АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 14 октября 2016 года | Дело №А57-5285/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2016г.
Решение изготовлено в полном объеме 14 октября 2016г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.Р. Широковой рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
Заинтересованные лица:
5.ПАО «Новоузенское автотранспортное предприятие»
6.ОАО «Межгородтранс»
7.ОАО «Саратовский автобусный парк»
8.ОАО «Петровское автотранспортное предприятие»
9.ОАО «Базарно-Карабулакское автотранспортное предприятие»
10.ООО «Трансфер»
11.ОАО «Пассажиртранс - 1»
12.ОАО «Марксовское автотранспортное предприятие»
13.ОАО «Дергачевское автотранспортное предприятие»
14.МУП «АТП Турковского района»
15.ОАО «Балашовское пассажирское автотранспортное общество №2»
16.ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат»
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области №19-54/ов от 31 декабря 2015 года в части признания в бездействии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя – Сергеев Д.А. по доверенности от 21.09.2016г.
представитель УФАС по СО – Чудасова А.В. по доверенности от 31.12.2015г.
у с т а н о в и л: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с вышеуказанным заявлением.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области оспорил заявленные требования, считает их необоснованными и просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела суд установил, что 19.06.2015 в Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области на действия ГБУ СО «Управление пассажирских перевозок» (далее - ГБУ СО), связи с передачей ГБУ СО государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУ СО, ОАО "Новоузенское автотранспортное предприятие", ОАО «Межгородтранс», ОАО «Саратовский автобусный парк», ОАО "Петровское автотранспортное предприятие", ОАО "Базарно-Карабулакское автотранспортное предприятие", ООО «Трансфер», ОАО «Пассажиртранс-1», ОАО "Марксовское автотранспортное предприятие", ООО "Дергачевское автотранспортное предприятие", МУП ТМР СО «Автотранспорное предприятие Турковского района», ОАО «Балашовское пассажирское автотранспортное общество № 2», ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» по договорам и дополнительным соглашениям к договорам №№ 02-06/14 от 12.01.2015, 02-06/60а от 08.12.2014, 02-06/2 от 01.01.2014, 02-06/35 от 01.07.2014, 02-06/51 от 22.09.2014, 02-06/50 от 08.09.2014, 02-06/10 от 01.09.2013, 02-06/5 от 01.02.2013, 3 от 15.01.2013, 02-06/4 от 01.02.2013, 02-06/8 от 09.01.2013, 02-06/15 от 14.03.2013, 02-06/10 от 09.01.2013, 02-06/33 от 13.05.2013, 02-06/188 от 25.07.2012, 02-06/157а от 06.02.2012, 02-06/155 от 16.01.2012, 02-06/210 от 15.12.2012, 02-06/209 от 10.12.2012 (далее - Договоры) без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, без проведения торгов.
31.12.2015 года Саратовским УФАС России принято решение № 19-54/ов, в соответствии с которым, в действиях ГБУ СО признано нарушение части 1 статьи 15, части 3 статьи 17.1 и части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, названным решением № 19-54/ов от 31.12.2015 года, Комиссией УФАС в бездействии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и Комитета по управлению имуществом Саратовской области признано нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (том 5 л.д. 41).
Не согласившись с данным решением УФАС России по Саратовской области № 19-54/ов от 31.12.2015 года, в части признания в бездействии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом, предметом рассматриваемого спора является решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области № 19-54/ов от 31.12.2015 года, которым Комиссия УФАС признала в бездействии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как следует из материалов дела, 19.06.2015 в Саратовское УФАС России поступило заявление Счетной палаты Саратовской области с жалобой на действия ГБУ СО «Управление пассажирских перевозок», в связи с передачей ГБУ СО государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУ СО, ОАО "Новоузенское автотранспортное предприятие", ОАО «Межгородтранс», ОАО «Саратовский автобусный парк», ОАО "Петровское автотранспортное предприятие", ОАО "Базарно-Карабулакское автотранспортное предприятие", ООО «Трансфер», ОАО «Пассажиртранс-1», ОАО "Марксовское автотранспортное предприятие", ООО "Дергачевское автотранспортное предприятие", МУП ТМР СО «Автотранспорное предприятие Турковского района», ОАО «Балашовское пассажирское автотранспортное общество № 2», ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, без проведения торгов.
21.09.2015 года Саратовским УФАС России приказом № 315/1 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В процессе рассмотрения дела № 19-54/ов Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Саратовской области от 16.02.2011 № 38-Пр «О создании государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» путем изменения типа существующего государственного автономного учреждения Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», было создано ГБУ СО, учредителем которого выступил Минтранс.
Согласно распоряжению Правительства Саратовской области от 20.07.2015 № 152-Пр «О реорганизации государственных учреждений», государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Управление пассажирских перевозок» и государственное бюджетное учреждение «Дирекция автомобильных дорог» было реорганизовано путем слияния в государственное бюджетное учреждение «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства».
Согласно распоряжениям Комитета «О закреплении имущества на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением Саратовской области «Управление пассажирских перевозок»» № 402-р от 13.05.2009, № 498-р от 26.05.2010, №772-р от 16.07.2010, №1187-р от 15.11.2010, №333-р от 04.05.2011, №79-р от 06.02.2012, №393-р от 25.05.2012 и №918-р от 08.09.2015 г. за ГБУ СО было закреплено на праве оперативного управления особо ценное движимое имущество, являющееся государственной собственностью Саратовской области.
В соответствии с п. 3.3 Устава ГБУ СО, утвержденного Приказом Минтранса № 306 от 28.12.2011, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Согласно п. 10 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
ГБУ СО в адрес Минтранса 18.11.2013 г. было направлено письмо с просьбой согласовать передачу в аренду транспортных средств, являющихся государственной собственностью Саратовской области и находящихся у ГБУ СО на праве оперативного управления, в т.ч. ЛиАЗ, Автобус, ГАЗ и пр.
Таким образом, Минтранс располагало информацией о намерении ГБУ Саратовской области передать имущество, указанное в письме, в аренду хозяйствующим субъектам.
В 2013-2015 г.г. между ГБУ СО и ПАО «Новоузенское автотранспортное предприятие», ОАО «Межгородтранс», ОАО «Саратовский автобусный парк», ОАО «Петровское автотранспортное предприятие», ОАО «Базарно-Карабулакское автотранспортное предприятие», ООО «Трансфер», ОАО «Пассажиртранс - 1», ОАО «Марксовское автотранспортное предприятие», ОАО «Дергачевское автотранспортное предприятие», МУП «АТП Турковского района», ОАО «Балашовское пассажирское автотранспортное общество №2», ОАО «Балаковский пассажирский автокомбинат» были заключены договоры аренды транспортных средств - государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУ СО.
В соответствии с пп. 3 ч. 3. ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
ГБУ СО с заявлением о даче согласия на предоставление преференций в Саратовское УФАС России не обращалось.
В соответствии с п. 1.5 Устава, ГБУ СО является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Саратовской областью
полномочий органов государственной власти Саратовской области в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно п. 2.3.2. Устава, в перечень мероприятий для осуществления организации транспортного обслуживания населения на территории Саратовской области транспортом общего пользования в соответствии с требованиями действующего законодательства входит, в частности: осуществление мероприятий по передаче в аренду имущества, являющегося государственной собственностью Саратовской области и переданного учреждению в оперативное управления.
Таким образом, договоры аренды и дополнительные соглашения к данным договорам аренды государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУ СО, заключенные между ГБУ СО и хозяйствующими субъектами, были заключены без законных оснований, поскольку не было получено согласие собственника бюджетного учреждения, предварительное согласие в письменной форме антимонопольного органа и не были проведены торги.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с абз. 1 п. 5 постановления Правительства Саратовской области от 03.05.2005 № 137-П «Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области» (в редакции от 13.03.2009 и от 22.12.2015), основными задачами Комитета являются: управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности области (кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством Саратовской области к компетенции других органов), в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами.
Согласно абз. 5 и 6 п. 6 постановления Правительства Саратовской области от 03.05.2005 № 137-П «Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области» (в редакции от 13.03.2009 и от 22.12.2015), основными функциями, необходимыми для реализации Комитетом возложенных задач, являются: обеспечение эффективного управления, распоряжения, а также рационального использования государственного имущества области; осуществление в пределах своей компетенции контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении областных унитарных предприятий и учреждений, переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации и области необходимых мер для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
В соответствии с абз. 5 п. 9 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30.10.2009 № 540-П «Вопросы министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» (действовавшего до 13.07.2012) абз. 5 п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2005 № 464-П и абз. 5 п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 № 246-П, основными задачами Министерства являются: обеспечение эффективного управления государственной собственностью области в транспортном и дорожном комплексах области.
Согласно п. 2 постановления Правительства Саратовской области от 17.08.2011 № 439-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления главными распорядителями средств областного бюджета контроля за деятельностью государственных учреждений Саратовской области", контроль за деятельностью Учреждений (государственные учреждения Саратовской области всех типов - казенные, бюджетные и автономные) осуществляется органами исполнительной, власти области, в ведении которых находятся Учреждения, и осуществляющими бюджетные полномочия главных распорядителей средств областного бюджета.
Бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, выразилось в неосуществлении контроля за деятельностью ГБУ СО по передаче в аренду государственного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУ СО, что привело к созданию преимущественных условий для автотранспортных предприятий, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, получению указанного имущества без проведения конкурсных процедур и соперничества, по заключению договоров аренды на лучших условиях.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, судом установлено, что бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по осуществлению контроля за надлежащим распоряжением имуществом, привело к передаче последнего без проведения процедуры торгов хозяйствующим субъектам в приоритетном порядке, что является нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному и муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении государственного или муниципального имущества.
Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции").
Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.11.2011 по делу N А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Изучив представленные доказательства, суд пришёл к выводу, что антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены все необходимые фактические обстоятельства, исследовав которые антимонопольный орган признал заявителя нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 27, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Ю.П. Огнищева