ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-6415/2010 от 22.07.2010 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-6415/2010

29 июля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2010 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Е.В.Бобуновой, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Бобуновой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Балаковский автомобильный завод», г. Балаково Саратовской области (сокращенное наименование ЗАО «БалАЗ»)

к Межрайонной ИФНС России № 2 Саратовской области, г. Балаково Саратовской области,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области г. Саратов

о признании недействительным решения № 19 от 31.03.2010 г. Межрайонной ИФНС России № 2 Саратовской области в части доначисления и уплаты 746242 руб. земельного налога, взыскании пеней в сумме 104991 рубль и штраф в размере 149248 руб.

при участии в судебном заседании: представителя заявителя - Залетовой И.А., по доверенности от 14.12.2009 года, Албегова Д.В., по доверенности от 14.12.2009 года

представителя Межрайонной ИФНС России №2 по Саратовской области Фроловой Н.И. по доверенности №3 от 11.01.2010 года,

представителя УФНС России по Саратовской области Фроловой Н.И. по доверенности №05-17/43 от 10.11.2009 года,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ЗАО «БалАЗ» с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 2 Саратовской области № 19 от 31.03.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и уплаты 746242 руб. земельного налога, взыскании пеней в сумме 104991 руб. и штраф в размере 149248 руб.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области, заявленные требования не признала, в соответствии со своим отзывом считает, что заявителем допущена неполная уплата земельного налога за 2008г.

Представитель пояснила, что по данным Управления Роснедвижимости, представленным в налоговый орган в электронном виде, кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего ЗАО «БалАЗ» на праве собственности кадастровым номером 64:40:20214:52, площадью 180000.00 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76 по состоянию на 01.01.2009г. составляла 323114400 руб.

Определение налоговой инспекцией налоговой базы для начисления земельного налога на основании иных сведений, в том числе на основании отчета №80/4 от 20.09.2006г. «Об оценке рыночной стоимости земельных участков общей площадью 621364 кв.м., принадлежащих ЗАО «Химэкспорт»,составленным независимым оценщиком консультационной фирмой «Ад хок» AdhoC, законодательством не предусмотрено. Просит в удовлетворении заявленного требования отказать.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области представила письменные пояснения по делу, в которых пояснил, что получение сведений из Роснедвижимости осуществляется в соответствии с «Порядком обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой», утвержденным приказом от 13.09.2007 № П/0235/ММ-3-13/529®, и не предусматривает распечаток, свидетельствующих о дате поступления сведений.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на органе, принявшем ненормативный акт лежит обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанного акта. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67,68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв на 22 июля 2010 года на 09 час. 20 мин. Вынесено протокольное определение. Объявление о перерыве размещено на сайте арбитражного суда. После объявленного перерыва 22.07.2010г. в 09 час. 20 мин. судебное заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области на основании решения № 23 от 21.01.2010 была проведена выездная налоговая проверка ЗАО «БалАЗ» по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты единого социального за период с 27.06.2008г. по 31.12.2008г., налога на доходы физических лиц за период 27.06.2008г. по 21.01.2010г., налога на имущество организаций за период с 27.06.2008г. по 31.12.2008г., налога на прибыль организаций за период с 27.06.2008г. по 31.12.2008г., налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ за период с 27.06.2008г. по 31.12.2008г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ за период с 27.06.2008г. по 31.12.2008г. земельного налога за период с 27.06.2008 года по 31.12.2008 года. По результатам проведенной проверки налоговым органом составлен Акт № 19 выездной налоговой проверки от 02.03.2010 г., в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения.

10.03.2010г. генеральному директору ЗАО «БалАЗ» Моисееву В.Ю. вручено уведомление о вызове налогоплательщика, которым общество приглашается 25 марта 2010г. к 11 часам 00 минутам на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки № 19 от 02.03.2010г.

23.03.2010г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области ЗАО «БалАЗ» в соответствии с положениями пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с не согласием с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями в части земельного налога в установленный 15- дневный срок со дня получения акта налоговой проверки представило возражения на Акт выездной налоговой проверки.

25.03.2010г. налоговым органом составлен протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки. Налогоплательщик на составление протокола не явился, извещен о времени и месте рассмотрения возражений надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление налогового органа № 11-12/06200 от 10.03.2010г., копия которого вручена генеральному директору общества Моисееву В.Ю. 10.03.2010г. Копия протокола о рассмотрении возражений налогоплательщика вручена 25.03.2010г. Моисееву В.Ю.

25.03.2010г. налоговым органом генеральному директору ЗАО «БалАЗ» Моисееву В.Ю. вручено уведомление о необходимости прибытия в налоговый орган 31.03.2010г. к 16 час. 00 мин. на принятие решения по акту выездной налоговой проверки № 19 от 02.03.2010г.

Представитель ЗАО «БалАЗ» на принятие указанного решения не явился и 25.03.2010г. на основании материалов выездной налоговой проверки заместителем начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области было вынесено решение № 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2010 г., в соответствии с которым ЗАО «БалАЗ» привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на прибыль организации организаций в ФБ в виде штрафа в сумме 2 754 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на прибыль организации организаций в ТБ в виде штрафа в сумме 7 415 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 7 627 руб.; по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 149 248 руб.; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 693 руб. Копия данного решения вручена 31.03.2010г. генеральному директору ЗАО «Балаковский автомобильный завод», о чем имеется его роспись.

Кроме того, решением № 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2010 г. обществу предложено уплатить налог на прибыль организаций в Федеральный бюджет со сроком уплаты до 28.03.2009г. в сумме 13 771 руб., налог на прибыль организаций в Территориальный бюджет со сроком уплаты до 28.03.2009г. в сумме 37 076 руб., НДС со сроком уплаты до 20.01.2009г. в сумме 38 136 руб., земельный налог со сроком уплаты 16.02.2009г. в сумме 746 242 руб., налог на доходы физических лиц со сроком уплаты до 21.01.2010г. в сумме 3 465 руб.

Как установлено материалами дела, при проведении налоговым органом выездной налоговой проверки обществу доначислен земельный налог за период с 25.07.2008г. по 09.10.2008г. в сумме 746 242 руб., начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 104 991 руб. и штраф в размере 149 248 руб.

Основанием для доначисления данных сумм налога, пени и штрафа явилось нарушение обществом статей 389,390,391 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России № 2 Саратовской области № 19 от 31 марта 2010 года о привлечении к ответственности, ЗАО «БалАЗ» обратилось в УФНС РФ по Саратовской области с апелляционной жалобой на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области № 19 от 31 марта 2010 г.

Решением УФНС РФ по Саратовской области от 05.05.2010 года апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а Решение Межрайонной ИФНС России № 2 Саратовской области № 19 от 31 марта 2010 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении утверждено.

Заявитель, не согласившись с решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области №19 от 31.03.2010г. и решением УФНС России по Саратовской области от 05.05.2010 года, обратился в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленной позиции заявитель пояснил следующее, что решение налогового органа № 19 от 31.03.2010 г. нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, налоговых правоотношениях по исчислению и уплате в бюджет земельного налога и, тем самым, не соответствует ряду основополагающих принципов действующего законодательства Российской Федерации, а именно: Конституции Российской Федерации, нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 390 главы 31 особенной части Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков признаваемых объектами налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Федеральное земельное законодательство, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить общим началам и буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 120 Конституции Российской Федерации Арбитражный суд осуществляет контроль законности нормативных актов, наделен полномочиями за соответствием нормативных актов закону. Не порождая прав и обязанностей, недействительный акт не может считаться и юридическим основанием для каких-либо действий по его исполнению. Оспариваемое решение не соответствует закону, так как основано на применении незаконного правового акта – Постановлении Правительства саратовской области от 30.11.2007г. № 423-П « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области».

Данным Постановлением были утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала и внесение Управлением Роснедвижимости по Саратовской области в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя, определенной на основании усредненных удельных показателей не соответствует закону. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области внесены в государственный кадастр недвижимости при отсутствии положительного заключения Роснедвижимости г. Москва.

Поясняет, что в собственности ЗАО «БалАЗ» в период с 25.07.2008 г. по 09.10.2008 г. находился в собственности земельный участок с кадастровым номером 64:40:20214:52, площадью 180000.00 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, г Балаково, ул. 30 лет Победы, д. 76. В связи с тем, что Постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007г. № 423-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земли населенных пунктов Саратовской области отменено, обществом был исчислен и уплачен земельный налог за 2008г. по «рыночной» оценке стоимости земельного участка в сумме 30470400 руб., отраженной в отчете №80/4 от 20.09.2006г. «Об оценке рыночной стоимости земельных участков общей площадью 621364 кв.м., принадлежащих ЗАО «Химэкспром», составленный независимым оценщиком Консультационной фирмой «Ад хок» AdhoC.

Согласно налоговой декларации по земельному налогу за 2008г., представленной ЗАО «БалАЗ» в налоговый орган, земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 64:40:20214:52, площадью 180000.01 исчислен в следующем размере: налоговая база в налоговой декларации заявлена в сумме 30470400 руб., с учетом ставки налога 1,5% и коэффициента 0,17 (за 2 месяца) исчислен налог в сумме 77700 (30470400 руб. х 1,5% х 0,17), однако в решении налогового органа при исчислении земельного налога применена кадастровая ставка вышеуказанного земельного участка в размере 323114400 руб. Общество считает, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка превысил рыночную стоимость более чем в десять раз. Таким образом недостоверные результаты кадастровой оценки не могут быть положены в основу налоговой базы и налогооблагаемая база по земельному налогу не может рассчитываться из государственной кадастровой оценки земли, утвержденной выше указанным постановлением Правительства Саратовской области.

Кроме того, на момент принятия данного постановления черта города Балаково не была определена в порядке, установленном законодательством, в то время как документом об утверждении границ населенного пункта г. Балаково является утвержденный генеральный план города. При проведении государственной кадастровой оценки было нарушено законодательство, регулирующее порядок ее проведения. Таким образом, нельзя признать обоснованным само отнесение земельного участка, принадлежащего ЗАО «БалАЗ» к землям населенного пункта города Балаково, а соответственно и применение налоговым органом расчета земельного налога на основании постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007г. № 423-П.

Представителем налогового органа представлен отзыв, в котором поясняет, что согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством. На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерациидля установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Решением Саратовского областного суда от 01.11.2008 года было признано недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу приложение №1 к постановлению Правительства Саратовской области №423-П от 30.11. 2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» в части утверждения в строке №342 среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка кадастрового квартала 64:40:01 05 01. в разрезе девятого вида разрешенного использования в сумме 1771 рублей 08 копеек.

На основании пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По данным Управления Роснедвижимости по Саратовской области, представленным в налоговый орган в электронном виде, кадастровая стоимость земельного участка, заявленного налогоплательщиком в налоговой декларации с кадастровым номером 64:40:20214:52, площадью 180000 кв.м., по адресу местонахождения земельного участка413840,Россия, Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, 76 по состоянию на 01.01.2009г. составляет 323114400 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости земли 1795,08 руб. за кв.м., что соответствует удельному показателю кадастровой стоимости вида разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для производственных и административных зданий, строений сооружений промышленности, коммунального хозяйства, сбыта и заготовок», согласно состава видов разрешенного использования, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 года № 423-П, вступающего в силу с 01.01.2008г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Если результаты кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года, то в отношении таких участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до утверждения их кадастровой стоимости. По ним после окончания налогового (отчетного) периода организация направляет в налоговую инспекцию нулевую налоговую декларацию. В дальнейшем после утверждения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик сдает уточненную налоговую декларацию за этот период. Таким образом, для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость по оценке, определенной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков ЗАО «БалАЗ» следовало обратиться в 2008г. в органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра. Также, по мнению налогового органа, постановление Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 г. № 423-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области» действовало в спорный период с 25.07.2008г. по 09.10.2008г., не было отменено или признано недействующим, в связи с чем довод заявителя о незаконности данного постановления неправомерен.

Определением арбитражного суда от 15.06.2010г. у администрации муниципального образования «Город Балаково» были истребованы сведения об утверждении и установлении границ г. Балаково и Балаковского района.

Глава администрации муниципального образования город Балаково в своем ответе от 01.07.2010г. пояснил, что генеральный план города Балаково, разрабатываемый институтом «ЦНИИП градостроительства» г. Москва был утвержден Решением исполнительного комитета Саратовского областного совета народных депутатов № 52 от 27.01.1983г. Границы Балаковского района и г. Балаково утверждены Постановлением Саратовской областной Думы от 24.09.2003г. № 16-540. Генеральный план города, действующий в 2007 году, разработан институтом «ЦНИИП градостроительства», г. Москва.

Определением арбитражного суда от 07.07.2010г. из Управления Роснедвижимости по Саратовской области истребовались сведения, в соответствии с которыми проводилось внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2008 года и были переданы в налоговый орган - Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Саратовской области для исчисления размера земельного налога.

На запрос суда ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области представила сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:40:020214:52, расположенном по адресу: г. Балаково, ул.30 лет Победы, 76, о том, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет 21.05.2008г., на основании Описания земельного участка З/Д-11939-к от 08.05.2008г. и Постановления Главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области № 1503 от 30.04.2008г.

Управлением Роснедвижимости представлены пояснения, согласно которых, управление Роснедвижимости по Саратовской области осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и Положением об Управлении Роснедвижимости по Саратовской области, утвержденным приказом Роснедвижимости от 26.07.2006г. № П/0221. Согласно п. 6.4.1. указанного Положения Управление осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственного технического учета объектов капитального строительства, создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости.

Исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляются Росземкадастром через соответствующие земельные кадастровые палаты. На территории Саратовской области указанные функции возложены на федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, действующее законодательство, суд считает, что требования общества удовлетворению не подлежат в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Балаковский автомобильный завод» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:40:20214:52, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 30 лет Победы, 76, площадью 180000 кв. м. Данный земельный участок передан ЗАО «Балаковский автомобильный завод» от ЗАО «ХИМЭКСПРОМ» в качестве взноса в уставной капитал на основании акта приема-передачи объектов недвижимости от 21.07.2008г. и зарегистрирован за ЗАО «БалАЗ». На основании договора купли - продажи недвижимого имущества № 80/08 ОС от 01.10.2008г. и акта-приема передачи объектов недвижимости от 09.10.2008г. к указанному договору, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:40:20214:52 09 октября 2008г. перешло от ЗАО «Балаковский автомобильный завод» к ЗАО «ХИМЭКСПРОМ». В указанный период ЗАО «Балаковский автомобильный завод» являлся плательщиком земельного налога.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В силу пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Так, в ходе выездной налоговой проверки установлены расхождения налога, исчисленного по данным проверки с данными налоговой декларации, в результате, ЗАО «Балаковский автомобильный завод» за проверяемый период с 27.06.2008г. по 31.12.2008г. доначислен земельный налог 746 242 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 104 991 руб. и штраф в размере 149 248 руб.

Также установлено, что налогоплательщиком в налоговой декларации по земельному налогу за 2008г. необоснованно занижена налоговая база, в результате неправомерного применения обществом при исчислении земельного налога вместо кадастровой стоимости земельного участка в сумме 323114400, как предусмотрено пунктами 1,2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, а применение рыночной оценки стоимости земельного участка в сумме 30470400 руб., отраженной в отчете № 80/4 от 20.09.2006г. «Об оценке рыночной стоимости земельных участков общей площадью 621364 кв.м. принадлежащих ЗАО «ХИМЭКСПРОМ», составленного независимым оценщиком консультационной фирмы «ад хок».

По налоговой декларации по земельному налогу за 2008 года заявителем земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 64:40:20214:52 площадью 180000.00 кв.м. исчислен в сумме 77 700 рублей, Заявленная в налоговой декларации налоговая база составила 30470400 руб. с учетом ставки налога 1,5% и коэффициента 0.17. По данным налоговой проверки, земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 64:40:20214:52, площадью 180000.00 кв.м. с учетом кадастровой стоимости в сумме 323114400 руб., ставки налога 1,5 % и коэффициента 0,17 сумма налога составила 832942 руб., в связи с чем расхождение исчисленного налога по данным проверки с данными налоговой декларации составило 746242 руб.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. № 423 -П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области.

Постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 г. № 75-П приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. № 423-П признаны утратившими силу.

Постановлением Правительства Саратовской области от 02.04.2009 г. № 121-П в постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. № 423-П внесены изменения. Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009г. № 270-П Постановление от 02.04.2009 г. № 121-П признано утратившим силу, а так же утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Саратовской области от
 07.07.2009 г. № 270-П, результаты государственной кадастровой оценки
 земель населенных пунктов в Саратовской области, утвержденные настоящим
 постановлением в размерах, ранее предусмотренных постановлением
 Правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. № 423-П, установлены
без их пересмотра в сторону увеличения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 г. № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» (с изменениями от 14, 19 марта 2005 г., 11 апреля, 15 ноября 2006 г., 29 мая 2008 г.) установлено, что: государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой утвержден Порядок обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой (утв. приказом Федеральной налоговой службы от 13.09.2007 г. № П/0235/ММ-3-13/529@).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316. Пункт 10 устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Такой порядок установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г. № 52, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Налоговому органу не предоставлено право самостоятельно определять кадастровую стоимость земельного участка.

Исходя из материалов дела, согласно представленной территориальным (межрайонным) отделом № 13 Роснедвижимости по Саратовской области, кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым № 64:40:020214:52, расположенным по адресу: Саратовская область, г.Балаково,ул.30 лет Победы, 76 кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений составляла 323114400 руб.

Налоговый орган правомерно определил налоговую базу по земельному налогу, исходя из сведений государственного земельного кадастра.

Данная правовая позиция согласуется с разъяснениями пункта 7 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

В соответствии с изложенными обстоятельствами налоговый орган правомерно указал, что Инспекция не имеет права определять кадастровую стоимость земельного участка самостоятельно.

Кроме того, согласно частям 11, 12 статьи 396 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса, которая является определяющей при исчислении земельного налога и авансовых платежей.

Между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой утвержден Порядок обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС РФ и Роснедвижимости от 13.09.2007 года.

Согласно части 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Несостоятельной является ссылка заявителя относительно неправомерности отнесения спорного земельного участка к категории «земли населённых пунктов».

24.09.2003 года Саратовской областной думой было вынесено постановление №16-540 «Об установлении границ Балаковского района и границ города Балаково», что подтверждено представленными администрацией муниципального образования «Город Балаково».

Указанное постановление не отменено и не признано судом недействительным.

Сведения о том, что спорный земельный участок отнесён к категории «земли населённых пунктов» содержатся в кадастровом паспорте земельного участка.

Налоговый орган не имел оснований для отнесения земельного участка к другой категории.

Оспаривая решение налогового органа в части доначисления земельного налога, заявитель фактически оспаривает сведения, указанные в кадастровом паспорте земельного участка, влияющие на определение величины кадастровой стоимости.

Рассматривая доводы заявителя и представленные документы относительно процедуры утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области, суд приходит к выводу о том, что заявленный довод не является предметом рассмотрения в рамках данного дела о признании недействительным решения № 19 от 31.03.2010 г. Межрайонной ИФНС России № 2 Саратовской области в части доначисления и уплаты 746242 руб. земельного налога, взыскании пеней в сумме 104991 рубль и штраф в размере 149248 руб.

При указанных обстоятельствах, налоговый орган не имел оснований для отнесения земельного участка к другой категории.

В рассматриваемом случае заявителем выбран ненадлежащий способ защиты, поскольку налоговый орган самостоятельно не определяет кадастровую стоимость земельного участка, а лишь использует в расчёте земельного налога данные, установленные правомочными органами.

Таким образом, налоговым органом правомерно доначислен налогоплательщику земельный налог за 2008 года в сумме 746 242 рублей.

В соответствии со статьёй 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного суда РФ №41, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ» пени являются способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов и не являются мерой налоговой ответственности.

Налоговым органом правомерно на основании статьи 75 НК РФ начислены пени за неуплату земельного налога за 2008 года в сумме 104991 руб.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Поскольку налоговым органом выявлена неуплата сумм земельного налога за 2008г. в результате занижения налоговой базы, ЗАО «БалАЗ» привлечено к налоговой ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и исчислен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы земельного налога, что составило 149248 руб.налога

Таким образом, ЗАО «БалАЗ» не вправе было самостоятельно определять кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с рыночной стоимостью данного земельного участка, установленную отчетом № 80/4 от 20.09.2006г. «Об оценке рыночной стоимости земельных участков общей площадью 621364 кв.м. принадлежащих ЗАО «ХИМЭКСПРОМ», составленного независимым оценщиком консультационной фирмы «АД ХОК». В связи с чем, суд считает, что налоговый орган законно и обоснованно в результате проведения выездной налоговой проверки пришел к выводу, что сумма земельного налога доначисленная и подлежащая уплате в бюджет составляет 746242 рублей, а также соответствующие суммы пени и штрафных санкций в рассматриваемом случае правомерно.

При указанных обстоятельствах, оснований для признания недействительным решения № 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и уплаты 746242 руб. земельного налога, взыскании пеней в сумме 104991 рубль и штраф в размере 149248 руб. не имеется.

В соответствии с положениями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный правовой акт - решение № 19 от 31.03.2010 года Межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Саратовской области, в части доначисления и уплаты суммы земельного налога в размере 746242 рублей, взыскания пени в размере 104991 за неуплату уплату земельного налога и штрафа в размере 149 248 руб. соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Руководствуясь статьями 27, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Закрытому акционерному обществу «Балаковский автомобильный завод», г. Балаково Саратовской области в удовлетворении требования о признании недействительным решения №19 от 31.03.2010 года, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Саратовской области, в части доначисления и уплаты суммы земельного налога в размере 746242 рублей, взыскания пени в размере 104991 за неуплату уплату земельного налога и штрафа в размере 149 248 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 201, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.В.Бобунова