АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
23 июля 2008 года
город Саратов Дело № А-57-3496/08-33
Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 23 июля 2008 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Викленко Т.И.,
рассмотрев материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПрофПроект», город Москва
к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, город Вольск
Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района, город Вольск
Территориальному управлению Федерального агентства управления федеральным имуществом по Саратовской области
ФГОУ СПО «Вольский сельскохозяйственный техникум»
Территориальному отделу № 10 Управления Роснедвижимости по Саратовской области
Вольскому отделу Федеральной регистрационной службы по Саратовской области
Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области
о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 35 от 15.02.2008 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, Терсинское муниципальное образование, 0,5 км. по направлению на восток от ОАО «ВЗСИ» и создании аукционной комиссии»
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 30.05.2008 г. б/н, ФИО2, по доверенности от 08.05.2008 г. б/н,
от Администрации Вольского района – ФИО3, по доверенности № 01-9/6248 от 01.11.2007 г.,
от КУИ и природными ресурсами – ФИО3, по доверенности № 01-9/6248 от 01.11.2007 г.,
от ФГОУ СПО «Вольский сельскохозяйственный техникум» - ФИО4, директор, выписка из приказа № 87-т от 29.05.2006 г.,
от Территориального отдела № 10 Управления Роснедвижимости по Саратовской области – ФИО5, заместитель начальника, приказ № 66-лс от 27.05.2005 г.,
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области – ФИО6, по доверенности № 4-1365 от 26.07.2007 г.,
Вольский отдел Федеральной регистрационной службы по Саратовской области – не явился, извещен з/увед. от30.06.2008 г.,
Территориальное управление ФАУФИ – не явился, извещен з/увед. от 30.06.2008 г.,
У С Т А Н О В И Л :
15 февраля 2008 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района Саратовской области (далее Комитет) принято распоряжение № 35 «О проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, Терсинское муниципальное образование, 0,5 км. по направлению на восток от ОАО «ВЗСИ» и создании аукционной комиссии».
Указанным Распоряжением установлено 20 марта 2008 года провести открытый аукцион по форме подачи предложений по продаже в собственность земельного участка площадью 283135 кв.м., кадастровый номер 64:08:02 08 02: 0027, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, Терсинское муниципальное образование, 0,5 км по направлению на восток от ОАО «ВЗСИ» для сельскохозяйственного производства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Уведомлением от 03.04.2008 года № 671 Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района сообщил ООО «ПрофПроект» о том, что последний является победителем проведенного аукциона, так как предложил наивысшую цену за указанный объект недвижимости, итоговая цена продажи составила сумму в размере 382095000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью «ПрофПроект» (далее ООО «ПрофПроект») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным принятого Комитетом распоряжения № 35 от 15.02.2008 года полагая, что оно вынесено в нарушение ст.38 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права третьих лиц – долевых собственников указанного земельного участка и права ООО «ПрофПроект», поскольку последний имеет намерение приобрести данный земельный участок в собственность. Распоряжение, по мнению заявителя, вынесенное в нарушение закона, даже в случае победы Общества на торгах, создаст риск последующего предъявления требований об оспаривании результатов аукциона третьими лицами – собственниками указанного земельного участка.
В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил основания своих требований, считает, что рассматриваемый земельный участок относится к федеральной собственности, в связи с чем, у Комитета не было полномочий в соответствие с п.10. ст.3 Федерального закона от 26.10.2003 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по продаже данного земельного участка до момента прекращения права постоянного бессрочного пользования правообладателя. Кроме того, по мнению заявителя, Распоряжение противоречит ст.ст.37, 38, 38.1 Земельного кодекса РФ, а также п.13 ст.39 Федерального закона «Об образовании», в связи с которыми земельный участок приватизации не подлежал.
Администрация Вольского муниципального района и Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами заявленные требования оспорили по основаниям, изложенным в отзыве.
Территориальный (межрайонный) отдел № 10 Управления Роснедвижимости по Саратовской области, ФГОУ СПО «Вольский сельскохозяйственный техникум» требования заявителя считают обоснованными, ссылаясь на то, что земельный участок отнесен к федеральной собственности и приватизации не подлежал.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 17.07.2008 года 12 часов, вынесено протокольное определение. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Исследовав материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2003 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с решением Вольского муниципального Собрания № 3/6-48 от 30.05.2006 г. «О разграничении полномочий органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения земельными участками» распоряжение земельными участками входит в компетенцию исполнительного органа местного самоуправления – Администрации Вольского муниципального района.
Постановлением Администрации Вольского муниципального района № 3112 от 09.10.2007 г. «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, расположенных на территории Вольского муниципального района» установлено, что организатором торгов и продавцом выступает Комитет по управлению имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района.
Следовательно, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции Администрации Вольского муниципального района, организатором торгов и продавцом является Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района.
В силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию земельных участков в Едином государственном реестре земель, в результате чего каждый земельный участок получает характеристики, позволяющие выделить его из других земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением участку кадастрового номера.
Материалами дела установлено, что рассматриваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 64:08:02 08: 02: 0027, в графе 15 «Сведения о правах» правообладатель - не указан, вид права определен – государственная собственность.
В связи с тем, что сведений в кадастровом плане о правах на данный земельный участок не указано, а также не представлено первичных правоустанавливающих документов на данный земельный участок, в том числе, со стороны ФГОУ ПО «ВСХТ», суд, исходя из материалов дела полагает, что земельный участок находится в государственной собственности и не закреплен за конкретными лицами, следовательно, право государственной собственности на данный земельный участок не разграничено. Доказательств обратного суду не представлено.
Ссылка заявителя на кадастровый план от 15.01.2006 г. № 08/05-740 земельного участка, кадастровый номер 64:08:02 08 02:0010, как отнесение земельного участка с кадастровым номером 64:08:02 08: 02: 0027 к землям, ограниченным в обороте, не может быть принят в качестве обоснованного, поскольку не представлены документы государственного земельного кадастра, подтверждающие факт вхождения одного земельного участка в другой. Кроме того, в кадастровом плане от 15.01.2006 г. № 08/05-740 земельного участка, кадастровый номер 64:08:02 08 02:0010, в графе 15 «Правообладатель» также отсутствуют сведения, в графе «Вид права» значится запись «государственная собственность», в графе 10 «Фактическое использование (характеристика деятельности)» указано, что земельный участок находится в государственной собственности и не закреплен за конкретными лицами.
Кроме того, ссылка на картографический материал как основание возникновения прав не может быть признана обоснованной, поскольку указанные материалы являются лишь основанием для сбора и отражения информации в государственном земельном кадастре в силу Постановления Правительства РФ от 07.06.2002 г. № 396 «Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства».
Ссылку заявителя на п.13 ст.39 Закона № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» в подтверждение ограничения в проведении торгов в отношении спорного земельного участка также нельзя считать обоснованной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона РФ «Об образовании» земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 269 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Земельный кодекс РФ в статье 20 устанавливает, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Доказательства наличия распорядительного акта уполномоченного органа о предоставлении спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, оснований считать, что спорный земельный участок закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования, не имеется.
Суду не представлено и иных документов, закрепляющих за образовательным учреждением спорного земельного участке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Правила статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают общие положения о торгах, организации и порядке их проведения.
Утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации 11.11.02 г. № 808 положение «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» содержит регламентацию порядка проведения торгов.
Согласно п.2 Постановления № 808 организатором торгов выступает орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление соответствующих земельных участков.
В соответствии с имеющейся компетенцией и п.2 Постановления Правительства РФ № 808 от 11.11.2002 г. Администрацией Вольского муниципального района принято постановление № 3112 от 09.10.2007 г. «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, расположенных на территории Вольского муниципального района». Указанным постановлением определено, что организатором и продавцом выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами.
В соответствии с имеющейся компетенцией Комитетом было принято распоряжение № 35 от 15.02.2008 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, Терсинское муниципальное образование, 0,5 км. по направлению на восток от ОАО «ВЗСИ» и создании аукционной комиссии».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорной ситуации органы местного самоуправления Вольского муниципального района реализовали в установленном законом порядке государственное полномочие, а именно, распорядились земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, для признания ненормативного акта недействительным необходимо соблюдение двух условий – несоответствие его закону или иному правовому акту, а также нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившего в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае судом установлено, что в нарушение указанных положений действующего законодательства, в своем заявлении и в ходе судебного разбирательства ООО «ПрофПроект» не представило доказательств того, что оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы.
Доводы ООО «ПрофПроект» о том, что оспариваемый акт в случае победы Общества на торгах, то есть в будущем, может повлечь неблагоприятные последствия для заявителя, а именно, создаст риск последующего предъявления требований об оспаривании результатов торгов третьими лицами, являются надуманными и необоснованными.
Предположительные доводы Общества о возможном оспаривании его еще не возникшего права не могут быть приняты судом как нарушение существующих прав и интересов Общества, в защиту которых оно обратилось в рамках настоящего дела.
На основании изложенного суд не усматривает в данном случае соблюдения одновременно двух условий для признания недействительным ненормативного акта, а именно, как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в связи с чем, оснований для признания недействительным распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района № 35 от 15.02.2008 г., не имеется.
Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ООО «ПрофПроект» о признании недействительным Распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами Администрации Вольского муниципального района № 35 от 15.02.2008 г. «О проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, Вольский район, Терсинское муниципальное образование, 0,5 км. По направлению на восток от ОАО «ВЗСИ» и создании аукционной комиссии» - отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области - Т.И. Викленко