» выданы лицензии, в т.ч.: 

- на культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ (включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ);

- оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений.

Пункт 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" разрешает предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 этого закона, в силу которой частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране (приложение N 1 к Постановлению).

В соответствии с пунктом 13 указанного Перечня частная охранная деятельность не распространяется на объекты микробиологической промышленности, противочумные учреждения, осуществляющие эпидемиологический и микробиологический надзор за особо опасными инфекциями, объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации наркотических, токсических, психотропных, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей.

Закрепив приведенные нормы, законодатель ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству РФ право определения объектов, услуги по охране которых эти организации оказывать не могут.

В соответствии с пунктом 8(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности", утв. постановлением Правительства РФ №  498 от 23.06.2011 г. грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности являются: охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется.

В данном случае прокуратура правомерно установила, что ООО «Саратоворгсинтез» имеет объекты по обороту токсических, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей, указанные в п. 13 перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

Таким образом, применительно к объектам топливно-энергетического комплекса пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ подлежит применению в совокупности и взаимосвязи с нормами Закона о частной детективной и охранной деятельности и Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587, которые в целях защиты в общественно значимых интересов устанавливают ограничения в выборе охранных организаций применительно к отдельным видам охраняемых объектов, в частности, устанавливают запрет на привлечение частных охранных организаций к осуществлению охраны объектов.

С учетом изложенного, оценив представленные в ходе проверки документы, подтверждающие, что  ООО "Агентство "Луком - А - Нефтехим" оказывает охранные услуги ООО "Саратоворгсинтез" на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности № 041836 от 30.12.2016 г., договора № 20/110 от 28.12.2005 г. на оказание охранных услуг ООО "Саратоворгсинтез", а также то, что ООО "Саратоворгсинтез" является не только опасным производственным объектом, но и имеет объекты по обороту токсических, сильнодействующих и химически опасных веществ и препаратов и их смесей, указанные в п. 13 перечня объектов, следовательно, на которые частная охранная деятельность не распространяется, Прокуратура Октябрьского района г. Саратова правомерно  установила в действиях ООО "Агентство "Луком - А - Нефтехим" по охране производственного объекта ООО "Саратоворгсинтез" грубые нарушения лицензионных требований в соответствии с п.8 (1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности", утв. постановлением Правительства РФ №  498 от 23.06.2011 г.

С учетом изложенного, оспариваемое представление прокураты Октябрьского района г. Саратова № 30-2019 от 27.11.2019 г. с требованием - безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению подобных нарушений впредь... - соответствует требованиям приведенного выше законодательства и полномочиям прокуратуры, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оснований для признания оспариваемого представления недействительным в порядке ст.201 АПК РФ у суда не имеется, заявленные ООО "Частное охранное предприятие Агентство "Луком - А - Нефтехим" требования удовлетворению не подлежат.

При рассмотрении настоящего дела учтена практика рассмотрения дела со схожими обстоятельствами, изложенная в постановлении АС ПО от 03.03.2020 г. по делу № А57-1533/2020.

Руководствуясь статями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных ООО Агентства «Луком-А-Нефтехим» о признании недействительным представления прокуратуры Октябрьского района г. Саратова об устранении нарушений действующего законодательства РФ от 27.11.2019 № 30-2019 – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-259 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-276 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                            Т.И. Викленко