АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 12 апреля 2019 года | Дело № А57-3641/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2019 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи О.В. Никульниковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гешоковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокуратуры Саратовской области в интересах публично-правового образования – Саратовская область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г.Саратов,
к обществу с ограниченной ответственностью «Стройресурс», г.Саратов, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г.Саратов,
третьи лица – Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства» , г.Москва,
о признании недействительным электронный аукцион № 0160200000918000339 на участие в долевом строительстве 3 жилых помещений (квартир) в г. Саратов для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки: 182645291171564520100100201254120412),
о признании недействительным (ничтожным) государственного контракта № Ф.2018.640872 от 24.12.2018, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области,
о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» возвратить денежные средства в размере 888 390 руб.
при участии:
от Прокуратуры Саратовской области – ФИО1, удостоверение обозревалось,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области – ФИО2 по доверенности от 09.01.2019 № 03/1-5 сроком действия по 31.12.2019 года,
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – ФИО3, по доверенности от 09.01.2019 года сроком действия по 31.12.2019 года.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Прокуратура Саратовской области в интересах публично-правового образования – Саратовская область с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и обществу с ограниченной ответственностью «Стройресурс» о:
– признании недействительным электронного аукциона № 0160200000918000339 на участие в долевом строительстве 3 жилых помещений (квартир) в г. Саратов для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки: 182645291171564520100100201254120412),
– признании недействительным (ничтожным) государственного контракта № Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г., заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области,
– применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» возвратить денежные средства в размере 888390 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г.Саратов, Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства», г.Москва, контрольно-аналитический комитет по Саратовской области, г.Саратов.
Представители общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства», контрольно-аналитического комитета по Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, контрольно-аналитический комитет по Саратовской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области представили отзывы на исковое заявление, которые приобщены к материалам дела.
Обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» отзыв на иск не представлен. Непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассматривается в порядке статей 153-167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец основывает свои требования на следующих обстоятельствах дела.
Прокуратурой Саратовской области была проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства при организации и проведении электронного аукциона № 0160200000918000339 на участие в долевом строительстве 3 жилых помещений (квартир) в г. Саратове для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки: 182645291171564520100100201254120412).
Извещение и аукционная документация о проведении указанного аукциона в электронной форме были размещены 28.11.2018 на сайте электронной площадки «РТС-тендер» по адресу в сети «Интернет»: http://rts-tender.ru.
Для участия в проведении вышеуказанного аукциона 06.12.2018 г. поступила единственная заявка общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» и приложенные к ней документы, которые Единой комиссией по осуществлению закупок Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области признаны соответствующими требованиям, предусмотренным в документации об аукционе, что подтверждается протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме №0160200000918000339 от 10.12.2018 г.
По итогам аукциона в электронной форме Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» 24.12.2018 г. был заключен государственный контракт № Ф.2018.640872, который 28.12.2018 г. прошел государственную регистрацию. В Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись.
Как утверждает истец, по результатам проведенной проверки прокуратурой были выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ).
В составе единственной заявки, допущенной к участию в аукционе, в качестве документов, подтверждающих соответствие участника – общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс», аукционным требованиям, приложены разрешение на строительство от 28.06.2018 № 64-RU64304000-286-2018 и проектная декларация от 22.03.2018 г., в соответствии с которой предусматривалось строительство многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, Волжский район, Усть-Курдюмский тракт (дом № 7 по генплану), общей площадью - 21540, 80 кв.м, количество этажей - 12, площадь застройки - 2582, 28 кв.м., количество секций - 5; общее количество квартир – 317.
Согласно же условиям государственного контракта, заключенного между ответчиками по результатам проведенного спорного аукциона, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области принимает участие в строительстве квартир, расположенных по адресу: г. Саратов, Волжский район, Усть-Курдюмский тракт (дом № 7 по генплану), 1 этап строительства, блок-секции А, Б, В.
Истец полагает, что требования ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе исключают возможность предоставления участниками электронных аукционов дополнительных документов после принятия соответствующей заявки на участие в аукционе и, как следствие, не допускают последующее заключение контрактов на условиях, не предусмотренных заявкой победителя.
Однако, как считает истец, ответчиками указанные требования были нарушены. О допущенных нарушениях, по мнению истца, свидетельствуют следующие обстоятельства:
- во-первых, распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2018 № 461-р были внесены изменения в п. 4 разрешения на строительство от 28.06.2018 № 64-RU64304000-286-2018, в соответствии с которыми уже предусматривается два этапа строительства многоквартирного дома,
- во-вторых, 26.12.2018 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области подготовлено заключение о соответствии застройщика (ООО «Стройресурс») и проектной декларации от 12.12.2018 (в редакции от 25.12.2018) требованиям, установленным ч. 2 ст. 3, ст.ст. 20 и 21 Закона № 214-ФЗ. Указанная проектная декларация также предусматривает два этапа строительства: 1) I этап предусматривает строительство блок-секций А, Б, В, общая площадь жилого здания 13 701, 65 кв.м. (ранее - 21 540, 80 кв.м.), площадь застройки - 1 641, 61 кв.м. (ранее - 2 582, 28 кв.м.), количество секций - 3 (5); общее количество квартир - 208 (ранее - 317). Срок действия разрешения на строительство первого этапа-28.12.2019; 2) II этап предусматривает строительство блок-секций Г, Д, общая площадь жилого здания - 7 839, 15 кв.м., площадь застройки - 940, 67 кв.м.; количество секций - 2; общее количество квартир — 109. Срок действия разрешения на строительство второго этапа - до 28.05.2021.
По мнению истца, с учетом внесенных распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2018 № 461-р изменений в разрешение на строительство, фактически предусмотрено строительство уже двух самостоятельных объектов долевого участия в строительстве, в то время как, общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» направило заявку и соответствующие документы для участия в аукционе именно с предложением предоставления однокомнатных квартир в многоквартирном доме (от 9 надземных этажей и выше) по адресу: г. Саратов, Волжский район, Усть-Курдюмский тракт (дом №7 по генплану), то есть на иной объект долевого строительства.
В обоснование своих доводов истец так же ссылается на несоответствие условий контракта №Ф.2018.640872 от 24.12.2018, имеющегося в материалах реестрового дела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, о местонахождении жилых помещений, наименовании жилого дома, общей площади многоквартирного дома, общем количестве квартир - предложению участника закупки, а также содержанию контракта размещенного на электронной площадке.
Кроме того, истец утверждает, что проведенной проверкой так же были выявлены нарушения, допущенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области при разработке, утверждении и размещении документации электронного аукциона № 0160200000918000339.
Первое нарушение: в разделе 10 «Инструкция участнику закупки по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме» документации об аукционе указано: участник закупки в первой части заявки представляет: 1) согласие участника аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), 2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным разделом 9 Документации об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронной аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В рекомендуемой форме заполнения первой части заявки содержится указание на предоставление сведений о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости.
В приложении № 1 к проекту государственного контракта также содержится указание на предоставление сведений о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости.
Истец считает, что в силу ч. 1 ст. 34 Закона № 214-ФЗ договор в частности должен содержать обязательные условия о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе сейсмостойкости. Согласно Закону о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки.
Как утверждает истец, согласно документации об аукционе участник закупки в первой части заявки предоставляет конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным разделом 9 документации об аукционе, однако, в разделе 9 документации об аукционе отсутствует требование о предоставлении сведений о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе сейсмостойкости.
По мнению истца, отсутствие информации о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости в заявке и как следствие в контракте, приведет к тому, что контракт не будет соответствовать требованиям Закона № 214-ФЗ и в силу ч.5 ст. 4 Закона № 214-ФЗ при отсутствии в договоре условий, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, такой договор считается незаключенным.
Второе нарушение: вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: «…документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющиеся объектом закупки (выписка из реестра членов СРО, выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, по форме, утвержденной действующим законодательством; разрешение на строительство; проектная декларация; документы, подтверждающие права на земельный участок)…».
Истец полагает, что поскольку законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Министерства, установившего в документации об аукционе данное требование к участникам закупки и к содержанию заявки на участие в аукционе не соответствует ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Третье нарушение: в плане-графике, размещенном заказчиком на официальном сайте, в отношении закупок указано: «НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ ПО КТРУ 41.20.30.000 Участие в долевом строительстве 3 жилых помещений (квартир) в г. Саратов для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа».
В извещениях о проведении электронного аукциона для закупки указан код позиции 41.20.30.000.
Как утверждает истец, согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) код 41.20.30.000 исключен. Изменения 25/2017 ОКПД 2 утверждены Приказом Росстандарта от 21.12.2017 №2049-ст.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возражает против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно отзыву подготовку технической документации к проведению конкурентных процедур для министерства осуществляет контрактная служба. По результатам проверок, проведенных контрольно-надзорными органами, а именно Министерством экономического развития Саратовской области, контрольно-аналитическим комитетом по Саратовской области в 2016-2018 годах замечаний к содержанию конкурсной документации (техническому заданию) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на участие в долевом строительстве жилых помещений (квартир) не имелось.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области пояснило, что код ОКПД по видам экономической деятельности 41.20.30 «Работы по возведению жилых зданий» является действующим и при внесении позиции в план закупок и план-график в наименовании товара по каталогу товаров, работ, услуг на сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru предусмотрена возможность конкретизировать наименование объекта закупки до кода 41.20.30.000 «Работы по возведению жилых зданий».
Так же Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области пояснило, что:
– про изменение в этапах строительства жилого многоквартирного дома, в котором министерством принято участие в долевом строительстве жилых помещений, с одного на два, стало известно в феврале текущего года из информации, поступившей от сотрудников министерства,
– копия распоряжения администрации МО «Город Саратов» от 30.11.2018 № 461-р «О внесении изменений в разрешение на строительство от 28.06.2018» поступила в министерство, после принятия единой комиссией решения о соответствии заявки и участника требованиям аукционной документации,
– в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 10 декабря 2018 года, размещенным на сайте электронной площадки rts-tender.ru., первая и вторая части заявки были признаны соответствующими требованиями Федерального закона № 44-ФЗ и аукционной документации. В состав заявки входило разрешение на строительство от 28 июня 2018 года № 64 RU 64304000-2018,
– информация о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости отсутствует в связи с тем, что в соответствии с требованиями Закона № 214-ФЗ указанная информация касается всего дома в целом, а Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области объявляло электронный аукцион на приобретение жилых помещений (квартир) в г. Саратове.
– 17 декабря 2018 года министерством были направлены проекты контрактов, в которые были включены конкретные характеристики жилого помещения (квартиры) в соответствии с заявкой участника. 21 декабря 2018 года от ООО «Стройресурс» через личный кабинет министерства на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru был получен протокол разногласий к проектам контрактов, которым были внесены уточняющие сведения в государственный контракт на основании изменений, внесенных застройщиком в разрешение на строительство, утвержденных распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30 ноября 2018 года № 461-р. Данные сведения, по мнению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, не приводили к изменению существенных условий контракта (площадь приобретаемого жилого помещения, месторасположение, цена контракта не менялись).
По мнению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, внесение изменений в разрешение на строительство в части разделения строительства многоквартирного дома на 2 этапа, не разделяет сам объект капитального строительства на 2 различных многоквартирного дома и не влечет уменьшение общего количества квартир в МКД, а уточняет сроки по этапам строительства одного объекта (до 28 декабря 2019 блок-секций, в которых размещено 208 квартир, 69 из которых приобретены министерством, до 28 мая 2021 года блок - секций, в которых количество квартир 109). Общая площадь многоквартирного дома и общее количество квартир в нем, в связи с внесением изменений в разрешение на строительство, не изменены.
Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области указывает на отсутствие правовых оснований для признания контракта недействительным и применения последствий недействительности сделки, поскольку на момент рассмотрения спора судом контракт расторгнут, а перечисленный аванс возвращен в бюджет. В материалы дела Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области представлено соглашение о расторжении государственного контракта № Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г., подписанное ответчиками 11.03.2019 г.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в отзыве на иск пояснило, что:
– 27.12.2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве № П7-1 /5пр от 20.12.2018, заключенного обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» с первым участником долевого строительства объекта капитального строительства – жилого дома № 7, 1 этап строительства, блок секции А,Б,В, расположенного по адресу: <...> поворот на пос.Зональный, на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010120:150,
– 28.12.2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись о государственной регистрации государственного контракта № Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г. на участие в долевом строительстве жилых помещений с последующим переходом в государственную собственность Саратовской области.
Контрольно-аналитический комитет по Саратовской области пояснил, что им проверка содержания конкурсной документации (технического задания) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на участие в долевом строительстве жилых помещений (квартир) в г.Саратове, не проводилась.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области считает доводы и требования Прокуратуры Саратовской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляется нормами Закона о контрактной системе.
В статье 3 Закона о контрактной системе определено, что под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и заключения контракта по результатам его проведения установлен в статьях 59 – 71, 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, то оспаривание торгов означает предъявление требований о недействительности сделки, заключенной по их результатам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», приведенный в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим.
В пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, также указано, что предусмотренное пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации правило является общим и не учитывает специфику правоотношений, складывающихся при заключении государственных (муниципальных) контрактов.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона № 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
Следовательно, неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ, предусматривающих явно выраженный запрет, которые привели к нарушению принципов открытости, прозрачности, ограничению конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, является существенным нарушением и посягающим на публичные интересы и права третьих лиц, в связи с чем, заключенный по результатам таких торгов контракт в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
Аналогичный вывод содержится в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Требования указанных норм права исключают возможность предоставления участниками электронных аукционов дополнительных документов после принятия соответствующей заявки на участие в аукционе, и как следствие, не допускают последующее заключение контрактов на условиях, не предусмотренных заявкой победителей.
Обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» к заявке на участие в аукционе в электронной форме № 0160200000918000339 от 10.12.2018 г. были приложены разрешение на строительство № 64-RU64304000-286-2018 от 28.06.2018 г. и проектная документация от 22.03.2018 г., в соответствии с которыми предусматривалось строительство многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, Волжский район, Усть-Курдюмский тракт (дом № 7 по генплану), общей площадью - 21540, 80 кв.м, количество этажей - 12, площадь застройки - 2582, 28 кв.м., количество секций - 5; общее количество квартир – 317.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2018 № 461-р в п. 4 разрешения на строительство от 28.06.2018 № 64-RU64304000-286-2018 внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается два этапа строительства многоквартирного дома.
26.12.2018 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области подготовлено заключение о соответствии застройщика – общества с ограниченной ответственностью ООО «Стройресурс», и проектной декларации от 12.12.2018 г. в редакции от 25.12.2018 г. требованиям, установленным ч. 2 ст. 3, ст.ст. 20 и 21 Закона № 214-ФЗ. Указанная проектная декларация также предусматривает два этапа строительства.
Первый этап строительства предусматривает строительство блок-секций А, Б, В, общая площадь жилого здания 13 701, 65 кв.м. (ранее - 21 540, 80 кв.м.), площадь застрой - 1 641, 61 кв.м. (2 582, 28 кв.м.), количество секций - 3 (5); общее количество квартир - 208 (317). Срок действия разрешения на строительство первого этапа – 28.12.2019.
Второй этап строительства предусматривает строительство блок-секций Г, Д, общая площадь жилого здания - 7 839, 15 кв.м., площадь застройки - 940, 67 кв.м.; количество секций - 2; общее количество квартир — 109. Срок действия разрешения на строительство второго этапа – до 28.05.2021 г.
Суд соглашается с доводами истца о том, что с учетом внесенных распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2018 № 461-р изменений в разрешение на строительство, фактически предусмотрено строительство уже двух самостоятельных объектов долевого участия в строительстве.
Однако, заявка на участие в аукционе в электронной форме № 0160200000918000339 от 10.12.2018 г., а так же приложенная к ней документация содержали условия о предоставлении однокомнатных квартир в многоквартирном доме (от 9 надземных этажей и выше) по адресу: г. Саратов, Волжский район, Усть-Курдюмский тракт (дом № 7 по генплану), то есть в ином объекте долевого строительства.
Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области объект долевого участия в строительстве - «Многоквартирный дом (от 9 надземных этажей и выше) по адресу: г. Саратов, Волжский район, Усть-Курдюмский тракт (дом № 7 по генплану), 1 этап строительства, блок-секции А, Б, В» появился только 27.12.2018 после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве № П7-1 /5пр от 20.12.2018, заключенного обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» с первым участником долевого строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010120:150.
У Единой комиссии по осуществлению закупок отсутствовали возможности получения дополнительных документов (распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.11.2018 № 461 -р; проектной декларации от 12.12.2018 (в редакции от 25.12.2018); заключения Министерства от 26.12.2018) как на момент рассмотрения единственной заявки, так и при объявлении победителем аукциона общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» и последующем заключении государственного контракта на условиях, не предусмотренных заявкой победителя.
Таким образом, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в нарушение ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе заключен государственный контракт с обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» на иных условиях, нежели чем те, которые были указаны в документации и извещении о закупке, в заявке победителя электронной процедуры.
Суд соглашается с доводами истца о том, что Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области при разработке, утверждении и размещении документации об аукционе допущены нарушения п.1 ч.1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 21 Закона о контрактной системы.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор должен содержать помимо сведений о конкретном объекте долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), в том числе сведения об основных характеристиках многоквартирного дома - о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости.
В разделе 10 «инструкция участнику закупки по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме» документации об Аукционе указано: участник закупки в первой части заявки представляет:
- согласие участника аукциона поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки),
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным разделом 9 Документации об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронной аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В свою очередь, в рекомендуемой форме заполнения первой части заявки содержится указание на предоставление сведений о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости.
В приложении № 1 к проекту государственного контракта также содержится указание на предоставление сведений о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости.
Согласно ч.1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, в силу Закона № 214-ФЗ, договор в частности должен содержать обязательные условия о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе сейсмостойкости. Согласно Закону о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки.
Согласно документации об аукционе участник закупки в первой части заявки предоставляет конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным разделом 9 Документации об аукционе, в свою очередь в разделе 9 документации об аукционе отсутствует требование о предоставлении сведений о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе сейсмостойкости.
В заявке и соответственно в контракте отсутствует информация о материале наружных стен и поэтажных перекрытиях, классе энергоэффективности, сейсмостойкости многоквартирного жилого дома.
Спорный контракт не соответствует требованиям Закона № 214-ФЗ, поскольку в нем отсутствует информация о материале наружных стен и поэтажных перекрытиях, классе энергоэффективности, сейсмостойкости многоквартирного жилого дома.
Таким образом, заказчик в нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе не установил в техническом задании документации об аукционе указание на предоставление информации о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчик, руководствуясь положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 и ч. 3 ст. 64 указал, что вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: «- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющиеся объектом закупки (выписка из реестра членов СРО, выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, по форме, утвержденной действующим законодательством; разрешение на строительство; проектная декларация; документы, подтверждающие права на земельный участок)».
Частью 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом в силу пункта 3.1. ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Таким образом, застройщик может осуществлять строительство капитального объекта либо с привлечением лиц, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, либо самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Следовательно, членство застройщика в СРО не носит императивного характера.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, вышеуказанное требование к наличию членства в СРО и сроку выдачи выписки не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия заказчика, установившего в документации об аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки и к содержанию заявки на участие в аукционе не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация в отношении каждой закупки, в том числе наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 указанного закона.
В плане-графике, размещенном заказчиком на официальном сайте, в отношении закупки с ИКЗ 182645291171564520100100200004120412 указано: «НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ ПО КТРУ 41.20.30.000 Участие в долевом строительстве 3 жилых помещений (квартир) в г. Саратов для последующего предоставления детям-сиротам и лицам из их числа»
Согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) код 41.20.30.000 исключен. Изменения 25/2017 ОКПД 2 утверждены Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст
Таким образом, заказчик, включив в план-график код ОКПД, исключенный из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014, допустил нарушение ч.3 ст. 21 Закона о контрактной системе
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки № 0160200000918000339 указан код позиции 41.20.30.000.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе заказчиком определен код ОКПД, исключенный из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что проведенной Прокуратурой Саратовской области проверкой объективно установлены нарушения требований действующего законодательства при разработке, утверждении и размещении аукционной документации, при рассмотрении заявки и последующем заключении государственного контракта на условиях, не предусмотренных заявкой победителя. Допущенные нарушения при проведении торгов привели к ограничению конкуренции, созданию победителю аукциона более выгодные условия исполнения контракта.
Учитывая изложенное, суд признает электронный аукцион № 0160200000918000339 на участие в долевом строительстве 3 жилых помещений (квартир) в г. Саратов для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки: 182645291171564520100100201254120412) недействительным.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, как указал Конституционный суд в своем Определении от 16.07.2009 № 739-0-0, если договоры частично исполнены, признание торгов недействительными не приведет к восстановлению истца в правах участника торгов. При этом законодательство предусматривает иные способы защиты прав, нарушенных незаконными действиями конкурсных комиссий и не исключает предъявления иска о взыскании понесенных убытков.
Таким образом, согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16.07.2009 № 739-О-О, положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Следуя указанному подходу, арбитражный суд должен иметь в виду следующее: если из материалов дела видно, что договор, заключенный по результатам торгов, проведенных с нарушением правил, исполнен и приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, то избранный истцом способ защиты (оспаривание торгов) не приведет к восстановлению его субъективных прав. Следовательно, в удовлетворении иска надлежит отказать.
Ни Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, ни общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» доказательств того, что государственный контракт № Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г, заключенный по результатам торгов, проведенных с нарушением правил, исполнен не представило.
В материалы дела Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области представлена выписка по лицевому счету, которая в свою очередь предоставлена органом Федерального казначейства. Согласно указанной выписке денежные средства в размере 888 390 руб. обществом с ограниченной ответственностью были возвращены в бюджет Саратовской области. В судебном заседании представитель министерства подтвердил факт возврата в бюджет обществом суммы аванса, ранее перечисленной ему по контракту.
Таким образом, суд признает недействительным в силу ничтожности государственный контракт на участие в долевом строительстве жилых помещений с последующим переходом в государственную собственность Саратовской области № Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г., заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (часть 1). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (часть 2).
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт возврата обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» в бюджет Саратовской области денежных средств, полученных им по государственному контракту Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» возвратить денежные средства в размере 888390 руб. следует отказать.
Вместе с тем, требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В ходе рассмотрения дела, а так же при вынесении настоящего решения, судом проверены доводы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о том, что подписание сторонами 11 марта 2019 года соглашения о расторжении государственного контракта № Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г. является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Данный довод суд признает несостоятельным и подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор долевого строительства заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Статьей 164 ГК РФ определено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
Соглашение о расторжении государственного контракта № Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г. не прошло государственную регистрацию, следовательно, оснований считать, что оспариваемый контракт прекратил свое действие не имеется. Более того, расторжение сторонами ничтожной сделки не влечет за собой отказ в признании ее недействительной в силу ничтожности с момента ее заключения.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта (пункт 9
"Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)
Допущенные при заключении государственного контракта № Ф.2018.640872 от 24.12.2018 г. изменения условий в части определения объекта долевого строительства в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, влечет нарушение всех вышеназванных принципов.
В соответствии с частью 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части: 1) признания недействительным электронный аукцион № 0160200000918000339 на участие в долевом строительстве 3 жилых помещений (квартир) в г. Саратов для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки: 182645291171564520100100201254120412), 2) признания недействительным в силу ничтожности государственный контракт на участие в долевом строительстве жилых помещений с последующим переходом в государственную собственность Саратовской области № Ф.2018.640872 от 24.12.2018, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, так как они подтверждены документами представленными истцом и соответствуют требованиям действующего законодательства. В применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» возвратить денежные средства в размере 888390 руб. следует отказать.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным электронный аукцион № 0160200000918000339 на участие в долевом строительстве 3 жилых помещений (квартир) в г. Саратов для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (идентификационный код закупки: 182645291171564520100100201254120412).
Признать недействительным в силу ничтожности государственный контракт на участие в долевом строительстве жилых помещений с последующим переходом в государственную собственность Саратовской области № Ф.2018.640872 от 24.12.2018, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Стройресурс» и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
В применении последствий недействительности ничтожной сделки путем обязания общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» возвратить денежные средства в размере 888390 руб. отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 6000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через суд, вынесший решение, в апелляционном порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Поволжского округа, в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления решения в законную силу.
Судья арбитражного суда Саратовской области | О.В. Никульникова |