Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
Дело № А57-3840/2010
25 июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2010 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С. Н. Сероштановой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Саратовстройстекло», город Саратов,
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, город Саратов,
Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, город Саратов,
о признании недействительным решения от 30.12.2009 года № 17/08 о привлечении ОАО «Саратовстройстекло» к налоговой ответственности в части занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год в результате не включения во внереализационные доходы безвозмездно полученных денежных средств в сумме 11016949,00 рублей в рамках целевого финансирования из областного бюджета и занижения налоговой базы по земельному налогу за 2008 год на сумму 40 972 920,00 рублей,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность № 109-67юр от 21.06.2010 года до 31.12.2010 года, ФИО2, доверенность № 109-38юр от 05.04.2010 года сроком по 31.12.2010 года,
МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области – ФИО3, доверенность № 03-10/7829 от 24.09.2007 года сроком на 3 года;
Управления ФНС России по Саратовской области – ФИО3, доверенность №05-17/21 от 21.05.2009 года сроком на два года,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Саратовстройстекло» с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о признании недействительным решения от 30.12.2009 года № 17/08 о привлечении ОАО «Саратовстройстекло» к налоговой ответственности в части занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год в результате не включения во внереализационные доходы безвозмездно полученных денежных средств в сумме 11016949,00 рублей в рамках целевого финансирования из областного бюджета и занижения налоговой базы по земельному налогу за 2008 год на сумму 40 972 920,00 рублей.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Саратовстройстекло" по вопросу соблюдения налогового законодательства. Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте проверки № 16/08 от 07.12.2009 года, по итогам рассмотрения которого и представленных налогоплательщиком возражений инспекцией принято решение № 17/08 от 30.12.2009 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам проверки инспекцией сделан вывод о том, что в нарушение пункта 8 статьи 250 НК РФ налогоплательщик занизил налоговую базу по налогу на прибыль за 2007 год вследствие занижения внереализационных доходов на сумму 11 016 949 руб. в части безвозмездно полученных денежных средств по соглашению № 49 о предоставлении средств областного бюджета; в нарушение порядка определения налоговой базы по земельному налогу за 2008 год, установленного статьей 391 НК РФ, в отношении земельного участка площадью 3 781 кв.м., находящегося по адресу: <...> (кадастровый номер 64:48:40330:7) занижена налоговая база по земельному налогу на сумму 40 972 920 руб.
В указанной части решение инспекции оспорено в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Саратовской области. Решением от 25.02.2010 года апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Считая решение МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области № 17/08 от 30.12.2009 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения неправомерным в части выводов о занижении налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год в результате не включения во внереализационные доходы безвозмездно полученных денежных средств в сумме 11016949,00 рублей в рамках целевого финансирования из областного бюджета и занижения налоговой базы по земельному налогу за 2008 год на сумму 40 972 920,00 рублей, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
МРИ ФНС России по Саратовской области и Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области считают оспариваемое решение законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в отзывах на заявление, дополнительных пояснениях по делу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании были объявлены перерывы до 16 июня 2010 года до 14 часов 30 минут, до 17 июня 2010 года до 15 часов 30 минут и до 21 июня 2010 года до 11 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Земельный налог.
В ходе проведения проверки инспекцией сделан вывод о занижении Обществом налоговой базы по земельному налогу за 2008 год на сумму 40 972 920 руб. в отношении земельного участка площадью 3 781 кв.м., находящегося по адресу: <...> (кадастровый номер 64:48:40330:7) в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка.
Налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, так как, по мнению налогоплательщика, налоговым органом неправильно применена кадастровая стоимость данного участка, спорный земельный участок подпадает под третью группу видов разрешенного использования, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка составляет 20 234 739,89 рублей, в таком случае занижение налоговой базы составит не 40 972 920,00 рублей, как отражено в оспариваемом решении, а 18 736 329,59 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений статьи 389 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
На основании Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Приказами № САЭ-3-21/511/П/57 от 05.10.2004, № П-0235 и № ММ-3-13/529@ от 13.09.2007 Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой утвержден порядок обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу.
В ходе проведения проверки сумма земельного налога исчислена налоговым органом на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленных территориальным отделением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, которая по участку с кадастровым номером 64:48:40330:7 составила 42 471 330 рублей.
В материалах дела имеется кадастровая выписка № 6448/201/09-21270 от 10.12.2009, в которой указана кадастровая стоимость данного участка:
- по состоянию на 01.01.2006 – 1 498 410,30 руб.;
- по состоянию на 01.01.2007 - 1 498 410,30 руб.;
- по состоянию на 01.01.2008 – 42 471 330,23 руб.
При этом на дату выдачи кадастровой выписки (на 10.12.2009) кадастровая стоимость составила 20 234 739,89 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2008 по данным органа кадастрового учета составляет 42 471 330,23 руб. и совпадает с кадастровой стоимостью земельного участка, представленной налоговому органу.
В заявлении налогоплательщик ссылается на Постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 № 423-П, которым установлена стоимость земель населенных пунктов для кадастрового квартала.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следовательно, при исчислении земельного налога по участку с кадастровым номером 64:48:40330:7 должна применяться кадастровая стоимость данного конкретного участка по сведениям органа кадастрового учета, а не стоимость, исчисленная из удельного показателя по кадастровому кварталу.
Налогоплательщиком в декларации по налогу на землю за 2008 год заявлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:40330:7, расположенного по адресу: <...>, в размере 1 498 410 рублей.
Таким образом, в нарушение порядка, установленного статьей 391 НК РФ, в отношении земельного участка площадью 3 781 кв.м. (кадастровый номер 64:48:40330:7) налоговая база по земельному налогу за 2008 год занижена налогоплательщиком на 40 972 920 руб.
В результате оценки всех представленных в материалы дела документов суд приходит к выводу, что данный вывод сделан налоговым органом в соответствии с действующим законодательством на основании сведений органа кадастрового учета, следовательно, довод налогоплательщика о неправильном применении налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка является необоснованным и не соответствующим закону и имеющимся в материалах дела документам.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требование ОАО "Саратовстройстекло" о признании недействительным решения от 30.12.2009 года № 17/08 о привлечении ОАО «Саратовстройстекло» к налоговой ответственности в части занижения налоговой базы по земельному налогу за 2008 год на сумму 40 972 920,00 рублей не подлежит удовлетворению.
Налог на прибыль.
Как следует из материалов дела, 27.09.2007 года между Правительством Саратовской области (Правительство) и ОАО «Саратовстройстекло» (Организация) заключено Соглашение № 49 о предоставлении средств областного бюджета, в соответствии с которым на основании Распоряжения Правительства Саратовской области от 23.04.2007 № 93-ПР Правительство принимает на себя обязательства по финансированию ОАО «Саратовстройстекло» в форме субвенции в целях возмещения части стоимости собственных основных производственных фондов, приобретенных в результате реализации инвестиционного проекта «Модернизация линии по выпуску листового стекла с внедрением устройства для перемещения и погрузки заготовок размером джамбо (6000*3210)» в пределах установленного лимита в размере 13 000 000 руб..
Во исполнение названного соглашения средства перечислены платежным поручением № 791 от 04.10.2007 года. Полученные бюджетные средства признаны предприятием как доходы, не учитываемые при определении налоговой базы в соответствии со статьей 251 НК РФ.
По результатам проверки налоговым органом сделан вывод о том, что в нарушение пункта 8 статьи 250 НК РФ налогоплательщик неправомерно занизил налоговую базу по налогу на прибыль за 2007 год вследствие занижения внереализационных доходов на сумму 11 016 949 руб. (без учета НДС в размере 1983051,00 рублей) в части безвозмездно полученных денежных средств по Соглашению № 49 о предоставлении средств областного бюджета.
В заявлении налогоплательщик указал, что полученные средства в форме субвенции не подлежат учету согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В целях применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в том числе субвенции и субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий год.
Налогоплательщик считает ошибочным вывод налогового органа о том, что ОАО «Саратовстройстекло», не являясь бюджетной организацией, государственным или муниципальным унитарным предприятием, не может являться бюджетополучателем согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ.
В возражениях на отзыв и пояснениях заявитель указывает, что полученные денежные средства являлись целевым бюджетным финансированием и не подлежат налогообложению в силу положений п.п.14 п. 1 статьи 251 НК РФ.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом), - источником целевого финансирования:
- в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям;
в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
в виде полученных грантов;
в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения Федерации;
в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов Федерации;
в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике»;
в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;
в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, взимаемых в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного;
в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
В пояснениях налогоплательщика от 20.05.2010 указано, что полученные средства являются средствами целевого финансирования, указанными в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, а именно, инвестициями, полученными при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд считает данный довод налогоплательщика несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»:
- инвестиции - денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли;
- инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли;
- капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства).
Согласно статье 4 вышеназванного Закона субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств.
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть инвесторы.
На основании статьи 6 Закона инвесторы имеют право на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Согласно пункту 1 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
То есть, бюджетные инвестиции сопровождаются увеличением государственной собственности.
В статье 3 Закона Саратовской области от 01.02.2005 № 12-ЗСО «О размещении на конкурсной основе средств областного бюджета для государственной поддержки хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории Саратовской области» указано:
1. Предоставление бюджетных инвестиций хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты, осуществляется на условиях закрепления в государственной собственности области соответствующей части акций создаваемого открытого акционерного общества. Оформление акций в государственную собственность области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Акции, закрепленные в государственной собственности области, реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы областного бюджета.
Данное положение областного закона конкретизирует общее правило, установленное пунктом 1 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ о том, что бюджетные инвестиции влекут возникновение права государственной собственности на долю уставного капитала юридического лица.
В соответствии с областным законом государственная собственность области закрепляется только в виде акций открытого акционерного общества.
В рассматриваемом случае в результате предоставления налогоплательщику субвенции у субъекта РФ не возникло право на часть уставного капитала ОАО «Саратовстройстекло». В материалы дела налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие оформление доли субъекта РФ в уставном капитале предприятия.
В Законе Саратовской области от 13.12.2006 № 139-ЗСО «Об областном бюджете на 2007 год» отсутствует статья, в которой указано юридическое лицо ОАО «Саратовстройстекло», объем и цели выделенных ему ассигнований, что свидетельствует о том, что бюджетные инвестиции налогоплательщику не предоставлялись.
Между Правительством области и налогоплательщиком заключено Соглашение от 17.09.2007 № 49 о предоставлении средств областного бюджета в форме субвенции на возмещение части прибыли, направленной на приобретение основных средств.
То есть, полученные налогоплательщиком бюджетные средства по своему экономическому содержанию являются частью экономической выгоды предприятия, так как возмещают часть прибыли, направленной предприятием на капитальные вложения в собственные основные фонды.
Предоставление субвенций регулируется статьей 5 названного выше закона, в которой указано, что субвенции за счет средств областного бюджета предоставляются на осуществление целевых расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, направленных на увеличение за счет прибыли хозяйствующих субъектов собственных основных фондов более чем на десять миллионов рублей. Объем средств, возмещаемый из областного бюджета, составляет не более одной второй стоимости основных фондов, приобретенных (созданных) в результате реализации инвестиционного проекта. Субвенции предоставляются в пределах установленного объема финансирования инвестиционного проекта по факту осуществления указанных инвестиций и после уплаты налога на прибыль организаций в полном объеме.
Налогоплательщиком получены бюджетные средства в форме субвенции, указанной в статье 5 закона, а не в форме бюджетных инвестиций, указанных в статье 3 закона.
Кроме того, в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ говорится об инвестициях, полученных при проведении инвестиционных торгов.
ОАО «Саратовстройстекло» в качестве инвестора не проводило инвестиционные торги для привлечения лиц, необходимых ему в целях реализации проекта, поскольку из материалов дела следует, что проект реализован полностью за счет собственных средств налогоплательщика.
Бюджетные средства получены налогоплательщиком после реализации проекта и без проведения инвестиционных торгов, что также свидетельствует о несостоятельности довода налогоплательщика.
Согласно статье 67 Бюджетного кодекса РФ капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица.
Средства бюджета получены ОАО «Саратовстройстекло» в рамках средств, предусмотренных статьей 15 Закона Саратовской области от 13.12.2006 № 139-ЗСО «Об областном бюджете на 2007 год» для государственной поддержки хозяйствующих субъектов, а не по статье расходов, предназначенной для инвестиций в юридические лица.
Из Бюджетного кодекса РФ и закона области от 01.02.2005 № 12-ЗСО следует, что понятия «субвенция» и «инвестиция» различны по экономическому содержанию, целям и последствиям их предоставления.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Применительно к рассматриваемой ситуации, субвенция представляет собой безвозмездную государственную помощь хозяйствующему субъекту, не влекущую никаких последствий в будущем ни для бюджета, ни для предприятия.
Таким образом, является несостоятельным довод налогоплательщика о том, что полученные средства являются средствами целевого финансирования, указанными в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, а именно, инвестициями, полученными при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пояснениях налогоплательщик также указывает, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 Закона № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» полученные средства являются государственной гарантией.
Суд не может согласиться с данными доводами налогоплательщика по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ государственная гарантия субъекта РФ - вид долгового обязательства, в силу которого субъект РФ (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Согласно статье 117 БК РФ от имени субъекта РФ государственные гарантии предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Статьей 17 Закона Саратовской области от 13.12.2006 № 139-ЗСО «Об областном бюджете на 2007 год» установлен предельный объем обязательств по государственным гарантиям области в размере 20 000,0 тыс. рублей.
Из письма Минэкономразвития от 25.11.2009 № 16-7/3771 следует, что средства бюджета получены ОАО «Саратовстройстекло» в рамках средств, предусмотренных статьей 15 вышеназванного Закона для государственной поддержки хозяйствующих субъектов.
Таким образом, с учетом изложенных выше норм права и представленных в материалы дела документов суд приходит к выводу, что полученные налогоплательщиком средства не имеют отношения к государственным гарантиям.
В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ содержится закрытый перечень случаев, в которых средства целевого финансирования не учитываются в целях налогообложения, и среди них нет случая, относимого к спорным правоотношениям.
Относительно доводов заявителя о том, что полученные обществом субвенции не подлежат налогообложению в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период), согласно которому при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Налоговый кодекс РФ не раскрывает понятие «бюджетополучатель».
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Следовательно, данное понятие следует определять в соответствии с бюджетным законодательством.
В статье 162 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) указано, что получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В заявлении налогоплательщик указывает, что в целях применения положений пункта 2 статьи 251 НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в том числе субвенции и субсидии) в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Из представленных в материалы дела документов следует, что письмом от 25.11.2009 № 16-7/3771 Минэкономразвития области сообщило, что ОАО «Саратовстройстекло» являлось победителем одного из конкурсов инвестиционных проектов в 2007 году, которые проводились в соответствии с решением областной комиссии по инвестиционным вопросам. ОАО «Саратовстройстекло» получило средства областного бюджета в соответствии со статьей 15 Закона Саратовской области от 13.12.2006 № 139-ЗСО «Об областном бюджете на 2007 год» и распоряжением Правительства области от 23.04.2007 № 93-Пр «О распределении средств областного бюджета 2007 года, направленных на государственную поддержку хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории Саратовской области».
Таким образом, из письма Минэкономразвития следует, что ОАО «Саратовстройстекло» не включено в бюджетную роспись в качестве получателя бюджетных средств.
Налогоплательщиком представлено в материалы дела письмо Министерства финансов Саратовской области от 25.03.2010 № 04-05/508 с выпиской из приложения № 9 к Закону Саратовской области от 13.12.2006 № 139-ФЗ.
Из вышеназванного письма следует, что в соответствии с Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2007 год» средства на государственную поддержку хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, предусмотрены в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета по Министерству экономического развития и торговли области в сумме 140 800 тыс. руб.
Из выписки из приложения № 9 к Закону Саратовской области следует, что в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2007 год указано Министерство экономического развития и торговли области. Юридическое лицо ОАО «Саратовстройстекло» в бюджетной росписи на 2007 год не указано.
В рассматриваемом случае бюджетополучателем является Министерство экономического развития и торговли Саратовской области в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета по статье «Реализация государственных функций в области национальной экономики», которому из бюджета выделено 140 800 тыс. руб. на указанные выше цели.
Таким образом, письма Минэкономразвития и Минфина подтверждают, что в соответствии со статьей 15 Закона Саратовской области от 13.12.2006 № 139-ФЗ, приложением № 9 к Закону, распоряжением Правительства области от 23.04.2007 № 93-Пр ОАО «Саратовстройстекло» не является бюджетополучателем, поскольку не указано в бюджетной росписи.
ОАО «Саратовстройстекло» в пояснениях указывает, что в соответствии со статьей 27 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ имеют право производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов.
В приложении № 9 к Закону Саратовской области от 13.12.2006 № 139-ЗСО «Об областном бюджете на 2007 год» в качестве бюджетополучателя указано Министерство экономического развития и торговли области.
По мнению налогоплательщика, дальнейшая детализация объектов бюджетной классификации была проведена Правительством Саратовской области в соответствии с распоряжением от 23.04.2007 №93-Пр.
Данный довод налогоплательщика суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 41 Устава Саратовской области «Областная Дума -законодательный (представительный) орган государственной власти области» Областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Согласно статье 59 Устава Саратовской области Правительство области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области.
Соответственно, Правительство области, не являясь законодательным (представительным) органом власти, не вправе проводить детализацию.
Законодательный орган Саратовской области (Областная Дума) никакой дальнейшей детализации объектов бюджетной классификации в рассматриваемом случае не производил, соответственно, бюджетополучателем является Минэкономразвития области, которое указано в Ведомственной структуре расходов бюджета (приложении № 9).
В статье 162 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) указано, что получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 254 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции «О порядке открытия и ведения федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета», утвержденной приказом Минфина РФ от 31.12.2002 № 142н, под иным получателем средств понимается получатель, осуществляющий операции со средствами федерального бюджета через счет, открытый ему в учреждении Банка России или кредитной организации.
Согласно пункту 15 Инструкции иным получателям средств бюджета выдается специальное разрешение Министра финансов РФ на открытие счета в подразделении Банка России или кредитной организации по форме, утвержденной приложением № 4 к Инструкции.
Согласно статье 220.1 Бюджетного кодекса РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно статье 7 Закона Саратовской области от 09.03.2006 № 23-ЗСО «О бюджетном процессе в Саратовской области» (действующего в проверяемый период) финансовый орган области открывает и обслуживает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета; в предусмотренных законодательством случаях приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета.
В пункте 12 Соглашения от 27.09.2007 № 49 о предоставлении средств областного бюджета, заключенного Правительством Саратовской области и ОАО «Саратовстройстекло», указано, что средства областного бюджета перечисляются с лицевого счета уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере экономики на расчетный счет ОАО «Саратовстройстекло», указанный в настоящем соглашении.
Из этого следует, что не предусматривалось открытие лицевого счета для получения налогоплательщиком бюджетных средств.
В соответствии с Соглашением денежные средства в сумме 13 000 000 руб. перечислены платежным поручением от 04.10.2007 № 791 на расчетный счет ОАО «Саратовстройстекло» № 40702810831000000014, открытый в филиале ОАО «Банк ВТБ» в г. Саратове 14.04.2000.
Следовательно, ОАО «Саратовстройстекло» не относится к «иным организациям, имеющим право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год», которые указаны в статье 162 Бюджетного кодекса РФ, так как денежные средства перечислены не на лицевой счет (счет бюджета).
Таким образом, подтвержденный материалами дела и не оспариваемый налогоплательщиком факт отсутствия у ОАО «Саратовстройстекло» лицевого счета свидетельствует о том, что налогоплательщик не является участником бюджетных правоотношений и бюджетополучателем.
ОАО «Саратовстройстекло» не включено в бюджетную роспись областного бюджета на 2007 год, налогоплательщик получил указанные средства не на лицевой счет в казначействе, а на расчетный счет; налогоплательщик отсутствует в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета; следовательно, полученные средства в форме субвенции подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В возражениях на отзыв налогоплательщик указывает, что ОАО «Саратовстройстекло» является коммерческой организацией и имеет право получать средства бюджетов в форме субсидий и субвенций, при этом конкретные организации-получатели субсидий и субвенций не отражаются в бюджетной росписи.
Действительно, заявитель обладает правом на получение субвенции из бюджета области, однако порядок налогообложения указанных средств предусмотрен Налоговым кодексом РФ. Суд полагает, что полученные средства должны быть учтены в качестве внереализационных доходов, поскольку не подлежат налогообложению ассигнования бюджетным учреждениям и иным организациям в случае включения их в бюджетную роспись. Как установлено в судебном заседании, ни к тем, ни к другим ОАО «Саратовстройстекло» не относится.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в совокупности, как это предусмотрено статьей 71 АПК РФ суд полагает, что содержащиеся в оспариваемом решении выводы налогового органа о занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 год в результате не включения во внереализационные доходы безвозмездно полученных денежных средств в сумме 11016949,00 рублей в рамках целевого финансирования из областного бюджета обоснованы, подтверждаются представленными в материалы дела документами. Следовательно, заявленные ОАО «Саратовстройстекло» требования не подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 197-201 АПК РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ОАО «Саратовстройстекло» - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 181 АПК РФ.
Судья
А.В. Калинина