ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-3987/17 от 11.08.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

18 августа 2017 года

Дело №А57-3987/2017

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2017 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.А. Сыпченко, рассмотрев дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

Заинтересованные лица:

1. Администрация Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области

2. Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области

3. ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии»

Третье лицо: Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области

о признании незаконными действий Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области, выразившихся в подаче заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 64:48:020405:119,

об обязании ФБУ "Кадастровая палата" снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости нежилое здание с кадастровым номером 64:48:020405:119,

об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области осуществить регистрацию прекращения прав на объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 64:48:020405:119,

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 28.02.2017,

от ФГБУ «ФКП Росреестра» – ФИО3 по доверенности от 09.02.2017,

от Управления Росреестра по Саратовской области – ФИО4 по доверенности от 30.12.2016,

у с т а н о в и л: индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявлением о признании незаконными действий Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области, выразившихся в постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 64:48:020405:119; о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:020405:119; о снятии с учета в качестве бесхозяйного объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:020405:119.

В ходе судебного разбирательства заявитель указал, что требования им заявлены в порядке гл. 24 АПК РФ, согласно которым он просит признать незаконными действия и восстановить нарушенные права предпринимателя.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнения предмета спора принято судом.

Заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что фактически на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020405:37 располагается только один объект недвижимости - нежилое здание, принадлежащее на праве собственности ФИО1, а именно: объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:020407:413 (разница в указании кадастрового квартала объекта недвижимости и земельного участка является технической ошибкой). Объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:020405:119 фактически расположен в границах нежилого здания принадлежащего заявителю, т.е. произошло задвоение.

Администрация Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области в отзыве на заявление указывает, что 05.11.2015г. органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015г. №931 был принят на учет как бесхозяйный - объект недвижимого имущества № 64:48:020405:119, номер регистрации 64-64/001-64/001/589/2015-253/1У (том 1 л.д. 20). На момент подачи заявления о постановке на учет бесхозяйного имущества сведения о правообладателе спорного объекта в органе осуществляющим гос. регистрацию отсутствовали (том 1 л.д. 94-95).

В ходе судебного разбирательства Администрация Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области пояснила, что объект недвижимости в ГКН действительно задвоен, в связи с чем, она обратилась с заявлением от 28 марта 2017г. о снятии с учета объекта в качестве бесхозяйного с кад. № 64:48:020405:119.

Однако Управление Росреестра по Саратовской области Уведомлением № 64/217/001/2017-2682 от 07.07.2017г. отказало в осуществлении действий по государственной регистрации снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного, сославшись на то, что администрацией не представлены необходимые документы согласно Приказу № 931 от 10.12.2015.

Так, согласно п. 13 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

Как следует из материалов дела, 27.04.2011 года между ЗАО «Ударник» Дочернее хозяйственное общество (продавец) и ФИО5 заключен договор купли-продажи недвижимого имущества.

04.10.2013 ФИО5 обратился в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости – нежилое здание площадью 516,3 кв.м, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п.Тепличный, б/н на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.04.2011.

21.11.2013 Управление Росреестра по Саратовской области сообщением №01/664/2013-54 отказало ФИО5 в государственной регистрации права собственности на объект.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А57-1184/2014 от 07.11.2014г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2015г. отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество (нежилое здание (контора), назначение: нежилое, 2-этажное (подземных этажей - 0), общей площадью 516,3 кв.м., инвентаризационный номер №63:401:003:000027630, литер Аа, расположенное по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Тепличный, выраженный в сообщении от 21.11.2013 №01/664/2013-54 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество (нежилое здание (контора), назначение: нежилое, 2-этажное (подземных этажей - 0), общей площадью 516,3 кв.м., инвентаризационный номер №63:401:003:000027630, литер Аа, расположенное по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Тепличный на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.04.2011, - признан незаконным.

Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области произвести государственную регистрацию перехода права собственности к ФИО5 объекта недвижимого имущества (нежилого здания (контора), назначение: нежилое, 2-этажного (подземных этажей - 0), общей площадью 516,3 кв.м., инвентаризационный номер №63:401:003:000027630, литер Аа, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Тепличный на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.04.2011.

Так же из указанного постановления следует, что в соответствии с решением администрации Александровского округа от 19.04.1997 № 39 ДО «Ударник» АО «Правобережное» предоставлен земельный участок 1725 кв. гектаров земли, расположенный по адресу: п. Тепличный Саратовского района Саратовской области под строительство административного здания (конторы), что подтверждается государственным актом № 64-32-25-001727. ДО «Ударник» АО «Правобережное» осуществлено строительство недвижимого имущества (нежилого здания (контора), назначение: нежилое, 2- этажного (подземных этажей - 0), общей площадью 516,3 кв.м., инвентаризационный номер №63:401:003:000027630, литер Аа, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Тепличный.

Право собственности ФИО5 было зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.02.2015г. сделана запись регистрации №64-64-001/067/2015-359/1; выдано свидетельство о государственной регистрации права №64-АД 617271 от 25.02.2015г.

ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается Выпиской из ЕГРИП, ОГРНИП <***>.

ИП ФИО1 10.03.2015 г. был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества с ФИО5 (том 1 л.д. 28-31).

Предметом договора согласно п. 1.2. является нежилое здание, назначение: нежилое здание, площадью 516,3 кв.м. количество этажей: 2, расположенное по адресу: Саратовская обл., Саратовский район, пос. Тепличный, с кадастровым номером 64:48:020407:413. Данный договор прошел государственную регистрацию.

Согласно данным ЕГРН нежилое здание площадью 516,3 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020407:413, расположенное по адресу: Саратовская обл., Саратовский район, пос. Тепличный принадлежит на праве собственности ФИО1, дата регистрации 27.03.2015 г., № 64-64/001-64/001/173/2015-348/2 (том 1 л.д. 27).

Кроме того, заявитель указывает, что согласно сведениям ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020405:37 располагается объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:020405:119, площадью 514,4кв.м., дата присвоения кадастрового номера 16.09.2014г., который был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества 05.11.2015г. на основании заявления Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 05.11.2015г. (том 1 л.д. 19).

Таким образом, по мнению заявителя, в силу того, что объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:020407:413 и объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:020405:119 являются одним и тем же объектом, то, соответственно объект недвижимости, принадлежащий заявителю располагается на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020405:37.

Считая, что фактически на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020405:37 располагается только один объект недвижимости - нежилое здание, принадлежащее на праве собственности ФИО1 64:48:020407:413, а объект недвижимости с кадастровым номером 64:48:020405:119 фактически расположен в границах нежилого здания принадлежащего заявителю, предприниматель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.

Администрация Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области не возражала в отношении требований заявителя, пояснила, что при обращении в Росреестр с заявлением о снятии с учета данного объекта (числящегося как бесхозяйного) ей было отказано.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

Из содержания ст. ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия, оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных ст. ст. 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что ФИО5 обратился в арбитражный суд в рамках дела № А57-1184/2014 - 29.01.2014 г.

Объект недвижимости с кад. № 64:48:020405:119 был поставлен на кадастровый учет с присвоением указанного кадастрового номера – 16.09.2014 г., т.е. в ходе судебного разбирательства по вышеуказанному делу, в котором Управление Росреестра выступало заинтересованным лицом, к которому за предоставлением дополнительных сведений администрация не обращалась.

При этом суд учитывает, что отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания имущества бесхозяйным.

Орган местного самоуправления должен был убедиться и удостовериться в отсутствии правопритязаний на указанный объект.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А57-1184/2014 от 07.11.2014г. отказ Управления Росреестра по Саратовской области в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество (нежилое здание (контора), назначение: нежилое, 2-этажное (подземных этажей - 0), общей площадью 516,3 кв.м., инвентаризационный номер №63:401:003:000027630, литер Аа, расположенное по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Тепличный, выраженный в сообщении от 21.11.2013 №01/664/2013-54 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество (нежилое здание (контора), назначение: нежилое, 2-этажное (подземных этажей - 0), общей площадью 516,3 кв.м., инвентаризационный номер №63:401:003:000027630, литер Аа, расположенное по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Тепличный на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.04.2011, - признан незаконным.

05.11.2015 г. на основании заявления Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области объект недвижимости с кад. № 64:48:020405:119 был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

Т.о., согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (действовавшему при присвоении кадастрового номера объекту недвижимости – 16.09.2014г.), установлено, что при подаче заявления о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи орган местного самоуправления должен представить документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Администрация как орган местного самоуправления обязана, своевременно выявлять бесхозное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество, однако, данные действия следует производить с учетом судебных разбирательств по другим делам, связанным с определением статуса спорного имущества, судебные акты, по которым вступили в законную силу.

Таким образом, для осуществления процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества, орган местного самоуправления должен определить, соответствует ли данный объект недвижимого имущества признакам бесхозяйности, установленным в части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО6 № 55 от 08.02.2017г., которое устанавливает следующее обстоятельство. В 2015 году проводились кадастровые работы в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:020405:37, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Александровское муниципальное образование, <...> участок 66 «д». В ходе работ выявлено, что в соответствии с кадастровым планом территории в месте расположения земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости находится контур здания с кадастровым номером 64:48:020405:119, площадью 514,4 кв.м. Поэтому в разделы межевого плана по уточнению границ вышеуказанного земельного участка были внесены сведения об этом объекте капитального строительства. После внесения изменений в сведения о земельном участке (уточнения границ) выяснилось, что объект капитального строительства с кадастровым номером 64:48:020405:119 был поставлен на кадастровый учет в 2014г. в результате проведения кадастровых работ по формированию бесхозяйного объекта. Так же выявлено, что здание с кадастровым номером 64:48:020407:413, принадлежащее на праве собственности ФИО1, постановка которого на государственный кадастровый учет производилась в 2012 году, находится на том же земельном участке, в тех же границах, что подтверждается техническим паспортом здания, кадастровым паспортом здания и определением суда, но сведения о контуре этого здания не были внесены в единый государственный реестр недвижимости. Возможно, именно поэтому произошло дублирование сведений об этом здании. То есть, на настоящий момент в сведениях единого государственного реестра недвижимости имеются две записи и присвоено два кадастровых номера одному и тому же зданию, при этом сведения о здании с кадастровым номером 64:48:020407:413 содержат информацию о зарегистрированном праве собственности ФИО1 ФИО7 инженером даны рекомендации: исключить из ЕГРН сведения о здании с кадастровым № 64:48:020405:119; внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении здания с кадастровым № 64:48:020407:413 на земельном участке с кадастровым № 64:48:020405:37. (том 1 л.д. 42).

Материалами дела установлено, что муниципальное учреждение – администрация Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области обращалась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации снятия объекта недвижимости с учета в качестве бесхозяйного – здания площадью 514,4 кв.м. кадастровый номер 64:48:020405:119, расположенного по адресу: Саратовской область, р-н Саратовский, Александровское МО, <...>.

Уведомлением №64/217/001/2017-2682 от 07.04.2017г. в связи с не представлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации, регистрация приостановлена до 07.07.2017г.

В связи с не представлением документов в установленный срок, уведомлением №64/217/001/2017-2682 от 07.07.2017г. отказано в государственной регистрации снятия объекта с учета в качестве бесхозяйного.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о неправомерности действий Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области, выразившиеся в постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 64:48:020405:119.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, суд полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенных прав общества, в соответствии с требованиями части 5 статьи 201 АПК РФ, будет являться обязание Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области совершить действия по снятию с государственного кадастрового учета, с учета в качестве бесхозяйного в Едином государственном реестре недвижимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 64:48:020405:119, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Александровское МО, <...>.

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Заявителю при обращении в суд была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.

Согласно пп. 1.1 п. ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Однако наличие статуса, указанного в приведенных нормах, само по себе не является основанием для освобождения Администрации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Для возникновения у соответствующего органа права на льготу требуется одновременное выполнение двух условий: он должен выступать в арбитражном процессе с целью защиты публичных интересов; рассматриваемый судом спор должен быть связан с выполнением функций государственного органа (органа местного самоуправления). В рассматриваемом споре указанные условия соблюдены, в связи с чем, Администрация освобождается от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Заявителю при обращении в суд была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области, выразившиеся в постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 64:48:020405:119.

Обязать Администрацию Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области совершить действия по снятию с государственного кадастрового учета, с учета в качестве бесхозяйного в Едином государственном реестре недвижимости объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 64:48:020405:119, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Александровское МО, <...>.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Ю.П. Огнищева