ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-4785/07 от 25.06.2007 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


410002, г.Саратов, Бабушкин взвоз,1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р е ш е н и е

г.Саратов

25.06.2007г. Дело №А-57-4785/07-11

Арбитражный суд Саратовской области в составе:

председательствующего: Егоровой Т.Н.,

протокол ведет секретарь судебного заседания: Дозорова Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску Администрации Энгельсского муниципального района, г.Энгельс, Саратовская область

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, г.Саратов

3-е лицо: Главное управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, г.Саратов

о признании недействительным права федеральной собственности на участок лесного фонда, о признании незаконным включения участка лесного фонда в реестр федерального имущества

при участии в заседании:

представителя истца - ФИО1 по доверенности №20 от 29.01.2007г.,

представителя ответчика – ФИО2 по доверенности №01д от 09.01.2007г.,

3-е лицо не явилось, извещено

УСТАНОВИЛ:

Администрация Энгельсского муниципального района, г.Энгельс, Саратовская область обратилась в арбитражный суд Саратовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области, г.Саратов о признании недействительным право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда для лесоразведения 1 группы площадью 9426000 кв.м, с кадастровым номером 64:50:00 00 00:0006, расположенный в городе Энгельсе, Саратовской области, о признании незаконным включение в реестр федерального имущества земельного участка лесного фонда для лесоразведения 1 группы площадью 942 000 кв.м., с кадастровым номером 64:50:00 00 00:0006, расположенного в городе Энгельсе Саратовской области.

Как свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области является собственником объекта недвижимости - земельного участка для лесоразведения 1 группы площадью 9426000 кв. м., с кадастровым номером 64:50:00 00 00:0006, расположенного в городе Энгельсе Саратовской области.

Истец полагает, что Российская Федерация не может являться собственником данного земельного участка, и ответчик неправомерно зарегистрировал право собственности на него в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости и сделок с ним.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает, письменного отзыва на иск не представил.

Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащем образом. От 3-го лица в материалы дела поступил отзыв с изложенной позицией по делу Главного управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, г.Саратов. Рассмотрение заявленных требований 3-е лицо предоставляет на усмотрение суда.

Дело рассматривается в порядке ст.ст. 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям ст.ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей присутствующих сторон, арбитражный суд при вынесении решения исходит из следующих обстоятельств и норм материального и процессуального права:

Статьей 19 Лесного Кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. №22-ФЗ, действовавшего на момент регистрации права собственности, было установлено, что в федеральной собственности находятся лесной фонд и расположенные на землях обороны леса. При этом статьей 7 Лесного Кодекса Российской Федерации было определено, что лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Границы лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Более того, статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации было прямо установлено, что леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса, - не входят в состав лесного Фонда. В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации определялось, что формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Таким образом, поскольку до настоящего времени такой закон не принят, то есть собственность на городские леса не разграничена, не было никаких правовых оснований для отнесения спорного участка к федеральной собственности.

После вступления в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. №200-ФЗ (с 01.01.2007 года) позиция законодателя по данному вопросу не изменилась, в связи с чем статьей 8 также установлено, что в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. При этом уточнено, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки,

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Ни по одному из указанных оснований Российская Федерация не приобрела право собственности на спорный земельный участок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Таким образом, поскольку законодательством иное не предусмотрено, право распоряжения спорным земельным участком до разграничения государственной собственности на него принадлежит органам местного самоуправления Энгельсского муниципального района.

Статьей 71 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» установлено, что городская администрация осуществляет управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории города (п.13).

В соответствии со статьями 1, 6 Федерального закона от 28.08.1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов местного значения (вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования) на территории муниципальных образований относится к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п.19).отнесена к вопросам местного значения поселения.

Спорный земельный участок расположен в черте города Энгельса. Это подтверждается Законом Саратовской области от 27.12.2004г. №106-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Энгельсского муниципального района». В частности, данным законом определена схема границ муниципального образования город Энгельс. Справкой Территориального (межрайонного) отдела №11 Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 10.04.2007г. №01.111/149 также подтверждается, что спорный земельный участок расположен в черте границ города Энгельса.

Статьей 133 Лесного Кодекса Российской Федерации от 29.01.1997г. №22-ФЗ определялось, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, про ведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. Данный участок находится в черте поселения - город Энгельс, поэтому не является земельным участком лесного фонда, а относится согласно статье 8 Земельного Кодекса Российской Федерации к землям населенных пунктов (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ), ранее именовавшихся землями поселений.

Та же позиция изложена в письме министра Саратовской области, председателя Комитета по управлению имуществом Саратовской области ФИО3 от 13.12.2006г. №6963.

Таким образом, данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.

Соответственно, в силу указанных выше норм права организация использования городских лесов, к каковым относится спорный участок, относилась на момент регистрации права собственности Российской Федерации и относится в настоящее время к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования город Энгельс.

Истцом в материалы дела представлен Устав муниципального образования г.Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, пунктом 19 части 1 статьи 3, которого предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования г.Энгельс относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования г.Энгельс, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования г.Энгельс. При этом пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.

Руководствуясь данной нормой права, на основании решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28.12.2006 г. №178/13-03, между муниципальным образованием город Энгельс и Энгельсским муниципальным районом заключено соглашение о передаче части полномочий, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования город Энгельс, в том числе, полномочий по организации использования и охраны городских лесов органам местного самоуправления Энгельсского муниципального района.

Таким образом, неправомерно зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок нарушает права администрации Энгельсского муниципального района, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Энгельсского муниципального района, по организации использования городских лесов в интересах населения муниципального образования город Энгельс, расположенного на территории Энгельсского муниципального района.

Учитывая изложенное, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом не может являться собственником спорного объекта недвижимости - земельного участка, входящего в состав городских лесов, расположенных на территории городского поселения - муниципального образования город Энгельс.

Кроме того, так как городские леса в силу действовавшего до 01.01.2007г. Лесного Кодекса не входили в состав лесного фонда, они не подлежали разделению на группы, определенные ст.55 Лесного Кодекса Российской Федерации. Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом не имело законных оснований для регистрации права федеральной собственности, так как данное имущество не является федеральной собственностью ни по одному из установленных законом оснований, а также не имело полномочий на распоряжение этим участком, так как такое право предоставлено законом органам местного самоуправления.

В данных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлтворению.

В соответствии со ст.ст. 106,110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворённым требованиям.

На основании ст. ст. 309, 310, 333, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 106, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Саратовской области

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда для лесоразведения 1 группы площадью 9426000 кв.м, с кадастровым номером 64:50:00 00 00:0006, расположенный в городе Энгельсе, Саратовской области.

Признать незаконным включение в реестр федерального имущества земельного участка лесного фонда для лесоразведения 1 группы площадью 942 000 кв.м., с кадастровым номером 64:50:00 00 00:0006, расположенного в городе Энгельсе Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.181,257-271,273-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исполнительный лист выдать в соответствии со ст.319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле.

Судья арбитражного суда

Саратовской области Т.Н. ЕГОРОВА