ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-5077/07 от 21.11.2007 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов        

21 ноября 2007 г.

Дело № А-57- 5077/2007-39

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи  О.В. Никульниковой

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь

к Федеральному государственному научному учреждению «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства», Министерству лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области

третьи лица Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Саратовской области

о признании сделки недействительной

при участии в судебном заседании представителей:

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – Берестовского Д.О. – дов. От 15.01.2007 г. № 38-5-2007

ФГНУ ГосНИОРХ- Шахназарова А.И. – дов. От 23.10.2006 г. № 37

МФ РФ – Драбатулина А.Н. – дов. От 16.01.2007 г.

ТУ ФСФБН – Дудиной А.В. – дов. От 21.05.2007 г. № 60-01-31/689

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура с иском к Федеральному государственному научному учреждению «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» (далее по тексту ФГНУ ГосНИОРХ), министерству лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области  о признании недействительной сделки, вытекающей из договора № 60/60 от 07.11.2006 г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Заявленное требование основано на статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что спорный договор заключен с нарушением законодательства. При заключении выше указанного договора сторонами были нарушены положения Федерального закона «О животном мире» и Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Истец считает, что Комитет охотничьего, рыбного и лесного хозяйства Саратовской области, заключая спорный договор, вышел за пределы тех полномочий, которые установлены для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации указанными Федеральными законами и тем самым допустил нецелевое расходование бюджетных средств.

Ответчики ФГНУ ГосНИОРХ и Министерство лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области  представили отзывы на исковое заявление, в которых заявили о своих возражения против удовлетворения исковых требований. Ответчики возражают против заявленных требований по тем основаниям, что Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура не наделена правом осуществлять контроль и надзор за исполнением законодательства в сфере межбюджетных отношений, в силу чего прокуратура не доказала свое право на иск.

В качестве материально-правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований ответчики указывают на неправильное толкование истцом правовых норм, регулирующих вопросы разграничения полномочий органов государственной власти РФ и субъекта РФ в сфере организации и регулирования промышленного, любительского и спортивного рыболовства. Заключая договор № 60/60 от 07.11.2006 г. Комитет охотничьего, рыбного и лесного хозяйства Саратовской области, как орган государственной власти субъекта РФ действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями законодательства.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении и отзывах на иск, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с соглашением №50СС/2006 "О взаимодействии по перечис­лению субвенций на реализацию полномочий в области организации, регулирова­ния и охраны водных биологических ресурсов" Федеральным агентством по рыбо­ловству в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 года №370 "Об утверждении правил предоставления в 2006 году из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов" были направлены Комитету охотничьего, рыбного и лес­ного хозяйства Саратовской области денежные средства в сумме 266,9 тысяч руб­лей, выделенные из федерального бюджета на осуществление расходов на реализа­цию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологи­ческих ресурсов на территории Саратовской области.

Между Комитетом охотничьего, рыбного и лесного хозяйства Саратовской области (заказчик) и Саратовским отделением ФГНУ ГосНИОРХ(исполнитель), действующим от имени ФГНУ ГосНИОРХ на основании доверенности №5 от 20.01.2006 года, 07 ноября 2006 года заключен договор за №60/06. Согласно названному договору ФГНУ ГосНИОРХ принимает на себя обязательство по созданию научно-технической продукции по теме: "Разработка прогноза общих допустимых уловов (ОДУ) в водоемах Саратовской области", а Комитет перечисляет исполнителю за выполненную работу 266 900 рублей. Согласно техническому заданию на проведение научно-исследовательских работ (приложение к договору) цель научно-исследовательских работ: определение общего допустимого улова (ОДУ) рыбы на малых и средних водоемах и водотоках Саратовской области на 2008 год на основе их потенциальной продуктивности.

Финансирова­ние указанной в договоре научно-исследовательской работы осуществляется за счет федеральных бюджетных средств, выделенных Саратовской области в виде субвенций на реализацию пол­номочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов на территории Саратовской области. В соответствии с платежным пору­чением №12 от 22.12.2006 года Комитетом охотничьего, рыбного и лесного хозяй­ства Саратовской области перечислено на счет ФГНУ ГосНИОРХ 80 тысяч рублей в виде авансового платежа по настоящему договору.

Комитет охотничьего, рыбного и лесного хозяйства Саратовской области по­становлением Правительства Саратовской области №421-П от 28.12.2006 года ре­организован путем преобразования его в Министерство лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области.

24 сентября 2007 года между Министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области и Саратовским отделением ФГНУ ГосНИОРХ подписан акт сдачи-приемки выполненных по договору №60/06 от 07.11.2006 г. научно-исследовательских работ. Платежным поручением № 352 от 26.10.2007 года правопреемником комитета Министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области на счет ФГНУ ГосНИОРХ перечислено 186 900 рублей для окончательных расчетов по договору.

Статьей 6 Федерального закона от 24.04.1995 г.№52 "О жи­вотном мире" в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ, действующей на дату заключения оспариваемого договора, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осу­ществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, отнесены следующие полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов:

охрана объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

регулирование использования объектов животного мира, за исключением объектов: находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; занесенных в Красную книгу Российской Федерации; подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации; которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении и перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

воспроизводство объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

введение ограничений на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в абзацах третьем - седьмом настоящей статьи;

осуществление государственного контроля и надзора, ведение государственного учета численности объектов животного мира и их использования, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в абзацах третьем - седьмом настоящей статьи;

выдача именных разовых и распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и объектов животного мира, указанных в абзацах третьем - седьмом настоящей статьи;

контроль за использованием капканов и ловушек;

организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Истец считает, что названный перечень полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов не предоставляет орга­нам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права в области разработки, определения общих допустимых уловов водных биоресурсов.

В силу части 2 статьи 28 Федерального закона от 20.12.2004 года №166-ФЗ "О ры­боловстве и сохранении водных биологических ресурсов" ежегодно общие допус­тимые уловы водных биоресурсов (ОДУ) определяются федеральным органом ис­полнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирова­ние в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Порядок и сроки определения и утверждения ОДУ водных биоресурсов уста­навливаются Правительством РФ.

Согласно Положению "Об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений", ут­вержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 г. №583, ОДУ ежегодно определяются Федеральным агентством по рыболовству и утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с уче­том заключения государственной экологической экспертизы. Подготовку материа­лов, обосновывающих ОДУ, осуществляют научно-исследовательские организа­ции, находящиеся в ведении Федерального агентства по рыболовству. Материалы, обосновывающие ОДУ на предстоящий год, не позднее 15 мая представляются на государственную экологическую экспертизу Федеральным агентством по рыболов­ству.

Поскольку разработка, определение, утверждение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов относится к функциональным обязанно­стям Федеральных органов исполнительной власти и их структурных под­разделений, постольку, делает вывод Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Комитет охотничьего, рыбного и лесного хозяйст­ва Саратовской области, заключив вышеуказанный договор, вышел за пределы пре­доставленных ему законом полномочий, а средства федерального бюджета в сумме 266 900 рублей, перечисленные во исполнение оспариваемого договора, истрачены им не по целевому назначению.

Исследуя вопрос о правовом содержании понятия «организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов», судом установлено, что такого понятия федеральное законодательство, в том числе Федеральные законы «О животном мире» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не содержат. Вместе с тем Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" устанавливает более широкое понятие - охрана животного мира, под которой понимается "деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира".

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дано понятие «охрана окружающей среды» - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Таким образом, действующим законодательством не ограничен перечень тех мероприятий, которые вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов.

Одной, из основных функций комитета охотничьего, рыбного и лесного хозяйства Саратовской области в соответствии с пунктом 8 Положения о комитете охотничьего, рыбного и лесного хозяйства Саратовской области утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 9 августа 2006 года № 244-П (далее Положение) является организация совместно с рыбохозяйственными научно-исследовательскими организациями изучения состояния водных биологических ресурсов, их воспроизводства и акклиматизации, проведение рыбохозяйственной мелиорации с целью повышения продуктивности рыбохозяйственных водоемов.

Осуществление данной функции непосредственно связано с осуществлением полномочий органов государственной власти РФ по организации и регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52 «О животном мире».

Согласно пункту 9 Положения для осуществления своих полномочий комитет охотничьего, рыбного и лесного хозяйства Саратовской области имеет право привлекать для работы по реализации федерального и областного законодательства научные организации на договорной основе.

В связи с чем, Комитетом с Саратовским отделением «ГосНИОРХ» был заключен договор от 7 ноября 2006 года № 60/06 по созданию научно-технической продукции по теме «Разработка ПРОГНОЗА общих допустимых уловов в водоемах Саратовской области».

Определение и утверждение ОДУ водных биоресурсов, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» относится к компетенции исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и не является предметом договора от 7 ноября 2006 года № 60/06.

Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно статье 49.1. Федерального закона «О животном мире» средства на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования не по целевому назначению средств, полученных из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществлять взыскание указанных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон «О животном мире» предусматривает иные правовые последствия нецелевого использования средств федерального бюджета в связи с заключением гражданско-правовых сделок, выходящих за пределы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, нежели признание их недействительными в силу ничтожности.

Контроль за использованием субвенций органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 370 «Об утверждении правил предоставления из федерального фонда компенсаций субвенций бюджетам субъектов российской федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов» осуществляют Федеральное агентство по рыболовству и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья арбитражного суда

Саратовской области                                                                              

Никульникова О.В.


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ПРИКАЗ

от 30 января 2007 г. N 23

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

МАТЕРИАЛОВ, ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ОБЩИЕ ДОПУСТИМЫЕ УЛОВЫ

ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ

ВОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ

МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В АЗОВСКОМ И КАСПИЙСКОМ

МОРЯХ, А ТАКЖЕ ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Приложение 2

к Приказу Росрыболовства

от 30 января 2007 г. N 23

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАЗРАБОТКУ МАТЕРИАЛОВ,

ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ОБЩИЕ ДОПУСТИМЫЕ УЛОВЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ, МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО РЫБОЛОВСТВУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ

СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДЕЛАХ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РЕГИОНОВ

1. Распределение ответственности за разработку Материалов, обосновывающих общие допустимые уловы водных биологических ресурсов научно-исследовательскими организациями и бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства, осуществляющими свою деятельность в пределах соответствующих регионов, представлены в таблице 1.

2. Материалы, обосновывающие общие допустимые уловы водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях, разработанные ФГУП "ВНИРО", направляются в Росрыболовство и в Организацию, осуществляющую свою деятельность в пределах соответствующих регионов в соответствии с п. 1.

2.7. Внутренние воды Российской Федерации          

Европейская часть России 

Саратовское водохрани-

ФГНУ "ГосНИОРХ"     

ФГУ "Нижневолжрыб-

лище, Волгоградское  

(Саратовское        

вод", ФГУ "Средне-

водохранилище, водоемы

отделение)          

волжрыбвод"       

Саратовской и Самар- 

ской областей