ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-31904/2017 от 13.06.2018 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

20 июня 2018 года

Дело №А57-31904/2017

Резолютивная часть решения оглашена 13 июня 2018 года

Полный текст решения изготовлен 20 июня 2018 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.Ю. Тарасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.М. Васяниной, с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, р.п. Ртищево, Саратовская обл.,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,

о признании факта прекращения существования объекта недвижимости – сооружение железобетонная яма для гашения извести, по адресу: г. Ртищево, ул. Образцова, 2а, кадастровый номер 64:47:021219:19, ранее расположенного в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 64:47:021219:3 и снятии с государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости,

Третье лицо: Кудасова Тамара Николаевна (Саратовская область, г.Ртищево, ул.Российская, д.12),

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – Латонова Н.С., по доверенности от 01.11.2017 г.,

от ответчика – Морозов О.А., по доверенности от 09.01.2018 г.

от третьего лица – Медведева Н.Г., по доверенности от 04.04.2018 г.,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области 22.12.2017 г. обратилась Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, р.п. Ртищево с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области снять с государственного кадастрового учета объекта недвижимости – сооружение железобетонная яма для гашения извести, по адресу: г. Ртищево, ул. Образцова, 2а, кадастровый номер 64:47:021219:19, ранее расположенного в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 64:47:021219:3 в связи с прекращением существования указанного объекта.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.01.2018 г. по делу №А57-31904/2017 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 06.03.2018 г. по делу №А57-31904/2017 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, назначено судебное заседание по рассмотрению исковых требований.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отводов суду не заявлено.

В судебном заседании присутствуют представители истца, ответчика и третьего лица.

От Кудасовой Т.Н. в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие при участии представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено. Согласно представленному ходатайству Кудасова Т.Н. не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве, указав, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию истца.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании был объявлен перерыв с 05.06.2018 г. по 13.06.2018 г. до 14 час. 20 мин., о чем было вынесено протокольное определение. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 99 «О процессуальных сроках», размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей истца и ответчика. Позиция сторон после перерыва в судебном заседании не изменилась.

Дело рассматривается в порядке статей 153-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявлений в соответствии со статьями 24, 47, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципу состязательности сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Исковые требования мотивированы следующим.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на государственном кадастровом учете значится объект недвижимости: железобетонная яма для гашения извести, кадастровый № 64:47:021219:19. Статус объекта - учтенный, дата постановки на кадастровый учет - 30.03.2016 г., тип -иные сооружения производственного назначения, железобетонная яма для гашения извести, завершение строительства - 1980 г. Данные в ЕГРН о правообладателе отсутствуют. Сведения из Росреестра подтверждаются выпиской из ЕГРН от 18.12.2017 г. № 64/001/002/2017-692377. Указанный объект недвижимости (железобетонная яма) расположен на земельном участке, площадью 7140,5 кв.м. по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Образцова, № 2. Данный земельный участок относится к объектам недвижимости, государственная собственность на который не разграничена, ограничения в правах отсутствуют, разрешенное использование земельного участка: объекты производственной деятельности IV класса опасности по Сан Пин, относящиеся к строительной промышленности, категория земель: земли населенный пунктов.

14.07.2017 г. администрация Ртищевского муниципального района сообщила Управлению Росреестра по Саратовской области, что в связи с ветхим состоянием сооружения - железобетонной ямы для гашения извести с кадастровым номером 64:47:021219:192, находящегося по ул. Образцова, д. 2 в г. Ртищево, признание его бесхозяйным считается нецелесообразным. Данный объект демонтирован и засыпан.

17.07.2017 г. администрация Ртищевского муниципального района обратилась к кадастровому инженеру Хлусову А.В. с заявлением о подготовке акта обследования сооружения-железобетонной ямы для гашения извести.

19.07.2017 г. кадастровым инженером Хлусовым А.В. составлен акт обследования, согласно которому в результате выполнения кадастровых работ -визуального осмотра местонахождения сооружения и с учетом имеющихся кадастровых сведений об объекте недвижимости установлено, что объект недвижимости (сооружение) прекратил свое существование в результате демонтирования и был засыпан.Объект недвижимости (сооружение) железобетонная яма для гашения извести с кадастровым номером 64:47:021219:192, располагалась в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 64:47:021219:3.

26.07.2017 г. представитель администрации Ртищевского муниципального района обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета сооружения -железобетонной ямы.

Однако, 31.07.2017 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области приостановило осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимости в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости право на объект не зарегистрировано и предложено представить документы, подтверждающие наличие, возникновения права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 64:47:021219:192.

Вместе с тем, как указал истец, Ртищевский районный суд Саратовской области по делу № 2-898(1)/2016 от 25.08.2016 г. по иску Кудасовой Т.Н. к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании договора купли-продажи заключенным, признании права собственности на объект недвижимости установил, что сооружение железобетонная яма по адресу: ул. Образцова, 2а, г. Ртищево, является самовольной постройкойи право собственности умершего В.И Грекова на него не могло возникнуть в силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).

Поскольку наличие в ЕГРН записи об объекте, прекратившим свое существование, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права муниципального образования и третьих лиц на распоряжение земельным участком, на котором ранее располагался объект, администрация Ртищевского муниципального района обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Возражая против удовлетворения исковых требований, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области указало, что является ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку не нарушает права и законные интересы истца. Кроме того, как указывает ответчик, на государственный кадастровый учет объект недвижимости - железобетонная яма для гашения извести, кадастровый номер 64:47:021219:192, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 64:47:021219:3, поставлен 27.04.2016 Сусловым А.С. Таким образом, принятый по делу судебный акт может затронуть права и законные интересы третьих лиц.

При оценке приведенных доводов и представленных суду документов, суд исходит из следующих норм материального и процессуального права и обстоятельств дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.12.2017 г. №64/001/002/2017-692377 на государственном кадастровом учете находится объект недвижимости – сооружение – железобетонная яма для гашения извести с кадастровым номером 64:47:021219:192, расположенное по адресу: Саратовская обл., г. Ртищево, ул. Образцова, 2а. Согласно сведения, указанным в выписке, данные о правообладателе объекта недвижимости отсутствуют.

Спорное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером 64:47:021219:3 площадью 7140 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов. Государственная собственность на данный земельный участок не разграничена.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок в чьей-либо собственности не находится.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом (ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

Таким образом, Администрация Ртищевского муниципального района является уполномоченным органом по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 64:47:021219:3.

Из части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2017г., следует, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким органом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009г. № 457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в связи с чем, на момент рассмотрения спора надлежащим ответчиком по иску является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

14.07.2017 г. Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области письмом №436 сообщила Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о том, что в связи с ветхим состоянием сооружения – железобетонная яма для гашения извести с кадастровым номером 64:47:021219:192, находящегося по ул. Образцова, д. 2 в г. Ртищево, признание объекта бесхозяйным считает нецелесообразным, данный объект демонтирован и засыпан.

С целью подтверждения факта прекращения существования спорного объекта недвижимости, администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области 17.07.2017 г. обратилась к кадастровому инженеру Хлусову А.В.

Согласно представленному в материалы дела акту обследования сооружения с кадастровым номером 64:47:021219:192 от 19.07.2017 г., сооружение – железобетонная яма для гашения извести с кадастровым номером 64:47:021219:192, расположенное по адресу: Саратовская обл., г. Ртищево, ул. Образцова, 2а, прекратило свое существование в результате демонтирования и было засыпано.

Таким образом, истец доказывает отсутствие спорного объекта недвижимости: сооружение – железобетонная яма для гашения извести с кадастровым номером 64:47:021219:192, по адресу: Саратовская обл., г. Ртищево, ул. Образцова, 2а,

На основании подготовленного акта обследования Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о снятии с кадастрового учета сооружения – железобетонной ямы для гашения извести с кадастровым номером 64:47:021219:192, в связи с прекращением его существования.

Однако, уведомлением от 31.07.2017 г. №64-0-1-213/3001/2017-71 осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета приостановлено, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации. Как указано в уведомлении, для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 64:47:021219:192 в связи с прекращением его существования, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Образцова, 2а, необходимо представить в орган регистрации документы, подтверждающие наличие, возникновение права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 64:47:021219:192.

19.09.2017 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области сообщило о прекращении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости на основании заявления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Как установлено судом, в настоящее время в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – железобетонная яма для гашения извести с кадастровым номером 64:47:021219:192, расположенная по адресу: Саратовская обл., ул. Образцова, 2а.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРП, с приложением документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных частью 2 статьи 14 Закона.

Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).

Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 №861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» (далее - Приказ N 861) установлено, что акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.

Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861).

По общему правилу, закрепленному в статье 14 Закона №218-ФЗ с учетом положений Приказа №861, документом, подтверждающим прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости, является акт обследования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1,25 - 30 части 2 статьи 7 недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.

Таким образом, учтенное в соответствии с Законом о кадастре сооружение является объектом гражданского оборота до момента снятия его с кадастрового учета и может быть обременено в установленном законом порядке правами и обязанностями заинтересованных лиц.

Как следует из отзыва ответчика, по состоянию на 28.04.2018 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеются сведения:

-о государственной регистрации права собственности Ртищевского муниципального района Саратовской области на земельный участок с кадастровым номером 64:47:021219:3, площадью 7140,5 кв.м., назначение -земли населенных пунктов (поселений), разрешенное использование -объекты производственной деятельности IV класса опасности по СанПин, относящихся к строительной промышленности, расположенного по адресу: г. Ртищево, ул. Образцова, д. 2 а.;

-о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде аренды на данный земельный участок с кадастровым номером 64:47:021219:3 на основании договора аренды, заключенного между администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области и ЗАО «Саратовгражданремстрой» (рег. № 64-01/30-1544/2004-162 от 25.11.2004 г., статус записи - «погашенная»);

- о государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) в виде аренды на данный земельный участок с кадастровым номером 64:47:021219:3 на основании договора аренды, заключенного между администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области и ЗАО «Саратовгражданремстрой» (рег. № 64-01/30-1544/2004-162 от 18.11.2015 г.).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона о регистрации № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственниказдания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

26.07.2017 в Управление обратилась администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 64:47:021219:192 в связи с прекращением его существования, однако, осуществление регистрационных действий было приостановлено.

Согласно пункту 12 статьи 29 Закона о регистрации № 218-ФЗ, приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Из приведенного положения Федерального закона следует, что возложение обязанности осуществить снятие объекта недвижимости с государственного кадастрового учета возможно только в случае неправомерного отказа или уклонения регистрирующего органа от проведения регистрационных действий.

По мнению ответчика, возложение обязанности на Управление, которое не нарушало прав истца, осуществить действия по снятию с кадастрового учета, противоречат нормам действующего законодательства.

Данные доводы судом отклоняются как несостоятельные ввиду следующего.

В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное гражданское право подлежит судебной защите.

Согласно пункту 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе сам избрать способ защиты нарушенных прав.

Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска является правом истца, который в соответствии с пунктами 4, 5 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации формулирует в исковом заявлении исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), и фактическое обоснование заявленного требования - обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования (основание иска).

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным
законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.Государственный кадастр недвижимости являетсяфедеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно части 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ («О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 8 Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

Основным назначением государственного кадастра недвижимости является отражение в кадастре достоверных сведений о находящихся на территории Российской Федерации объектах недвижимости.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,
незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные
полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них
какие-либообязанности,создаютиныепрепятствиядля осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,обязанностьдоказываниясоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ртищевского районного суда Саратовской области от 25.08.2016 г. по делу №2-898(1)/2016 по иску Кудасовой Т.Н. к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании договора купли-продажи заключенным, признании права собственности на объект недвижимости установлено, что возведение спорного сооружения произведено при наличии разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом местного самоуправления. Однако, учитывая, что сооружение спорной постройки произведено на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этих целей, доказательства наличия у умершего правообладателя каких-либо прав на земельный участок суду не представлены, суд пришел к выводу, что сооружение железобетонная яма по адресу: ул. Образцова, 2а, г. Ртищево, является самовольной постройкойи право собственности умершего В.И Грекова на него не могло возникнуть в силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Обязательность судебного решения, вступившего в законную силу, предполагает обязательность каждой из его составных частей.

В мотивировочной части решения Ртищевского районного суда Саратовской области от 25.08.2016 г. судом установлено, что спорное сооружение является самовольной постройкой, в связи с чем право собственности на него зарегистрировано не может быть.

Таким образом, данного решения и акта обследования достаточно для исключения сведений о сооружении, прекратившем свое существование, из государственного кадастра недвижимости. Требование иных документов, в данном случае является излишним.

Суд учитывает, что фактически Управление Росреестра не имеет иных оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о сооружении с кадастровым номером 64:47:021219:192, а Администрация не имеет иных способов защиты нарушенного права, кроме обращения в арбитражный суд с иском о снятии с кадастрового учета спорного объекта недвижимости.

Органы государственной регистрации, кадастрового учета и регистрационные процедуры созданы для гражданского оборота, для обеспечения его функционирования, прозрачности, защиты прав и свобод участников такого оборота, а не для создания формальных препятствий для реализации прав субъектов гражданского оборота.

Суд приходит к выводу, что заявленный способ защиты соответствует целям восстановления нарушенных прав истца.

Учитывая данное обстоятельство, принимая во внимание положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суд считает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости сооружение железобетонная яма для гашения извести по адресу: ул. Образцова, 2а, г. Ртищево кадастровый № 64:47:021219:192, ранее расположенного в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 64:47:021219:3.

Данный вывод основан судом на представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательствах, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости сооружение железобетонная яма для гашения извести по адресу: ул. Образцова, 2а, г. Ртищево кадастровый № 64:47:021219:192, ранее расположенного в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 64:47:021219:3.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения через арбитражный суд Саратовской области.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru и в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.

Судья арбитражного суда

Саратовской области А.Ю.Тарасова