ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-4655/15 от 25.06.2015 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

29 июня 2015 года

Дело № А57-4655/2015

Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2015 года

Полный текст решения изготовлен 29 июня 2015 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи С.М.Степура, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухановской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сартрест» (г.Саратов)

заинтересованное лицо - Федеральная служба по финансовому мониторингу Межрегиональное управление по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинг по ПФО), г.Нижний Новгород

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 16.02.2015 № 04-15/29/1 и прекращении производства по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1 директор (паспорт); от заинтересованного лица - не явились, извещены,

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Сартрест» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 16.02.2015 № 04-15/29/1 и прекращении производства по делу об административном правонарушении. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба по финансовому мониторингу Межрегиональное управление по Приволжскому федеральному округу (МРУ Росфинмониторинг по ПФО).

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, поскольку не является стороной по сделкам с недвижимым имуществом.

Административный орган представил отзыв на заявление, возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами административного дела. Установленные должностным лицом обстоятельства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вынесенное в отношении ООО «Сартрест» постановление о привлечении к административной ответственности считает законным.

В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 25.06.2015г. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru, в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда. После перерыва судебное заседание продолжено.

Дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа МРУ Росфинмониторинга по ПФО «О проведении выездной проверки» от 19.01.2015 № 17/14 была проведена проверка деятельности ООО «Сартрест» по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В ходе вышеуказанной проверки административным органом установлено, что в течение длительного времени, а именно, в период с 19.12.2013 по 19.01.2015 в ООО «Сартрест» не исполнялись требования законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно:

- в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ в Обществе в течении длительного времени, а именно, с 24.03.2014 по 19.01.2015 осуществлялась деятельность по правилам внутреннего контроля не в полной мере отвечающим требованиям постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667 и действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля;

- несоответствие в течение длительного времени, а именно, в период с 19.12.2013 по 17.12.2014, специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям (п.2 ст.7 Федерального закона);

- в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 дополнительный инструктаж с сотрудниками. Утвержденными перечнем директора ООО «Сартрест», при вступлении в силу нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ, в частности, 16.02.2014, 29.03.2014, 16.05.2014, 10.06.2014 и 22.07.2014 не проводился, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 04.02.2015 № 6. 06.02.2015 в отношении ООО «Сартрест» составлен протокол об административном правонарушении №04-15/29/1, действия общества квалифицированы по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ. Постановлением от 16.02.2015 № 04-15/29/1 ООО «Сартрест» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Считая, привлечение к административной ответственности незаконным, ООО «Сартрест» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему выводу.

В силу частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В части 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлено, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, обеспечивающие предупреждение, выявление и пресечение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, объективную сторону (событие административного правонарушения) образует нарушение требований нормативных актов о ПОД/ФТ в виде их неисполнения (бездействие). Контроль за выполнением указанных Правил осуществляет Росфинмониторинг (его структурные подразделения) в пределах своей компетенции.

Объективную сторону (событие административного правонарушения) образует нарушение требований нормативных актов о ПОД/ФТ (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) в виде их неисполнения (бездействие). Контроль за выполнением указанных Правил осуществляет Росфинмониторинг (его структурные подразделения) в пределах своей компетенции.

Федеральный закон N 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ определено, что к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

организация и осуществление внутреннего контроля;

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

В соответствие со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ определены понятия:

- внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

- осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В силу статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ его действие распространяется на отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, содержится в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, в абзаце десятом которой указаны организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).

Данные Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливают обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях его осуществления; определяют сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Согласно указанным Требованиям (пункт 4) Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:

а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее - программа организации внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее - программа идентификации);

в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - программа оценки риска);

г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);

д) программа документального фиксирования информации;

е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее соответственно - Федеральный закон, программа по приостановлению операций (сделок));

ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - программа хранения информации).

5. В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (далее - специальное должностное лицо).

В силу пункта 6 Требований, правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации.

Программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующего условия: в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона назначается специальное должностное лицо (пункт 7 а)

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона, а также Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организация обязана назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.

Приказом от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (вступило в силу 05 октября 2010 года), (далее - Положение).

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде ООО «Сартрест» руководствовалось правилами внутреннего контроля от 24.03.2014, 02.06.2014, 14.07.2014.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

В случае внесения изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ организации обязаны вносить соответствующие изменения в свои правила внутреннего контроля.

В правилах внутреннего контроля ООО «Сартрест» в редакции от 14.07.2014 на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию внутреннего контроля возлагаются обязанности по разработке и реализации правил внутреннего контроля (программа организации внутреннего контроля).

В ходе проверки было выявлено, что правила внутреннего контроля ООО «Сартрест» в редакции от 24.03.2014, 02.06.2014 не соответствуют действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, поскольку не содержат изменений внесенных в программу осуществления внутреннего контроля.

Внесены изменения в программу идентификации клиентов, установившие обязанности:

при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов;

принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта;

обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Внесены изменения в части введения новой меры, направленной на противодействие финансирования терроризма и установления обязанности:

применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона № 115-ФЗ, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в  указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;

не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

В программу по приостановлению операций также внесены изменения в части смены срока, на который приостанавливаются операции.

Внесены изменения в части предоставления организациям права. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Проверкой установлено, что действующие правила внутреннего контроля ООО «Сартрест» в редакции от 14.07.2014 не соответствуют действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, а именно, не содержат изменений внесенных в программу осуществления внутреннего контроля.

Внесены изменения в части введения новой меры, направленной на противодействие финансирования терроризма и установления обязанности:

не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

В программу по приостановлению операций также внесены изменения в части смены срока, на который приостанавливаются операции.

Внесены изменения в части предоставления организациям права. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в течение длительного периода времени, а именно, в период с 24.03.2014 по 19.01.2015 в ООО «Сартрест» осуществлялась деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля соответствующих действующему законодательству, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в указанный период времени.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вступил в силу 10.06.2014, ранее действовало постановление Правительства РФ от 05.12.2005 №715) требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

К  специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).

Настоящим Положением установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона (за исключением кредитных организаций).

В соответствии с п.10 Положения обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Приказом от 19.12.2013 № 2 функции специального должностного лица в период с 19.12.2013 по 17.12.2014 были возложены на директора ФИО1

Обучение в форме целевого инструктажа пройдено ею до момента исполнения функций специального должностного лица, а именно 13.12.2013 (свидетельство от 13.12.2013 ЦИ № 035536).

Вместе с тем, ФИО1 квалификационным требованиям не соответствовала поскольку отсутствовало высшее профессиональное образование по требуемой специальности, а также опыт работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по ПОД/ФТ.

Таким образом, в период с 19.12.2013 по 17.12.2014 в ООО «Сартрест» осуществлялась деятельность в отсутствие специального должностного лица, соответствующего квалификационным требованиям, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля.

3. В соответствии с Положением, утв. приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж в организации;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).

Согласно утвержденному руководителем перечню сотрудников обучение в сфере ПОД/ФТ, в ООО «Сартрест» обязаны проходить - директор ФИО1, бухгалтер и специальное должностное лицо ФИО2.

Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

- при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

- при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

В соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

В ООО «Сартрест» контроль за проведением обучения сотрудников Общества возлагается на специальное должностное лицо (приказ от 13.01.2014 № 1, приказ от 20.03.2014 № 2, приказ от 30.05.2014 № 3, приказ от 30.06.2014 № 4).

Также проверкой установлено, что обучение в форме дополнительных инструктажей при вступлении в силу ряда нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ с сотрудниками, обязанными проходить обучение в сфере ПОД/ФТ не проводились, в частности:

- 16.02.2014 при вступлении в силу изменений в приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245, внесенные приказом Росфинмониторинга от 28.11.2013 № 342 «Об утверждении справочников кодов, подлежащих использованию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, при предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу»;

- 29.03.2014 при вступлении в силу постановления Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»,

- 16.05.2014 при вступлении в силу отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- 10.06.2014 при вступлении в силу постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

- 22.07.2014 при вступлении в силу изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 №213-Ф3.

Отсутствие проведения обучения с сотрудниками обязанными проходить обучение в сфере ПОД/ФТ в форме дополнительных инструктажей при вступлении в силу ряда нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является стороной по сделкам с недвижимым имуществом.

В материалы дела представлен Устав ООО «Сартрест», п.2 Устава предусмотрено, что основными видами деятельности Общества являются - заключение сделок купли-продажи, дарения, мены, обмена жилых и нежилых помещений, в том числе посреднические услуги в этой области, также посреднические операции с недвижимым имуществом. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.01.2015 № 280В/2015, действительной на момент проведения проверочных мероприятий и привлечения к административной ответственности, основным видом экономической деятельности ООО «Сартрест» является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (код по ОКВЭД – 70.3).

Предусмотренная законодательством обязанность по постановке на учет и по разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, не связана с наличием обязательного условия фактического осуществления лицом соответствующей деятельности.

Постановка на учет и принятие мер, направленных на организацию внутреннего контроля, должно предшествовать соответствующей деятельности.

Указание в Уставе на вид деятельности, предусмотренный статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и (или) наличия в соответствующих статистических документах кодов ОКВЭД, предусматривающих тот или иной вид деятельности, упомянутый в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно для отнесения организации к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ с соответствующим распространением на нее всех обязанностей, предусмотренных, в том числе, в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

При этом арбитражный суд отмечает, что оценка фактического осуществления обществом вышеуказанной деятельности влияет только на обязанность, поименованную в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115, согласно которой организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

В рассматриваемом случае обществу вменено нарушение пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, выразившееся в неразработке правил внутреннего контроля, а также непредставление сведений, касающихся назначения должностных лиц, ответственных за их исполнение и обучение. Указанная обязанность не сопряжена с началом фактической деятельности по оказанию посреднических услуг.

Таким образом, довод заявителя о том, что ООО «Сартрест» не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

Следовательно, ООО «Сартрест» не исполнены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

В материалы дела представлена копия решения Октябрьского районного суда г.Саратова от 03.06.2015 по делу № 12-84/2015. Изучив представленное решение суда общей юрисдикции, арбитражный суд установил, что по результатам проверки, проведенной МРУ Росфинмониторинг по ПФО на основании приказа от 19.01.2015 № 17/14 общество с ограниченной ответственностью «Сартрест», а также должностное лицо общества – директор ФИО1 привлечены к административной ответственности в виде штрафов в размере 50 000 руб. и 10 000 руб. соответственно. Жалоба директора ООО «Сартрест» ФИО1 на постановление о привлечении ее к административной ответственности оставлена Октябрьским районным судом г.Саратова без удовлетворения, а постановление МРУ Росфинмониторинг по ПФО от 16.02.2015 № 04-15/30/1 без изменения. При рассмотрении дела № 12-84/2015 судом общей юрисдикции сделан вывод об обоснованности привлечения директора ООО «Сартрест» ФИО1 к административной ответственности.

Рассмотрев вопрос о возможности признания допущенного обществом административного правонарушения малозначительным, арбитражный суд пришел к следующему выводу.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценку малозначительности деяния необходимо соотносить с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Совершенное обществом правонарушение посягает на порядок государственного управления, установление которого в силу статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В данном случае, исходя из сферы деятельности общества, арбитражный суд приходит к выводу о том, что допущенные заявителем нарушения создавали реальную угрозу наступления отрицательных последствий в результате неполноты действий по ПОД/ФТ, следовательно, представляли угрозу порядку государственного управления.

Длительный период неисполнения обществом своих обязанностей по ПОД/ФТ подтверждает пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных требованиями Федерального закона N 115-ФЗ.

Общество не представило доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

Учитывая изложенное, исходя из характера и степени общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, и конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи, общество привлечено к административной ответственности в установленный срок.

В соответствии с п.3 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167–170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Сартрест» отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 211, 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с пунктом 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области С.М.Степура