АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 18 мая 2017 года | Дело № А57-4565/2017 |
Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2017 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Степура С.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухановской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции материалы дела по заявлениюТерриториального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области, г.Саратов
заинтересованное лицо: открытое акционерное общество «Аптека № 289», г.Балаково Саратовской области
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 13.10.2015 № 64и-1764/15, сроком на три года; от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности от 17.04.2017, сроком до 31.12.2017,
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилсяТерриториальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области с заявлениемо привлечении открытого акционерного общества «Аптека № 289» к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, полагает что выявленное правонарушение является малозначительным, просит ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 16.05.2017г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Саратовской области на основании приказа от 02.02.2017 № П64-32/17 проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Аптека № 289».
Открытое акционерное общество «Аптека № 289» (ОАО «Аптека № 289») осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № ЛО-64-02-001430 от 19.12.2014, выданной Министерством здравоохранения Саратовской области, на объекте по адресу: 413863, <...> - аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов, выполняемые работы, оказываемые услуги, составляющие фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения: хранение лекарственных средств для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
В ходе проверки установлено, что для хранения термолабильных лекарственных средств используются холодильники, не отвечающие требованиям ОФС.1.1.0010.15 «Хранение лекарственных средств» (бытовые холодильники, предназначенные производителем для хранения пищевых продуктов), срок эксплуатации которых истек:
- холодильник бытовой электрический Саратов КШ-140 зав. № 34474 (холодильный агрегат № 99932) согласно представленному руководству по эксплуатации выпущен 19,03.1981 и приобретен 25.05.1981, холодильник соответствует ГОСТ 16317-76. ГОСТом 16317-76 предусмотрены: установленный срок службы не менее 10 лет, средний срок службы не менее 15 лет. Холодильник Саратов эксплуатируется более 35 лет.
- холодильник-морозильник Стинол 140 зав. номер 96510808472 согласно представленному руководству по эксплуатации выпущен в декабре 1996 года, соответствует ГОСТу 16317-87. ГОСТом 16317-87 предусмотрены: установленный срок службы не менее 10 лет, средний срок службы не менее 15 лет. Холодильник Стинол 140 эксплуатируется более 20 лет.
Также на момент проверки 28.02.2017 в аптеке отсутствуют лекарственные препараты, включенные в минимальный ассортимент для аптек: Клотримазол гель вагинальный или таблетки вагинальные или суппозитории вагинальные; Кагоцел таблетки.
ОАО «Аптека № 289» не осуществляется регистрация операций, связанных с обращением лекарственного препарата Калия перманганат 3,0 (является прекурсором наркотических средств и психотропных веществ списка IV) в специальном журнале по форме приложения к Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 419.
ОАО «Аптека № 289» не соблюдаются требования к хранению лекарственных препаратов, указанные на вторичной (потребительской) упаковке лекарственных препаратов:
В комнате хранения лекарственных средств (материальная) в шкафу при температуре на момент проверки +24,4º С (измерена Измерителем температуры и влажности ИВТМ-7 М, принадлежащим ТО Росздравнадзора по Саратовской области, з/н №38951, поверен 14.07.2015, фотоизображение прилагается) хранился лекарственный препарат: Настойка пустырника 25 мл серии 140616 производитель ОАО Флора Кавказа - 10 уп. (температура хранения, указанная производителем на потребительской упаковке - от + 8º С до +15º С).
Указанный препарат перемещен в карантинную зону в ходе проверки.
В торговом зале аптеки на момент проверки 28.02.2017 температура составляла + 27º С (зафиксирована в журнале учета температурного режима и относительной влажности в помещении торгового зала аптеки). Подавляющее большинство лекарственных препаратов, хранившихся в торговом зале аптеки, согласно указаниям производителей на потребительских упаковках требуют хранения при температуре не выше +25º С. Примеры: Гепарин 5000 МЕ/мл 5,0 № 5 серии 1180816 производства РУП Белмедпрепараты - 2 уп.; Кеторол раствор для инъекций 30 мг/мл 1,0 № 10 амп. серии А6253 производства Д-р Редис Лабораторис Лтд, Индия - 6 уп.; Викасол раствор для инъекций 10 мг/мл 1.0 № 10 амп. серии 120216 производства ОАО Дальхимфарм - 2 уп., ФИО3 раствор для инъекций 20 мг/мл 1,0 № 5 амп. производства ЗАО ФЗ Эгис серии 31А0316 - 1 уп.; Этамзилат раствор для инъекций 125 мг/мл 2,0 № 10 серии 100716 производства ОАО НПК Зеком - 1 уп.; ФИО4 2,0 № 5 амп. серии 54182 производства А.Менарини Мэнюфекчеринг ФИО5 С.р.л., Италия - 1 уп. и другие.
На штангласах с лекарственными средствами, находящимися в материальной комнате, не указана дата заполнения штангласов, на штангласах с лекарственными средствами, находящимися в ассистентской, не указаны дата окончания срока годности и дата заполнения штангласов.
ОАО «Аптека № 289» не обеспечены условия хранения лекарственных средств (фармацевтических субстанций для изготовления лекарственных препаратов) в соответствии с их физико-химическими свойствами и требованиями Государственной Фармакопеи, действующих нормативных документов.
При температуре в ассистентской комнате +26º С (зафиксирована в журнале учета температурного режима и относительной влажности в помещении ассистентской) хранились фармацевтические субстанции: Натрия бромид производства АО «Усолье-Сибирский химфармзавод» (в паспорте производителя указаны условия хранения: не выше 25º С) и ФИО6 для инъекций производства ОАО Фармстандарт-Лексредства (в паспорте производителя указаны условия хранения: не выше 25º С).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 27.063.2017г. № 25, а также в Справке по результатам плановой выездной проверки.
17 марта 2017 года начальником отдела мониторинга и контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области ФИО7 в отношении ОАО «Аптека № 289» составлен протокол об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
В порядке статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Территориальный орган Росздравнадзора по Саратовской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО «Аптека № 289» к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав событие административного правонарушения, представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:
аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 октября 2015 г. № 771 утверждены общие фармакопейные статьи и фармакопейные статьи и введены в действие с 01.01.2016 года.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 760 от 05.10.2016 года пункт 4 приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 октября 2015 г. № 771 дополнен абзацем четвертым следующего содержания:
«приведение условий хранения термолабильных лекарственных средств в соответствие с требованиями общей фармакопейной статьи ОФС.1.1.0010.15 «Хранение лекарственных средств», введенной в действие настоящим приказом, в части использования фармацевтического холодильника или холодильника для крови и ее препаратов, осуществляется до истечения срока службы холодильника, используемого для хранения термолабильных лекарственных средств и не отвечающего требованиям указанной общей фармакопейной статьи, в случае, если такой холодильник приобретен до 1 января 2016 года.».
В ходе проверки административным органом установлено, что для хранения термолабильных лекарственных средств используются холодильники, не отвечающие требованиям ОФС.1.1.0010.15 «Хранение лекарственных средств» (бытовые холодильники, предназначенные производителем для хранения пищевых продуктов), срок эксплуатации которых истек:
- холодильник бытовой электрический Саратов КШ-140 зав. № 34474 (холодильный агрегат № 99932) согласно представленному руководству по эксплуатации выпущен 19,03.1981 и приобретен 25.05.1981, холодильник соответствует ГОСТ 16317-76. ГОСТом 16317-76 предусмотрены: установленный срок службы не менее 10 лет, средний срок службы не менее 15 лет. Таким образом, срок эксплуатации данного холодильника истек, холодильник Саратов эксплуатируется более 35 лет.
- холодильник-морозильник Стинол 140 зав. номер 96510808472 согласно представленному руководству по эксплуатации выпущен в декабре 1996 года, соответствует ГОСТу 16317-87. ГОСТом 16317-87 предусмотрены: установленный срок службы не менее 10 лет, средний срок службы не менее 15 лет. Таким образом, срок эксплуатации данного холодильника истек, холодильник Стинол 140 эксплуатируется более 20 лет.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами определен в статье 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ).
Частью 6 статьи 55 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрено, что аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 2724-р. В указанный перечень (минимальный ассортимент) включены кагоцел (таблетки), клотримазол (гель вагинальный, или таблетки вагинальные, или суппозитории вагинальные).
Административным органом установлено, что на момент проведения проверки обществом не обеспечен в полном объеме минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. В аптеке отсутствует лекарственный препарат кагоцел (таблетки), клотримазол (гель вагинальный, или таблетки вагинальные, или суппозитории вагинальные).
В целях обеспечения государственного контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Данные Правила устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее соответственно - прекурсоры, перечень), по форме согласно приложению.
Как предусмотрено пунктом 2 Правил, при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, занесению в специальный журнал подлежат любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров.
В пункте 3 Правил предусмотрена обязанность регистрации таких операций по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале.
Согласно статье 1 Закона N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под оборотом прекурсоров понимается разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, юридические лица или индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, обязаны в порядке, установленном Правилами, вести учет данных прекурсоров, а неисполнение этой обязанности является нарушением порядка деятельности, связанной с их оборотом.
Перманганат калия включен в список IV (таблицу III) прекурсоров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681.
В ходе проверки административным органом установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственного препарата Калия перманганат 3,0, осуществляется в журнале по форме приложения № 2 к Правилам регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденным приказом Минздрава России от 17.06.2013 № 378н. Данная форма журнала в соответствии с Правилами предназначена для регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, за исключением регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств, являющихся наркотическими, психотропными веществами или их прекурсорами, включенными в списки II, III, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н утверждены "Правила хранения лекарственных средств" (далее - Правила).
Пунктом 3 названных Правил в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
При этом хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации (пункт 32 Правил).
Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 Правил N 706н).
В ходе проверки установлено, в комнате хранения лекарственных средств (материальная) в шкафу при температуре на момент проверки +24,4 С (измерена Измерителем температуры и влажности ИВТМ-7 М, принадлежащим ТО Росздравнадзора по Саратовской области, з/н №38951, поверен 14.07.2015, фотоизображение прилагается) хранился лекарственный препарат: Настойка пустырника 25 мл серии 140616 производитель ОАО Флора Кавказа - 10 уп. (температура хранения, указанная производителем на потребительской упаковке -от +8С до +15С).
Указанный препарат перемещен в карантинную зону в ходе проверки.
В торговом зале аптеки на момент проверки 28.02.2017 температура составляла +27С (зафиксирована в журнале учета температурного режима и относительной влажности в помещении торгового зала аптеки). Подавляющее большинство лекарственных препаратов, хранившихся в торговом зале аптеки, согласно указаниям производителей на потребительских упаковках требуют хранения при температуре не выше +25С.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2015 г. N 751н утверждены Правила изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, согласно приложению.
В соответствии с пунктом 6 Указанных Правил на всех банках или флаконах с притертой пробкой (далее - штанглас), в которых хранятся лекарственные средства, указываются наименование лекарственного средства, дата заполнения штангласа лекарственным средством, дата окончания срока годности (годен до ____), подпись лица, заполнившего штанглас и подтверждающего, что в штангласе содержится именно указанное лекарственное средство.
В ходе проверки установлено, что на штангласах с лекарственными средствами, находящимися в материальной комнате, не указана дата заполнения штангласов, на штангласах с лекарственными средствами, находящимися в ассистентской, не указаны дата окончания срока годности и дата заполнения штангласов.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.1997 N 214 утверждена Инструкция по контролю качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках), согласно пункту 3.6 которой предупредительные мероприятия заключаются в выполнении следующих требований - Обеспечение в аптеке условий хранения лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и требованиями Государственной Фармакопеи, действующих нормативных документов.
В ходе проверки установлено, что при температуре в ассистентской комнате +26º С (зафиксирована в журнале учета температурного режима и относительной влажности в помещении ассистентской) хранились фармацевтические субстанции: Натрия бромид производства АО «Усолье-Сибирский химфармзавод» (в паспорте производителя указаны условия хранения: не выше 25 С) и ФИО6 для инъекций производства ОАО Фармстандарт-Лексредства (в паспорте производителя указаны условия хранения: не выше 25 С).
Факт нарушения обществом требований, установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности подтвержден представленными в дело доказательствами: справкой по проверке аптеки ОАО «Аптека № 289», актом проверки от 07.03.2017 № 25, Актом о перемещении в карантинную зону от 28.02.2017, пояснительной запиской от 28.02.2017г., Журналом учета температурного режима (ассистентская), Журналом учета температурного режима (торговый зал), Журналом учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, Справкой о находящемся в эксплуатации холодильном оборудовании, руководством по эксплуатации холодильников, фототаблицей.
Судом рассмотрен вопрос о возможном признании допущенного учреждением правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Между тем, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, арбитражный суд не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом правоотношении ОАО «Аптека № 289» не были приняты какие-либо меры по предупреждению правонарушения. Вина общества установлена судом и доказана административным органом.
Таким образом, суд, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о виновном поведении привлекаемого к административной ответственности лица. Оснований, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ для освобождения от административной ответственности, не имеется.
Процессуальные нормы КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя – административным органом соблюдены.
ОАО «Аптека № 289» обратился в арбитражный суд с заявлением о снижении размера административного штрафа и предоставлении рассрочки его уплаты, ссылаясь на тяжелое материальное положение.
Согласно ч. 1 ст.4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Положениями ч.3.2. и ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ст.4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются, в том числе, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих ответственность и причинение значительного вреда, считает возможным удовлетворить заявленные требования в части меры административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа, снизив его размер до 50 000 руб., учитывая имущественное положение заявителя.
Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 31.5 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
Согласно части 2 статьи 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
То есть при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного штрафа невозможно в установленные сроки, Общество имеет право обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, которое может принять решение об отсрочке исполнения постановления.
Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статье 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта (постановления о назначении наказания в виде административного штрафа), арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (пункт 2 статьи 31.5 КоАП РФ).
Руководствуясь статьями 27, 169, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Открытое акционерное общество «Аптека №289» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере 50000 рублей.
Предоставить Открытому акционерному обществу «Аптека №289» момента вступления настоящего решения в законную силу рассрочку по уплате административного штрафа до 29.11.2017 года.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статей 31.5 КоАП РФ.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путём подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить копии решения арбитражного суда в соответствии с требованиями статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: ИНН <***>, КПП 645501001, УФК по Саратовской области (Территориальный орган Росздравнадзора по Саратовской области), Банк: Отделение Саратов г. Саратов, БИК 046311001, Расчетный счет <***>, ОКТМО 63701000, КБК 060 1 16 90010 016000 140.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области - С.М. Степура