АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
8 мая 2009 г. Дело № А57-4384/09
Резолютивная часть решения оглашена 7 мая 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 8 мая 2009 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И. , при ведении протокола судебного заседания судьей Викленко Т.И., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Сервис» (г.Саратов)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по приволжскому федеральному округу (г.Нижний Новгород)
об оспаривании постановления № 04-09/16 от 12.03.2009 г. по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1 по доверенности от 30.03.2009 г., ФИО2 по доверенности от 14.04.2009 г.,
административного органа – не явился, извещен з/уведомлением № 64265 рот 23.04.2009 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Сервис» (далее – ООО «Эко-Сервис») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении за № 04-09/16 от 12.03.2009 г., вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по приволжскому федеральному округу за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 9 час. 30 мин. 07.05.2009 г. Суд вынес протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалы дела представлен отзыв, в соответствии с которым административный орган просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО «Эко-Сервис» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, содержащими драгоценные металлы на основании лицензии № ОТ-51-000617 (64) от 29.08.2006 г. на осуществление сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещению опасных отходов, выданной Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору.
25.12.2008 г. Государственной инспекцией пробирного надзора, на основании распоряжения № 019-260 от 11.12.2008 г., была проведена проверка ООО «Эко-Сервис» по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также организации внутреннего контроля.
Материалы проверки были направлены в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО, Управление, административный орган).
По результатам проведенного административного расследования Управлением 20.02.2009 г. в отношении ООО «Эко-сервис» составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено, что в проверяемом периоде с 01.01.2007 г. по 25.12.2008 г. ООО «Эко-сервис» являлось организацией, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, следовательно, на основании ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «Эко-сервис» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Протоколом об административном правонарушении зафиксировано, что на момент проведения проверки Саратовской инспекцией пробирного надзора лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, являлся директор Общества ФИО3, который квалификационным требованиям, предъявляемым к лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, не соответствует: ФИО3 имеет высшее образование по специальности «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», которое не относится к группе специальностей «экономика и управление» или к специальности «юриспруденция»; опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не менее двух лет у ФИО3 отсутствует.
Изложенное, по мнению административного органа является нарушением п.2 ст.7 Федерального закона № 115, Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ.
12.03.2009 г. по результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «Эко-сервис» заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынесено постановление № 04-09/16 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, в виде взыскания штрафной санкции в размере 50 000 руб.
Оспаривая названное постановление, заявитель полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, а доказательства его вины являются необоснованными.
В заявлении указано, что общество осуществляет деятельность с фото- и рентген-отходами, содержащими серебро, а не с драгоценными металлами, не осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и, кроме того, действующим законодательством в целях исполнения Закона № 115-ФЗ обязанность по организации внутреннего контроля для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, содержащими драгоценные металлы, не предусмотрена.
Заинтересованное лицо считает доводы заявителя необоснованными и противоречащими представленным материалам проверки, процессуальных нарушений не усматривает.
МРУ Росфинмониторинга по ПФО указывает, что ст.5 Закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Закона. К данным организациям, в частности, относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в частности организации внутреннего контроля.
Под организацией внутреннего контроля следует понимать своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, предшествующие осуществлению соблюдения самого внутреннего контроля.
В силу п.п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к сделке - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Согласно п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Субъектами обязательного исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ являются только организации, указанные в ст.5 названного Закона, что подтверждает и административный орган в своем письменном отзыве (стр.2 отзыв № 04-06/1232 от 27.04.2009 г.).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые организации и лизинговые компании;
организации федеральной почтовой связи;
ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;
коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Установленный статьей 5 Закона перечень субъектов обязательного исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ является исчерпывающим.
Следовательно, для того, чтобы вменить Обществу состав административного правонарушения по ст.15.27 КоАП РФ необходимо установить фактическое осуществление организацией скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий .
Из материалов дела следует, что административным органом вменены Обществу сделки: скупка, купля-продажа лома драгоценных металлов.
Изложенное отражено в протоколе об административном правонарушении от 20.09.2009 г. № 04-09/16 и в постановлении от 12.03.2009 г. № 04-09/16 о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем, доказательств того, что организация осуществляла скупку, куплю-продажу лома цветных металлов не представлено.
Имеющийся в материалах дела протокол согласования договорной цены (Приложение № 1 к договору поставки № 2Д/44. от 30.04.2008 г.), товарная накладная № 1 от 30.04.2008 г., паспорт-расчет от 01.08.2008 г., протокол согласования договорной цены к договору № 7/д 2007 от 05.03.2007 г., акт приема-передачи от 05.03.2007 г., счет-фактура № 18 от 05.03.2007 г., накладная № 26 от 05.03.2007 г., счет № 43 от 05.03.2007 г. свидетельствуют о согласовании цены и поставку следующего товара: фиксажный шлам, пленки рентгеновской и пленки флюрографической.
Факт реализации предприятием отходов в виде фиксажных шламов и фоторентгеноматериалов отражен также в акте проверки Саратовской государственной инспекции пробирного надзора от 30.12.2008 г., явившийся основанием для составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. Приказом МПР РФ от 30.07.2003 г. № 663 в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» металлические шламы отнесены к отходам производства и потребления.
Согласно Приложению к Лицензии ОТ-51-000617 (64) от 29.08.2006 г. ООО «Эко-сервис» осуществляет передачу лабораторных отходов, в том числе, отходов фотобумаги, отходов фото- и кинопленки, рентгеновской пленки.
Таким образом, предприятие в рассматриваемый период осуществляло поставку отходов в виде фиксажных шламов и фоторентгеноматериалов, которые не являются ломом цветных металлов.
Имеющиеся в материалах дела иные документы: Свидетельство о постановке на специализированный учет в Саратовской государственной инспекции пробирного надзора, Выписка из ЕГРЮЛ с указанием видов экономической деятельности, Справка Комитета гостатистики от 06.05.2004 г. с указанием расшифровки кодов ОККЭД не являются доказательствами фактического осуществления Обществом деятельности по реализации лома цветных металлов, подпадающей под Федеральный закон № 115-ФЗ.
Как было указано выше, в ст.5 Закона № 115-ФЗ дан ограниченный перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, среди которых названы организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В указанной статье не содержится ссылка на организации, осуществляющие операции с отходами драгоценных металлов.
Поскольку ООО «Эко-сервис» осуществляет свою деятельность только по реализации отходов в виде фиксажных шламов и фоторентгеноматериалов, суд приходит к выводу о том, что Общество не является субъектом обязательного исполнения требования Федерального закона № 115-ФЗ в силу ст.5 названного Закона, в связи с чем, не может являться субъектом административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ вследствие необоснованно расширительного толкования предусмотренного ею субъекта правонарушения.
Такое расширительное толкования норм, регулирующих юридическую ответственность, недопустимо и противоречит положениям ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании изложенного, суд не усматривает в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 04-09/16 от 12.03.2009 г., вынесенное Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эко-сервис».
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Эко-сервис» по ст.15.27 КоАП РФ – прекратить.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 10 дн. со дня принятия судебного акта или в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судья Арбитражного
суда Саратовской области Т.И. Викленко