ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-4090/10 от 06.05.2009 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Саратов Дело №А57-4090/2010

06 мая 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 06 мая 2010 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Коновальцевой Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Феникс», город Энгельс Саратовской области,

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, город Самара,

о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении № 42-09-223/ап от 18.02.2010 года,

при участии:

от заявителя – Вербицкая И. В., доверенность от 10.01.2010 года сроком до 31.12.2010 года,

от заинтересованного лица – Алексеева С. В., доверенность № 42-10-СН-05/1946 от 04.04.2010 года сроком до 31.12.2010 года,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Феникс» с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении № 42-09-223/ап от 18.02.2010 года и прекращении производства по делу.

ОАО «Феникс» обратилось с ходатайством о восстановлении срока на обжалование, установленного статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом причины пропуска процессуального срока, указанные заявителем, признаны уважительными, в связи с чем, пропущенный срок на обжалование восстановлен.

Как следует из материалов дела, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее по тексту - РО ФСФР России в ЮВР) 18.11.2009 в адрес ОАО «Феникс» (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Свободы, 3) направило повторное предписание о предоставлении документов для камеральной проверки (исх. № 42-09-АС-11/6579 от 18.11.2009) в срок не позднее 5 дней с момента получения предписания.

Указанное предписание получено ОАО «Феникс» 01.12.2009 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции № 44300148120772.

Поскольку по состоянию на 16.12.2009 в Отдел по обеспечению деятельности на территории Саратовской области РО ФСФР России в ЮВР документы, указанные в предписании Обществом не представлены (справка б/н от 16.12.2009 о не поступлении в Отдел по обеспечению деятельности на территории Саратовской области РО ФСФР России в ЮВР документов), 21.12.2009 года в отношении ОАО "Феникс" составлен протокол об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого РО ФСФР России в ЮВР вынесено постановление о назначении административного наказания № 42-09-223/ап от 18.02.2010 года, которым ОАО "Феникс" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ОАО "Феникс" обратилось в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований указывает, что совершенное им правонарушение является малозначительным, оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, кроме того, ОАО "Феникс" не было надлежащим образом уведомлено о проведении камеральной проверки.

РО ФСФР России в ЮВР считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно пункту 5.3.7 настоящего Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

В силу пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении административным органом в адрес заявителя 18.11.2009 года направлено повторное предписание о предоставлении документов для камеральной проверки (исх. № 42-09-АС-11/6579 от 18.11.2009), которым предписано в срок не позднее 5 дней с момента получения предписания представить в адрес Отдела по обеспечению деятельности на территории Саратовской области РО ФСФР России в ЮВР (410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 60/62А, 3 этаж) заверенную эмитентом прилагаемую к предписанию анкету эмитента, а также заверенные эмитентом копии следующих документов:

- протокол годового общего собрания акционеров за 2008год;

- информацию об уведомлении акционеров о проведении годового общего собрания акционеров по итогам 2008 года (публикации в СМИ, реестр рассылки заказных писем и др.);

- выписку из последней редакции устава с информацией об уведомлении акционеров о проведении годового общего собрания акционеров;

- протокол счетной комиссии по итогам годового общего собрания акционеров за 2008 год;

- документы уполномоченного органа Общества по подготовке к проведению годового общего собрания акционеров за 2008 год;

- годовой отчет Общества за 2008 год.

Судом установлено, что указанное предписание получено ОАО "Феникс" 01.12.2009 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции № 44300148120772. При этом обязанность по устранению допущенного нарушения законодательства в срок, установленный в предписании, обществом не исполнена, что им и не оспаривается. Документы, указанные в предписании, направлены в уполномоченный орган 15.02.2010 года.

В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

С учетом изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Феникс» состава административного правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ - неисполнение предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, что является нарушением пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

С целью проверки соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности судом исследованы представленные заинтересованным лицом материалы дела об административном правонарушении, процессуальных нарушений не установлено.

ОАО «Феникс» в заявлении указывает, что оспариваемое постановление вынесено за пределами установленного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» относится к законодательству о рынке ценных бумаг, так как им устанавливаются: условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками; дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг; дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг; дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.

В данном случае, ОАО «Феникс» предписание получено 01.12.2009 года, срок исполнения предписания – не позднее 5-ти дней со дня получения предписания.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания № 42-09-223/ап от 18.02.2010 в отношении ОАО «Феникс» вынесено в пределах срока давности, который составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

ОАО «Феникс» указывает на малозначительность совершенного им административного правонарушения, в связи с чем просит освободить его от административной ответственности и прекратить производство по делу об административном правонарушении, так как отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, ОАО «Феникс» ранее к административной ответственности не привлекалось, заявитель добровольно устранил последствия правонарушения, направив заказным письмом указанные в предписании документы; запрашиваемые документы размещены на сайте в Интернете, акционеры надлежащим образом уведомлены о проведении годового общего собрания акционеров за 2008 год.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусматривается возможность освобождения правонарушителя от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.04 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Судом не установлены обстоятельства, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного Обществу административного правонарушения.

Совершенное ОАО «Феникс» правонарушение не является малозначительным, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Таким образом, суд полагает, что правовые основания для освобождения ОАО «Феникс» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения отсутствуют.

  С учетом изложенных выше обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ОАО «Феникс» требований.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ОАО «Феникс» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении № 42-09-223/ап от 18.02.2010 г. и прекращении производства по делу – отказать.

Решение может быть обжаловано.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области

А.В. Калинина