АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
27 апреля 2018 года
Дело №А57-396/2018
Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 27 апреля 2018 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Михайловой А.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крестиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...> материалы дела по заявлению к/у МУП «Марксовские тепловые сети» ФИО1, г. Саратов
заинтересованные лица:
Комитет финансов Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Маркс
Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Маркс
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 20.02.2018 года,
от Комитета финансов Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Маркс – председатель комитета ФИО3, паспорт и распоряжение от 04.07.2007 года обозревались.
От Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Маркс –ФИО4, по доверенности от 13.02.2018 года.
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился к/у МУП «Марксовские тепловые сети» ФИО1, с настоящим заявлением.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители Комитета финансов Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области и Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области возражают против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 августа 2012г. по делу №А57-15318/2011 в отношении Муниципального унитарного предприятия «Марксовские тепловые сети» Марксовского муниципального района Саратовской области (адрес: 413090, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - МУП «Марксовские тепловые сети», Должник) открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 13 мая 2014г. по делу №А57-15318/2011 конкурсный управляющий должника МУП "Марксовские тепловые сети" ФИО5, освобожден от исполнения обязанностей, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 16 июня 2017 года по делу №А57-15318/2011, вступившим в законную силу 13 сентября 2017 года, признаны недействительными сделки, оформленные распоряжениями администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 21.06.2010 №278-р, от 13.10.2010 №436-р; применены последствия недействительности сделок; с муниципального образования Марксовский муниципальный район Саратовской области в лице Комитета финансов администрации Марксовского муниципального района за счет средств казны указанного муниципального образования в пользу Муниципального унитарного предприятия «Марксовские тепловые сети» Марксовского муниципального района Саратовской области взысканы денежные средства в сумме 7 814 208,01 руб.; с Администрации Марксовского муниципального района в пользу Муниципального унитарного предприятия «Марксовские тепловые сети» Марксовского муниципального района Саратовской области взысканы судебные расходы в общей сумме 604 000 рублей, из которых: 4 000 рублей - расходы по уплате государственной пошлины, 600 000 рублей -расходы по оплате судебной экспертизы.
На основании определения от 16 июня 2017 года по делу №А57-15318/2011, вступившего в законную силу 13 сентября 2017 года, арбитражным судом 15 сентября 2017 года выдан исполнительный лист серия ФС № 016373507 о взыскании денежных средств за счет средств казны указанного муниципального образования в пользу Муниципального унитарного предприятия «Марксовские тепловые сети» Марксовского муниципального района Саратовской области в сумме 7 814 208,01 руб..
15 сентября 2017 года исполнительный лист ФС № 016373507 направлен в адрес Комитета по финансам Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, адрес: 413090, <...>, что подтверждается заявлением (исх. № 619 от 15 сентября 2017г.) конкурсного управляющего о направлении в финансовый орган муниципального образования исполнительного документа о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования.
21 сентября 2017 года исполнительный лист ФС № 016373507 получен Комитетом по финансам Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области.
07 ноября 2017 года в адрес конкурсного управляющего поступило уведомление (от 30.10.2017 №1619) Комитета по финансам Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области, из которого следует, что в казне муниципального образования имеются денежные средства для погашения задолженности на сумму 500,00 тыс. руб. и оставшаяся часть долга будет погашаться при поступлении дополнительных доходов в бюджет.
В настоящее время определение Арбитражного суда Саратовской области от 16 июня 2017 года по делу №А57-15318/2011 со стороны Комитета финансов администрации Марксовского муниципального района Саратовской области не исполнено.
Конкурсный управляющий МУП «Марксовские тепловые сети», посчитав, что бездействие Комитета финансов администрации Марксовского муниципального района Саратовской области по неисполнению определения Арбитражного суда Саратовской области от 16 июня 2017 года по делу №А57-15318/2011, является незаконным, обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений раздела 7 АПК РФ исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса.
Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», иными актами законодательства.
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 22.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее- Закон №229-ФЗ) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ (далее- БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 БК РФ.
В соответствии с положениями гл. 24.1 БК РФ списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, предусмотрен ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1 ст.242.5 БК РФ).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (п.2 ст.242.5 БК РФ).
Пунктом 3 ст.242.5 БК РФ предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно п.4 ст.242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного 10 документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5 ст.242.5 БК РФ).
В соответствии с п.6 ст.242.5 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Пунктом 7 ст.242.5 БК РФ предусмотрено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленных пп. 3, 6 и 7 ст. 242.5 Кодекса.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в комитет).
В силу п.9 ст.242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данным в п.4 Постановления от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», специальный порядок исполнения судебных актов о взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п.6 ст.242.2 БК РФ).
Из анализа данных норм следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов 12 муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Из материалов дела следует, что исполнительный лист от 15 сентября 2017 года серия ФС № 016373507 о взыскании с Марксовского муниципального района Саратовской области в лице Комитета финансов администрации Марксовского муниципального района Саратовской области за счет средств казны Марксовского муниципального района Саратовской области в пользу МУП «Марксовские тепловые сети» денежных средств в сумме 7 814 208,01 (семь миллионов восемьсот четырнадцать тысяч двести восемь) рублей 01 копейка представлен для исполнения в Комитет финансов администрации Марксовского муниципального района 21.09.2017 г. (заявление МУП «Марксовские тепловые сети» от 15.09.2017 г. № 619).
07 ноября 2017 года в адрес конкурсного управляющего поступило уведомление от 30.10.2017г. № 1619 от комитета финансов администрации Марксовского муниципального района, из которого следует, что в бюджете Марксовского муниципального района имеются денежные средства для погашения задолженности по исполнительному листу на сумму 500,0 тыс. руб. и оставшаяся часть долга будет погашаться при поступлении дополнительных доходов в бюджет.
Судом установлено, что Администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области и Комитетом финансов администрации Марксовского муниципального района предпринимались меры по исполнению исполнительного листа серия ФС № 016373507 от 15 сентября 2017 года.
Решением Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области от 24.12.2016 года № 7/36 «О бюджете Марксовского муниципального района на 2017 год» на исполнение судебных актов, исполнение судебных решений, не связанных с погашением кредиторской задолженности, расходы по исполнительным листам было предусмотрено 150,0 тыс. руб.
Решением Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области от 02.11.2017 г. № 21/133 «О внесении изменений в решение Собрания Марксовского муниципального района от 24.12.2016 г. № 7/36 «О бюджете Марксовского муниципального района на 2017 год» внесены изменения в сводную бюджетную роспись. На исполнение судебных актов, исполнение судебных решений, не связанных с погашением кредиторской задолженности, расходы по исполнительным листам было предусмотрено 650,0 тыс. руб., т.е. увеличение на 500,0 тыс. руб.
Решением Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области от 27.12.2017 г. № 24/160 «О внесении изменений в решение Собрания Марксовского муниципального района от 24.12.2016 г. № 7/36 «О бюджете Марксовского муниципального района на 2017 год» внесены изменения в сводную бюджетную роспись.
На исполнение судебных актов, исполнение судебных решений, не связанных с погашением кредиторской задолженности, расходы по исполнительным листам было предусмотрено 1 000,0 тыс. руб., т.е. увеличение на 350,0 тыс. руб.
Решением Собрания Марксовского муниципального района Саратовской области от 13.12.2017 года № 23/147 «О бюджете Марксовского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на исполнение судебных актов, исполнение судебных решений, не связанных с погашением кредиторской задолженности, расходы по исполнительным листам предусмотрено 3 000,0 тыс. руб.
Администрацией Марксовского муниципального района также направлялись письма в адрес Губернатора Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области о предоставлении бюджетного кредита на покрытие дефицита бюджета.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент выдачи арбитражным судом спорных исполнительных листов, на исполнении в Управлении финансов находились и иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности бюджетных учреждений и казны муниципального образования; погашение задолженности по спорным исполнительным листам производилось частично, каждый месяц по всем исполнительным листам, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели.
Таким образом, фактов бездействия по исполнению требований исполнительных документов судом не установлено.
Напротив, суд считает, что органом местного самоуправления принимались все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение судебного акта.
Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного суда РФ от 27.06.2016 г. №309-КГ16-6662, от 16.02.2018 г. №304-КГ17-22953, от 25.01.2018 г. №304-КГ17-21158, от 26.02.2018 г. №304-КГ17-23574.
На основании вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку факт бездействия со стороны Комитета финансов администрации Марксовского муниципального района Саратовской области отсутствует.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовкой области.
Судья А.И. Михайлова