АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 16 апреля 2021 года | Дело № А57-5330/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена – 15 апреля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен – 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И. Михайловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Подушкиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Управления Роскомнадзора по Саратовской области
заинтересованное лицо:
ПАО «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 19.01.2021г., диплом о ВЮО,
у с т а н о в и л: Управление Роскомнадзора по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ПАО «Ростелеком».
Управление Роскомнадзора по Саратовской области поддерживает требования в полном объеме.
ПАО «Ростелеком» оспорило заявленные требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Дело рассмотрено по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, ПАО «Ростелеком» осуществляет лицензируемые виды деятельности - оказание услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов на основании лицензии № 166729 от 27.01.2016, оказание телематических услуг связи, на основании лицензии № 166733 от 16.02.2016, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
ПАО «Ростелеком», являясь оператором связи, в соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 «О связи» (далее - ФЗ «О связи»), обязано оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В ходе проведения систематического наблюдения установлено:
-отсутствие информирования пользователей о номерах, присвоенных таксофонам, расположенных по адресам:
1) <...>;
2) <...>;
3) <...>.
-отсутствие возможности совершать местные и внутренние телефонные соединения с таксофонов, расположенных по адресам:
1) <...>;
2) <...>;
3) <...>;
4) <...>.
-отсутствие доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами связи в сети связи с таксофонов, расположенных по адресам:
1) <...>;
2) <...>;
3) <...>;
4) <...>.
-отсутствие возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб с таксофонов, расположенных по адресам:
1) <...>;
2) <...>;
3) <...>;
4) <...>.
Точка доступа по адресу: <...>, не оснащена специальным информационным указателем.
В связи с чем, 15.03.2021 в отношении ПАО «Ростелеком» был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в присутствии представителя ПАО «Ростелеком» по доверенности от 20.07.2018 № 0611/29/99-18 ФИО2.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган направил в Арбитражный суд Саратовской области материалы дела об административном правонарушении и обратился с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административным правонарушением в силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п. 1 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241 (далее - Правила), оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и с которым заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи (далее - оператор универсального обслуживания), оказывает универсальные услуги связи с соблюдением правил оказания соответствующих видов услуг связи, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и дополнительных требований, устанавливаемых настоящими Правилами.
В соответствии с пп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241, оказание универсальных услуг связи осуществляется оператором связи, который занимает существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации и на которого Правительством Российской Федерации возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи (далее - оператор универсального обслуживания), на основании договора об условиях оказания универсальных услуг связи, заключаемого с Федеральным агентством связи по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил, Оператор универсального обслуживания устанавливает таксофоны, используемые для оказания универсальных услуг связи, в населенных пунктах, определенных договором об условиях оказания универсальных услуг связи, с учетом необходимости обеспечения круглосуточного свободного доступа пользователей универсальными услугами связи к таксофонам.
В соответствии с п. 7 Правил оператор универсального обслуживания обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи, в том числе до 1 июля 2016 г. обеспечить размещение с учетом доступности для инвалидов на объектах связи надписей и иной текстовой и графической информации в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Согласно п. 8 Правил, оператор универсального обслуживания, оказывающий универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов, обязан осуществлять информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи.
Согласно п. 2.1.1 Договора об оказании универсальных услуг связи № УУС-01/2014 от 13 мая 2014 года, заключенного между Федеральным агентством связи иПАО «Ростелеком», Оператор универсального обслуживания обязан оказывать универсальные услуги связи на территории каждого из населенных пунктов, указанных в Таблицах 1.1.1-1.83.3 Приложения № 2 к Договору.
Согласно п. 5 Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 30.09.2015 № 371, телефонное средство коллективного доступа обеспечивает предоставление пользователю:
а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) внутризоновых телефонных соединений;
в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;
г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;
д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
Согласно п. 3 Требования к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 30.09.2015 № 371, телефонное средство коллективного доступа, установленное вне помещения, размещается в таксофонной кабине или полукабине.
Место расположения телефонного средства коллективного доступа в пределах населенного пункта определяется оператором универсального обслуживания самостоятельно.
Место расположения телефонного средства коллективного доступа должно быть обозначено специальным информационным указателем, включающим следующие сведения:
-наименование вида оказываемой универсальной услуги связи;
-информация о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи;
-правила обращения с телефонным средством коллективного доступа для пользования универсальной услугой связи;
-контактная информация для получения справочно-информационной и технической поддержки;
-сведения о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи.
Так, в ходе проведения систематического наблюдения ФГУП «ГРЧЦ» установлено: отсутствие информирования пользователей о номерах, присвоенных таксофонам, расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>, отсутствие возможности совершать местные и внутренние телефонные соединения, отсутствие доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами связи в сети связи, отсутствие возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб с таксофонов, расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>; <...>.
Кроме того, точка доступа по адресу: <...>, не оснащена специальным информационным указателем.
Общество представило свои возражения.
Проанализировав отзыв и приложенные к нему документы, суд учитывает следующее.
Согласно доводам, приведенным Обществом:
По вменяемому отсутствию информирования пользователей о номерах, присвоенных таксофонам, расположенным по адресам: <...>; <...> Общество поясняет, что номера таксофонов указаны в информационных таблицах (шариковой ручкой). В результате внешних воздействий и выгорания на солнце информация выцвела. 11.03.2021 информационные таблицы на таксофонах, расположенных по адресам: Саратовский р-н, Бартоломеевский, ул. Заречная, д. 5, <...> заменены, номера таксофонов распечатаны на принтере, и наклеены под скотч с целью исключения выцветании в дальнейшем.По вменяемому отсутствию информирования пользователей о номерах, присвоенных таксофонам, по адресу: <...>, - причина отсутствия информационной таблицы - вандальные действия третьих лиц (таблица оторвана).14.01.2021 при плановой проверке информационная таблица имелась. 26.02.2021 при плановой проверке наклеены новые таблицы взамен оторванных. 12.03.2021 наклеена новая информационная таблица.
По вменяемому отсутствию возможности совершать местные и внутренние телефонные соединения, доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами связи, вызова экстренных оперативных служб с таксофонов, расположенных но адресам: <...>; <...>; <...>, Общество поясняет, что для мониторинга и контроля работоспособности таксофонов Универсальной услуги связи (далее - УУС) в соответствии с п. 4.1.1 Технического регламента организации эксплуатации оборудования, задействованного при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов (далее - Технический регламент по эксплуатации таксофонов УУС) производится удаленный контроль работоспособности таксофонов УУС. Ежедневно по графику происходит отзвонка таксофонов на Систему диагностики, учета и контроля таксофонов (далее - СДУКТ). По результатам отзвонки таксофонов формируются Показатели доступности объектов. В день проведения проверки 15.01.2021 таксофоны успешно отзвонились на СДУКТ. Наличие соединения таксофона со СДУКТ подтверждает наличие исходящей связи с таксофона (прилагаю). По адресу <...> в день проведения проверки 19.01.2021 таксофон успешно отзвонился на СДУКТ. Наличие соединения таксофона со СДУКТ подтверждает наличие исходящей связи с таксофона.
По вменяемому не оснащению точки доступа специальным информационным указателем по адресу: <...>, Общество поясняет, что основным назначением Точки доступа (далее - ТД) по проекту Устранение цифрового неравенства (далее – УЦН) является обеспечение оказания универсальных услуг связи но передаче данных и предоставлению доступа в сеть Интернет любым пользователям в населенных пунктах с численностью населения 250-500 человек на скорости не менее 10 Мб/сек. При проведении сотрудником ПАО «Ростелеком» планового технического обслуживания ТД УЦН специальный информационный указатель присутствовал.
Точка доступа введена в эксплуатацию 14.08.2017. Информационные материалы размещены подрядной организацией при сдаче объекта. Причина отсутствия на момент проверки – вандальные противоправные действия третьих лиц. 11.03.2021 отсутствующие информационные указатели – информационная таблица и таблица Брайля восстановлены.
Таким образом, Общество указывает, что причиной выявленных нарушений являются противоправные действия третьих лиц.
Однако данные доводы Общества не принимаются судом, так как носят предположительный характер, ни на чем не основаны и ни чем не подтверждены.
Общество прямо указывает, что нарушения были устранены впоследствии.
Таким образом, выявленные административным органом нарушения имели место на момент обнаружения и фиксации.
По вопросу времени совершения (обнаружения) административногоправонарушения административный орган пояснил, что административное правонарушение выявлено должностными лицами Управления в ходе систематического наблюдения, проводимого на основании Приказа «О проведении планового систематического наблюдения в отношении ПАО «Ростелеком» от 30.12.2020 № 114-нд (далее – Приказ) в период с 12.01.2021 по 29.03.2021 (согласно плану деятельности Управления Роскомнадзора по Саратовской области на 2021 год). К проведениюсистематического наблюдения было привлечено Управление по Саратовской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе (Радиочастотная служба), при этом, лицами, уполномоченными на проведение систематического наблюдения, назначены должностные лица Управления.
Согласно пп. «б» п. 9 Приказа систематическое наблюдение проводится посредством анализа документов, поступивших от Радиочастотной службы по результатам проведённого мониторинга, указанного в пп. «а» п. 9 Приказа, содержащих сведения о выполнении лицензионных и обязательных требований.
ФГУП «ГРЧЦ» при проведении систематического наблюдения обнаружило правонарушения со стороны оператора связи ПАО «Ростелеком», составлены акты мониторинга от 18.01.2021 № 64/2-01 и № 64/3-01, от 25.01.2021 № 64/2-02, от 04.02.2021 №64/2-03 и № 64/3-02 . Акты мониторинга систематического наблюдения в отношении ПАО «Ростелеком» поступили должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении (Управление Роскомнадзора по Саратовской области).
Кроме того, Управление Роскомнадзора пояснило, что проведение мониторинга ФГУП ГРЧЦ проходит без участия юридического лица в рамках систематического наблюдения согласно плану деятельности Управления Роскомнадзора по Саратовской области на 2021 год, а также на основании: положения о федеральном государственном надзоре в области связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476), Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25.01.2016 № 13 «Об утверждении Положения об управлении Федеральной службы по надзору и сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области».
Вопреки доводам оператора связи Управление Роскомнадзора по Саратовской области пояснило, что ПАО «Ростелеком» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства (согласно ст. 2.1 КоАП РФ), а следовательно оно виновно в совершении административного правонарушении.
Таким образом, имеет место осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, препятствующих исполнению оператором связи условий п. 5 лицензий № 166729 от 27.01.2016 и № 166733 от 16.02.2016 на оказание услуг связи, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «Ростелеком» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд не находит нарушений процессуальных положений КоАП РФ в действиях административного органа.
Событие вменяемого правонарушения доказано административным органом.
Обстоятельств, препятствующих исполнению оператором связи условий вышеуказанных лицензий, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Административным органом в рассматриваемом случае доказана вина Общества в совершенном административного правонарушении, в подтверждение состава административного правонарушения в действиях ПАО «Ростелеком» представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения и вины Общества в его совершении.
Оснований, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ для освобождения от административной ответственности, не имеется.
Процессуальные нормы КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Общества – административным органом соблюдены.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае судом учтено, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения (решение от 18.06.2020 по делу № А57-8010/2020, решение от 04.02.2021 по делу № А57-34893/2020). С учетом количества допущенных нарушений, суд считает необходимым назначить наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к выводу, что заявителем соблюдён порядок привлечения заинтересованного лица к административной ответственности, факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными материалами дела об административном правонарушении.
Согласно положениям статьи 4.1 КоАП РФ с учётом характера совершенного административного правонарушения, всех обстоятельств по делу, суд полагает, что на заинтересованное лицо подлежит наложению административный штраф в минимальном размере, установленном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь ПАО «Ростелеком», юридический адрес: 191002, <...>, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 09.09.2002, ИНН: <***>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
Реквизиты для зачисления административного штрафа:
Получатель: УФК по Саратовской области (Управление Роскомнадзора по Саратовской области), л/с: <***>, ИНН: <***>, КПП: 645401001, Наименование банка получателя: Отделение Саратов г. Саратов, БИК: 016311121, р/с: <***>, ОКТМО: 63701000, КБК: 09611601141019002140, УИН: 09600000000032456541.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с п.п. 4.1 п. 4 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области, в Арбитражный суд Поволжского округа по правилам, установленным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Документ об оплате штрафа представить в суд.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области А.И. Михайлова