ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-6061/09 от 15.07.2009 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

22 июля 2009 года

Дело № А57-6061/2009

город Саратов

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2009 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства сельского хозяйства Саратовской области (г.Саратов),

к Счетной палате Саратовской области (г.Саратов),

Министерству финансов Саратовской области (г.Саратов),

о признании недействительным в части предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 года № 03-03/232,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Кудрявцева И.А., представитель (доверенность № 03-02-13-18 от 12.01.2009 г. сроком на 1 год);

от Счетной палаты Саратовской области – Выскребенцев А.Ю. (доверенность от 25.05.2009 года сроком на 1 год), Шлеенкова А.В. (доверенность от 26.05.2009 года сроком на 1 год),

от Министерства финансов Саратовской области – Петров М.В. (доверенность от 30.12.2008 г. № 08-03-01/3 сроком до 31.12.09 г.;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство сельского хозяйства Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Счетной палате Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области

- о признании недействительным предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 года № 03-03/232 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 1395,64 тыс. рублей;

- о признании недействительным предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 года № 03-03/232 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 68,24 тыс. рублей;

- о признании недействительным пункта 2 резолютивной части предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 года № 03-03/232 в той части, в которой им предписывается осуществлять расходование средств областного бюджета в строгом соответствии с условиями их получения и расходования, а также требованиями действующего законодательства применительно к указанным в описательной части предписания фактам нецелевого использования средств областного бюджета в сумме 1463,88 тыс. рублей;

- о признании недействительным пункта 3 резолютивной части предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 года № 03-03/232 в той части, в которой им предписывается не допускать нецелевого использования средств областного бюджета применительно к указанным в описательной части предписания фактам нецелевого использования средств областного бюджета в сумме 1463,88 тыс. рублей.

Как следует из материалов дела, Счетной палатой Саратовской области проведена проверка использования Министерством сельского хозяйства Саратовской области (далее – Министерство) средств областного бюджета, предоставленных Министерству на исполнение областной целевой программы «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области» на 2006 – 2008 годы (далее - Программа), за период с 01.01.2007 по 31.12.2008. Результат проверки оформлен актом от 20.03.2009, на основании которого 17.04.2009 в адрес Министерства направлено предписание № 03-03-/232.

В предписании указывается на следующие нарушения и недостатки:

- направление средств областного бюджета на общую сумму 1395,64 тыс. рублей в соответствии с государственным контрактом от 01.09.2008 № 6 на проведение работ по отбору проб, определению компонентного состава, переупаковке, взвешиванию, складированию, оформлению акта инвентаризации пестицидов, их смесей, тары и отходов на 15 объектах хранения опасных веществ, не предусмотренных Приложением № 3 «Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области на 1 апреля 2007 года» к Программе;

- направление средств областного бюджета на общую сумму 68,24 тыс. рублей в соответствии с государственными контрактами от 19.12.2008 № 17 и № 20 на выполнение работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета – грунта, тары, хранящихся в хозяйстве ИП Раилов с.Сосновка Саратовского района и в СХА «Стригайская» с.Стригай Базарно-Карабулакского района Саратовской области, то есть на объектах, не предусмотренных Приложением № 3 «Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области на 1 апреля 2007 года» к Программе.

Тем самым, по мнению Счетной палаты Саратовской области, в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Министерством допущено нецелевое использование средств областного бюджета.

В связи с этим Министерству сельского хозяйства Саратовской области предписано усилить контроль за расходованием средств областного бюджета, осуществлять расходование средств областного бюджета в строгом соответствии с условиями их получения и расходования, а также требованиями действующего законодательства, не допускать нецелевого использования средств областного бюджета, осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области не согласилось с указанным предписанием в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 1395,64 тыс. рублей и 68,24 тыс. рублей, а также в части указания о необходимости осуществлять расходование средств областного бюджета в строгом соответствии с условиями их получения и расходования, а также требованиями действующего законодательства, не допускать нецелевого использования средств областного бюджета применительно к указанным в описательной части предписания фактам нецелевого использования средств областного бюджета в сумме 1463,88 тыс. рублей, в связи с чем обратилось в суд с данным заявлением.

В обоснование заявленных требований министерство указывает на то, чтоприложение 3 «Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области, на 1 апреля 2007 года» к программе не являлось ее обязательной частью, не являлось закрытым перечнем объектов выполнения программных мероприятий. Министерство осуществило направление в 2008 году средств областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой программы «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006-2008 годы» строго на цели, предусмотренные самой программой в разделе II «Основные цель и задачи Программы, сроки ее реализации», с соблюдением всех условий и правовых оснований их получения.

Счетная палата Саратовской области заявленные требования считает необоснованными по основаниям, указанным в отзыве на заявление. Полагает, что подлежит прекращению производство по делу в части требований заявителя о признании недействительным предписания в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 1395,64 рублей и в сумме 68,24 тыс. рублей в связи с тем, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемый текст описательной части предписания Счетной палаты Саратовской области не содержит никаких властно-распорядительных указаний, т.е., не является ненормативным правовым актом и, следовательно, не может затрагивать права и интересы заявителя. В остальной части просит отказать в удовлетворении заявления.

Министерство финансов Саратовской области поддерживает требования Министерства сельского хозяйства Саратовской области, просит удовлетворить заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд пришел к следующему выводу.

Согласно статье 289 Бюджетного Кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Судом установлено, что постановлением Саратовской областной Думы от 21.09.2005 № 43-1728 утверждена областная целевая программа «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006-2008 годы.»

В соответствии с Законом Саратовской области от 05.12.2007 № 294-ЗСО «Об областном бюджете на 2008 год» в ведомственной структуре расходов областного бюджета Министерству сельского хозяйства области были предусмотрены расходы на мероприятия в области сельскохозяйственного производства в рамках областной целевой программы «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006-2008 годы» по коду 009 разделу 04 подразделу 05 целевой статье 5224100 виду расходов 342 в сумме 16286,0 тыс. рублей.

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусмотрено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

В целях реализации мероприятий Программы 17 июля 2008 года заявителем был объявлен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области в 2008 году в части инвентаризации с определением компонентного состава обезличенных препаратов и смесей, класса опасности, переупаковкой в герметические емкости, определением веса для дальнейшей утилизации и захоронения пестицидов, смесей, возможности обезвреживания тары и отходов (загрязненного пестицидами смета-грунта) и размещения их на полигонах бытовых отходов.

По результатам конкурса Министерством заключен государственный контракт №6 от 01 сентября 2008 года с ООО «СельхозХимия» на выполнение комплекса работ по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области в 2008 году в части инвентаризации с определением компонентного состава обезличенных препаратов и смесей, класса опасности, переупаковкой в герметические емкости, определением веса для дальнейшей утилизации и захоронения пестицидов, смесей, возможности обезвреживания тары и отходов (загрязненного пестицидами смета-грунта) и размещения их на полигонах бытовых отходов.

В соответствии с условиями государственного контракта и технического задания, являющегося его неотъемлемой частью, работы по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области в 2008 году в части инвентаризации с определением компонентного состава обезличенных препаратов и смесей, класса опасности, переупаковкой в герметические емкости, определением веса для дальнейшей утилизации и захоронения пестицидов, смесей, возможности обезвреживания тары и отходов (загрязненного пестицидами смета-грунта) и размещения их на полигонах бытовых отходов проводились на 36 местах хранения 32 объектов, в том числе:

Базарно-Карабулакский район (ОАО «Агропрохимия» СХА «Стригай») смесь пестицидов 1 класса опасности - 3,051 т, смет-грунта 4 класса опасности -2,447 т;

Новоузенский район (ЗАО «Дружба») г. Новоузенск пестициды 2 класса опасности -0,196 т;

Аркадакский район ООО «Журавское» с.Большая Журавка смесь
 пестицидов 1 класса опасности - 4,415 т, пестициды 3 класса опасности - 23,9 т;

Саратовский район с.Сосновка (ИП Раилов А.А.) смесь пестицидов 1 класса опасности - 0,151 кг, смет-грунта 3 класса опасности - 0,031 т;

Энгельсский район п. Новопушкинский ЗАО «Энгельсское» смесь
 пестицидов 1 и 2 классов опасности - 3,584 кг, тара загрязненная - 0,021 т;

Энгельсский район пос. Коминтерн ЗАО «Новое» смет-грунта 2 класса опасности - 0,118 т;

Ртищевкий район с. Нижнее Голицино (к/з «Ленинское знамя») смесь пестицидов 2 класса опасности - 2,211 т, смет-грунта 2 класса опасности - 0,395 т, тара загрязненная - 0,416 т;

Балаковский район ФГУП ОПХ «Новониколаевское» (2 места хранения) смесь пестицидов 1 и 2 классов опасности - 6,112 т, смесь пестицидов 3 класса опасности - 0,411 т, смет-грунта 3 класса опасности - 0,091 т, тара загрязненная -0,622 т;

Балаковский район ОАО «Подсосенское» смесь пестицидов 1 класса опасности - 5,597 т, смет-грунта 2 класса опасности - 0,895 т, тара загрязненная -1,376 т;

Балаковский район с. Малое Перекопное (СПК «Студенецкий») смесь пестицидов 1 класса опасности - 0,1277 т, смет-грунта 1 класса опасности - 0,1687 т;

Марксовский район с.Павловка ЗАО «Племзавод «Трудовой» смесь пестицидов 1 класса опасности - 0,705 т;

Федоровский район с. Воскресенка смесь пестицидов 1 и 2 классов опасности - 5,719 т, смет-грунта 2 класса опасности - 3,981 т, смет-грунта 4 класса опасности - 1,172 т, тара 1 и 2 классов опасности - 0,2 т;

Федоровский район с.Мунино смесь пестицидов 3 класса опасности -89,820 т;

Духовницкий район Новозахаркинское МО ИП глава КФХ Самолкаев А.Б. (ТОО «Полеводинское») смесь пестицидов 1 класса опасности - 1,001 т, смет-грунта 2 класса опасности - 0,225 т.

В результате осуществлены работы: отбор проб, определение компонентного состава (всех классов опасности), переупаковка, взвешивание, складирование, оформление акта инвентаризации пестицидов, их смесей, загрязненной тары и отходов 1 и 2 классов опасности в местах хранения пестицидов, в количестве 159,2 т (все классы опасности), в том числе 38,9 т 1 и 2 классов опасности.

Стоимость работ, проведенных по указанным выше местам хранения, составила 1395,64 тыс. рублей.

Кроме того, Министерством заключены государственные контракты № 17 и № 20 от 19 декабря 2008 года с ООО «ЕвроХолдинг» на выполнение комплекса работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета-грунта, тары, хранящихся, в том числе, в СХА «Стригайская» (с. Стригай) Базарно-Карабулакского района Саратовской области и ИП Раилов (с. Сосновка) Саратовского района. Платежными поручениями № 30304 и № 30307от 22.12.2008 г. Министерством произведена оплата 30 % аванса в сумме 230040,0 рублей и 224310,0 рублей.

Поскольку в приложении № 3 «Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области, на 1 апреля 2007 года» к областной целевой программе «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006-2008 годы» отсутствуют сведения о 15 указанных выше местах хранения пестицидов, на которых проводились работы по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов в 2008 году и 2 местах хранения пестицидов – в СХА «Стригайская» и в ИП Раилов, на которых проводился комплекс работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета-грунта, тары, Счетная палата Саратовской области делает вывод о нецелевом использовании средств областного бюджета в размере 1463,88 тыс. рублей.

Счетная палата Саратовской области считает, что приложение № 3 «Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области, на 1 апреля 2007 года» к программе содержит закрытый перечень объектов выполнения программных мероприятий, в связи с чем средства областного бюджета, использованные на проведение работ, указанных в Программе, не на местах хранениях пестицидов, сведения о которых отсутствуют в приложении № 3 Программы являются использованными не по целевому назначению.

Суд считает доводы Cчетной палаты в этой части необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с паспортом Программы, ее целью являлась утилизация и временное захоронение на специализированных полигонах пестицидов, пришедших в негодность, и запрещенных к применению, имеющихся на территории Саратовской области; улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки региона, исключение возможности загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения региона.

В задачи Программы входило проведение инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области; перезатаривание пестицидов и их смесей в герметические емкости, складирование их в центральных пунктах для последующей отправки на утилизацию и захоронение; транспортировка к месту утилизации и захоронения, утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, их смесей и тары за пределами области; проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы состояния почвы и других объектов окружающей среды; проведение обезвреживания и рекультивации участков и мест хранения пестицидов.

Приложение № 3 к Программе содержит сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области, на 1 апреля 2007 года.

Проанализировав положения Программы  суд приходит к выводу, что она не содержит указаний на то, что проводимые программные мероприятия должны осуществляться именно на объектах, указанных в приложении № 3, и на то, что только находящиеся в этих местах и только непригодные пестициды должны быть утилизированы и захоронены.

Программа была принята в 2005 году и в Приложении № 3 содержались сведения по состоянию на 01.05.2005. В 2007 году в Приложение №3 были внесены изменения: сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области, были указаны по состоянию на 01.04.2007, то есть эти сведения постоянно менялись.

В качестве одной из задач Программы является инвентаризация непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области. В Программе был заложен перечень мероприятий, реализация которых подразумевала инвентаризацию всех непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области.

В связи с чем суд считает не противоречащим указанным выше цели и задачам Программы, включение министерством в техническое задание к государственному контракту № 6 от 01.09.2008 работ по инвентаризации на вновь выявленных объектах.

В соответствии с техническим заданием к государственному контракту № 6 от 01.09.2008 года целью проведения указанных в нем работ являлось улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в Саратовской области, исключение возможности загрязнения природных объектов (почв, вод, атмосферного воздуха, объектов растительного и животного мира), исключение причинения вреда здоровью населения региона непригодными и запрещенными к применению пестицидами, то есть, указанные в государственном контракте цели совпадают с основными целями Программы.

Суд полагает, что отсутствие 15 объектов, на которых проводились работы в рамках программных мероприятий в соответствии с государственным контрактом № 6 от 01.09.2008, в Приложении № 3 «Сведения о пестицидах, непригодных к применению, имеющихся на территории Саратовской области на 1 апреля 2007 года» к Программе не может являться основанием признания нецелевого использования бюджетных средств, поскольку в рамках исполнения указанного выше государственного контракта выполнены работы, обусловленные Программой и направлены эти работы были именно на достижение целей, предусмотренных Программой.

По тем же самым основаниям суд считает необоснованным вывод Счетной палаты Саратовской области о нецелевом использовании средств областного бюджета, направленных в соответствии с государственным контрактом от 19.12.2008 № 17 на оплату работ по вывозу на специализированный полигон с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета-грунта, тары, хранящихся в СХА «Стригайская» с.Стригай Базарно-Карабулакского района Саратовской области, и в соответствии с государственным контрактом от 19.12.2008 № 20 на оплату работ по вывозу на специализированный полигон с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета-грунта, тары, хранящихся в хозяйстве ИП Раилов с.Сосновка Саратовского района Саратовской области.

Кроме того, как следует из материалов дела, в связи с невыполнением ООО «ЕвроХолдинг» своих обязательств по указанным выше контрактам в полном объеме, решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 июня 2009 года по делу №А57-1431/2009 по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области с ООО «ЕвроХолдинг» взысканы денежные средства, выплаченные в качестве предоплаты по указанным выше контрактам в размере 454 350 рублей и неустойка – 3773,38 рублей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство осуществило направление в 2008 году средств областного бюджета на реализацию мероприятий областной целевой Программы «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006-2008 годы» строго на цели, предусмотренные самой программой в разделе II «Основные цель и задачи Программы, сроки ее реализации», с соблюдением всех условий и правовых оснований их получения. Проведение работ по утилизации и захоронению непригодных и запрещенных к применению пестицидов в 2008 году в части инвентаризации с определением компонентного состава обезличенных препаратов и смесей, класса опасности, переупаковкой в герметические емкости, определением веса для дальнейшей утилизации и захоронения пестицидов, их смесей, возможности обезвреживания тары и отходов (загрязненного пестицидами смета-грунта) и размещения их на полигонах бытовых отходов, и работ по вывозу на специализированные полигоны с целью дальнейшей утилизации и захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, их смесей, загрязненных пестицидами смета-грунта, тары осуществлялось строго в рамках реализации программных мероприятий, утвержденных приложением 1 к Программе, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.

В связи с чем выводы Счетной палаты Саратовской области о нецелевом использовании средств областного бюджета в размере 1463,88 тыс. рублей являются необоснованными.

Суд считает несостоятельными доводы Счетной палаты Саратовской области о прекращении производства по делу в части требований заявителя о признании недействительным предписания в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 1395,64 рублей и в сумме 68,24 тыс. рублей, поскольку оспариваемый текст описательной части предписания Счетной палаты Саратовской области не содержит никаких властно-распорядительных указаний, т.е., не является ненормативным правовым актом и, следовательно, не может затрагивать права и интересы заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 30.07.2008 № 216-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» Счетная палата Саратовской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля Саратовской области. В соответствии с частью 6 статьи 6 указанного закона при наличии установленных контрольным мероприятием нарушений и недостатков Счетная палата направляет руководителю проверенного объекта предписание, в котором содержатся выводы по результатам контрольного мероприятия и требования по устранению выявленных нарушений и недостатков. Предписание обязательно для исполнения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Исходя из смысла указанной статьи, юридическое содержание предписания Счетной палаты является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей у юридического лица и содержит властные предписания обязательные к исполнению.

Таким образом, предписание Счетной палаты Саратовской области является ненормативным правовым актом – актом, носящим индивидуально-разовый характер, содержащий властно-распорядительные функции, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

На основании выводов о нецелевом использовании средств областного бюджета, указанных в описательной части предписания сделаны выводы в его резолютивной части, а также, как следует из материалов дела, подготовлено представление в Министерство финансов Саратовской области от 17.04.2009 № 03-03/231 о списании в бесспорном порядке суммы нецелевого использования бюджетных средств.

То есть, оспариваемое предписание нарушает права и охраняемые законом интересы министерства сельского хозяйства области в сфере экономической деятельности.

Суд считает несостоятельными доводы Счетной палаты Саратовской области о том, что пункты 2 и 3 резолютивной части предписания носят общий характер и требование не допускать нецелевого использования средств областного бюджета, предусмотренное пунктом 3 резолютивной части предписания, не связано с установленными и отраженными в описательной части предписания нарушениями.

Как уже отражено выше, частью 6 статьи 6 Закона Саратовской области № 216-ЗСО от 30.07.2008 г. «О счетной палате Саратовской области» предусмотрена обязанность Счетной палаты направить руководителю проверенного объекта предписание при наличии установленных контрольным мероприятием нарушений и недостатков, в котором содержатся выводы по результатам контрольного мероприятия и требования по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Таким образом, из положений указанной нормы следует, что предписание Счетная палата направляет только в случае установления в ходе проведения контрольных мероприятий нарушений и недостатков. Следовательно, содержащиеся в резолютивной части предписания требования по устранению выявленных нарушений и недостатков не носят общий характер, а непосредственно связаны с выявленными в ходе контрольных мероприятий нарушениями и отраженными в описательной части предписания.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что Министерством сельского хозяйства Саратовской области не допущено нецелевое расходование средств областного бюджета в сумме 1463,88 тыс. рублей, то и пункты 2 и 3 резолютивной части предписания, которыми Министерству предписывается осуществлять расходование средств областного бюджета в строгом соответствии с условиями их получения и расходования, а также требованиями действующего законодательства и не допускать нецелевого использования средств областного бюджета, применительно к указанным в описательной части предписания фактам нецелевого использования средств областного бюджета в сумме 1463,88 тыс. рублей также подлежат признанию недействительными.

Как отмечено в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 197-201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявленные Министерством сельского хозяйства Саратовской области требования удовлетворить. Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 № 03-03/232 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 1395,64 тыс. рублей.Признать недействительным предписание Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 № 03-03/232 в части указания на нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 68,24 тысяч рублей.Признать недействительным пункт 2 резолютивной части предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 № 03-03/232 в той части, в которой им предписывается осуществлять расходование средств областного бюджета в строгом соответствии с условиями их получения и расходования, а также требованиями действующего законодательства применительно к указанным в описательной части предписания фактам нецелевого использования средств областного бюджета в сумме 1463,88 тысяч рублей.Признать недействительными п. 3 резолютивной части предписания Счетной палаты Саратовской области от 17.04.2009 № 03-03/232 в той части, в которой им предписывается не допускать нецелевого использования средств областного бюджета применительно к указанным в описательной части предписания фактам нецелевого использования средств областного бюджета в сумме 1463,88 тысяч рублей.В остальной части дело производством прекратить.Решение может быть обжаловано в порядке с. 181 АПК РФ.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области А. В. Калинина