ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-5078/2010 от 05.05.2010 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

Дело № А57-5078/2010

13 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 13 мая 2010 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.В. Калининой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю. В. Коновальцевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Росздравнадзора по Саратовской области, город Саратов

к ФГУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», город Саратов

о привлечении к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от Управления Росздравнадзора по Саратовской области – Коваленко Н.П., доверенность от 16.10.2007 года сроком на три года,

от ФГУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» – Комарова Н.В., доверенность от 29.04.2010 года сроком на один месяц, Горин О.А., доверенность от 29.04.2010 года сроком на один год,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Росздравнадзора по Саратовской области с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» (далее по тексту – ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий», Учреждение) за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление.

Представители ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» возражают против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагают, что в их действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, на основании приказов Управления Росздравнадзора по Саратовской области от 04.03.2010 № П64-147/10, от 31.03.2010 № П64-211/10 в связи с обращением Н.П. Бажиновой была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» месту осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу: 410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 148.

ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензиями: № 64-01-000597 от 05.06.2007 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития сроком с 05.06.2007 г. по 13.10.2010 г. в порядке переоформления.

В ходе проверки установлено, что Учреждение в нарушение подпункта «и» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г., и пунктов 2 и 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 27, при оказании платных медицинских услуг гражданке Н. П. Бажиновой, с ней были заключены договоры на предоставление платных медицинских услуг от 12.01.2010 года и от 27.01.2010 года, в которых не отражены сроки предоставления платной медицинской услуги, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

По результатам названной проверки был составлен акт № 139 от 08.04.2010 г. и по факту выявленных в ходе проверки нарушений Управлением Росздравнадзора по Саратовской области в отношении ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» составлен протокол об административном правонарушении от 08.04.2010 г. по признакам административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Управление Росздравнадзора по Саратовской области направило в Арбитражный суд Саратовской области протокол об административном правонарушении и обратилось с заявлением о привлечении ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа.

Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании доводы и возражения участников процесса, суд приходит к выводу, что заявление Управления Росздравнадзора по Саратовской области о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность предусмотрена за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия при ее осуществлении определены в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.2007 № 30.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями и условиями данного вида деятельности являются, в частности, соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке.

Невыполнение лицензиатом указанных требований и условий в соответствии с п. «и», 5 Положения о лицензировании является нарушением.

Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, которые определяют порядок и условия предоставления данных услуг.

Как видно из протокола об административном правонарушении от 08.04.2010 г. правонарушение выразилось в том, что в заключенных Учреждением с Бажиновой Н. П. договорах на оказание платных медицинских услуг от 12.02.2010 года и от 27.01.2010 года не отражены сроки предоставления платной медицинской услуги, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Данные действия, по мнению Управления Росздравнадзора по Саратовской области, являются нарушением подпункта «и» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г., и пунктов 2 и 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 27.

Пунктом 2 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями установлено, что платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Как следует из материалов дела, между ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» и Бажиновой Н. П. заключены договоры на предоставление платной медицинской услуги:

12.01.2010 года, согласно которому учреждение берет на себя обязательства по оказанию медицинской услуги – МРТ по цене 2100,00 рублей;

27.01.2010 года, согласно которому учреждение берет на себя обязательства по оказанию медицинской услуги –сдача крови на гепатит по цене 155,00 рублей

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить услуги.

Согласно пункту 2 статьи 779 Гражданского кодекса РФ правила главы 39 Гражданского кодекса РФ применяются к договорам оказания медицинских услуг.

Глава 39 Гражданского кодекса РФ не устанавливает обязательных требований к форме договора возмездного оказания услуг.

Пунктом 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 (далее - Правила), установлено, что предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Однако в данной норме форма договора (письменная или устная), заключаемого между медицинским учреждением и потребителем, не определена.

В данном случае договор на оказание платных медицинских услуг является публичным, и факт заключения договора подтверждается квитанцией об оплате, выдаваемой медицинским учреждением. Правила предоставления платных медицинских услуг не запрещают такую форму договора.

Такая форма договора установлена Положением о порядке предоставления платных медицинских услуг населению в ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий», утвержденным директором ФГУ СарНИИТО Росмедтехнологий» от 01.02.2006 г., согласно п. 2.2.4. которых в случае оказания амбулаторных платных медицинских услуг их предоставление осуществляется на основании квитанции или кассового чека об уплате медицинских услуг. Данные документы являются подтверждением заключения договора (согласие) об оказании платных медицинских услуг.

Учреждением Бажиновой Н. П. оказывались разовые услуги немедленно при заключении договора в соответствии с выдаваемыми квитанциями, копии которых приобщены к материалам дела.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» нарушений п. п. 2 и 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 27, и п. 5 подп. «и» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30.

Указанное в протоколе об административном правонарушении событие не свидетельствует о не соблюдении учреждением лицензионных требований и условий и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушения.

Законные основания привлечения ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности протоколом об административном правонарушении не установлены.

Кроме того, статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушения установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В силу пункта 1 названной статьи постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Как видно из протокола об административном правонарушении от 08.04.2010 г. вменяемое ФГУ «СарНИИТО Росмедтехнологий» правонарушение выразилось в том, что в заключенных Учреждением с Бажиновой Н. П. договорах на оказание платных медицинских услуг от 12.02.2010 года и от 27.01.2010 года не отражены сроки предоставления платной медицинской услуги, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Таким образом, днем совершения административного правонарушения является день заключения договора – 12.01.2010 года и 27.01.2010 года, так как действия по не включению в договор сроков предоставления платной медицинской услуги, порядка расчетов, прав, обязанностей и ответственность сторон, были совершены при заключении договора, по своему характеру данное правонарушение не является длящимся.

Следовательно, на момент составления протокола об административном правонарушении от 08.04.2010 года истекли установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки привлечения к административной ответственности – 12.03.2010 года и 27.03.2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 207-211 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления Росздравнадзора по Саратовской области о привлечении ФГУ «Саратовский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано.

Судья А. В. Калинина