ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-4468/16 от 26.09.2016 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

03 октября 2016 года

Дело № А57-4468/2016

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2016 года

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2016 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Степура С.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Боярищевой Е.В., рассмотрев дело по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г.Москва) в лице Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (г.Саратов)

заинтересованные лица: Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области (КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области), г.Саратов, Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (г. Саратов), Правительство Саратовской области (г. Саратов); Управление делами Правительства Саратовской области (г.Саратов); Министерство Финансов Саратовкой области (г.Саратов)

заинтересованные лица с правами и обязанностями третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области (г.Саратов), Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (г. Саратов)

о признании незаконным действий по включению Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области и обязании исключить Приволжскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД» из данного реестра

при участии: от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 111 от 26.10.2015 г., сроком на три года; от Главного управления МЧС – ФИО2, представитель по доверенности №7 от 14.01.2014 г., сроком на три года; ФИО3 представитель по доверенности от 12.05.2015 № 5, сроком на три года; от Правительства Саратовской области – ФИО4, представитель по доверенности от 06.10.2015 №1-07-08-2664; от Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области – ФИО5 – представитель по доверенности от 14.06.2016 № 1, сроком на три года; от Министерства финансов Саратовской области – ФИО6 – представитель по доверенности от 11.01.2016 № 08-03-43/5, сроком действия до 31.12.2016г.;

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (г.Москва) в лице Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (г.Саратов) с заявлением о признании незаконным действий Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области (КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области) по включению Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области и обязании исключить Приволжскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД», из данного реестра.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области (КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области), г.Саратов, Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (г. Саратов), Правительство Саратовской области (г. Саратов); Управление делами Правительства Саратовской области (г.Саратов); Министерство Финансов Саратовкой области (г.Саратов)

Также к участию в деле в качестве заинтересованных лиц с правами и обязанностями третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности (г. Саратов), Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (г. Саратов).

В обоснование заявленных требований Приволжская железная дорога ссылается на то, что в ее составе отсутствуют структурные подразделения, участки, цеха на которых осуществляется использование, производство, переработка, хранение и транспортировка опасных веществ, в связи с чем ПЖД не относится к потенциально опасному объекту. Включение Приволжской железной дороги в Сводный реестр, как потенциально опасного объекта, возлагает на нее обязанности по соблюдению требований, предъявляемых к потенциально опасным объектам, что, по мнению заявителя, является незаконным и нарушает его права.

Главное управление МЧС России по Саратовской области, Правительство Саратовской области, Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, Управление делами Правительства Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области представили отзывы на заявление, возражают против удовлетворения заявленных требований, поскольку к полномочиям Комиссии ЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области не относится включение объектов в Сводный реестр потенциально опасных производственных объектов.

В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 10 час. 45 мин. 26.09.2016г. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области. После перерыва судебное заседание продолжено.

Дело рассмотрено по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» - включена в Сводный реестр потенциально опасных производственных объектов на 2015 год. Данный реестр утвержден председателем КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области 29.12.2014г. Согласно указанного реестра, Приволжская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» - является пожаровзрывоопасным объектом 2 класса опасности.

Главным управлением МЧС России по Саратовской области в период с 23.11.2015 по 18.12.2015г. на основании распоряжения от 16.11.2015г. № 56 проведена плановая выездная проверка деятельности Приволжской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» - по вопросу соблюдения требований, установленных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки выявлены нарушения требований п.«а» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п.2, 3, 4, 7, 8 Приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», а именно на Приволжской железной дороге не разработан, не согласован в установленном порядке паспорт безопасности опасного объекта.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 18.12.2015 № 56.

По результатам проверки Приволжской железной дороге - филиалу ОАО «Российские железные дороги», выдано предписание по устранению нарушений установленных требований от 18.12.2015 № 56/4/56-1, которым ПЖД предписано в срок до 01.10.2016г. разработать и согласовать в установленном порядке паспорт безопасности опасного объекта.

Приволжская железная дорога полагает, что не относится к потенциально опасному объекту, ее включение в Сводный реестр потенциально опасных производственных объектов на 2015 год неправомерно. Включение Приволжской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», в Сводный реестр как потенциально опасного объекта нарушает её права и законные интересы, незаконно возлагает на нее обязанности по соблюдению требований, предъявляемых к потенциально опасным объектам.

В связи с изложенным, Приволжская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги», обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Законом N 68-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 21.10.2001 N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утверждены согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации "Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" (Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105; далее - Требования N 105).

Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (далее - Требования) предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).

Согласно пункту 11 Требований N 105 по результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.

В силу пункта 12 Требований N 105 отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом МЧС РФ от 04.11.2004 N 506 утвержден "Типовой паспорт безопасности опасного объекта".

В соответствии с пунктом 2 Приказа N 506 типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 4 Приказа N 506 разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

Титульный лист паспорта безопасности опасного объекта содержит указание на согласование такого паспорта с руководителем Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Саратовской области, статьей 1 Закона области «О Правительстве Саратовской области» Правительство области, возглавляемое Губернатором области, является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области. В соответствии со структурой органов исполнительной власти области могут образовываться и иные органы исполнительной власти области. Правительство области правомочно решать все вопросы государственного управления, которые отнесены федеральным законодательством и законодательством области к компетенции органов исполнительной власти области, если иное не установлено федеральным законодательством.

Постановлением Губернатора Саратовской области от 24.03.2000 г. № 96 утверждено Положение о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области. Пунктом 2 данного Постановления от 24.03.2000 № 96 предусмотрено, что функции по регистрации потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, осуществляет орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно Положению о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, сводный Реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Реестр), создается с целью накопления и систематизации информации об объектах - источниках потенциальной опасности, расположенных на территории области, а также контроля за деятельностью таких объектов. Основная задача Реестра заключается в предоставлении органам государственной власти необходимой информации о состоянии каждого внесенного в него объекта, степени его опасности и планировании сил и средств на случай ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данные, включаемые в Реестр, должны обеспечивать информационную поддержку решений, направленных на предупреждение или уменьшение опасности возникновения промышленных, экологических и иных видов аварий и катастроф, снижение вероятности возникновения ЧС, а также на уменьшение тяжести их возможных последствий.

К потенциально опасным объектам, подлежащим включению в Реестр, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, относятся следующие типы предприятий, организаций, учреждений и других объектов:

организации (предприятия), осуществляющие деятельность по транспортировке опасных грузов всеми видами транспорта (в том числе трубопроводами), включая маршруты их движения (расположения);

другие потенциально опасные объекты, определяемые в установленном порядке органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций области.

Внесение изменений в данные Реестра о потенциально опасном объекте осуществляется в случае:

пересмотра декларации безопасности;

изменения условий, влияющих на обеспечение безопасности объекта и защиты населения и территорий от ЧС;

изменения действующих нормативных правовых актов в области безопасности и защиты населения и территорий от ЧС.

Ведение Реестра, включая разработку и утверждение форм информационных карт Реестра, порядка и сроков их заполнения, организуется и осуществляется органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций области (пункт 10 Положения).

Решение о включении объекта в Реестр принимается экспертной комиссией на основании информационных карт Реестра, заполняемых в установленном порядке (пункт 11 Положения).

Заключение экспертной комиссии о включении объекта в Реестр и, в случае необходимости, о получении дополнительных данных передается руководителю объекта, который несет ответственность за достоверность и своевременность предоставления всей требуемой информации. В заключении в обязательном порядке указываются причины, на основании которых объект включается в Реестр (пункт 12 Положения).

Постановлением Правительства Саратовской области от 25.05.2005 г. № 180-П «Вопросы организации деятельности Правительства Саратовской области» предусмотрено, что для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти области при решении определенного круга задач образуются координационные органы именуемые комиссиями или организационными комитетами. Координационные органы формируются на представительной основе. В состав координационных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также представительной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций (по согласованию), которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.

Постановлением Правительства Саратовской области от 22.07.2010 г. №321-П создана Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области. Также указанным Постановлением утверждены Положение о комиссии и ее должностной состав (Приложения № 1 и № 2).

Пунктом 3 Постановления от 22.07.2010 № 321-П Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области рекомендовано осуществлять регистрацию и учет потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.

Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Комиссия), является совещательным органом, образованным для формирования качественной и количественной информации о возможном месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий, оценки возможных социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, информационной поддержки решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и уменьшение размеров материального ущерба от них (пункт 1 Приложения №2 «Положение о Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области»).

В соответствии с пунктом 2 Положения о комиссии основными задачами Комиссии являются:

анализ направленных органами местного самоуправления муниципальных образований сведений по потенциально опасным объектам;

отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности;

изменение класса опасности потенциально опасных объектов.

Согласно пункту 3 Положения Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами: устанавливает класс опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории области; представляет сведения о классификации потенциально опасных объектов, расположенных на территории области, в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти с учетом их компетенции.

В соответствии с пунктом 5 Положения Комиссия имеет право:

в пределах своей компетенции принимать решения и контролировать их выполнение;

заслушивать в установленном порядке на своих заседаниях руководителей (должностных лиц) потенциально опасных объектов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

Пунктами 4, 5 Постановления Правительства Саратвоской области от 22.07.2010 №321-П рекомендовать руководителям потенциально опасных объектов ежегодно до 1 октября представлять информационные карты потенциально опасных объектов в органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которых объекты расположены, по формам согласно приложениям N 3, 4. Рекомендовать органам местного самоуправления области организовать работу по ежегодному представлению до 10 октября информационных карт потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального района (городского округа), в комиссию по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.

Согласно Положению о Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области заседания Комиссии проводятся в период корректировки классов опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории области, по мере необходимости по инициативе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, но не реже одного раза в год. Решение о дате и месте проведения заседания Комиссии принимается ее председателем.

Оповещение и сбор членов Комиссии производится по письменному распоряжению ее председателя (в случае его отсутствия - одного из его заместителей) по телефону или при помощи факсимильной связи (пункт 9 Положения).

Решения Комиссии по вопросам, относящимся к ее компетенции, принимаются на основании информационных карт потенциально опасных объектов, а также имеющихся деклараций и паспортов безопасности простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

Решения Комиссии оформляются в форме протоколов и подписываются председателем и секретарем.

Сведения о классификации потенциально опасных объектов представляются Комиссией в установленном порядке в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти с учетом их компетенции (пункт 12 Положения).

Арбитражный суд приходит к выводу, что включение тех или иных объектов в Реестр потенциально опасных объектов отнесено к компетенции специально созданного органа - Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.

ГУ МЧС России по Саратовской области представила в материалы дела Протоколы заседания комиссии по определению класса опасности от 26.10.2010, 02.11.2010, 11.11.2010, 02.11.2011, 09.11.2011, 15.11.2011, 02.11.2012, 12.11.2012, 18.11.2013, 25.11.2013, 12.12.2013 (л.д 1-49 том 2), из которых следует, что на заседаниях комиссии участвовали представителя Приволжской железной дороги.

15.11.2011г. состоялось заседание Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области. Повестка дня, состав комиссии, приглашенные лица, а также принятые на заседании комиссии решения отражены в протоколе № 3 от 15.11.2011г. (л.д.19-23 тома 2). На заседании Комиссии было установлено, что ОАО «РЖД» не представлен перечень объектов для включения в сводный реестр потенциально опасных объектов, в связи с чем Комиссией принято решение включить в Реестр Управление Приволжской железной дороги (по Саратовскому региону) – филиал ОАО «РЖД».

Во исполнение решения Комиссии Главное управление МЧС России по Саратовской области включило Саратовский регион Приволжской железной дороги – филиал ОАО «РЖД», в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, при этом вид опасности указан как пожаровзрывоопасный, класс опасности – 2.

Как следует из представленных документов, с 2012 года ГУ МЧС России по Саратовской области предлагалось заявителю представить документы с целью корректировки реестра ПО.

Сводный реестр опасных производственных объектов на 2015 год утвержден Председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области 29.12.2014г. Согласно указанного реестра Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» является пожаровзрывоопасным объектом 2 класса опасности.

В соответствии с Уставом ОАО «РЖД» среди основных задач общества выделяются обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу.

В материалы дела представлены договоры от 23.04.2015 №1453541, 26.02.2016 №1833063 заключенные между ОАО «Российские железные дороги» (заказчик) и АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (исполнитель) на предмет оказание услуг по поддержанию в постоянной готовности сил и средств аварийно-спасательных формирований к реагированию и проведению работ по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и газоспасению на опасных объектах Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», согласно Приложению №3. Заказчик поручает, а Исполнитель организует проведение работ по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными грузами 2, 3, 5, 6, 8 и 9 классов опасности и газоспасению на объектах заказчика.

Согласно пункту 2 Приложения №1 к договору «Техническое задание», Приложения №3 «Перечень объектов филиалов ОАО «РЖД» объектами обслуживания является система железнодорожных путей Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», по которым перевозятся грузы 2, 3, 5, 6, 8 и 9 классов опасности.

В рамках настоящего дела рассматривается требование Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» о признании незаконным действий Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области (КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области) по включению Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, и обязании исключить Приволжскую железную дорогу – филиал ОАО «РЖД», из данного реестра.

Данная Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратвоской области не имеет полномочий вести Реестр потенциально опасных объектов и объектов.

Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2004 г. №31-П создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Саратовской области. Также указанным Постановлением утверждены Положение о комиссии и ее должностной состав (Приложения № 1 и № 2).

Пунктом 1 Положения о Комиссии установлено, что комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций в целях реализации единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Комиссия является постоянно действующим органом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области во взаимодействии с аналогичными координационными органами субъектов Российской Федерации, военным командованием и общественными объединениями по вопросам сбора и обмена информацией в чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 2 Положения).

В соответствии с данным Положением ведение Реестра потенциально опасных объектов к полномочиям названной Комиссии не отнесено, в том числе регистрация объектом в реестре, их учет и исключение из данного реестра.

С учётом изложенных обстоятельств, требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г.Москва) в лице Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (г.Саратов) удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ОАО «Российские железные дороги» (г. Москва) в лице Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД (г. Саратов)– отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 181, 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области  С.М.Степура