ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-3917/18 от 10.09.2018 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

17 сентября 2018 года

Дело №А57-3917/2018

Резолютивная часть решения оглашена 10 сентября 2018 года

Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2018 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Э. Сизовой, рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района

Заинтересованные лица:

Федеральная антимонопольная служба Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области

Рыськова Анджела Евгеньевна

Елисова Елена Владимировна

Хоменко Виталий Васильевич

Тонков Константин Владимирович

Фахретдинов Дамир Наилович

Козлов Илья Владимирович

Чермашенцев Евгений Алексеевич

Шалохин Евгений Александрович

Шапошников Виктор Григорьевич

Рыськов Анатолий Валерьевич

Рыськов Глеб Анатольевич

о признании недействительным решения УФАС по Саратовской области №124-17/ов-т от 05.12.2017г. о признании жалобы Рыськовой А.Е. на действия организатора торгов - Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района при проведении аукциона по извещению №021117/0305313/01 по продаже права на заключение договора аренды на земельные участки (лоты №№1-3) обоснованной,

при участии:

от заявителя – Зубов Д.А. по доверенности от 28.12.2017 года,

от УФАС по Саратовской области – Кошманов П.Э. по доверенности от 22.12.2017 года, Кулеватова Ю.В. по доверенности от 14.12.2017 года,

у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района с вышесказанным заявлением.

Представитель заявителя требования поддержал.

Заинтересованные лица просят в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзывах.

Как следует из поданного заявления 30.10.2017 Комитетом было принято решение № 301 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки».

02.11.2017 извещение № 021117/0305313/01 о проведении Аукциона было размещено организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

17.11.2017 в Саратовское УФАС России поступила жалоба Рыськовой А.Е. на действия организатора торгов - Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет) при проведении аукциона по извещению № 021117/0305313/01 по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки (Лоты №№ 1-3) (далее Аукцион).

Из жалобы Заявителя следует, что организатор торгов указал недостоверные сведения о порядке приема заявки на участие в Аукционе. В извещении «О проведении Аукциона» указан порядок приема заявки на участие в Аукционе, установленный п.2.6 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах», утвержденного постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 5102 от 29.12.2015 (далее - Регламент). Заявитель жалобы не смогла подать заявку в МФЦ г.Саратова, а также заполнить заявку на участие в Аукционе на Едином и региональном порталах. Также форма заявки не представлена организатором торгов на Едином и региональном порталах.

Организатор торгов с доводами Заявителя не согласился, пояснив, что при организации и проведении Аукциона нормы действующего законодательства нарушены не были. В части доводов о невозможности подачи заяви через МФЦ документально подтвержденного возражения не представил.

Аналогичные доводы изложены в поданном заявлении, поданном в суд.

05.12.2017 года комиссией Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Саратовской области вынесено решение по делу № 124-17/ов-т по результатам рассмотрения жалобы Рыськовой А.Е., согласно которому жалоба признана обоснованной.

Считая решение Саратовского УФАС России незаконным и недействительным, заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений указанной статьи и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления, действий (бездействия) должностных лиц является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта либо решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Так, 30.10.2017 Комитетом было принято решение № 301 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки».

02.11.2017 извещение № 021117/0305313/01 о проведении Аукциона было размещено организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Подготовка, организация и проведение аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп.7 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о порядке приема заявки, об адресе места ее приема.

В приложении № 2 к Решению Комитета №301 от 30.10.2017 содержится извещение о проведении Аукциона.

Согласно тексту извещения в разделе «Адрес места и способы приема заявки»: документы могут быть представлены заявителем непосредственно в Комитет (Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская. 12), в МФЦ, направлены в электронной форме через Единый и региональный порталы, а также могут направляться по почте.

При направлении заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов посредством Единого и регионального порталов указанные заявление и документы заверяются электронной подписью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». Заявление в электронном виде должно быть заполнено согласно представленной на Едином и региональном порталах форме.

Аналогичная информация о месте и способе приема заявки содержится в извещении о проведении Аукциона № 021117/0305313/01, размещенном на сайте www.torgi.gov.ru.

Согласно п.2.6.2 Регламента (ред. 30.08.2017) для получения муниципальной услуги при проведении аукциона заявители представляют:

а) заявление о проведении аукциона, согласно приложению N 4 Административного регламента (для юридических лиц) или согласно приложению N 5 Административного регламента (для физических лиц);

Для участия в аукционе заявители предоставляют:

а) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

в) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

г) документы, подтверждающие внесение задатка.

Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в администрацию Балаковского муниципального района либо в МФЦ заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Документы могут быть представлены заявителем непосредственно в Комитет, в МФЦ, направлены в электронной форме через Единый и региональный порталы, а также могут направляться по почте. В случаях, предусмотренных законодательством, копии документов должны быть нотариально заверены.

По данным Комитета (письмо исх.№ 5057 от 23.11.2017) в приложении №1 к Регламенту содержатся сведения об адресе места нахождения МФЦ: Саратовская область, г. Балаково, ул. Ленина, 91.

В ходе судебного разбирательства указанные сведения об адресе МФЦ документально не подтвердились.

При этом, извещение о проведении Аукционе не содержит информации о том, в какое именно подразделение МФЦ и по какому адресу необходимо обратиться с целью подачи заявки на участие в Аукционе. А также в извещении о проведении Аукциона нет ссылки на Регламент, в котором содержится адрес МФЦ.

Согласно позиции Комитета, изложенной в письме (исх.№5217 от 04.12.2017), Рыськова А.Е. неверно истолковала нормы, регулирующие порядок подачи заявления о проведении аукциона, установленные действующим законодательством, а также административным регламентом.

В письме Комитет отмечает, что в соответствии с положениями Регламента посредством личного обращения заявителя (представителя заявителя) в МФЦ; посредством почтового отправления, а также посредством направления в электронном виде через Единый и региональный порталы могут быть поданы только два заявления: заявление об утверждение схемы расположения земельного участка и заявление о проведении аукциона. Возможность подачи такого документа как заявка на участие в аукционе через МФЦ, а также направлением в электронной форме через Единый и региональный порталы Регламентом не предусмотрена.

Вместе с тем, Комиссия не согласилась с данным доводом, поскольку в извещении прямо указано о возможности подачи заявки в МФЦ, направления ее в электронной форме через Единый и региональный порталы.

Таким образом, извещение о проведении Аукциона содержит недостоверные сведения о порядке приема заявок на участие в Аукционе.

В ходе рассмотрения жалобы УФАС было установлено, что возможность подачи заявки через МФЦ, а также в электронной форме через Единый и региональный порталы отсутствует.

В связи с чем, Саратовское УФАС России пришло к выводу о том, что извещение о проведении Аукциона содержит недостоверные сведения о порядке приема заявок на участие в Аукционе.

Комитету было выдано предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов, в связи с чем было необходимо: внести изменения в извещение о проведении Аукциона, продлив срок подачи заявок на участие в Аукционе; уведомить лиц, подавших заявки, о новой дате рассмотрения заявок, а также о необходимости внесения задатка; обеспечить дальнейшее проведение Аукциона в соответствии с требованиями земельного законодательства и решения Саратовского УФАС России № 124-17/ов-т от 05.12.2017.

УФАС по Саратовской области пояснило, что предписание было исполнено Комитетом.

Довод Комитета о том, что в извещении о проведении Аукциона указаны места приема заявки, дата и время начала и окончания приема заявок на участие в Аукционе, не может быть принят во внимание, ввиду следующего.

30.10.2017 Комитетом было принято решение № 301 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на земельные участки».

Подготовка, организация и проведение аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп.7 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о порядке приема заявки, об адресе места ее приема.

В приложении № 2 к Решению Комитета №301 от 30.10.2017 содержится извещение о проведении Аукциона.

Согласно тексту извещения «Адрес места и способы приема заявки»: «документы могут быть представлены заявителем непосредственно в Комитет (Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 12), в МФЦ, направлены в электронной форме через Единый и региональный порталы, а также могут направляться по почте».

Аналогичная информация о месте и способе приема заявки содержится в извещении о проведении Аукциона № 021117/0305313/01, размещенном на сайте www.torgi.gov.ru.

Согласно п.2.6.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах», утвержденного постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области № 5102 от 29.12.2015 (далее - Регламент) (ред. 30.08.2017) для получения муниципальной услуги при проведении аукциона заявители представляют:

а) заявление о проведении аукциона, согласно приложению N 4 Административного регламента (для юридических лиц) или согласно приложению N 5 Административного регламента (для физических лиц);

Для участия в аукционе заявители предоставляют:

а) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

в) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

г) документы, подтверждающие внесение задатка.

Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в администрацию Балаковского муниципального района либо в МФЦ заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Документы могут быть представлены заявителем непосредственно в Комитет, в МФЦ, направлены в электронной форме через Единый и региональный порталы, а также могу направляться по почте. В случаях, предусмотренных законодательством, копии документов должны быть нотариально заверены.

По данным Комитета (письмо исх.№ 5057 от 23.11.2017) в приложении №1 к Регламенту содержатся сведения об адресе места нахождения МФЦ: Саратовская область, г. Балаково, ул. Ленина, 91.

При этом, извещение о проведении Аукционе не содержит информации о том, в какое именно подразделение МФЦ и по какому адресу необходимо обратиться с целью подачи заявки на участие в Аукционе. А также в извещении о проведении Аукциона нет ссылки на Регламент, в котором содержится адрес МФЦ.

По данным Комитета (исх.№5217 от 04.12.2017), возможность подачи такого документа как заявка на участие в аукционе через МФЦ, а также направление в электронной форме через Единый и региональный порталы Регламентом не предусмотрены.

Т.е., иных конкретных данных о возможности подачи заявки Комитет не указал.

Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона прямо указано о возможности подачи заявки в МФЦ, направления ее в электронной форме через Единый и региональный порталы.

Таким образом, извещение о проведении Аукциона содержит недостоверные сведения о порядке приема заявок на участие в Аукционе.

Довод Комитета о том, что приложение №1 к Регламенту содержит адрес МФЦ: Саратовская обл., г.Балаково, ул.Ленина, 91 не может быть принят судом во внимание, поскольку извещение о проведении Аукциона не содержит сведений оконкретном МФЦ и об адресе его местонахождения, ссылки на указанный регламент.

Факт содержания адреса МФЦ в приложении к Регламенту не освобождает Комитет как организатора торгов от обязанности по публикации в извещении о проведении Аукциона достоверной информации о порядке ее приема заявки, об адресе места ееприема (пп.7 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ).

Довод организатора торгов, о том, что Комитет не несет ответственности за наличие либо отсутствие возможности у МФЦ г.Саратова оказания той или иной муниципальной услуги (на территории г. Балаково), а также за размещение формы заявки на Едином и региональном порталах не может быть принят судом.

В силу земельного законодательства РФ (пп.7 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ) Комитет был обязан указать в извещении о проведении Аукциона информацию о порядке ее приема заявки, об адресе места ее приема. Указание недостоверной информации не свидетельствует об исполнении Комитетом своей обязанности.

Таким образом, организатор торгов несет ответственность за указание полной и достоверной информации в извещении о проведении Аукциона.

Извещение не содержало данных о том, в какой именно МФЦ может быть подана заявка и об адресе его места нахождения.

Таким образом, потенциальные участники Аукциона не могли сделать вывод о том, в какой конкретно МФЦ возможно обратиться.

Довод Комитета о том, что Рыськова А.В. могла подать заявку иными способами, в связи с чем извещение не содержит недостоверных данных, является необоснованным.

В извещении о проведении Аукциона прямо указано о возможности подачи заявки в МФЦ, направления ее в электронной форме через Единый и региональный порталы.

В то время как, в письме Комитета (исх.№5217 от 04.12.2017) указано, что возможность подачи такого документа как заявка на участие в аукционе через МФЦ, а также направление в электронной форме через Единый и региональный порталы Регламентом не предусмотрены.

В связи с чем, извещение содержит недостоверные сведения относительно подачи заявки через МФЦ и Единый и региональный порталы.

Довод Комитета о том, что земельное и гражданское законодательство находится в свободном доступе, поэтому Рыськовой А.Е. должно быть известно о способах обращения в Комитет с заявкой на участие в Аукционе является необоснованным. На организатора торгов возложена обязанность по публикации в извещении о проведении Аукциона информации о порядке ее приема заявки, об адресе места ее приема (пп.7 п. 21 ст.,39.11 Земельного кодекса РФ). Возложение обязанности на потенциальных участников аукциона по поиску информации о возможных способах подачи заявки недопустимо и не свидетельствует об исполнении Комитетом обязанности по публикации обязательных в соответствии с земельным законодательством сведений в извещении о проведении аукциона.

Более того, указание недостоверных сведений о способе подачи заявки на участие в аукционе не позволяет обеспечить подачу потенциальными участниками заявок на участие в торгах. При этом, антимонопольный орган указал, что Комитетом было исполнено предписание Саратовского УФАС России, в извещение о проведении Аукциона были внесены изменения относительно способа подачи заявок на участие в аукционе.

В данном случае заявителем не приведены ссылки на правовые нормы, которые были нарушены антимонопольным органом. Рассмотрев спор, суд считает, что подтверждена правомерность позиции антимонопольного органа.

Суд считает изложенные заявителем доводы необоснованными, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований не имеется.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Суд отказывает в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района отказать.

Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Ю.П. Огнищева