ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-6574/13 от 23.05.2013 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Саратов

Резолютивная часть объявлена 23 мая 2013г.

Полный текст изготовлен 30 мая 2013г.

Дело № А57-6574/2013

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи И.В.Пермяковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А.Бадариной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов», г.Саратов,

Заинтересованные лица:

администрация Татищевского муниципального района Саратовской области, р.п.Татищево;

Управление финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, р.п.Татищево;

о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа АС № 002987204 от 15.10.2012г. в течение более трех месяцев со дня его поступления на исполнение;

об обязании Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в течение семи дней со дня вступления решения в законную силу принять меры по исполнению исполнительного листа АС № 002987204 от 15.10.2012г.;

о взыскании с Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области государственной пошлины в размере 2000руб.

при участии: представителя Заявителя – ФИО1, действующей по доверенности №28-10/333 от 05.12.2012г.,

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «Газпром трансгаз Саратов» с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неисполнении выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа АС № 002987204 от 15.10.2012г. в течение более трех месяцев со дня его поступления на исполнение и обязании Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в течение семи дней со дня вступления решения в законную силу принять меры по исполнению исполнительного листа АС №002987204 от 15.10.2012г., в котором также просит взыскать с Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 2000руб.

Представители администрации Татищевского муниципального района Саратовской области и Управление финансов Татищевского Саратовского муниципального района Саратовской области в предварительное судебное заседание не явились, отзывы на заявление не представили, возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие не заявили. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения, в связи с чем, предварительное судебное заседание проводиться в порядке ст.136 АПК РФ в отсутствие заинтересованных лиц.

Представитель Заявителя в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

В силу ч.4 ст.137 АПК РФ если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Исследовав материалы дела, суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству, в связи с чем, с согласия Заявителя, учитывая отсутствие возражений заинтересованных лиц относительно рассмотрения дела в их отсутствие, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции и переходит к судебному разбирательству.

Заявитель в судебном заседании поддержал свою позицию, изложенную в предварительном судебном заседании.

Как видно из материалов дела, Арбитражным судом Саратовской области по делу №А57-11041/2011 на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 04.04.2012г. выдан исполнительный лист АС № 002987204 15.10.2012г. о взыскании с администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в пользу ООО «Газпром трансгаз Саратов» суммы основного долга в сумме 1038549руб. 88коп. и государственной пошлины в размере 23385руб. 50коп.

Указанный исполнительный лист 20.11.2012г. поступил на исполнение в администрацию Татищевского муниципального района Саратовской области с сопроводительным письмом № 28-14/1011 от 01.11.2012г. для исполнения, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на сопроводительном письме.

Поскольку в установленные законом сроки исполнительный лист исполнен не был, ООО «Газпром трансгаз Саратов» обратилось с письмами в Финансовое управление администрации Татищевского муниципального района Саратовской области о предоставлении информации о ходе взыскания по данному исполнительному листу.

Письмом от 20.02.2013г. №43 финансовое управление уведомило взыскателя о том, что в адрес должника были направлены уведомления, а в настоящее время в адрес управления поступило уведомление об обжаловании решения, на основании которого выдан исполнительный лист.

В связи с неисполнением финансовым управлением выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа АС № 002987204 ООО «Газпром трансгаз Саратов» обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы Заявителя, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Согласно статье 16 АПК вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 14 июля 2005 г. N 8-П взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

Однако исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных операций соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с абз.2 ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

В силу ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Как следует из пояснений Заявителя, действующего законодательства и положения о бюджетном процессе в Татищевском муниципальном районе Саратовской области, принятого решением муниципального Собрания Татищевского муниципального района Саратовской области от 15.05.2008 № 52/383, к бюджетным полномочиям финансового управления администрации Татищевского муниципального района относится открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета в установленном порядке, составление сводной бюджетной росписи местного бюджета, организация исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета района в порядке, установленном законодательством.

Из вышеизложенного следует, что финансовое Управление является органом исполняющим местный бюджет, в функции которого входит организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения должника.

В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

В силу пунктов 3, 4, 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта с заявлением взыскателя.

Пункт 3 указанной статьи содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.

При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Как установлено материалами дела, предъявленный к исполнению исполнительный лист АС № 002987204 не был возвращен взыскателю в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть принят к исполнению.

Согласно пункту 6 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации, при неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя. (пункт 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По смыслу пунктов 5 – 7 статьи 242.5. Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Как видно из материалов дела исполнительный документ поступил в Управление финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области для исполнения 20.11.2012г., трехмесячный срок для его исполнения истек 20.02.2013г., следовательно, в силу п. 7 ст. 242.5 БК РФ у финансового управления администрации Татищевского муниципального района Саратовской области возникла обязанность по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета.

Следовательно, в данных отношениях финансовый орган выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства.

Ссылку Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в письме, адресованном Заявителю о ходе исполнения ряда исполнительных листов, в том числе исполнительного листа серии АС № 002987204, на то обстоятельство, что решение, на основании которого выдан исполнительный лист обжалуется, суд считает не состоятельной, поскольку, решение суда по делу А57-11041/2011 от 04.04.2012г., вступило в законную силу 13.06.2012г. (дата постановления суда апелляционной инстанции), и не было обжаловано в кассационном порядке.

Согласно положениям части 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 13 Гражданского Кодекса РФ и части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным (бездействия незаконным) необходима совокупность двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту и нарушения актом прав и законных интересов юридического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ»).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что финансовое управление администрации Татищевского муниципального района не исполнило в трехмесячный срок свои обязательства по исполнению решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-11041/2011 в соответствии с исполнительным листом АС № 002987204, не были приняты надлежащие меры по исполнению обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, что свидетельствует о незаконном бездействии, которое привело к нарушению прав и законных интересов взыскателя в сфере предпринимательской деятельности

Так как заинтересованными лицами не представлены в материалы дела доказательства того, что судебный акт исполнен, суд приходит к выводу о том, что бездействие финансового управления администрации Татищевского муниципального района является длящимся и нарушает права ООО «Газпром трансгаз Саратов» на момент подачи заявления в суд, следовательно, установленный статьей 198 АПК РФ срок обращения в суд заявителем не пропущен.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Саратовской области, выразившегося в неисполнении выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа АС №002987204 от 15.10.2012г. в течение более трех месяцев со дня его поступления на исполнение, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В целях восстановления нарушенных прав, суд считает необходимым обязать Управление финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в течении семи дней со дня вступления решения в законную силу принять все меры к исполнению исполнительного листа АС №002987204 от 15.10.2012г.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из следующего.

Согласно ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Статьей 101 АПК РФ, установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Из материалов дела следует, что в связи с рассмотрением данного дела Заявителем на основании платежного поручения №7749 от 24.02.2013г. была уплачена государственная пошлина за подачу заявления в сумме 2000,00руб.

Следовательно, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000,00руб. подлежат взысканию с Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области в пользу Заявителя.

Руководствуясь ст.ст.201, 20167-170, 110, 181 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов», г.Саратов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Саратовской области, выразившегося в неисполнении выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа АС №002987204 от 15.10.2012г. в течение более трех месяцев со дня его поступления на исполнение.

Обязать Управление финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Саратовской области в течение семи дней со дня вступления данного решения в законную силу принять все меры к исполнению исполнительного листа АС №002987204 от 15.10.2012г.

Взыскать с Управления финансов администрации Татищевского муниципального района Саратовской области Саратовской области , р.п.Татищево, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов», г.Саратов, расходы по оплате государственной пошлины по данному делу в сумме 2000,00руб.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст.181 АПК РФ, через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья И.В.Пермякова