АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 25 августа 2017 года | Дело №А57-5185/2017 |
Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2017 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крестиной Е.А., рассмотрев дело по заявлению
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги - Филиала ОАО «РЖД»
о признании незаконными действий Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, по включению Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» 23.12.2016 г. в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области и обязать Комиссию по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, исключить Приволжскую железную дорогу - филиал ОАО «РЖД» из Сводного реестра потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области,
заинтересованные лица:
Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области,
ГУ МЧС России по Саратовской области,
ОАО «Российские железные дороги»,
Правительство Саратовской области,
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области,
Министерство промышленности и энергетики Саратовской области,
Управление Росприроднадзора по Саратовской области,
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора,
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области,
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области,
Администрация муниципального образования г. Саратов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 08.07.2016 года, ФИО2, по доверенности от 25.05.2017 года,
от ГУ МЧС России по Саратовской области – ФИО3, по доверенности от 23.01.2017 года, ФИО4, по доверенности от 28.06.2017 года, ФИО5, по доверенности от 11.12.2015 года,
от Администрация муниципального образования г. Саратов – ФИО6, по доверенности от 15.11.2016 года, ФИО7, по доверенности от 27.10.2014г.,
от Управления Росприроднадзора по Саратовской области – ФИО8, по доверенности от 14.11.2017 года,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л :
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с заявлением о признании незаконными действий Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, по включению Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» 23.12.2016 г. в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области и обязать Комиссию по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, исключить Приволжскую железную дорогу - филиал ОАО «РЖД» из Сводного реестра потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены: ГУ МЧС России по Саратовской области, ОАО «Российские железные дороги», Правительство Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерство промышленности и энергетики Саратовской области, Управление Росприроднадзора по Саратовской области, Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Администрация муниципального образования г. Саратов.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представители ГУ МЧС России по Саратовской области возражают против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывают на законность оспариваемых действий.
Представитель Управления Росприроднадзора по Саратовской области возражает против удовлетворения заявленных требований, указывает на невозможность исключения Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» из Сводного реестра потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.
Представитель Администрации муниципального образования г. Саратов поддерживает позицию ГУ МЧС России по Саратовской области.
В материалах дела имеется отзыв на заявление Министерства промышленности и энергетики Саратовской области, согласно которому министерство просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании руководствуясь ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом был объявлен перерыв до 21.08.2017 г. 09 час. 15 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 23.12.2016 года по результатам заседания Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Комиссия), Комиссией принято решение о включении в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, объект - Приволжская железная дорога - филиал ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» считает действия Комиссии по включению Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что исходя из понятия инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, на балансе Приволжской железной дороги подобные объекты отсутствуют. В соответствии с Положением о Приволжской железной дороге - филиале ОАО «РЖД» , Филиал ОАО «РЖД» - Приволжская железная дорога функционирует в качестве регионального центра корпоративного управления, реализуя функции корпоративной и технологической координации деятельности расположенных в границах железной дороги территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД».
Включение Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в Сводный реестр, как потенциально опасного объекта, по мнению заявителя, нарушает его права и законные интересы, незаконно возлагает на него обязанности по соблюдению требований, предъявляемых к потенциально опасным объектам, которые не находятся на балансе Филиала.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Законом N 68-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 21.10.2001 N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утверждены согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации "Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" (Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105; далее - Требования N 105).
Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (далее - Требования) предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
Согласно пункту 11 Требований N 105 по результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.
В силу пункта 12 Требований N 105 отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 24.03.2000 г. № 96 утверждено Положение о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области. Пунктом 2 данного Постановления от 24.03.2000 № 96 предусмотрено, что функции по регистрации потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, осуществляет орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно Положению о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, сводный Реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Реестр), создается с целью накопления и систематизации информации об объектах - источниках потенциальной опасности, расположенных на территории области, а также контроля за деятельностью таких объектов. Основная задача Реестра заключается в предоставлении органам государственной власти необходимой информации о состоянии каждого внесенного в него объекта, степени его опасности и планировании сил и средств на случай ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данные, включаемые в Реестр, должны обеспечивать информационную поддержку решений, направленных на предупреждение или уменьшение опасности возникновения промышленных, экологических и иных видов аварий и катастроф, снижение вероятности возникновения ЧС, а также на уменьшение тяжести их возможных последствий.
К потенциально опасным объектам, подлежащим включению в Реестр, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, относятся следующие типы предприятий, организаций, учреждений и других объектов:
организации (предприятия), осуществляющие деятельность по транспортировке опасных грузов всеми видами транспорта (в том числе трубопроводами), включая маршруты их движения (расположения);
другие потенциально опасные объекты, определяемые в установленном порядке органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций области.
Внесение изменений в данные Реестра о потенциально опасном объекте осуществляется в случае:
пересмотра декларации безопасности;
изменения условий, влияющих на обеспечение безопасности объекта и защиты населения и территорий от ЧС;
изменения действующих нормативных правовых актов в области безопасности и защиты населения и территорий от ЧС.
Ведение Реестра, включая разработку и утверждение форм информационных карт Реестра, порядка и сроков их заполнения, организуется и осуществляется органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций области (пункт 10 Положения).
Решение о включении объекта в Реестр принимается экспертной комиссией на основании информационных карт Реестра, заполняемых в установленном порядке (пункт 11 Положения).
Заключение экспертной комиссии о включении объекта в Реестр и, в случае необходимости, о получении дополнительных данных передается руководителю объекта, который несет ответственность за достоверность и своевременность предоставления всей требуемой информации. В заключении в обязательном порядке указываются причины, на основании которых объект включается в Реестр (пункт 12 Положения).
Постановлением Правительства Саратовской области от 25.05.2005 г. № 180-П «Вопросы организации деятельности Правительства Саратовской области» предусмотрено, что для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти области при решении определенного круга задач образуются координационные органы именуемые комиссиями или организационными комитетами. Координационные органы формируются на представительной основе. В состав координационных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также представительной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций (по согласованию), которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22.07.2010 г. №321-П создана Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области. Также указанным Постановлением утверждены Положение о комиссии и ее должностной состав (Приложения № 1 и № 2).
Пунктом 3 Постановления от 22.07.2010 № 321-П Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области рекомендовано осуществлять регистрацию и учет потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.
Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Комиссия), является совещательным органом, образованным для формирования качественной и количественной информации о возможном месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий, оценки возможных социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, информационной поддержки решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и уменьшение размеров материального ущерба от них (пункт 1 Приложения №2 «Положение о Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области»).
В соответствии с пунктом 2 Положения о комиссии основными задачами Комиссии являются:
анализ направленных органами местного самоуправления муниципальных образований сведений по потенциально опасным объектам;
отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности;
изменение класса опасности потенциально опасных объектов.
Согласно пункту 3 Положения Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами: устанавливает класс опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории области; представляет сведения о классификации потенциально опасных объектов, расположенных на территории области, в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти с учетом их компетенции.
В соответствии с пунктом 5 Положения Комиссия имеет право:
в пределах своей компетенции принимать решения и контролировать их выполнение;
заслушивать в установленном порядке на своих заседаниях руководителей (должностных лиц) потенциально опасных объектов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.
Пунктами 4, 5 Постановления Правительства Саратовской области от 22.07.2010 №321-П рекомендовано руководителям потенциально опасных объектов ежегодно до 1 октября представлять информационные карты потенциально опасных объектов в органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которых объекты расположены, по формам согласно приложениям N 3, 4; рекомендовано органам местного самоуправления области организовать работу по ежегодному представлению до 10 октября информационных карт потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального района (городского округа), в комиссию по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.
Согласно Положению о Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, заседания Комиссии проводятся в период корректировки классов опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории области, по мере необходимости по инициативе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, но не реже одного раза в год. Решение о дате и месте проведения заседания Комиссии принимается ее председателем.
Оповещение и сбор членов Комиссии производится по письменному распоряжению ее председателя (в случае его отсутствия - одного из его заместителей) по телефону или при помощи факсимильной связи (пункт 9 Положения).
Решения Комиссии по вопросам, относящимся к ее компетенции, принимаются на основании информационных карт потенциально опасных объектов, а также имеющихся деклараций и паспортов безопасности простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Решения Комиссии оформляются в форме протоколов и подписываются председателем и секретарем.
Сведения о классификации потенциально опасных объектов представляются Комиссией в установленном порядке в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти с учетом их компетенции (пункт 12 Положения).
Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» входит в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, начиная с 2009 года, в 2009 - в лице Саратовского отделения Приволжской ж.д. - филиала ОАО «РЖД», с 2010 по 2011 - как Саратовский регион Приволжской ж.д. - филиала ОАО «РЖД», с 2012 года по настоящее время - в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
В соответствии с приказом начальника Приволжской железной дороги от 11.05.2010 № 346/н Саратовское отделение - структурное подразделение Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с 01.07.2010 года упразднено, структурные подразделения Саратовского отделения Приволжской железной дороги включены в состав Приволжской железной дороги.
23.12.2016 года по результатам очередного заседания Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Комиссия), Комиссией принято решение о включении в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, объект - Приволжская железная дорога - филиал ОАО «РЖД».
Судом установлено, что на протяжении длительного времени, начиная с 2009 г. по настоящее время, Приволжская железная дорога неоднократно выражала свою позиции по вопросу включения в Сводный реестр потенциально опасных объектов, путем направления писем в адрес ГУ МЧС России по Саратовской области.
Приволжской железной дорогой в письме №1284/ПривНЗ-РБ от 16.12.2016 года, адресованном ГУ МЧС России по Саратовской области, был представлен перечень предприятий, расположенных в границах Саратовского региона, которые исходя из определения понятия «потенциально опасный объект», установленный действующим законодательством, могут иметь потенциально опасные объекты.
Согласно данному списку следующие предприятия ОАО «РЖД», расположенные в границах Саратовского региона, могут иметь потенциально опасные объекты:
1. Приволжская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД», расположенная по адресу: <...>.
2.Приволжская дирекция по энергообеспечению - структурное подразделение «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: <...>.
3. Приволжская дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиал ОАО «РЖД», расположенная по адресу: <...>.
4. Саратовская дирекция связи - структурное подразделение Центральной станции связи - филиал ОАО «РЖД», расположенная по адресу: <...>.
5. Приволжская дирекция тяги - структурное подразделение Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД», расположенная по адресу: <...>.
Комиссия пришла к выводу, что предложение Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о включении в реестр пяти подразделений ОАО РЖД - Приволжской дирекции инфраструктуры, Приволжской дирекции по энергообеспечению, Приволжской дирекции по управлению движением, Саратовской дирекции связи и Приволжской дирекции тяги не обеспечивает включение в реестр ПОО всей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» по Саратовскому региону. Указанные подразделения являются лишь составной частью технологического комплекса.
Суд соглашается с позицией заинтересованных лиц ввиду следующего.
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
Согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Исходя из вышеуказанного, к «потенциально опасным объектам» относятся «объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя...».
Приволжская железная дорога согласно подпункта 1 п. 16 раздела 4 Положения о Приволжской железной дороге, утвержденного Президентом ОАО «РЖД» ФИО9 01.10.2012 за № 275 обязана обеспечивать безопасность движения поездов, промышленную, пожарную и экологическую безопасность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также выполнение мероприятий по предупреждению несчастных случаев с гражданами на инфраструктуре железной дороги.
Одной из основных задач железной дороги в сфере хозяйственной деятельности является обеспечение гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса (подпункт 1 пункта 1 раздела 3 Положения).
Согласно подпунктами 1, 3 п. 14 раздела 3 указанного Положения железная дорога в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции, а именно: организует работу по выполнению требований законодательства Российской Федерации по безопасности движения поездов, предупреждению и ликвидации последствий крушений, аварий, столкновений и сходов с рельсов подвижного состава; а также организует работу по выполнению требований законодательства Российской Федерации по охране труда, промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности, охране окружающей среды и предупреждению травмирования граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с подпунктом 7 п. 12 раздела 2 вышеуказанного Положения Приволжская железная дорога осуществляет методическое руководство и координацию работы подразделений ОАО «РЖД» и дочерних и зависимых обществ (ДЗО) по вопросам безопасности движения поездов, экологической безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В соответствии с Уставом ОАО «РЖД» среди основных задач общества выделяются обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу.
Кроме того, судом установлено, что Приволжской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» разработан План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», заключен договор с аварийно-спасательным формированием АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» на оказанию услуг по проведению работ по локализации и ликвидации ЧС на опасных объектах Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», разработан План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», создана комиссия по предупреждению ликвидации ЧС, в границах Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД», возглавляемая первым заместителем начальника Приволжской железной дороги, в состав комиссии включены, в том числе, начальники восьми Приволжских дирекций ОАО «РЖД», находящихся на территории Саратовской области.
Исходя из вышесказанного, Приволжская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» обеспечивает технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, находящийся на территории Саратовской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», приказом МЧС России от 28.02.2003 №105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», Приволжская железная дорога отнесена к пожаровзрывоопасным объектам второго класса опасности на основании разработанного плата на предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в котором проводятся расчеты объемов, площадей и уровня разлива нефти и нефтепродуктов на подразделениях ОАО «РЖД».
По данным, представленным ГУ МЧС России по Саратовской области за период с 2011 года по настоящеевремя на территории Саратовской области произошло 19 чрезвычайных ситуаций с участием железнодорожного транспорта, на ликвидацию которых привлекались силы и средства, в том числе и Главного управления МЧС России по Саратовской области.
Таким образом, указанные выше обстоятельства подтверждают невозможность исключения Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» из Сводного реестра потенциально опасных объектов Саратовской области.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании, изложенного требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании незаконными действий Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, по включению Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» 23.12.2016 в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области и обязать Комиссию по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, исключить Приволжскую железную дорогу - филиал ОАО «РЖД» из Сводного реестра потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-259 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-276 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Полный текст решения будет изготовлен в течение пяти дней с момента оглашения резолютивной части решения и направлен сторонам по делу в порядке ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного
суда Саратовской области Т.И. Викленко