ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-3278/08 от 04.06.2008 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Саратов Дело № А-57-3278/08-9

11 июня 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2008 года, полный текст решения изготовлен 11 июня 2008 года.

Судья Арбитражного суда Саратовской области А.В. Калинина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С. Н. Сероштановой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «БаРС и К» (г. Саратов),

к Министерству экономического развития и торговли Саратовской области (г.Саратов),

об отмене предписания Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 10.10.2007года регистрационный номер 000210 и признаниинедействительным приказа № 1126 от 09.11.2007 года Министерства экономического развития и торговли Саратовской области «О приостановлении действия лицензии ООО «БаРС и К»,

при участии:

представителя заявителя – ФИО1 (доверенность б/н от 14.01.2008 года сроком на 1 год), директор ФИО2,

представителя заинтересованного лица – ФИО3 (копия доверенности в деле),

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «БаРС и К» с заявлением к Министерству экономического развития и торговли Саратовской области об отмене предписания регистрационный номер 000210 от 10 октября 2007 года Министерства экономического развития и торговли Саратовской области на устранение нарушений условий действия лицензии ООО «БаРС и К» и с заявлением к Министерству экономического развития и торговли Саратовской области о признании недействительным приказа № 1126 от 09.11.2007 года Министерства экономического развития и торговли Саратовской области «О приостановлении действия лицензии ООО «БаРС и К».

Определением суда по настоящему делу от 26 марта 2008 года по ходатайству заявителя оба дела были объединены в одно производство с присвоением им номера №А57-3278/08-9.

Как следует из материалов дела, ООО «БаРС и К» осуществляет деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции на основании лицензии серии С№002692 регистрационный номер 4007127 от 13 апреля 2007 года сроком действия до 12 апреля 2012 года.

Министерством экономического развития и торговли Саратовской области 10 октября 2007 года на основании приказа № 995 от 05 октября 2007 года проведена проверка ООО «БаРС и К» по вопросу соблюдения последним условий действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (том 1 л. д. 34).

По итогам проверки 10 октября 2007 года составлен акт № 000333 проверки соблюдения условий действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в котором отражено, что ООО «БаРС и К» не выполняются условия действия лицензии при розничной продаже алкогольной продукции, а именно: отсутствие на момент проверки охранной сигнализации; прибора определения подлинности акцизных марок (прибор находится в сейфе, в недоступном для покупателя месте); при визуальном осмотре площадь торгового и складского помещений не составляет 50,0 кв.м. Кроме того, в акте отмечено, что товаровед ФИО1 оказала препятствие в проведении проверки по соблюдению условий действия лицензии на алкогольную продукцию (том 1 л. д. 35).

ООО «БаРС и К» выдано предписание № 000210 от 10.10.2007 года на устранение нарушений условий действия лицензии, которым предписывалось принять меры к устранению допущенных нарушений, выявленных на торговых и складских помещениях, расположенных по адресу: <...>, магазин в срок, не превышающий 10 (десяти) дней со дня получения указанного предписания (том 1 л. д. 36).

Согласно приказу Министерства экономического развития и торговли Саратовской области № 1067 от 25.10.2007 года о проведении внеплановой проверки, 26 октября 2007 года проведена внеплановая проверка ООО «БаРС и К» по вопросу соблюдения предписания об устранении нарушений, выявленных в результате плановой проверки соблюдения условий действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, место нахождения торгового и складского помещений- <...>, магазин, по итогам которой составлен акт проверки соблюдения условий действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 26.10.2007 года, регистрационный номер 000361. В акте отражено, что «на момент проверки исполняющая обязанности директора ФИО1 отказалась от подписи в приказе после ознакомления с ним. ФИО1 заявила, что не допустит к проверке сотрудников управления по контролю за оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. От подписи в настоящем акте отказалась» (том 1 л. <...>).

Приказом Министерства экономического развития и торговли Саратовской области № 1126 от 09.11.2007 года приостановлено с 12 ноября 2007 года до вступления решения суда в законную силу действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, серии С№002692 регистрационный номер 4007127 от 13 апреля 2007 года сроком действия до 12 апреля 2012 года, местонахождение торгового и складского помещений, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности: <...>, магазин (ООО «БаРС и К»), в связи с непредставлением лицензирующему органу возможности провести проверку на соблюдение условий действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (том 1 л. д. 101).

ООО «БаРС и К» с указанными выше ненормативными актами – предписанием № 000210 от 10.10.2007 года на устранение нарушений условий действия лицензии и Приказом Министерства экономического развития и торговли Саратовской области № 1126 от 09.11.2007 года о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не согласно, в связи с чем обратилось в суд с данными заявлениями. В обоснование своих требований указывает на то, что проверки, по итогам которых приняты оспариваемые ненормативные акты, проведены с нарушением Федерального закона от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Нарушения, которые отражены в акте проверки от 10.10.2007 года, фактически отсутствуют, так как у ООО «БаРС и К» имеется охранная сигнализация, прибор определения подлинности акцизных марок находится в доступном для покупателя месте; площадь торгового и складских помещений составляет более 50,0 кв.м; сотрудники предприятия не чинили проверяющим препятствия в проведении проверки.

Министерство экономического развития и торговли Саратовской области заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях по делу.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона Российской Федерации № 171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»,  организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

Подпунктом «ж» пункта 4 Положения о порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2005 г. № 450-П, предусмотрено, что торговые и складские помещения, в которых осуществляется реализация алкогольной продукции, должны быть оснащены средствами охранной сигнализации, при розничной продаже в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов готовой продукции на каждое торговое и складское помещения, где будет осуществляться лицензируемый вид деятельности (для торговых объектов с круглосуточным режимом работы - наличие охранной сигнализации с ручным охранным извещателем (кнопкой тревожной сигнализации), для иных торговых объектов - наличие охранной сигнализации с автоматическим охранным извещателем).

В пункте 12 указанного выше Положения перечислены условия действия лицензии при розничной продаже алкогольной продукции, в числе которых значатся:

наличие доступного для покупателей прибора для проверки подлинности федеральных специальных и акцизных марок;

наличие принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров при розничной продаже в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов готовой продукции;

наличие действующей охранной сигнализации при розничной продаже в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов готовой продукции.

Как следует из оспариваемого предписания регистрационный номер 000210 от 10.10.2007 года в ходе проведения 10.10.2007 года проверки ООО «БаРС и К» по вопросу соблюдения лицензионных требований выявлено: отсутствие на момент проверки охранной сигнализации; прибора определения подлинности акцизных марок (прибор находится в сейфе, в недоступном для покупателя месте); при визуальном осмотре площадь торгового и складского помещений не составляет 50,0 кв.м.

Допрошенные в судебном заседании свидетели: ФИО4, работающая старшим продавцом в ООО «БаРС и К», ФИО5, являющаяся одним из учредителей ООО «БаРС и К» и работающая директором магазина «Комфорт», который также входит в ООО «БаРС и К», пояснили, 10 октября 2007 года в ходе проведения проверки проверяющим, а именно женщине-проверяющей, фамилию они не помнят, был предъявлен по ее просьбе прибор определения подлинности акцизных марок, который всегда находится в торговом зале в столе под кассой. Относительно наличия охранной сигнализации свидетели пояснили, что у них в магазине находится тревожная кнопка охранной сигнализации, сигнализация установлена давно, кнопка является работающей, ею пользовались. Проверяющие не просили проверить кнопку сигнализации. Также свидетели пояснили, что проверяющим не чинили препятствия в проведении проверки, документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции были резинкой прикреплены к каждой бутылке с алкогольной продукцией. Учитывая, что за прилавком может находится только материально-ответственное лицо и при наличии медицинской книжки, проверяющим предложили не заходить за прилавок, а проверить все документы на алкогольную продукцию, находясь в торговом зале. Учитывая, что проверяющие высказали сомнение в том, что торговое помещение составляет менее 50,0 кв.м, ФИО1 им предложила посмотреть документы на помещение.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО6, ФИО7 пояснили, что принимали участие в проведении проверки в ООО «БаРС и К» 10 октября 2007 года, в акте отразили отсутствие охранной сигнализации, так как в ходе проведения проверки им не был представлен договор об оказании охранных услуг и в торговом зале они не видели датчики. Документы, подтверждающие площадь торгового зала, представлены не были, учитывая, что часть площади могла сдаваться в аренду, они не знали точный размер площади торговых и складских помещений, поэтому отразили в акте, что площадь торговых и складских помещений составляет менее 50,0 кв.м., в ходе проведения проверки площадь не замерялась. ФИО6 пояснила, что прибор определения подлинности акцизных марок был ей предъявлен в кабинете директора, прибор находился в сейфе. Документы, подтверждающие правомерность оборота алкогольной продукции, не были представлены в ходе проверки, из-за прилавка ей предложили выйти, в торговом зале проверить документы на алкогольную продукцию не предлагали. Из показаний ФИО7 следует, что он прибор определения подлинности акцизных марок не видел, о том, что он находится в сейфе в кабинете директора, узнал со слов ФИО6, акт о выявленных в ходе проверки нарушениях и предписание писал он.

Судом проанализированы также служебные записки ФИО6, ФИО7 от 11.10.2007 года (т. 1 л. д. 197-198), в которых проверяющие указывают на отсутствие прибора для определения подлинности федеральных специальных и акцизных марок и охранной сигнализации, хотя в акте проверки от 10.10.2007 года отражено, что прибор находится в сейфе, в недоступном для покупателей месте, т.е., они не отрицали его наличие у ООО «БаРС и К». Аналогичные показания свидетели ФИО6 и ФИО7 дали и в судебном заседании.

Факт приобретения ООО «БаРС и К» прибора для определения подлинности акцизных марок подтверждается счетом № 60 от 21.01.2004 года, товарной накладной № 181 от 05.02.2004 года, выпиской банка по расчетному счету от 30.01.2004 года (том 2 л. д. 49-53).

Судом исследован договор № 296 от 24 января 2007 года об использовании системы охранной сигнализации экстренного вызова наряда милиции, заключенный между Отделом вневедомственной охраны при УВД Заводского района г. Саратова (именуемый в дальнейшем «Охрана») и ООО «БаРС и К» (именуемый в дальнейшем «Собственник»), предметом которого, согласно п. 1.1, является выполнение «Охраной» мероприятий, связанных с пресечением незаконных посягательств на объект путем использования системы охранной сигнализации экстренного вызова наряда милиции в помещении магазина ООО «БаРС и К» по адресу: ул. Брянская, 7 (том 1 л. д. 40).

Отдел Вневедомственной Охраны при Управлении внутренних дел по Заводскому району г. Саратова на запрос суда письмом от 07.04.2008 года № 874 подтвердил наличие договорных отношений с ООО «БаРС и К», которое находится под охраной Заводского ОВО посредством кнопки экстренного вызова наряда милиции. Оплата за охрану производится ежемесячно по безналичному расчету, согласно выставляемых счетов и актов выполненных работ с ноября 2007 года и по настоящее время, с приложением копий платежных поручений.

Аналогичный ответ дан ОВО при Управлении внутренних дел по Заводскому району г. Саратова 08.02.2008 года Министерству экономического развития и торговли Саратовской области на его запрос (том 1 л. д. 41).

Суд полагает, что использование для своей охраны кнопки тревожной сигнализации, при режиме работы с 08.00 часов до 20.00 часов, не является нарушением Положения о порядке лицензирования, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 26.12.2005 года № 450-П, т.к. в соответствии с внутренним приказом ООО «БаРС и К» № 9 от 03.03.2007 года в организации осуществляются ночные дежурства, согласно графику дежурств администрации (том 2 л. <...>).

Как уже отражено выше, одним из условий действия лицензии при розничной продаже алкогольной продукции является наличие принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров при розничной продаже в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов готовой продукции.

В судебном заседании установлено, что ООО «БаРС и К» осуществляет торговую деятельность в магазине, расположенном по адресу: <...>. Данное помещение заявитель занимает в соответствии с договором аренды нежилого помещения от 29.12.2006 года, заключенным между ФИО2 и ООО «БаРС и К», площадь, сдаваемая в аренду помещения, составляет – продмодуль – 70,0 кв.м.; площадь торгового зала – 50,0 кв.м.(том 1 л. д. 77-78).

Судом исследованы: экспликация к поэтажному плану строения литер «А», расположенного в <...> и план данного помещения из которого следует, что площадь торговых и складских помещений составляет не менее 50,0 кв.м. В ходе проведения проверки замер помещений не производился.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей   ФИО4, ФИО5, которые подтвердили, что имеется в помещении магазина и охранная сигнализация и в месте, доступном для покупателей, прибор определения подлинности акцизных марок.

Представители ООО «БаРС и К» ФИО1 и директор ФИО2 пояснили в судебном заседании, что противодействие в проведении проверки проверяющим не оказывалось ни 10 октября 2007 года, ни 26 октября 2007 года.

Оценив в совокупности показания всех свидетелей, допрошенных в судебном заседании, изучив имеющиеся в материалах дела документы, а также, учитывая положения пункта 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которому обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), суд пришел к выводу, что Министерство экономического развития и торговли Саратовской области не доказало наличие нарушений, отраженных в актах проверки от 10.10.2007 года и от 26.10.2007 года.

Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают, чтоООО «БаРС и К» соблюдаются условия действия лицензии при розничной продаже алкогольной продукции, следовательно, Министерством экономического развития и торговли Саратовской области необоснованно выписано предписание регистрационный номер 000210 от 10 октября 2007 года на устранение нарушений условий действия лицензии ООО «БаРС и К», в связи с чем суд полагает, что данное предписание подлежит отмене.

Из содержания Приказа № 1126 от 09.11.2007 года Министерства экономического развития и торговли Саратовской области «О приостановлении действия лицензии ООО «БаРС и К» усматривается, что он издан в соответствии с подпунктом ж пункта 25 Положения о порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 26 декабря 2005 года № 450-П.

В пункте 25 данного Положения приведен перечень оснований для обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в числе которых значится – непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование на соответствие лицензионным требованиям, условиям и проверку на соблюдение условий действия лицензии (подпункт ж  ).

Основания приостановления действия лицензии указаны в пункте 22 Положения, однако как следует из Приказа № 1126 от 09.11.2007 года ни одно из оснований, перечисленных в пункте 22 Положения, не послужило поводом для издания обжалуемого приказа Министерства.

В данном случае Министерство экономического развития и торговли Саратовской области приостановило действие лицензии, выданной ООО «БаРС и К» не в порядке п. 22 Положения в связи с неправомерными действиями последнего, а на основании подпункта ж пункта 25 Положения, предусматривающего основания аннулирования лицензии.

Пунктом 25 Положения лицензирующему органу предоставлено право приостановить действие лицензии до вступления решения суда в законную силу.

Из анализа указанных выше правовых норм следует, что основанием для приостановления действия лицензии в соответствии с п. 25 Положения является лишь принятие судом решения об аннулировании лицензии. При этом аннулирование лицензии осуществляется исключительно по решению суда и лицензирующий орган не вправе предрешать результаты рассмотрения судом его заявления об аннулировании лицензии.

Судом установлено, что Министерство экономического развития и торговли Саратовской области в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной ООО «БаРС и К» обратилось только 22 ноября 2007 года (т. 2 л. д. 37).

Таким образом, учитывая, что на момент издания приказа № 1126 от 09.11.2007 года отсутствовало не только решение суда об аннулировании лицензии, но даже не было подано заявление об аннулировании лицензии, выданной ООО «БаРС и К», у Министерства экономического развития и торговли Саратовской области не имелось законных оснований для приостановления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, серии С№002692 регистрационный номер 4007127 от 13 апреля 2007 года сроком действия до 12 апреля 2012 года до вступления решения суда в законную силу.

Следовательно, приказ № 1126 от 09.11.2007 г. Министерства экономического развития и торговли Саратовской области «О приостановлении действия лицензии ООО «БаРС и К» подлежит признанию недействительным в связи с недоказанностью контролирующим органом фактов нарушений, изложенных в оспариваемых ненормативных актах, а также как вынесенный с нарушением положений норм материального права.

Суд считает не состоятельными доводы Министерства экономического развития и торговли Саратовской области относительно пропуска заявителем процессуального срока, установленного статьей 198 АПК РФ, на обжалование предписания регистрационный номер 000210 от 10 октября 2007 года, учитывая, что в рамках настоящего дела рассматриваются требования заявителя и об отмене предписания регистрационный номер 000210 от 10 октября 2007 года Министерства экономического развития и торговли Саратовской области на устранение нарушения условий действия лицензии и о признании приказа № 1126 от 09.11.2007 г. Министерства экономического развития и торговли Саратовской области «О приостановлении действия лицензии ООО «БаРС и К» недействительным, указанные ненормативные акты связаны между собой, с заявлением о признании недействительным приказа № 1126 от 09.11.2007 года заявитель обратился 08.02.2007 года, т.е. в рамках срока, установленного статьей 198 АПК РФ, следовательно, им не пропущен и срок на подачу заявления о признании недействительным предписания от 10.10.2007 года.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ,с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2007 года № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ», уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит взысканию с Министерства экономического развития и торговли Саратовской области, как стороны по делу.

Руководствуясь ст. 197-201 АПК РФ

РЕШИЛ:

Заявленные ООО «БаРС и К» требования удовлетворить.

Отменить предписание регистрационный номер 000210 от 10 октября 2007 года Министерства экономического развития и торговли Саратовской области на устранение нарушения условий действия лицензии.

Признать приказ № 1126 от 09.11.2007 г. Министерства экономического развития и торговли Саратовской области «О приостановлении действия лицензии ООО «БаРС и К» недействительным.

Взыскать в соответствии со ст. 333.21 НК РФ, ст. 106, 112 АПК РФ с Министерства экономического развития и торговли Саратовской области госпошлину в размере 4000 рублей, уплаченных по чеку-ордеру от 08.02.2008 г. и от 14.03.2008 г. в пользу ФИО1.

Решение может быть обжаловано.

Судья Арбитражного суда А.В. Калинина

Саратовской области