ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-5566/08 от 23.10.2008 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А-57-5566/2008-41

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2008 года

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2008 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи – С.М.Степура,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью «Зооветснаб», г. Саратов

к ИФНС РФ по Ленинскому району г. Саратова, г. Саратов

об обязании возвратить излишне взысканные налоги в сумме 9971 руб. 07 коп. с начисленными на нее процентами в сумме 3229 руб. 61 коп.

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, зам. дир., дов. от 29.01.2008 (пост.); от заинтересованного лица – ФИО2, предст., дов. от 25.07.2007 №04-02/1 (пост.);

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Зооветснаб» с заявлением к ИФНС РФ по Ленинскому району г. Саратова о взыскании задолженности в сумме 11054 руб. 09 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 985 руб. 74 коп.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования и просит обязать ИФНС России по Ленинскому району г.Саратова возвратить излишне взысканные налоги: налог на имущество в сумме 6708 руб. 33 коп., налог на добавленную стоимость в сумме 1208 руб. 33 коп., пени, начисленные за несвоевременную уплату НДС в сумме 1878 руб. 32 коп, земельный налог в сумме 176 руб. 09 коп., на общую сумму 9971 руб. 07 коп., с начисленными процентами в сумме 3229 руб. 61 коп., а всего 13200 руб. 68 коп.

Арбитражный суд принимает уточнение заявленных требований, т.к. оно не противоречит закону или не нарушает права других лиц.

В обоснование заявленных требований ООО «Зооветснаб» ссылается на то, что постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2005 по делу № А-57-4768/05-16 признано недействительным требование ИФНС РФ по Ленинскому району г. Саратова об уплате налога по состоянию на 17.02.2005 № 4869, на основании которого налоговым органом было произведено бесспорное взыскание налогов по инкассовым поручениям от 22.04.2005 №№1133, 1134, 1135.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как видно из материалов дела, налоговым органом, в связи с несвоевременной уплатой налогов, заявителю было направлено требование № 4869 об уплате налогов в сумме 8874 руб. 99 коп. и пени в сумме 2173 руб. 10 коп. по состоянию на 17.02.2005г.

Не согласившись с вынесением налоговым органом требования № 4869 на 17.02.2005 о взыскании налогов и пени, считая, что указанный акт вынесен с нарушением норм налогового законодательства, ООО «Зооветснаб» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного ненормативного акта недействительным.

ИФНС по Ленинскому району г.Саратова 17.03.2005г. вынесено решение № 1546 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов)-организации или налогового агента-организации на счетах в банках. Данным решением налоговым органом решено произвести взыскание налогов (сборов) в сумме 7916 руб. 66 коп., пени в сумме 1926 руб. 68 коп., а всего 9843 руб. 34 коп. На основании данного решения инкассовым поручением от 22.04.2005 № 1133 взыскан налог на имущество предприятий в сумме 6708 руб. 33 коп., инкассовыми поручениями от 22.04.2005 № 1134 и № 1135 взыскан НДС в сумме 1208 руб. 33 коп. и в сумме 1878 руб. 32 коп., инкассовым поручением от 22.04.2005 № 1136 взыскан земельный налог на земли городских поселений в сумме 176 руб. 09 коп., а всего взыскано 9971 руб. 07 коп.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2005 по делу № А-57-4768/05-16 признано недействительным требование ИФНС РФ по Ленинскому району г.Саратова об уплате налога по состоянию на 17.02.2005 № 4869.

В связи с признанием недействительным требования № 4869 на 17.02.2005 ООО «Зооветснаб» 31.10.2006 обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов и пени.

Письмом от 02.11.2006 № 10-37/26880 ИФНС по Ленинскому району г.Саратова сообщила налогоплательщику о том, что произвести возврат переплаты невозможно, так как в решении суда не указано о проведении возврата переплаты по налогам. Кроме того, указанным письмом налоговый орган сообщил, что по состоянию на 01.11.2006 по налогу на добавленную стоимость имеется недоимка в сумме 11773 руб. 55 коп. и пени в сумме 539 руб. 99 коп., по налогу на имущество в сумме 125273 руб. 79 коп., по земельному налогу переплаты нет.

20.06.2007 ООО «Зооветснаб» обратился в ИФНС по Ленинскому району г.Саратова с претензией № 20, которой заявитель просит перечислить на его расчетный счет денежную сумму, взысканную налоговым органом в бесспорном порядке на основании требования № 4869 на 17.02.2005, признанного впоследствии недействительным в судебном порядке.

На данную претензию налоговым органом дан ответ от 20.07.2005 № 10-37/14750, в соответствии с которым произвести возврат, списанных в бесспорном порядке сумм по требованию № 4869 от 17.02.2005, не представляется возможным, так как эти суммы были учтены при начислении налогов по представленным налогоплательщиком декларациям за 2005 - 2007 года. Переплаты по налогам, указанным в требовании № 4869, не имеется.

Считая действия налогового органа противоречащими действующему законодательству о налогах и сборах, ООО «Зооветснаб» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требование ООО «Зооветснаб» является обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

В обоснование возражений на заявленные требования налоговый орган ссылается на то, что принудительное взыскание налогов, штрафов и пени производится по решению налогового органа о взыскании денежных средств налогоплательщика на счетах в банках путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Законность и обоснованность ненормативных правовых актов инспекции (решения и инкассового поручения), по которым осуществляется бесспорное взыскание, налогоплательщиком не оспаривались в судебном порядке и не признавались недействительными.

Арбитражный суд считает данный довод несостоятельным.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

На основании статей 69, 70, 101 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней.

Таким образом, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить сумму налога. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, при признании недействительным требования об уплате налога недействительными являются и все последующие действия налоговых органов по бесспорному списанию налоговых платежей.

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При этом в силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2005 по делу № А-57-4768/05-16 признано недействительным требование ИФНС РФ по Ленинскому району г.Саратова об уплате налога по состоянию на 17.02.2005 № 4869.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005 № 503-О, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.

Согласно статье 79 НК РФ (в редакции действовавшей на момент обращения налогоплательщика с заявлением о возврате) сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно пункту 2 статьи 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации вышеуказанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

О факте переплаты налогоплательщику стало известно 20.07.2005г. при вынесении постановления по делу № А-57-4768/05-16. Исковое заявление подано в арбитражный суд 05.05.2008г. – в пределах трехлетнего срока, установленного Налоговым кодексом РФ для обращения с подобными заявлениями.

Из представленных в материалы дела инкассовых поручений от 22.04.2005 №№ 1133, 1134, 1135, 1136 судом установлено, что налоговым органом произведено бесспорное взыскание налогов и пеней на общую сумму 9971 руб. 07 коп.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2005 по делу № А-57-4768/05-16 признано недействительным требование ИФНС РФ по Ленинскому району г.Саратова об уплате налога по состоянию на 17.02.2005 № 4869, на основании которого налоговым органом было произведено бесспорное взыскание налогов.

Абзацем 3 пункта 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения в суд с настоящим заявлением) в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Кроме того, пунктом 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.

Как было указано выше постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 20.07.2005 по делу № А-57-4768/05-16 признано недействительным требование ИФНС РФ по Ленинскому району г.Саратова об уплате налога по состоянию на 17.02.2005 № 4869, на основании которого налоговым органом было произведено бесспорное взыскание налогов.

Указанным постановлением установлено, что оспариваемое требование не содержит указаний на установленный законодательством срок уплаты того или иного налога, оно не содержит подробных данных об основаниях взимания ни одного налога, в нем также отсутствуют сведения о дате, с которой производится начисление пени, ни приведен и их расчет.

Кроме того, ООО «Зооветснаб», перешедшее на упрощенную систему налогообложения с 27.05.2004 года, о чем свидетельствует уведомление №41/04 от 16.06.2004 г., вообще не является плательщиком налогов, указанных в требовании №4869.

В обоснование правомерности отказа в возврате налогоплательщику взысканных налогов и пени ИФНС РФ по Ленинскому району г.Саратова указывает на наличие у ООО «Зооветснаб» задолженности по реструктуризации.

Данный довод судом не принимается, поскольку требование №4869 по состоянию на 17.02.2005 выставлено на уплату текущего налогового платежа, что подтверждается основанием взимания платежа, на которые ссылается налоговый орган в самом требовании. Таким образом, требование на 17.02.2005 № 4869 не имеет отношения к реструктуризации.

Оценку данного возражения также дана апелляционной инстанцией в постановление от 20.07.2005 года, в котором указано, что реструктуризация налогов и пени проводится по основаниям и в порядке, установленном Законом РФ «О бюджете РФ», Постановлением Правительства РФ 03.09.1999 №1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.1999 №1462, 23.05.2001 №410, 23.10.2002 №742). Выставление каких-либо требований по реструктуризации законодательство не предусматривает. Кроме того, ООО «Зооветснаб» 25.12.2003 года завершило выплату по реструктуризации, и данный факт подтвержден налоговым органом в письме №14-12/07235 от 25.03.2004, т.е. еще до выставления оспариваемого требования.

Письмом от 20.07.2005 № 10-37/14750 налоговый орган сообщил заявителю, что в и возврат, списанных в бесспорном порядке сумм по требованию № 4869 от 17.02.2005, не представляется возможным, так как эти суммы были учтены при начислении налогов по представленным налогоплательщиком декларациям за 2005-2007 года и соответственно переплаты по налогам, указанным в требовании № 4869, не имеется.

Арбитражный суд обязал налоговый орган представить доказательства наличия обязанности уплаты налогов в 2005-2007 года, и каким образом произведен зачет по декларациям за 2005 - 2007 года. Налоговый орган в судебном заседании представил выписку из лицевого счета заявителя по состоянию на 17.10.2008 года и сообщил, что зачет не был произведен.

На основании изложенного, требование заявителя об обязании возвратить налоговые платежи в сумме 9971 руб. 07 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Заявитель также просит обязать налоговый орган возвратить проценты в сумме 3229 руб. 61 коп., начисленные на излишне взысканные налоги и пени.

Пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

ООО «Зооветснаб» представлен расчет процентов, начисленных на излишне взысканные налоги и пени (в заявлении об уточнении исковых требований от 22.10.2008 года. На основании выставленных инкассовых поручений списание денежных средств с расчетного счета предприятия произведено 28.04.2005, в связи с чем расчет процентов должен начинаться с 29.04.2005. Заявитель просит начислить проценты, начиная с 29.04.2005 по 10.07.2008 с учетом ставки рефинансирования 10,25%.

С 29.04.2005 по 10.07.2008 – 1169 дней, сумма пени начисленных на излишне взысканные налоги и пени за указанный период составит – (9971 руб. 07 коп. × 1169 дней × 10,25%) : 360 дней = 3318 руб.

ООО «Зооветснаб» просит обязать налоговый орган возвратить проценты в сумме 3229 руб. 61 коп. Заявленные требования в части обязания возвратить проценты, начисленные на излишне взысканные налоги, также подлежат удовлетворению.

При подаче заявления ООО «Зооветснаб» платежными поручениями от 04.05.2008 № 85 и от 04.07.2008 № 143 была уплачена государственная пошлина на общую сумму 528 руб. 03 коп.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Данная позиция соответствует пункту 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следовательно, государственная пошлина в сумме 528 руб. 03 коп. подлежит взысканию в пользу ООО «Зооветснаб» с ИФНС по Ленинскому району г.Саратова.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы, по Ленинскому району г. Саратова возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Зооветснаб», г. Саратов, излишне взысканные денежные средства в сумме 9971 руб., в том числе по налогу на имущество в сумме 6708 руб. 33 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 1208 руб. 33 коп., по земельному налогу в сумме 176 руб. 09 коп. и пени на НДС в сумме 1878 руб. 32 коп., с начисленными процентами в сумме 3229 руб. 61 коп., всего 13200 руб. 68 коп.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова в пользу общества с ограниченной ответственностью «Зооветснаб», г. Саратов, государственную пошлину в размере 528 руб. 03 коп.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области - С.М.Степура