ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-33339/16 от 06.06.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

06 июня 2017 года

Дело № А57-33339/2016

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И.Михайловой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Триголос Е.С., ознакомившись с заявлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области, г. Саратов

к Обществу с ограниченной ответственности «Федоровский элеватор», Федоровский район, р.п. Мокроус

заинтересованные лица:

конкурсный управляющий ООО «Федоровский элеватор» Губайдуллин Руслан Наильевич,

о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

лица, участвующие в деле не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд обратилось Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области с заявлением о привлечении ООО «Федоровский элеватор» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Стороны и лица, участвующие в деле, не явились, возражений относительно рассмотрения дела не представили.

   Как следует из материалов дела, 16.12.2016 г. в 16 ч. 00 мин. в ходе проведения внеплановой выездной проверки, согласно приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Саратовской области А.В. Игонькина № 392 от 08.11.2016 г., в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Федоровский элеватор», зарегистрированного по адресу: Саратовская область, Федоровский район, р.п. Мокроус, ул. Хлебоприемная, д. 1 а, ОГРН 1166451051381,  ИНН 6436003755, дата регистрации: 22.01.2016 г.,   государственным инспектором отдела семенного контроля и надзора за качеством зерна Управления Россельхознадзора по Саратовской области Жуковой Ю.Ю. было выявлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В  ходе проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности зерна при хранении в составе государственного резерва в отношении ООО «Федоровский элеватор», установлено, что хранение зерна на ООО «Федоровский элеватор» осуществляется в зернохранилищах не обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, не соблюдаются требования к процессам хранения зерна.

Технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах не обеспечил очистку и обеззараживание зерна до уровня, обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние. Процесс обеззараживания зараженного вредителями зерна не обеспечивает безопасность зерна. В зернохранилищах при хранении зерна не обеспечиваются условия позволяющие исключить возможность самосогревания, самовозгорания, следовательно, предприятием  нарушен Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 года, не соблюдены требования  п.2.1.4. ч. 2 Государственного контракта № 2/20 на оказание услуг по ответственному хранению хлебопродуктов государственного резерва от 26.09.2016 г., п. 10.1.3. ч. 10 Хранение зерна Порядка поставки, закладки, хранения и выпуска зерна государственного резерва СТО Росрезерв 00034482 005-2012 от 08.02.2012 г.;  п.п. 4.1, 4.3.,  4.10., 4.11., 4.14  р. 4  «Технологические приемы, обеспечивающие качественную сохранность зерна» Инструкции № 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы;  п.4.1., п.4.9. р. 4. «Обработка зерна на предприятиях», п.4.47., 4.48., 4.48., 4.78.1. «Активное вентилирование», п.4.83.1 «Защита зерна от вредителей хлебных запасов» Правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях, не соблюдены требования ГОСТ Р 52554-2006 «Пшеница. Технические условия», а именно:

Температура  зерна согласно отраслевых форм №ЗПП- 66 и №ЗПП-78, в среднем температура  зерна расположенного на хранении в силосах элеватора составляет верхний слой от +13 до + 36 гр. С, средний слой от + 20  до  + 38 гр. С, нижний слой + 10 до + 35 гр. С. Температура  атмосферного воздуха на момент проверки составляет  - 17- - 19 гр. С, что свидетельствует о том, что  предприятием на момент проверки не проведена работа по переводу зерна на зимние условия хранения. Партии зерна с указанной температурой считают не охлажденными.

            Для оценки состояния качества  зерна из силосов № 325, 335, 438, 344, 334, 332, 321, 153, 443, 453, 463, 437, 459, 469, 4510, 4610, 448, 458, 468, 447, 457, 457, 417,427, 346,   был  организован  частичный выпуск зерна (до 10%) в те же силоса согласно п. 10.3 контроль  за качеством и состоянием зерна государственного резерва, п.п. 10.3.6. Порядок поставки, закладки, хранения и выпуска зерна государственного резерва СТО Росрезерв 00034482 005-2012 от 08.02.2012 г. В ходе проверки анализ образцов отобранных проб был проведен в лаборатории предприятия. Анализ зерна показал наличие вредителей хлебных запасов, а именно: 

            в силосе № 335  (205,0 тн) живой долгоносик 1 экз/кг,  живой рыжий мукоед 1 экз/кг, загрязненность  зерна мертвым долгоносиком 2 экз/ кг;

            в силосе № 438 (186,0 тн) живой рыжий мукоед 4 экз/кг, загрязненность зерна мертвым рыжим мукоедом 2 экз/ кг; 

            в силосе № 344 (203,0 тн) живой долгоносик 3 экз/кг,  живой рыжий мукоед 5 экз/кг, живая пыльная вошь 1 экз/ кг;

            в силосе № 334 (205,0 тн) живой рыжий мукоед 25 экз/кг;

            в силосе № 332 (206,0 тн) живой долгоносик 1 экз/кг,  живой рыжий мукоед 50 экз/кг;

            в силосе № 153 (202,0 тн) живой рыжий мукоед 7 экз/кг, живая  личинка мукоеда 1 экз/ кг, загрязненность зерна мертвым рыжим мукоедом 1 экз/ кг; 

            в силосе № 417, 427 (371,0 тн) живой рыжий мукоед 50 экз/кг; 

            в силосе № 346 (203,0 тн) живой рыжий мукоед 6 экз/кг.  Анализ зерна подтвержден карточками анализа зерна ООО «Федоровский элеватор» от 12.12.2016 г. 

            При изучении отраслевых  формах учета зерна № ЗПП – 47 «Карточка анализа зерна», № ЗПП - 66 «Журнал наблюдений за хранящимся зерном на складах и в силосах», №ЗПП-78 «Штабельный ярлык на зерно» установлено, что в формах учета качественного состояния зерна не отражается наличие зараженности и загрязненности зерна вредителями хлебных запасов.  При закладке зерна на хранении зараженности и загрязненности зерна не выявлено.             

            Для оценки состояния качества  зерна из силосов №№ 132, 134, 136, 145, 154, 326, 336, 345, 418, 436, 437, 531, 533 был  организован  частичный выпуск зерна (до 10%) в те же силоса согласно п. 10.3 контроль  за качеством и состоянием зерна государственного резерва, п.п. 10.3.6. Порядок поставки, закладки, хранения и выпуска зерна государственного резерва СТО Росрезерв 00034482 005-2012 от 08.02.2012 г. В ходе проверки  отобранные образцы  проб были направлены в независимую лабораторию ФГБУ «Саратовская МВЛ»  г. Саратов, ул. Блинова, д. 13 анализ проб зерна показал наличие живых и мертвых  вредителей хлебных запасов, а именно: 

            в силосе № 132 (197,0 тн) суммарная плотность заражения  составляет 16 экз/кг,  загрязненность  зерна мертвыми вредителями рисовым долгоносиком 3 экз/ кг;

            в  силосе № 134 (206,0 тн) суммарная плотность заражения  составляет 1,5 экз/кг;

            в силосе № 154 (205,0 тн) суммарная плотность заражения  составляет 0,15 экз/кг,  загрязненность  зерна мертвыми вредителями суринамский мукоед 1 экз/ кг;

            в  силосе № 418 (183,0 тн) суммарная плотность заражения  составляет 4,5 экз/кг; 

            в силосе № 436 (200,0 тн) суммарная плотность заражения  составляет 13,0 экз/кг, загрязненность мертвыми вредителями зерновой точильщик 10 экз/кг; 

            в силосе № 437 (196,0 тн) суммарная плотность заражения  составляет 3,1 экз/кг, загрязненность мертвыми вредителями мучной хрущак 35 экз/кг, зерновой точильщик 20 экз/кг;

            в силосе № 531 (192,0 тн) суммарная плотность заражения  составляет 17,0 экз/кг, загрязненность мертвыми вредителями зерновой точильщик 20 экз/кг;

            в силосе № 136 (203,0 тн) загрязненность  зерна мертвыми вредителями зерновой точильщик  3 экз/кг, рисовый долгоносик 1 экз/ кг, суринамский мукоед 1 экз/кг;

            в силосе № 145 (207,0 тн) загрязненность  зерна мертвыми вредителями зерновой точильщик  3 экз/кг;

            в силосе № 336 (205,0 тн) загрязненность  зерна мертвыми вредителями амбарный долгоносик  2 экз/кг;

            в силосе № 345 (205,0 тн) загрязненность  зерна мертвыми вредителями зерновой точильщик 26 экз/кг, суринамский мукоед 15 экз/кг;

            в силосе № 533 (190,0 тн) загрязненность  зерна мертвыми вредителями зерновой точильщик  30 экз/кг, рисовый долгоносик 40 экз/кг;

            в силосе № 326 (207,0 тн) зараженность и загрязненность вредителями хлебных запасов не обнаружена.

            Анализ зерна подтвержден карточками анализа зерна ФГБУ «Саратовская МВЛ» от 16.12.2016 г. 

                        На основании вышеизложенного, административный орган пришел к выводу, что хранение зерна на ООО «Федоровский элеватор» осуществляется в зернохранилищах не обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, не соблюдаются требования к процессам хранения зерна. Технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах не обеспечил очистку и обеззараживание зерна до уровня, обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние. Процесс обеззараживания зараженного вредителями зерна не обеспечивает безопасность зерна. В зернохранилищах при хранении зерна не обеспечиваются условия позволяющие исключить возможность самосогревания, самовозгорания, следовательно предприятием не соблюдаются требования ч. 6., ч. 8., ч. 10., ч. 11., ч. 12 статьи 4 «Требования безопасности» установленные техническим регламентом таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011; не соблюдены требования п. 10.1.3., 10.1.8. ч. 10 Хранение зерна Порядка поставки, закладки, хранения и выпуска зерна государственного резерва СТО Росрезерв 00034482 005-2012 от 08.02.2012 г.;  п.п. 4.1, 4.3.,  4.10., 4.11., 4.14  р. 4  « Технологические приемы, обеспечивающие качественную сохранность зерна» Инструкции № 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы;  п.4.1., п.4.9. р. 4. «Обработка зерна на предприятиях», п.4.47., 4.48., 4.48., 4.78.1. «Активное вентилирование», п.4.83.1 «Защита зерна от вредителей хлебных запасов» Правил организации и ведения технологического процесса на элеваторах и хлебоприемных предприятиях.  

Выявленные нарушения подтверждаются  отраслевыми  формами учета зерна № ЗПП – 47 «Карточка анализа зерна», № ЗПП - 66 «Журнал наблюдений за хранящимся зерном на складах и в силосах», №ЗПП-78 «Штабельный ярлык на зерно», ведение которых осуществляется производственно-технической лабораторией предприятия ООО «Федоровский элеватор» в процессе  контроля за качеством зерна государственного резерва при его хранении. Анализ зерна  отобранных проб 12.12.2016 г. и 14.12.2016 г. подтверждаются  карточками анализа зерна форма №ЗПП-47 ПТЛ ООО «Федоровский элеватор» (свидетельство о состоянии измерений в лаборатории № 1322 выдано 08.08.2014 г., действительно до 08.08.2017 г.)  и  результатами исследований независимой аккредитованной лаборатории ФГБУ «Саратовская»  г. Саратова. Показания температур зерна подтверждаются формами № ЗПП - 66 «Журнал наблюдений за хранящимся зерном на складах и в силосах», №ЗПП-78 «Штабельный ярлык на зерно», распечаткой температурных измерений  по состоянию на 08.12.2016 г., на 13.12.2016 г.

По результатам проведения проверки в отношении общества был составлен протокол №006182/03-03 от 28.12.2016 года, действия общества были квалифицированы по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна установлены ТР ТС 015/2011 от 09.12.2011.

Согласно статье 2 ТР ТС 015/2011 от 09.12.2011 зерном являются плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей; выпуск в обращение зерна - купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.

Частью 1 статьи 3 ТР ТС 015/2011 от 09.12.2011 предусмотрено, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом.

В силу части 1 статьи 6 ТР ТС 015/2011 от 09.12.2011 оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Аналогичный срок давности предусмотрен и для вынесения постановлений по делам о нарушении законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" требования, которые должны обеспечить безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Как следует из материалов дела, обществом нарушен технический регламент к зерну и связанные с ним требования к процессам реализации.

Указанное обстоятельство не оспаривается заинтересованным лицом.

Следовательно, срок привлечения к административной ответственности не истек.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

            В рассматриваемом случае событие и состав вменяемого административного правонарушения подтверждаются представленными в материалы дела документами, которые заинтересованным лицом в установленном действующим законодательством порядке не опровергнуты.

  Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ доказывается: протоколом №006182/03-03 от 28.12.2016 года, актом проверки №392 от 16.12.2016 года.

Суд не находит нарушений процессуальных положений КоАП РФ в действиях административного органа.

В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. 

Оснований, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ для освобождения от административной ответственности, не имеется.

            Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что требование Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой эти положения не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Названным Постановлением установлено, что впредь до внесения в КоАП РФ законодателем надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные указанными положениями КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

Федеральным Законом от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения: дополнены частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".

С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, с учётом характера и степени общественной опасности, тяжести наступивших последствий, тяжелого финансового положения общества, суд на основании оценки совокупности установленных обстоятельств считает возможным снизить размер штрафной санкции ниже низшего предела, до 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями  27, 169, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Федоровский элеватор», ОГРН 1166451051381, ИНН 6436003755, место регистрации: Саратовская область, Федоровский район, р.п. Мокроус, ул. Хлебоприемная, д. 1 а, к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Реквизиты для перечисления административного штрафа: р/с 40101810300000010010 БИК 046311001 ГРКЦ в г. Саратове ГУ Банка России по Саратовской области, получатель платежа - УФК по Саратовской области (Управление Россельхознадзора по Саратовской области) ИНН 6455039267 КПП 645501001 КБК  08111690010016000140(для штрафов), ОКТМО 63648151 , ОКАТО 63248551000.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 211, 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                         А.И. Михайлова