АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 11 мая 2021 года | Дело №А57-34613/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 мая 2021 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Антоновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, город Саратов
заинтересованные лица:
Арбитражный управляющий ФИО1, город Саратов
ФИО2, город Саратов
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – ФИО3, по доверенности от 11.01.2021, диплом обозревался,
от арбитражного управляющего ФИО1 – ФИО4, по доверенности от 07.10.2019, диплом обозревался, ФИО5, по доверенности от 12.02.2021, диплом обозревался,
от ФИО2 – ФИО6, по доверенности от 08.09.2020, диплом обозревался,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ФИО2 поддержал позицию заявителя.
Представители арбитражного управляющего ФИО1 возражали против удовлетворения заявления.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29.04.2021 до 15 часов 30 минут 30.04.2021, вынесено протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области при рассмотрении жалобы ФИО2 на действия (бездействие) арбитражного управляющего ФИО1, при исполнении ей обязанностей финансового управляющего ФИО7, выявлены нарушения законодательства о банкротстве.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Саратовской области от 02.03.2017 (резолютивная часть оглашена 01.03.2017) по делу № А57-28281/2016 в отношении ФИО7, (зарегистрирована: <...>) введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим должника утверждена ФИО1 (регистрационный номер в СРАУ 14482, ИНН <***>, адрес для направления корреспонденции: 410000, город Саратов, а/я 1018), член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциация арбитражных управляющих «Паритет» (141206, <...>, адрес для корреспонденции: 105066, город Москва, а/я 9).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2017 (резолютивная часть оглашена 09.10.2017) по делу № А57-28281/2016 ФИО7, (ИНН <***>) (зарегистрирована: <...>) признана несостоятельной (банкротом), в отношении неё введена процедура реализации имущества гражданина сроком на четыре месяца, финансовым управляющим утверждена ФИО1 (регистрационный номер в СРАУ 14482, ИНН <***>, адрес для направления корреспонденции: 410000, город Саратов, а/я 1018), член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциация арбитражных управляющих «Паритет» (141206, <...>, адрес для корреспонденции: 105066, город Москва, а/я 9).
Информация о введении процедуры реализации имущества опубликована в газете «КоммерсантЪ» № 192 от 14.10.2017 года.
В нарушении положений законодательства о банкротстве, при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО7, ФИО1 допущены следующие нарушения Закона:
1.) - создание в ЕФРСБ дублирующей карточки должника с недостоверными ИНН и СНИЛС ФИО7 (датой совершения административного правонарушения будет являться 25.05.2017);
- опубликование и размещение в ЕФРСБ сообщений о продаже предприятия и сообщения о результатах проведения торгов, в дублирующей карточке должника с недостоверными ИНН и СНИЛС ФИО7, и не опубликование указанной информации в карточке должника с достоверными ИНН и СНИЛС ФИО7 (датами совершения административного правонарушения будут являться 27.02.2020, 02.03.2020, 16.04.2020, 21.04.2020);
- неосуществление разумных необходимых действий для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника (датами совершения административного правонарушения будут являться периоды с 10.03.2020 по 13.04.2020, с 25.05.2020 по 05.07.2020, с 03.08.2020 по 04.09.2020);
- принятие заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия (датами совершения административного правонарушения будут являться периоды с 10.03.2020 по 13.04.2020, с 25.05.2020 по 05.07.2020, с 03.08.2020 по 04.09.2020);
- определение участников торгов (датами совершения административного правонарушения будут являться периоды с 10.03.2020 по 13.04.2020, с 25.05.2020 по 05.07.2020, с 03.08.2020 по 04.09.2020);
- незаконное осуществление проведения торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия (датами совершения административного правонарушения будут являться периоды с 10.03.2020 по 13.04.2020, с 25.05.2020 по 05.07.2020, с 03.08.2020 по 04.09.2020);
- определение победителя торгов и подписание протокола о результатах проведения торгов (датой совершения административного правонарушения будет являться 09.07.2020);
- уведомление заявителя и участников торгов о результатах проведения торгов (датами совершения административного правонарушения будут являться 27.02.2020, 16.04.2020, 09.07.2020).
2.) проведение торгов по лоту № 1 с нарушением порядка проведения торгов в форме публичного предложения, установленного Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.10.2019 (резолютивная часть объявлена 28.10.2019) по делу № А57-28281/2016, увеличив число периодов торгов, тем самым уменьшив цену отсечения ниже установленной судом.
Датой совершения административного правонарушения будет являться период с 25.05.2020 по 05.07.2020.
3.) не прикреплена в ЕФРСБ к сообщению о проведении торгов № 4926722 от 21.04.2020, опубликованному в ЕФРСБ в карточке должника с недостоверными ИНН и СНИЛС ФИО7 проекты договора купли продажи, договор о задатке, а также не открыла для приема задатка специальный счет.
Датой совершения административного правонарушения будет являться 21.04.2020.
4.) реализовано имущество должника, опубликовав сведения о его торгах по лоту № 1 -земельный участок, по адресу: <...>, кадастровый номер 64:48:010157:236, заинтересованным (аффилированным) арбитражным управляющим лицам.
Датой совершения административного правонарушения будет являться 21.04.2020.
5.) в период времени с 29.01.2018 до 05.02.2018, так и по настоящее время, заключение о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства ФИО7, не опубликовала в ЕФРСБ.
Датой совершения вышеуказанного правонарушения арбитражным управляющим ФИО1 является 29.01.2018.
6.) в период времени с 13.06.2017 по 31.08.2020, не опубликовано в ЕФРСБ в карточке должника с достоверными ИНН и СНИЛС сообщения о проведении собраний кредиторов, сообщения о результатах проведения собраний кредиторов, периодичность которых была установлена решением собрания кредиторов от 13.06.2017 (проведение собрания кредиторов с периодичностью раз в шесть месяцев).
По результатам выявленных нарушений 15.12.2020 должностным лицом Управления был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении арбитражного управляющего.
В порядке статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административный орган обратился в арбитражный суд о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Исследовав событие административного правонарушения, все обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
По правилам статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Федеральном законе от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Таким образом, для установления состава административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, необходимо определить, имеются ли в каждом конкретном случае нарушения правил, применяемых в период процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан осуществлять установленные данным Законом функции.
В силу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона, отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III. 1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона.
Согласно пункту 2 статьи 28 Закона единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных Законом. Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, являются открытыми и общедоступными.
Пунктом 4.1 статьи 28 Закона установлено, что сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим, если Законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
Согласно пункту 8 статьи 28 Закона если иное не предусмотрено Законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать:
- наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
- наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
- фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, его индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН), страховой номер индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС), адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
- установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных Законом;
- иную информацию в случаях, предусмотренных Законом и нормативными правовыми актами регулирующего органа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.
Организатор торгов выполняет следующие функции:
- опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
- принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
- определяет участников торгов;
- осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
- определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
- уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
В соответствии с пунктом 9 ст. 110 Закона не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 Закона.
Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей, с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.
В заявлении указано, что финансовым управляющим ФИО7 – ФИО1, в ходе торгов по продаже имущества должника, были допущены многочисленные нарушения как утвержденного в судебном порядке положения о порядке проведения торгов, так и общих положений действующего законодательства, регулирующего порядок проведения электронных торгов по продаже имущества банкротов.
Заявитель указывает, что финансовым управляющим ФИО7 - ФИО1, выступающей как организатором торгов имущества должника, был ограничен доступ ФИО2, как потенциального участника торгов, к публикациям о торгах и о результатах торгов, так как публикации о ходе торгов осуществлялись на заведомо подложной карточке ЕФРСБ, содержащей недостоверные ИНН и СНИЛС должника — ФИО7
Заявителем было обнаружено, что финансовый управляющий ФИО7 — ФИО1, создала две карточки должника - ФИО7 на сайте ЕФРСБ и осуществляла публикации о торгах в карточке с недостоверными ИНН и СНИЛС должника, в связи с чем была ограничена возможность поиска сообщений о торгах потенциальными участниками торгов.
Заявитель, как потенциальный участник торгов и лицо, заинтересованное в приобретении имущества должника, был ограничен в возможности участия в торгах, так как финансовым управляющим было создано две карточки должника на сайте ЕФРСБ, одна из карточек не содержала информации об ИНН должника - ФИО7 (в дальнейшем был добавлен недостоверный ИНН должника № 645204748399) и содержала недостоверный СНИЛС должника № 046-287-996 33. В другой карточке должника указаны достоверные ИНН № <***> и СНИЛС № <***> должника ФИО7
Первые торги по реализации имущества Должника были опубликованы на сайте ЕФРСБ, сообщение № 4590033 от 16.01.2020, в карточке Должника с достоверными ИНН и СНИЛС ФИО7
ФИО2 в целях участия в торгах по реализации имущества должника проводил мониторинг карточки ЕФРСБ с достоверными сведениями о СНИЛС и ИНН должника. Впоследствии, ФИО2 стало известно, что имеется вторая карточка Должника ФИО7 с недостоверными ИНН и СНИЛС, в которой были опубликованы существенные для потенциальных участников торгов данные о проведении торгов по реализации имущества должника:
- сообщение о проведении повторных торгов (сообщение № 4768752 от 02.03.2020),
- сообщение о результатах повторных торгов (сообщение № 4915612 от 16.08.2020),
- сообщение о проведении торгов в форме публичного предложения (сообщение № 4926722 от 21.04.2020),
- сообщение о результатах торгов в форме публичного предложения (сообщение № 5194743 от 09.07.2020),
- сообщение о заключении договора купли-продажи (сообщение № 5194795 от 09.07.2020).
ФИО2, как добросовестный потенциальный участник торгов, не имел возможности отслеживать ход проведения торгов, так как вся информация о торгах публиковалась в карточке должника с недостоверными данными о ИНН и СНИЛС в ЕФРСБ. Заявителю стало известно о существовании второй карточки с недостоверными данными ИНН и СНИЛС в ЕФРСБ после смены собственника имущества должника, то есть после проведения торгов.
О том, что финансовому управляющему ФИО7 - ФИО1, было известно о достоверных данных ИНН и СНИЛС в момент публикации сообщений о торгах на странице должника с недостоверными ИНН и СНИЛС свидетельствует то, что в текстах публикаций, а также в предыдущих публикациях в ЕФРСБ в карточках должника с достоверными и недостоверными ИНН и СНИЛС, указывались достоверные ИНН и СНИЛС должника.
Таким образом, арбитражным управляющим ФИО1 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО7, допущены нарушения Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьей 110, 111, 112, 139 Закона.
Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.10.2019 (резолютивная часть определения объявлена 28.10.2019) по делу № А57-28281/2016 утверждено положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества должника (далее - Положение) ФИО7
Согласно пункту 20 Положения, общий срок продажи Имущества (приема заявок) посредством публичного предложения - 35 календарных дней со дня, указанного в сообщении о продаже Имущества посредством публичного предложения (при условии отсутствия поданной заявки). Величина снижения начальной цены продажи имущества должника -10%. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена - каждые 7 календарных дней. Сообщение о продаже имущества посредством публичного предложения размещается на ЕФРСБ за 30 дней до даты начала приема заявок на участие в торгах.
В сообщении № 4926722 от 21.04.2020 опубликованном в дублирующей карточке должника с указанием недостоверных ИНН и СНИЛС ФИО7, указаны следующие сведения:
«Вид торгов - публичное предложение. Дата и время подачи заявок с 25.05.2020 года 09 часов 00 минут, дата и время окончания подачи заявок 05.07.2020 года 17 часов 00 минут Правила подачи заявок - Заявки в электронной форме принимаются по месту проведения торгов, в период с 09 часов 00 минут 25.05.2020 года до 17 часов 00 минут 05.07.2020 года (время московское). Порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению - в соответствии с пунктом 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством РФ и указанным в сообщении о проведении торгов.
Для участия в торгах необходимо подать организатору торгов: заявку; выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о государственной регистрации и копии учредительных документов (для юридических лиц); выписка из ЕГРИП (для ИП); документы, удостоверяющие личность (для физических лиц); документ, подтверждающий полномочия лица, действующего по доверенности; документ, подтверждающий оплату задатка.
Перечень документов должен соответствовать требованиям пункта 11 статьи 110 ФЗ от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)».
Документы представляются в электронном виде, подписанные ЭЦП заявителя. Форма подачи предложения - открытая.
Организатор торгов, финансовый управляющий ФИО1 (ИНН <***>,), член СРО «ААУ «Паритет», назначенный решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.10.2017 по делу № А57-28281/2016 объявляет о проведении открытых торгов посредством публичного предложения по реализации имущества ФИО7.
Торги проводятся на электронной площадке - ООО «Центр реализации» (119019, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), размещённой на сайте http://www.center.ru/ в сети Интернет.
На торги в форме публичного предложения выставляется следующее имущество:
Лот № 1 Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: нежилые здания, общая площадь 797 кв.м., адрес объекта: <...>. Кадастровый номер 64:48:010157:236 с расположенным на данном земельном участке здания (гараж), инвентарный номер: 63:401:002:000052810:Г, литер Г, назначение: нежилое, общая площадь 281,3 кв.м., этажность: 1, адрес объекта: <...>. Размер задатка - 10% от начальной цены лота, установленной для определенного периода торгов, который перечисляется не позднее даты окончания срока приёма заявок на участие в торгах по следующим реквизитам: ФИО7, ИНН <***>, р/с <***>, к/с 30101810200000000607, БИК 043601607, Поволжский банк ПАО Сбербанк город Самара. Факт перечисления задатка означает согласие заявителя со всеми условиями договора о задатке.
При проведении торгов в форме публичного предложения последовательное снижение цены продажи производится в следующем порядке: По истечении каждых семи календарных дней на 10 % от начальной цены продажи Имущества, указанной в сообщении о продаже Имущества, на повторных торгах.
Общий срок продажи Имущества (приема заявок) посредством публичного предложения - 35 календарных дней со дня, указанного в сообщении о продаже Имущества посредством публичного предложения (при условии отсутствия поданной заявки). Величина снижения начальной цены продажи имущества должника - 10 %. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена - каждые 7 календарных дней.
Заявки в электронной форме принимаются по месту проведения торгов, в период с 09 часов 00 минут 25.05.2020 до 17 часов 00 минут 05.07.2020 (время московское).
Порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению - в соответствии с пунктом 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством РФ и указанным в сообщении о проведении торгов. Для участия в торгах необходимо подать организатору торгов: заявку; выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о государственной регистрации и копии учредительных документов (для юридических лиц); выписка из ЕГРИП (для ИП); документы, удостоверяющие личность (для физических лиц); документ, подтверждающий полномочия лица, действующего по доверенности; документ, подтверждающий оплату задатка. Перечень документов должен соответствовать требованиям пункта 11 статьи 110 ФЗ от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Документы представляются в электронном виде, подписанные ЭЦП заявителя.
Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
В случае если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. В случае если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие равные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
С даты определения победителя прием заявок прекращается.
В течение 5 дней с даты подписания протокола об определении победителя торгов, финансовый управляющий направляет Победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене имущества.
Оплата имущества производится покупателем в течение 30 дней с дня подписания договора купли-продажи имущества по следующим реквизитам: ФИО7, ИНН <***>, р/с <***>, к/с 30101810200000000607, БИК 043 601607, Поволжский банк ПАО Сбербанк город Самара. Ознакомление с имуществом производится по адресу: <...> с момента публикации сообщения о продаже имущества и до окончания приема заявок по предварительной записи по телефону: <***>.»
Учитывая, что торги объявлялись в период с 09 часов 00 минут 25.05.2020. до 17 часов 00 минут 05.07.2020 (время московское), привело к противоречию между текстом публикации и фактическими условиями торгов, поскольку указанный период проведения торгов составил 42 дня, вместо 35 дней.
Как указывает заявитель, увеличение установленного Положением сроков приема заявок, привело к нарушению установленного порога цены отсечения - вместо 3 409 452 рублей, цена отсечения была установлена организатором торгов в лице финансового управляющего ФИО7 -ФИО1, в размере 2 841 210 рублей.
По результатам указанных торгов победителем стал единственный участник - ООО «Саратов Клининг Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>), приобрело имущество - земельный участок, по цене 3 100 000 рублей, то есть ниже установленного в судебном порядке цены отсечения имущества (сообщение № 5194795 от 09.07.2020).
Таким образом, арбитражным управляющим ФИО1 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО7, допущены нарушения Закона о банкротстве.
Согласно пункту 10 статьи 110 Закона в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:
- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;
- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);
- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;
- начальная цена продажи предприятия;
- величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;
- порядок и критерии выявления победителя торгов;
- дата, время и место подведения результатов торгов;
- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;
- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в ЕФРСБ без опубликования в официальном издании.
Согласно пункту 40.2 Постановление пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения исполнения обязанности должника (в том числе гражданина) по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, внешний или конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи138 Закона о банкротстве открывает отдельный банковский счет должника.
В договоре такого банковского счета должника указывается, что денежные средства, находящиеся на этом счете, предназначены для погашения требований о возврате задатков, а также для перечисления суммы задатка на основной счет должника в случае заключения внесшим его лицом договора купли-продажи имущества должника или наличия иных оснований для оставления задатка за должником.
Требования участника торгов о возврате задатка с указанного отдельного счета удовлетворяются только в пределах уплаченной им суммы задатка; остальные же его требования (об уплате второй суммы задатка и о возмещении убытков - пункт 2 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации) удовлетворяются в общем порядке в четвертой очереди текущих требований.
На основании пункта 3 статьи 138 Закона конкурсный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов за счёт денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, в соответствии с настоящей статьей (специальный банковский счет должника).
В договоре специального банковского счета должника указывается, что денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете должника, могут списываться только для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, а также для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
Денежные средства со специального банковского счета должника списываются по распоряжению конкурсного управляющего только в целях удовлетворения требований кредиторов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сделки, совершенные с нарушением требований настоящего пункта, могут быть признаны недействительными.
Как указывает заявитель, финансовый управляющий ФИО7 - ФИО1, не прикрепила в ЕФРСБ к сообщению о проведении торгов № 4926722 от 21.04.2020, опубликованному в ЕФРСБ в карточке должника с недостоверными ИНН и СНИЛС ФИО7, проекты договора купли продажи, договора о задатке, а также не открыла для приема задатка специальный счет.
Заявитель указывает, что из сообщений о проведении торгов (Приложение № 6, 8, 10) денежные средства, перечисляемые в качестве задатков, а также денежные средства по оплате договора купли-продажи должны быть перечислены по единым реквизитам должника: ФИО7, ИНН <***>, р/с <***>, к/с 30101810200000000607, БИК 043601607, Поволжский банк ПАО Сбербанк город Самара.
Таким образом, в нарушение норм Закона арбитражный управляющий ФИО1 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО7, не прикрепила в ЕФРСБ к сообщению о проведении торгов № 4926722 от 21.04.2020, опубликованному в ЕФРСБ в карточке должника с недостоверными ИНН и СНИЛС ФИО7 проекты договора купли продажи, договор о задатке, а также не открыла для приема задатка специальный счет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона в целях Закона заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются: лицо, которое в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» входит в одну группу лиц с должником; лицо, которое является аффилированным лицом должника.
Пунктом 4 статьи 19 Закона в случаях, предусмотренных Законом, заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, кредиторам признаются лица в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 19 Закона.
Согласно абзацу 1 пункта 12 статьи 20.2 Закона Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие: которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам.
Как указано в жалобе, оспариваемая сделка по покупке Лота № 1 земельный участок, по адресу: <...>, кадастровый номер 64:48:010157:236, совершена с нарушением требований закона, по заниженной цене (ниже установленной цены отсечения), при недобросовестном поведении сторон сделок, со злоупотреблением правом, так как обе стороны оспариваемых сделок знали о нарушениях требования законодательства при совершении сделок и о нарушении прав кредиторов должника и самого должника, находящегося в реализации имущества гражданина.
Заявитель полагает, что ООО «Саратов Клининг Сервис», как участник торгов и как профессиональный участник правоотношений, не могло не знать о наличии нарушений в проведении торгов, в форме публичного предложения, так как могло ознакомиться с положением о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника, утвержденным Определением Арбитражного суда Саратовской области от 31.10.2019 (резолютивная часть определения объявлена 28.10.2019) по делу № А57-28281/2016, поскольку судебный акт находиться в свободном доступе в сети Интернет.
ООО «Саратов Клининг Сервис» должно было ознакомиться с сообщением № 4926722 от 21.04.2020 о проведении торгов на сайте ЕФРСБ, где имеется очевидное расхождение в сроках приема заявок.
Кроме того, заявитель полагает, что действия (бездействие) финансового управляющего ФИО7 - ФИО1, в использовании карточки ЕФРСБ с заведомо недостоверными данными должника, нарушение сроков приема заявок и цены отсечения на публичных торгах, расхождение сроков приема публикации с фактическими условиями торгов, носят целенаправленный характер - для возможности признания торгов недействительными и проведении новых торгов в случае наличия незаинтересованного победителя торгов.
Таким образом, арбитражным управляющим ФИО1 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО7, допущены нарушения Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.3 Закона, арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в том числе, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Согласно пункту 8 статьи 213.19, финансовый управляющий обязан, в том числе, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.7 Закона, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей главой, опубликовываются путем их включения в ЕФРСБ и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Согласно пункту 2 статьи 213.7 Закона в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе, о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2017 (резолютивная часть оглашена 09.10.2017) по делу № А57-28281/2016 ФИО7, (ИНН <***>,) (зарегистрирована: <...>) признана несостоятельной (банкротом), в отношении неё введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО1 По решению суда финансовому управляющему: - немедленно приступить к исполнению обязанностей, предусмотренных пунктом 8 статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; - представить в суд доказательства публикации сведений о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина в газете «Коммерсантъ» и включения указанных сведений в ЕФРСБ; - не позднее чем за пять дней до судебного заседания представить в арбитражный суд отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина. Судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего о результатах реализации имущества гражданина назначено на 05.02.2018 года в 09 часов 50 минут.
Проверка наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства проводится арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном «Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855.
В силу пункта 5 Временных правил, признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.
Пунктом 2 Временных правил предусмотрено, что арбитражным управляющим исследуются документы за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства, в том числе - договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника.
Согласно пункту 8 Временных правил в ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.
Пунктом 14 Временных правил предусмотрено, что по результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя, в том числе: расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину) (подпункт «ж»); расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства (подпункт «е»).
В соответствии с пунктом 15 Временных правил заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется арбитражным управляющим собранию кредиторов, арбитражному суду.
Целью выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства является установление фактов совершения должником заведомо невыгодных сделок, на основании которых производилось отчуждение имущества должника, изменение структуры его активов, увеличение кредиторской задолженности, фактов дачи лицами, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия, указаний по распоряжению имуществом, результатом которых стало возникновение или увеличение неплатежеспособности должника, возможность обжаловать такие сделки, привлечь указанных лиц к субсидиарной ответственности и, как следствие, пополнить конкурсную массу в целях удовлетворения требований кредиторов должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной от 10.09.2013 № 4501/13, непроведение проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, не составление заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства нарушает право кредиторов на владение информацией о причинах уменьшения активов должника, о правомерности действий контролирующих должника лиц по выбытию активов и не позволяет своевременно рассмотреть вопрос об оспаривании сделок должника, повлекших существенное уменьшение активов или увеличение обязательств, о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности, в том числе и субсидиарной, в пределах срока исковой давности.
Таким образом, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства подлежало изготовлению финансовым управляющим ФИО7 — ФИО1, в период проведения процедуры реализации имущества, то есть до 31.08.2020.
В нарушении вышеуказанных положений Закона, а также нормативно-правовых актов, арбитражный управляющий ФИО1, при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО7, в г. Саратов, в период времени с 29.01.2018 до 05.02.2018, так и по настоящее время, заключение о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства ФИО7, не опубликовала в ЕФРСБ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона для целей Закона надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
Пунктом 4 статьи 13 Закона установлено, что сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном статьей 28 Закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно части 1 статьи 143 Закона конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Согласно сведениям из ЕФРСБ 13.06.2017 финансовым управляющим ФИО7 - ФИО1, проведено собрание кредиторов, в участии которого принял представитель кредитора ФИО8 по доверенности ФИО9 Собрание состоялось. На повестке собрания кредиторов, ставился вопрос № 7 «О периодичности и месте проведения собраний кредиторов ФИО7».
В ходе проведения собрания кредиторов от представителя кредитора ФИО9 поступило предложение о проведении собраний кредиторов должника ФИО7 один раз в шесть месяцев, по адресу: <...>. По данному вопросу собрание кредиторов решило - Проводить собрания кредиторов ФИО7 один раз в шесть месяцев, по адресу: <...>, решение принято единогласно.
В карточке должника ФИО7 в ЕФРСБ с достоверными данными ИНН и СНИЛС ФИО7, не имеется сообщения о проведении собрания кредиторов 13.06.2017, которое должно было быть опубликовано не менее чем за 14 дней до проведения собрания кредиторов.
О проведении указанного собрания 13.06.2017 опубликовано 29.05.2017 в карточке должника ФИО7 с недостоверными ИНН и СНИЛС в ЕФРСБ.
После проведения собрания кредиторов от 13.06.2017, арбитражный управляющий ФИО1 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО7 и принятого собранием решения проводить собрание кредиторов один раз в шесть месяцев, обязана была созывать и проводить собрание кредиторов не позднее 13.12.2017, не позднее 13.06.2018 не позднее 13.12.2018, не позднее 13.06.2019, не позднее 13.12.2019, не позднее 13.06.2020.
Однако, согласно сведениям карточки должника в ЕФРСБ, ни одного созыва собрания кредиторов с 13.06.2017 по настоящее время не осуществлялось и не проводилось, сообщения о проведении собраний кредиторов не опубликованы, сообщений о результатах проведения собраний кредиторов не опубликованы.
В нарушении вышеуказанных положений Закона, арбитражный управляющий ФИО1 при исполнении обязанностей финансового управляющего ФИО7, в период времени с 13.06.2017 по 31.08.2020, не опубликовала в ЕФРСБ в карточке должника с достоверными ИНН и СНИЛС сообщения о проведении собраний кредиторов, сообщения о результатах проведения собраний кредиторов, периодичность которых была установлена решением собрания кредиторов от 13.06.2017 (проведение собрания кредиторов с периодичностью раз в шесть месяцев).
Арбитражный управляющий в обоснование возражений указывает, что Арбитражным судом Саратовской области при рассмотрении в рамках дела №А57-28281/2016 заявления ФИО2 о признании недействительными открытых торгов №0058136 нарушений порядка проведения торгов установлено не было. Определением суда от 12.11.2020 в удовлетворении заявления ФИО2 было отказано.
По мнению арбитражного управляющего, указанный акт обладает преюдициальным характером по отношению к настоящему спору.
Суд отклоняет указанный довод ввиду следующего.
Из судебных актов по рассмотрению заявления ФИО2 о признании недействительными открытых торгов №0058136 по делу №А57-28281/2016 следует, что судами не было установлено именно существенных нарушений порядка проведения торгов, а также нарушения прав ФИО2
Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса является формальным.
Противоправное деяние виновного лица не связано с наступлением конкретных вредных последствий, поэтому для привлечения к административной ответственности достаточно факта нарушения арбитражным управляющим установленного порядка действий при банкротстве. В противном случае утрачивает смысл существования формальных составов административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Наличие в действиях арбитражного управляющего ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Все доводы арбитражного управляющего проверены судом, но отклонены как не опровергающие правомерность доводов Росреестра.
Кроме того, как следует из материалов дела, административным органом проводилось самостоятельное административное расследование, в том числе истребование дополнительных доказательств, изучение данных ЕФРСБ, из которых, в том числе, и был установлен факт совершения административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности в действиях арбитражного управляющего ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 № 122-О указал на то, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. То есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении арбитражных управляющих к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Совершенные арбитражными управляющими правонарушения посягают на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно положениям части 1 и 2 статьи 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство, по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Положения пункта 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусматривают, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя, юридического лица, в отношении которых ведется производство, по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола.
Из материалов дела следует, что должностным лицом административного органа 28.09.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего ФИО1.
Так же 28.09.2020 вынесено определение об истребовании у арбитражного управляющего ФИО1 сведений, необходимых для разрешения данного дела.
12.10.2020 от ФИО1 поступило объяснение по жалобе ФИО2 и ходатайство с просьбой продлить срок административного расследования по делу.
26.10.2020 должностным лицом административного органа вынесено определение о продлении срока административного расследования до 28.11.2020.
24.11.2020 в адрес ФИО1 направлено письмо (исх. 11-17/36255) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 15 декабря 2020 в 15 часов 00 минут.
15.12.2020 административным органом в отсутствие арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении.
Арбитражный управляющий ФИО1 в обоснование своих возражений ссылается на допущенные Управлением процессуальные нарушения, в частности ненадлежащее извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Арбитражный управляющий полагает, что представленные в материалы дела уведомления не могут служить доказательством надлежащего уведомления лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку уведомление было направлено в адрес ФИО1 по почтовому адресу: 410071, город Саратов, а/я 1014. Согласно уведомлению о вручении, почтовое отправление с номером почтового идентификатора 41097151967242 было получено 30.11.2020 ФИО9, однако данный гражданин не является уполномоченным от имени ФИО1 на получение почтовой корреспонденции.
Согласно пункту 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, вручение регистрируемых почтовых отправлений адресатам (уполномоченным представителям) осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование:
а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Таким образом, чтобы получить почтовое отправление в отделении, получатель должен предъявить извещение или трек-номер, а также удостоверение личности, либо доверенность.
Согласно представленным сведениям от УФПС Самарской области на запрос суда почтовое отправление с номером почтового идентификатора № 41097151967242 поступило в ОПС №410071, Саратов, вручено ФИО9 с использованием простой электронной подписи (ПЭП). Доверенность на хранении в ОПС №410071, Саратов – отсутствует.
Порядок вручения РПО адресату с использованием простой электронной подписи регламентирован Приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений".
В соответствии с указанным порядком оформление ПЭП проходит один раз. После этого все поступающие РПО адресат может получать с использованием ПЭП.
Пунктом 10.1.2.2. Порядка установлено, что при вручении РПО (заказного уведомления о вручении) с использованием ПЭП оператор:
- вводит в ИС номер мобильного телефона/Ф.И.О. адресата/адрес адресата /номер ШПИ (ШИ) отправления;
- формирует список отправлений к выдаче и осуществляет поиск РПО (заказных уведомлений о вручении) согласно списку в системе хранения ОПС. Если в числе РПО, подлежащих выдаче адресату, оказались РПО, при вручении которых с адресата взимается плата (наложенный платеж/тариф за досыл или возврат) или дефектные РПО, ШПИ таких отправлений из списка РПО к выдаче удаляются, их вручение осуществляется согласно п. 10.1.1, разделом 10.2 настоящего Порядка;
- взвешивает РПО, подлежащие вручению через плагин "Упрощенное вручение РПО", проводит сверку фактического веса с весом, указанным на РПО. В случае выявления несоответствия - вручение РПО проводится в соответствии с п. 10.2.1 настоящего Порядка;
- верифицирует регистрационные данных адресата путем ввода в экранную форму номера телефона, указанного адресатом, или серии и номера паспорта гражданина РФ;
- сверяет данные адресата (Ф.И.О.), указанные при регистрации и выведенные на экран ПКТ, с данными, указанными на адресном ярлыке отправления. При несовпадении - отказывает в выдаче РПО.
В случае если введенные данные соответствуют данным регистрации ИС генерирует код подтверждения, который поступает на номер мобильного телефона адресата, адресат называет его оператору.
Оператор вводит код в ИС. При сообщении ИС о возможности выдать РПО - выдает РПО адресату, регистрирует операцию "вручение" в ИС.
РПО с электронным уведомлением о вручении/заказным (простым) уведомлением о вручении адресат может получить по коду без предъявления паспорта при условии оформления извещения ф. 22/119/бланка уведомления ф. 119 адресатом и оператором в соответствии с п. 10.2.7.2/п. 10.2.5 настоящего Порядка.
Если адресат не смог назвать корректный код подтверждения оператор формирует извещение ф. 22 (ф. 22-о) с использованием плагина "Упрощенное вручение РПО", в котором данные документа, удостоверяющего личность адресата, заполняются автоматически. Вручение РПО (заказного уведомления о вручении) проводится в соответствии с п. 10.1.1, разделом 10.2 настоящего Порядка.
Вручение РПО (заказного уведомления о вручении) с использованием ПЭП уполномоченному представителю адресата (при условии наличия у уполномоченного представителя доверенности и активированной ПЭП) осуществляется в соответствии с Инструкцией о предоставлении услуг по доверенности в отделениях почтовой связи.
Использование электронного идентификатора и кодов доступа является надлежащим и достаточным способом подтверждения личности.
Арбитражный управляющий извещался Управлением Росреестра о составлении протокола по адресу, официально указанному управляющим в ЕФРСБ, согласно которому указан почтовый адрес управляющего: а/я 1014, город Саратов. На момент рассмотрения административного дела реализация имущества ФИО7 завершена не была.
Кроме того суд учитывает, что первоначальное уведомление о составлении протокола было также направлено по почтовому адресу: а/я 1014, город Саратов и получено арбитражным управляющим ФИО1, о чем свидетельствуют ее письменные объяснения от 06.10.2020 и ходатайство от 06.10.2020 об отложении рассмотрения административного материала.
Будучи осведомленной о возбуждении дела об административном правонарушении, действуя разумно и добросовестно ФИО1 имела возможность уведомить управление о необходимости извещения по другому адресу, а также обеспечить своевременное получение корреспонденции по адресу, указанному в информационном ресурсе Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
При добросовестном поведении арбитражный управляющий должен обеспечить своевременное изъятие поступающей корреспонденции из абонентского ящика лично или наделить данными полномочиями доверенное лицо.
С учетом первоначально направленных уведомлений арбитражному управляющему по адресу: а/я 1014, город Саратов, и получения сведений от арбитражного управляющего о его осведомленности о возбужденном деле об административном правонарушении, у административного органа не имелось оснований полагать, что ФИО1 не получает корреспонденцию по почтовому адресу.
Поскольку на почтовом уведомлении с идентификатором 41097151967242 подпись лица, получившего почтовое отправление, у административного органа отсутствовали основания ставить под сомнения факт вручения Почтой России заказного отправления ФИО1 лично или на основании выданной ей доверенности.
Суд учитывает, что УФПС не опровергло наличие доверенности ФИО9 на получение корреспонденции, а лишь указало на отсутствие указанной доверенности на хранении и получение корреспонденции с использованием ПЭП.
С учетом изложенного арбитражный суд отклоняет как необоснованный довод арбитражного управляющего о том, что Управлением допущены процессуальные нарушения, в частности ненадлежащее извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о виновном поведении привлекаемого к административной ответственности лица, поскольку им не было предпринято всех достаточных и возложенных Законом о банкротстве мер по соблюдению требований ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд учитывает, что в рассматриваемом случае действия арбитражного управляющего не причинили ущерба должнику и кредиторам, иного в материалы дела заявителем не представлено.
Совершенное правонарушение не является существенным, поскольку не повлекло последствий в виде признания торгов недействительными. Указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу судебным актом.
Между тем, по мнению суда, в рассматриваемом случае ввиду многочисленности нарушений основания для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено. В качестве смягчающих вину обстоятельств суд признает те обстоятельство, что правонарушение совершено впервые.
Федеральным законом от 29.12.2015г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в том числе в часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, согласно которым минимальный размер санкций, предусмотренных данной статьей, установлен в виде предупреждения.
С учетом норм действующего законодательства, учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, совершение правонарушения впервые, арбитражный суд при назначении административного наказания считает возможным применить к арбитражному управляющему ФИО1 минимальное наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Указанная мера ответственности отвечает степени тяжести совершенного правонарушения и соответствует основному предназначению административного наказания – предупреждению совершения правонарушения в будущем.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 181, 206, 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В. Антонова