АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
15 июня 2009 года Дело № А57-4563/09
Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2009 года
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2009 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Викленко Т.И., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства», г. Энгельс
к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области
Начальнику Территориального отдела по Энгельсскому району Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области
о признании незаконным решения об отказе в регистрации самоходной машины, обязать произвести регистрацию самоходной машины
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1, по доверенности от 25.03.2009 г., директора Общества ФИО2, приказ № 1к от 16.03.2001 г., протокол № 1 от 22.02.2006 г., паспорт серии <...>, выдан 24.03.2003 г. УВД г. Энгельса и Энгельсского района Саратовской области,
заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности № 22 от 21.01.2009 г.,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства» (г.Энгельс Саратовской области) с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения начальника Территориального отдела по Энгельсскому району Гостехнадзора ФИО4 от 26 марта 2009 г. об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства» в регистрации крана КС-4361А, 1988 года выпуска, заводской номер 17039 цвет желтый, завод изготовитель ОАО «Юргинский машзавод», модель, № двигателя СМД-14НГ 854618-88, обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области в лице начальника территориального отдела по Энгельсскому району Гостехнадзора произвести регистрацию крана КС-4361А, 1988 года выпуска, заводской номер 17039 цвет желтый, завод изготовитель ОАО «Юргинский машзавод», модель, № двигателя СМД-14НГ 854618-88 за Обществом с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства».
Заинтересованные лица требования заявителя оспорили по основаниям, изложенным в отзыве.
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 10.06.2009 г., 11 час. 30 мин. Вынесено определение о перерыве, сведения о перерыве помещены на официальном сайте арбитражного суда. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2009 г. Общество с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства» обратилось к начальнику Территориального отдела по Энгельсскому району Гостехнадзора по Саратовской области с заявлением о регистрации за Обществом самоходной машины - крана КС-4361А, 1988 года выпуска, заводской номер 17039 цвет желтый, завод изготовитель ОАО «Юргинский машзавод», модель, № двигателя СМД-14НГ 854618-88.
В доказательство принадлежности указанного транспортного средства Обществу с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства» в регистрирующий орган были представлены: акт приема-передачи неденежного вклада в имущество ООО «Управление механизации и строительства» от 26.01.2001 г. и паспорт на кран стреловой самоходный полноповоротный на пневмоколесном ходу грузоподъемностью 16 т КС – 4361А, зарегистрированный в Приволжской РГТИ управления Средне-Волжского округа Гостехнадзора СССР 15 августа 1988 г. за регистрационным номером 513.
Начальник территориального отдела по Энгельсскому району Гостехнадзора, рассмотрев заявление ООО «Управление механизации и строительства» о государственной регистрации пневмоколесного крана КС-4361, 1988 г. выпуска, заводской номер 17039, 26 марта 2009 года в постановке на учет крана отказал ввиду отсутствия документов, предусмотренных п.2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)», зарегистрированных в Минюсте РФ 27.01.1995 г. за № 785.
В судебном заседании представитель Гостехнадзора дополнительно пояснил, что Обществом территориальному органу Гостехнадзора не был представлен паспорт на самоходную машину установленного с 01.09.1995 г. образца, отсутствует акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), предусмотренный п.2.8.6.1 Правил № 785, отсутствует акт единичного осмотра самоходной машины, что делает невозможным сверку (идентификацию) номерных агрегатов данной единицы техники с номерами в предоставленных заявителем документах.
ООО «Управление механизации и строительства» оспорило в судебном порядке названный отказ в постановке на регистрационный учет транспортного средства утверждая, что им в территориальный орган Гостехнадзора был представлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для госрегистрации транспортного средства. Доводы заинтересованного лица о том, что необходим паспорт транспортного средства установленного образца опровергнут заявителем тем, что самоходная машина выпущена до 01.09.1995 г., у которой имелся паспорт транспортного средства, ранее выданный заводом-изготовителем, в связи с чем, наличие паспорта самоходной машины образца 01.09.1995 г. не является основанием для отказа в ее госрегистрации.
Судом установлено, что решение об отказе в регистрации транспортного средства было принято 26.03.2009 г., с заявлением о признании незаконным названного решения заявитель обратился в суд 06.04.2009 г., в пределах трехмесячного срока, установленного ст.198 АПК РФ.
Принимая во внимание, что срок на обжалование отказа в госрегистрации транспортного средства не пропущен заявителем, суд рассматривает заявление Общества с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства» по существу заявленных требований.
Заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ № 938) следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
По смыслу приведенных норм регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 938 государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.
Из пункта 4 Постановления Правительства РФ № 938 следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 938 Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора», зарегистрированные в Минюсте 27.01.1995 г. № 785 в п.2.1 также содержат требования, в соответствии с которыми машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники <*>, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорная автотранспортная техника была передана учредителем Общества ФИО2 в качестве вклада в имущество ООО «Управление механизации и строительства», что подтверждается актом приема-передачи от 26.03.2001 г. строительной техники, в том числе пневмоколесного крана КС-4361, 1988 г. выпуска, заводской номер 17039.
В качестве принадлежности ФИО2 указанного транспортного средства до передачи его в качестве вклада в имущество Общества представлен договор купли-продажи от 28.12.2000 г., заключенный между ФИО2 и ОАО «ЭДСК».
Из материалов дела также следует, что постановка самоходной техники на учет прежним собственником не осуществлялась.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники на территории Российской Федерации» предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, с 01 сентября 1995 года.
Согласно пункту 2 указанного Постановления паспорта выдаются, в том числе, и органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., а также полученные от Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении их к регистрации.
Пунктом 2.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, установлено, что паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин, в том числе, государственными инспекциями гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями до введения паспортов, предусмотренных названным Положением.
Как установлено судом и не оспаривается заинтересованным лицом, самоходная техника, за регистрацией которой обратилось Общество, выпущена заводом-изготовителем до 01.09.1995 г., что подтверждается паспортом крана стрелового самоходного полноповоротного на пневмоколесном ходу грузоподъемностью 16 т КС-4361А, регистрационный № 513, выданного заводом-изготовителем, ПО «Юргинский машиностроительный завод» в 1988 г.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации наличие паспорта самоходной машины не являлось обязательным условием для ее регистрации.
Довод Инспекции о том, Обществом не были представлены документы, достоверно подтверждающие идентификацию номерных агрегатов данной единицы техники, в связи с чем, невозможно установить, какие машины были переданы в качестве вклада в Общество подлежит отклонению, поскольку в материалах дела имеются: протокол № 2 от 26.03.2001 г. Общего собрания ООО «Управления механизации и строительства» о внесении участником Общества ФИО2 в качестве вклада в имущество Общества, в том числе, крана КС-4361А, 1988 года выпуска, заводской номер 17039 цвет желтый, завод изготовитель ОАО «Юргинский машзавод», модель, № двигателя СМД-14НГ 854618-88, акт приема-передачи неденежного вклада в имущество от 26.03.2001 г., паспорт самоходного крана завода-изготовителя 1988 г., заключение экспертизы № 6632 промышленной безопасности от 26.03.2002 г. с актом обследования от 26.03.2002 г., заключение экспертизы промышленной безопасности 2005 г., в которых указаны заводской номер крана и номер двигателя.
В силу пункта 3 статьи 213 ГК РФ коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями.
Спор о праве собственности между учредителем и Обществом, а также между ООО «Управление механизации и строительства» и ОАО «ЭДСК» по договору от 28.12.2000 г. относительно самоходной техники отсутствует.
На основании исследования и оценки представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что представленными на регистрацию документами Общество подтвердило право собственности на спорную самоходную технику, в связи с чем у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в ее регистрации.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение начальника Территориального отдела по Энгельсскому району Гостехнадзора ФИО4 от 26. марта 2009 г. об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства» в регистрации крана КС-4361А, 1988 года выпуска, заводской номер 17039 цвет желтый, завод изготовитель ОАО «Юргинский машзавод», модель, № двигателя СМД-14НГ 854618-88 за Обществом с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства».
Обязать Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области в лице начальника территориального отдела по Энгельсскому району Гостехнадзора произвести регистрацию крана КС-4361А, 1988 года выпуска, заводской номер 17039 цвет желтый, завод изготовитель ОАО «Юргинский машзавод», модель, № двигателя СМД-14НГ 854618-88 за Обществом с ограниченной ответственностью «Управление механизации и строительства».
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области - Т.И. Викленко