ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-6578/2010 от 19.07.2010 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз,1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-6578/2010

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2010 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей БобуновойЕ.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город», г. Саратов (сокращенное наименование ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город»)

к Министерству лесного хозяйства Саратовской области, г. Саратов

Третье лицо:

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Саратовского района, г. Саратов

о признании незаконным и отмене в связи с отсутствием состава правонарушения и нарушением порядка привлечения к административной ответственности постановления по делу об административном правонарушении № 10 от 06 мая 2010 года, которым ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город»» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка), и назначению наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

при участии в судебном заседании представителей: заявителя- Ягудиной Б.В. по доверенности от 12.05.2010г.;

Министерства лесного хозяйства Саратовской области – Маликова А.В. по доверенности от 04.02.2010г.№01-01-23/190;

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области – Дорофеевой Ю.А. по доверенности от 05.04.2010г. №426;

Управления Роснедвижимости по Саратовской области – Костюченко Ю.Р. по доверенности от 02.03.2010г. № 9

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства Саратовской области о назначении административного наказания за нарушение лесного законодательства № 10 от 06 мая 2010 года, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Определением Арбитражного суда от 08.06.2010г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представил дополнительные пояснения к заявлению, в которых заявил о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление. Представил подлинные материалы дела об административном правонарушении.

Представитель заинтересованного лица - Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области представил отзыв на заявление, в котором полагает, что основания для привлечения заявителя к административной ответственности отсутствуют.

Дело в арбитражном суде рассматривается в порядке статей 152-166, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой проверки от 01.04.2010г. № 62, государственным лесным инспектором Назаровым А.А. была проведена проверка исполнения лесного законодательства Российской Федерации в отношении ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» на объекте: квартал 23, выдела 18,19 Усть-Курдюмского участкового лесничества Саратовского лесничества Саратовского района Саратовской области.

В ходе проверки установлено, что между Министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области и ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» заключен договор № 101/Р от 11.08.2008г. аренды земельного участка и выявлено нарушение требований части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованиями указанных норм лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации. В нарушение статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации и подпункта «а» пункта 13 вышеуказанного договора аренды лесного участка ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» не разработан проект освоения лесов, не проведена государственная экспертиза проекта. Кроме того, на момент проведения проверки на 27.04.2010г. у ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» имеется задолженность по арендной плате за 2009г. в размере 26 795,12 руб., за 1 квартал 2010г. в размере 6 607 руб.

Административным органом 27.04.2010г. в адрес ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» на имя временно исполняющей обязанности генерального директора Сизовой И.В. составлено уведомление № 01-02-14/793 о необходимости явки её либо уполномоченного представителя в министерство лесного хозяйства Саратовской области 28 апреля 2010г. в 14 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное уведомление вручено главному бухгалтеру общества Неверовой Галине Владимировне 27 апреля 2010г. за входящим № 37,о чем имеется ее роспись.

Временно исполняющая обязанности генерального директора общества либо уполномоченный представитель для составления протокола об административном правонарушении в назначенное время не явились.

28 апреля 2010г. по рассмотрению результатов проверки государственным лесным инспектором Назаровым А.А. составлен протокол об административном правонарушении № 000170 в отношении ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении № 000170 от 28 апреля 2010г. определено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 06 мая 2010г. на 15 часов 00 минут. Копия протокола в адрес общества направлена почтой 29.04.2010г., о чем свидетельствует список № 31.

06.05.2010г. главным государственным лесным инспектором Министерства лесного хозяйства Саратовской области Ганькиным А.В. вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение лесного законодательства № 10, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Копия постановления № 10 от 06.05.2010г. направлена в адрес ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» 07.05.2010г., о чем свидетельствует список № 33.

Общество не согласилось с принятыми постановлениями и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Как пояснил заявитель в судебном заседании, постановлением № 10 от 06 мая 2010 года в вину ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» вменена не разработка проекта освоения лесов на арендуемый участок лесного фонда, не проведение государственной экспертизы проекта, а также наличие задолженности по арендной плате. Кроме того, лесной участок, в отношении которого общество должно было разработать проект освоения лесов, передан ему в аренду в соответствии с договором аренды лес № 101/Р от 11.08.2008г., согласно условий которого был передан лесной участок площадью 2,5 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Саратовское лесничество (Усть-Курдюмское лесничество), квартал 23, выделы 18 и 19 для осуществления рекреационной деятельности. Согласно действующему лесному законодательству, лица, которым представлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользований либо в аренду, составляют проект освоения лесов, который должен содержать сведения о лесном участке в виде выписки из государственного земельного кадастра, с положительным заключением государственной экспертизы.

Однако в связи с отсутствием информации о точных границах арендуемого лесного участка, согласования границ со смежными землепользователями, ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» неоднократно обращалось в Министерство лесного хозяйства Саратовской области с просьбами об уточнении границ арендованного земельного участка, на что был получен отрицательный ответ. Согласно договору аренды лесного участка № 101/Р от 11.08.2008г. обязанность по указанию в планово-картографических материалах границ арендованного лесного участка возложена на Министерство лесного хозяйства Саратовской области, но им не исполнена. В связи с чем, в нарушение требований статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проекта освоения лесов и не была проведена.

Кроме того, заявителем заявлено ходатайство о пропуске срока привлечения к административной ответственности, установленной статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным органом представлен отзыв на заявление общества, в котором поясняет, что при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, составляется проект освоения лесов, который в обязательном порядке должен содержать общие сведения, сведения о лесном участке в виде выписки из государственного земельного кадастра с описанием границ лесного участка, пространственное расположение лесного участка, переданного в аренду. А также сообщает, что лесной участок, переданный в аренду ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» на основании договора аренды лесного участка № 101/Р от 11.08.2008г. поставлен на кадастровый учет 03.01.1994г., о чем Управлением Роснедвижимости по Саратовской области предоставляется выписка из государственного земельного кадастра с описанием границ земельного участка. Проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе. В удовлетворении требований заявителя просит отказать, постановление о назначении административного наказания № 10 от 06.05.2010г. оставить без изменения.

Заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город», в котором ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области поясняет, что согласно сведениями государственного кадастра недвижимости, земельный участок площадью 2,5 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Саратовское лесничество (Усть-Курдюмское лесничество), квартал 23, выделы 18, 19 на кадастровом учете не состоит.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно пункту 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно пункту 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  По делам об административном правонарушении основанием для привлечения к административной ответственности является протокол об административном правонарушении, который должен быть составлен с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подробно регулирующей содержание протокола об административном правонарушении и порядок его оформления.
  В соответствии с пунктом 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или Закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения необходимые для разрешения дела.
  Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
  Также, согласно пункту 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
  При этом, пункт 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.
  Пункт 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
  Таким образом, как следует из требований и анализа статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол по делу об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии законного представителя юридического лица.

В целях проверки соблюдения административным органом установленного порядка привлечения к ответственности, в судебном заседании исследованы: протокол об административном правонарушении № 000170 от 28.04.2010г., постановления о назначении административного наказания № 10 от 06.05.2010 г.

Уведомление о необходимости явки 28 апреля 22010г. в 14 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении вручено главному бухгалтеру ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» Неверовой Г.В. которая является работником общества, принятая на должность главного бухгалтера согласно дополнительного соглашения об изменении трудового договора № 6 от 01.11.2005г.

На основании статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» извещение общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 000170 от 28.04.2010г. через работника ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» - Неверову Г.В. признается судом надлежащим извещением.

Представителем ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» заявлено о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункту 1 пункту 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 28.1 дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 28.04.2010г., а постановление по делу об административном правонарушении № 10 вынесен 06.05.2010г., то есть с соблюдением двух месячного срока установленного законодательством.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заявителем соблюден порядок привлечения заинтересованного лица к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимым признаком состава административного правонарушения является вина лица. На основании части 2 этой же статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела установлено, что 11 августа 2008 года между ЗАО «ИФХ «Город» и Министерством лесного, охотничьего и хозяйства Саратовской области был заключен договор аренды лесного участка № 101/Р, в соответствии с условиями которого ЗАО «ИФХ «Город» предоставляется во временное пользование лесной участок, определенный в пункте 2 указанного договора. В соответствии с пунктом 2 договора аренды лесной участок площадью 2,5 га имеет месторасположение: Саратовская область, Саратовский район, Саратовское лесничество (Усть-Курдюмское лесничество), квартал 23, выделы 18 и 19.

В соответствии с пунктом 4 указанного договора лесной участок площадью 2,5 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Саратовское лесничество (Усть-Курдюмское лесничество), квартал 23, выделы 18, 19, предоставляется Арендатору - ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» для осуществления рекреационной деятельности.

В силу подпункта «а» пункта 13 указанного договора Арендатор- ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» приобретает право приступить к использованию лесного участка для осуществления указанной деятельности с последующим представлением Арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06 апреля 2007 года № 77 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Пункт 1 указанного Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, определяет требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку проектов освоения лесов, и лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

При этом, исходя из положений Состава проекта, проект освоения лесов, в числе прочих, сведений в обязательном порядке должен содержать сведения о лесном участке в виде выписки из государственного земельного кадастра с описанием границ лесного участка, пространственное расположение лесного участка, переданного в аренду на карте-схеме лесничества.

Таким образом, в целях разработки проекта освоения лесов Заявителю необходимо осуществить постановку арендуемого лесного участка на кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, а также кадастровый учет осуществляются на основании предоставляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для такого учета документов.

Так, в соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации № 221-ФЗ в орган кадастрового учета должны быть предоставлены: межевой план земельного участка; документ, подтверждающий согласование местоположения границ земельного участка.

С учетом положений статьи 7 Лесного Кодекса Российской Федерации , в целях осуществления межевания арендованного лесного участка 29 апреля 2009 года между ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» и ООО «Бюро землеустройства и технической инвентаризации» был заключен договор №0689/09-3 на выполнение работ по землеустройству для постановки на государственный кадастровый учет указанного выше земельного участка.

Однако в связи с отсутствием информации о точных границах арендованного лесного участка, согласования границ участка со смежными землепользователями,

Заявитель неоднократно обращался в адрес Министерства лесного хозяйства Саратовской области с просьбами об уточнении границ арендованного земельного участка, на что был получен отрицательный ответ, о чем свидетельствуют письма № 16 от 23 марта 2009 года, № 02-02-14/879 от 23 апреля 2009 года, в связи с чем исполнение указанного выше договора№0689/09-3 от 29 апреля 2009 года ООО «Бюро землеустройства и технической инвентаризации» не представляется возможным, о чем ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» было поставлено в известность письмом № 61 от 05 февраля 2010 года.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 договора аренды лесного участка № 101/Р от 11 августа 2008 года обязанности по указанию в планово-картографических материалах границ арендованного лесного участка возложены на Министерства лесного хозяйства Саратовской области , которые им до настоящего времени не выполнены, что и привело в свою очередь к невозможности проведения землеустроительных работ, постановке на кадастровый учет указанного земельного участка и, как следствие, к невозможности разработки проекта освоения лесов.

В силу подпункта «б» пункта 11 договора аренды арендуемый лесной участок передается Арендатору по акту приема-передачи лесного участка согласно Приложению № 5, в соответствии с которым арендатору передается лесной участок, расположенный в Саратовском лесничестве, Усть- Курдюмском участковом лесничестве, квартале 23, выделы 18, 19, имеющий площадь 2,5 га, с соответствующим характеристиками насаждений.

Согласно приложению № 1 (Схема расположения и границы лесного участка) к договору аренды выделы 18, 19 в квартале 23 Усть-Курдюмского участкового лесничества Арендатору не были переданы, так как границы передаваемого участка не совпадают с номерами выделов.

Из указанного Приложения № 5 к договору аренды лесного участка не усматривается точных границ передаваемого лесного участка, масштаб изготовления Схемы лесного участка в Приложении № 1 к договору аренды не позволяет определить сам передаваемый участок лесного фонда, передаваемый участок схематично не соответствует указанным в пункте 2 договора аренды номерам выделов (18 и 19). Так же о противоречивости границ спорного лесного участка говорит и наличие договоров 31 от 29 июля 2004 года и № 85 от 22 мая 2003 года, заключенных между ЗАО «ИФХ Администрацией ОМО Саратовского района Саратовской области на аренду участков общей площадью 0,4277 га и 0,8 га соответственно.

Указанные земельные участки имеют адресные ориентиры: Саратовская область, Саратовский район, Юго-восточная окраина с. Усть-Курдюм и расположены в квартале 23 в районе № 19.

При оформлении землеустроительной документации на указанные земельные участки со смежными землепользователями были оформлены акты установления и согласования границ земельных участков.

Согласно плану границ земельного участка, утвержденного Комитетом по земельным землеустройству по Саратовской области, земли государственного лесного фонда смежества с арендованными ЗАО «ИФХ «Город» на основании договоров аренды № 31 от 04 года и № 85 от 22 мая 2003 года, земельными участками.

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из буквального толкования пункта аренды лесного участка № 101/Р от 11 августа 2008 года следует, что Арендатору лесной участок, определенный как выделы 18, 19 в квартале № 23, однако приложение № 1 к договору аренды противоречит положениям пункта 2 договора аренды.

Как следует из представленного договора аренды предметом № 101/Р от 11 августа 2008 года является лесной участок 2,5 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Саратовское лесничество (Усть-Курдюмское лесничество), квартал 23, выделы 18 и 19.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного Кодекса Российской Федерации.

Статьей 67 Лесного Кодекса Российской Федерации определено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, при этом порядок его проведения утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 года № 377, согласно которому лесоустройство на землях лесного фонда включает в себя, в том числе и проектирование лесных участков.

Согласно статье 69 Лесного Кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Статья 92 Лесного Кодекса Российской Федерации указывает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со статьями 1,16 ФЗ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года, с учетом положений статьи 7 Лесного Кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат государственному кадастровому учету. Моментом возникновения существования земельного участка как объекта государственного учета в соответствующих является внесение соответствующей записи в Государственный кадастр недвижимости.

При этом в соответствии с п. 1 статьи 7 ФЗ № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, в том числе о кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости с тем местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

На основании пункта 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского Кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащему передаче в аренду, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Учитывая, что документы о межевании и кадастровый план участка, переданного ЗАО «ИФХ Город» по договору аренды № 101/Р от 11 августа 2008 года, отсутствует, в указанном договоре аренды отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка, что не позволяет определить границы земельного участка, а также имеются противоречия между текстовой частью договора и приложением № 1 к договору, следовательно, сторонами не определены точные границы передаваемого лесного участка.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области (Управление Роснедвижимости по Саратовской области) осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и Положением об Управлении Роснедвижимости по Саратовской области, утвержденным приказом Роснедвижимости от 26.07.2006г. № П/0221. Согласно п. 6.4.1. Положения Управление осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственного технического учета объектов капитального строительства, создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости.

Исполнительные функции по ведению государственного земельного кадастра, включая государственный кадастровый учет земельных участков, а также предоставление сведений государственного земельного кадастра осуществляются Росземкадастром через соответствующие земельные кадастровые палаты. На территории Саратовской области указанные функции возложены на федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области. Постановку земельных участков на кадастровый учет осуществляет федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области.

Согласно поступившей информации из ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, 03 января 1994 года на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 64:00:000000:26, расположенный относительно ориентира Саратовский лесхоз, Саратовская область, Татищевский район, Саратовский район и представляющий собой единое землепользование для ведения лесохозяйственной деятельности, площадью 179 580 000 кв.м. Единое землепользование включает в себя обособленные земельные участки.

Согласно Приказу МПР РФ от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (действовавшему на момент проведения проверки) в разделе «Общие сведения» проекта указывается, в том числе выписка из государственного земельного кадастра с описанием границ лесного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в случае раздела ранее учтенного земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с целью образования нескольких новых земельных участков (представляющих собой земельные участки, входящие в состав указанного единого землепользования, либо в случае раздела земельного участка, входящего в состав указанного единого землепользования) образованным земельным участкам (ранее входившим в состав единого землепользования либо образуемым из них земельным участкам) присваиваются новые кадастровые номера, а исходный земельный участок (единое землепользование) сохраняется с прежним кадастровым номером в измененных границах и с измененным количеством входящих в его состав земельных участков.

Отдельным сформированным частям земельных участков (входящим в территориальные зоны, имеющим ограничения (обременения), занятым иными объектами недвижимого имущества и т.п.) в процессе государственного кадастрового учета присваиваются учетные кадастровые номера. Учетным кадастровым номером части земельного участка является порядковый номер записи, содержащей сведения о данной части земельного участка, в соответствующем подразделе государственного реестра земель кадастрового района.

Статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Заявление о кадастровом учете земельного участка площадью 2,5 га, расположенного в Саратовской области, Саратовский район, Саратовское лесничество (Усть-Курдюмское участковое лесничество), квартал 23, выделы 18, 19, в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области не поступало.

Согласно статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» помимо заявления о постановке земельного участка на кадастровый учет в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие документы:

- межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. К графической части межевого плана относятся следующие разделы:

-схема геодезических построений;

-схема расположения земельных участков;

-чертеж земельных участков и их частей;

-абрисы узловых точек границ земельных участков;

-документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

-копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

-копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);

-копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).

На основании подпункта «а» пункта 11 договора аренды лесного участка №101/Р от 11.08.2008г. Министерство лесного хозяйства Саратовской области обязалось указать в планово-картографических материалах границы лесного участка.

Однако Министерство лесного хозяйства Саратовской области границы участка определены не были, что подтверждается приложенными к заявлению обращениями ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» в Министерство лесного хозяйства Саратовской области с просьбой уточнить границы лесного участка. Данное обстоятельство повлекло невозможность проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на кадастровый учет.

Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью 2,5 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, Саратовское лесничество (Усть-Курдюмское лесничество) квартал 23, выделы 18, 19, являющийся предметом договора аренды лесного участка №101/Р от 11 августа 2008 года, не стоит на кадастровом учете.

Разделом 2 договора аренды лесного участка № 101/Р от 11 августа 2008г. и приложением № 4 согласованы и определены размеры и сроки уплаты арендной платы в размере 20 325 рублей за один календарный год без учета коэффициента индексации и в размере 21 747,76 рублей с учетом коэффициента индексации за один календарный год.

Ненадлежащее исполнение обществом обязательства по договору аренды лесного участка в части уплаты арендной платы послужило одним из оснований для привлечения ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Из представленного суду договора аренды лесного участка № 101Р от 11.08.2008г. следует, что лесной участок передан ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» для осуществление рекреационной деятельности.

Частью 4 статьи 8.25.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с использование и охраной лесов. Объективная сторона состоит в том, что виновный нарушает установленные заключенным договором условия использования недр.

В качестве одного из оснований наложения штрафа административный орган указал нарушение ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» пункта 6 названного договора, которым установлено, что Арендатор вносит арендную плату в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами по уведомлению, полученному у Арендодателя по форме Приложения №4 не позднее 20 числа последнего месяца каждого квартала и представляет в течении 1 месяца документы подтверждающие оплату.

Нарушения ЗАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» установленных заключенным договором условий использования лесного участка при осуществлении рекреационной деятельности в ходе проверки не выявлены, в обжалуемом постановлении не обозначены.

Отношения в сфере уплаты арендной платы за пользование лесными участками регулируются гражданским законодательством, следовательно наличие задолженности по арендной плате за 2009г. в размере 26 795,12 руб. и за 1 квартал 2010г. в размере 6 607,02 руб. не является правонарушением ответственность за которое, предусмотрена пунктом 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 мая 2007 г. № 125 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который устанавливает требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Согласно указанному порядку государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

В связи с тем, что проект освоения лесов на арендованный лесной участок в соответствии с договором аренды № 101/Р от 11.08.2008г. не был разработан, соответственно проведение государственной экспертизы проекта не представляется возможным.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушении, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. При этом такие данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют объективные доказательства, позволяющие установить факт совершения заявителем вмененного ему в вину правонарушения, то есть отсутствие события административного правонарушении.

Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом установленных в ходе рассмотрения данного дела обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления Министерства лесного хозяйства Саратовской области № 10 от 06.05.2010г.

Руководствуясь статьями 167-178,211Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования закрытого акционерного общества «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город», г. Саратов удовлетворить.

Постановление Министерства лесного хозяйства Саратовской области № 10 от 06 мая 2010 года о назначении закрытому акционерному обществу «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город», г. Саратов административного наказания по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей признать незаконным и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 211, статьями 259, 260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.В.Бобунова