АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
07 декабря 2023 года
Дело № А57-6749/2023
Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2023 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И. Михайловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрасовой К.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Государственной жилищной инспекции Саратовской области,
заинтересованные лица:
Публичное акционерное общество «Т Плюс»,
ФИО1,
Акционерное общество «Оператор информационный системы»,
об обязании ПАО «Т Плюс» исполнить предписание от 01.03.2022 № 82-06-05, а именно: прекратить нарушение Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России № 74, Приказа Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ № 74/114), выполнить квитирование платы за коммунальную услугу по многоквартирному дому № 4 по ул. Перспективной г. Саратова, в том числе по квартире 42 указанного жилого дома,
при участии в судебном заседании:
от ПАО «Т Плюс» - ФИО2 по доверенности от 17.08.2022, ФИО3 по доверенности от 06.09.2022,
от ГЖИ - ФИО4 по доверенности от 06.12.2022,
у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Государственная жилищная инспекция Саратовской области (далее - ГЖИ, заявитель) с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Публичного акционерного общества «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») исполнить предписание от 01.03.2022 № 82-06-05, а именно: прекратить нарушение Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России № 74, Приказа Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Приказ № 74/114), выполнить квитирование платы за коммунальную услугу по жилому помещению № 42 в многоквартирном доме № 4 по ул. Перспективной г. Саратова.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования.
Представители ПАО «Т Плюс» возражали против удовлетворения заявленных требований.
Иные лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, в целях рассмотрения обращения гр. ФИО1 от 14.01.2022 № 64-2022-433 при проведении Государственным жилищным инспектором Саратовской области контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению ПАО «Т Плюс» обязательных требований законодательства при размещении в ГИС ЖКХ информации по жилому помещению № 42 в многоквартирном доме № 4 по ул. Перспективной г. Саратова, установлено, что в ГИС ЖКХ информация, предусмотренная пп. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» по вышеуказанному многоквартирному дому не размещена, квитирование не производится.
По итогам документарной проверки в ПАО «Т Плюс» выдано предписание № 82-06-05 от 01 марта 2022 года, согласно которому необходимо прекратить нарушение Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 раздела 8 Приказа Минкомсвязи России № 74, Приказа Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Приказ 74/114), выполнить квитирование платы за коммунальную услугу по многоквартирному дому № 4 по ул. Перспективной г. Саратова, в том числе по квартире № 42 указанного жилого дома.
Согласно Приказа Минстроя России от 30.12.2020 № 912/пр «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами» статьи 6, 7, 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» содержат обязательные требования оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок исполнения вышеуказанного предписания был продлен до 22 июля 2022 года.
ПАО «Т Плюс» 31 марта 2022 года в инспекцию направлено письмо о том, что информация о начислении и оплате по жилому помещению № 42 многоквартирному дому №4 по ул. Перспективной г. Саратова размещается ежемесячно в виде платежного документа.
Однако, согласно представленной информации и информации размещенной в ГИС ЖКХ предписание не исполнено.
Учитывая изложенное, ГЖИ обратилась в суд с настоящими требованиями.
Изучив позиции лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» лица осуществляющие деятельность по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) утверждены Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.
Согласно пп. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 раздела лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома ежемесячно, не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным, по состоянию на 1 число месяца, следующего за расчетным, либо в иной срок, предусмотренный договором, необходимо размещать информацию о начислении денежных средств (по каждому жилому (нежилому) помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению)); задолженности/переплате по оплате коммунальных услуг (по каждому жилому помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению), а в отношении нежилых помещений - по каждому договору); поступлении денежных средств (по каждому жилому помещению в многоквартирном доме, жилому дому (домовладению), а в отношении нежилых помещений - по каждому договору).
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в ГИС ЖКХ, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утверждены Приказом Минкомсвязи России № 589, Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015.
Согласно п. 127 Приказа Минкомсвязи России № 589, Минстроя России № 944/пр от 28.12.2015 «Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» (далее Приказ № 589, № 944/пр) в системе осуществляется размещение информации о сопоставлении информации о начислениях и информации о внесении платы по помещению потребителя, в результате которого осуществляется размещение информации об оплаченных начислениях (квитирование).
В системе в автоматическом режиме осуществляется квитирование информации о внесении платы, размещенной в системе организациями, через которые производилось внесение платы, с информацией о начислениях.Информация о внесении платы, по которой не осуществлено квитирование в автоматическом режиме, сохраняется в системе и в соответствии с настоящим Порядком доступна в системе для поиска в целях квитирования в личном кабинете, в отношении каждого пользователя системы.
Согласно пункту 128 Приказа № 589, № 944/пр в случае, если у исполнителя имеется информация о поступлении средств, внесенных в качестве платы, на счет исполнителя и (или) о поступлении наличных денежных средств в кассу исполнителя (далее - информация о поступившем к исполнителю платеже) по помещению потребителя, в отношении которого не осуществлено квитирование в системе в автоматическом режиме, квитирование в системе данной информации осуществляется исполнителем.
Согласно пункту 129 Приказа № 589, № 944/пр при размещении в системе информации о начислениях исполнитель размещает информацию о поступивших к исполнителю платежах по помещению потребителя и о квитировании по такому помещению, в случае если перечисленная информация не содержится в системе, и информацию о результатах квитирования по информации о внесении платы, по которой не осуществлено квитирование в автоматическом режиме, поступившей в личный кабинет исполнителя.
В случае невозможности осуществления квитирования исполнитель размещает об этом информацию в системе.
Согласно пункту 130 Приказа № 589, № 944/пр в целях квитирования исполнитель использует в том числе информацию о внесении платы, по которой не осуществлено квитирование в автоматическом режиме, поступившую в личный кабинет исполнителя. При наличии в системе соответствующей информации исполнитель осуществляет квитирование данной информации.
Согласно пункту 131 Приказа № 589, № 944/пр в случае, если исполнитель не осуществил квитирование в соответствии с пунктом 130 настоящего Приказа, исполнитель на основании информации о поступившем к нему платеже осуществляет квитирование путем размещения в системе по помещению потребителя следующей информации о внесении платы:
1) сумма средств, внесенных в качестве платы;
2) дата внесения платы (при наличии данной информации у исполнителя);
3) дата поступления средств, внесенных в качестве платы, на счет исполнителя (при отсутствии у исполнителя информации, указанной в подпункте 2 настоящего пункта);
4) идентификатор платежного документа или в случае его отсутствия - идентификатор жилищно-коммунальных услуг, по которому внесена плата;
5) период оплаты (при указании данной информации при внесении платы лицом, которым внесена плата).
Согласно пункту 132 Приказа № 589, № 944/пр исполнитель в срок не позднее следующего дня после дня поступления наличных денежных средств в кассу исполнителя размещает в системе информацию, указанную в пункте 131 настоящего Приказа, в целях ее квитирования в соответствии с настоящим Приказом.
По мнению заявителя, указанные нормы ПАО «Т Плюс» не соблюдаются.
Вместе с тем, суд учитывает следующее, как указано выше, в соответствии с пунктом 127 Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденного приказом Минкомсвязи России, Минстроя России № 589/944/пр от 28 декабря 2015 г. (далее - Порядок), в системе осуществляется размещение информации о сопоставлении информации о начислениях и информации о внесении платы по помещению потребителя, в результате которого осуществляется размещение информации об оплаченных начислениях (далее - квитирование).
В системе в автоматическом режиме осуществляется квитирование информации о внесении платы, размещенной в системе организациями, через которые производилось внесение платы, с информацией о начислениях. Информация о внесении платы, по которой не осуществлено квитирование в автоматическом режиме, сохраняется в системе и в соответствии с Порядком доступно в системе для поиска в целях квитирования в личном кабинете, в отношении каждого пользователя системы.
В соответствии с пунктом 128 Порядка в случае, если у исполнителя имеется информация о поступлении средств, внесенных в качестве платы, на счет исполнителя и (или) о поступлении наличных денежных средств в кассу исполнителя (далее - информация о поступившем к исполнителю платеже) по помещению потребителя, в отношении которого не осуществлено квитирование в системе в автоматическом режиме, квитирование в системе данной Информации осуществляется исполнителем.
В связи с указанным, исполнитель вправе разместить в ГИС ЖКХ информацию о квитировании по лицевому счету путем размещения в системе в установленные законодательством сроки информации в соответствии с пунктами 128-130 Порядка либо информации о внесении платы в соответствии с пунктом 131 Порядка.
На запрос ГЖИ по вопросу осуществления квитирования в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства организацией ПАО «Т Плюс» (ОГРН <***>) по адресу: <...>, Акционерное общество «Оператор информационной системы» представило следующую информацию.
В ходе проведенного анализа выявлено, что организация при размещении платежного документа за февраль 2023 года по вышеуказанному адресу осуществляет размещение информации о сопоставлении полученных денежных средств (квитирование) путем заполнения поля «Оплачено денежных средств».
В ГИС ЖКХ доступно размещение информации о квитировании как в разделе «Оплата ЖКУ» - «Квитирование», так и путем указания информации о внесении платы в поле «Оплачено денежных средств» при размещении платежного документа.
При размещении информации о квитировании с помощью:
1)Размещения детальной информации о сопоставлении платежа с начислениями по услугам платежного документа в разделе «Оплата ЖКУ» - «Квитирование» или в контекстном меню платежного документа (по стрелке вниз), пункт «Квитирование» -произойдет автоматическое сопоставление платежа выставленным начислениям, что приведет к сопоставлению данных в личном кабинете гражданина;
2)Заполнения информации о поступлении денежных средств в самом платежном документе (поле «Оплачено денежных средств») - информация в личном кабинете гражданина по выставленным ранее платежным документам не будет отражена с детальным сопоставлением по услугам платежного документа в карточке платежного документа. Информация об оплате в таком случае будет отображаться в поле «Оплачено денежных средств», указанном в платежном документе, гражданам при оплате следует ориентироваться на данное поле в платежном документе.
При этом, в связи с настройкой организации по учету информации озадолженности в платежном документе с учетом задолженности, платежный документ будет отображаться в личном кабинете пользователя как неоплаченный в разделе «Оплата ЖКУ» до тех пор, пока не будет выставлен платежный документ за следующий период.
В ходе судебного разбирательства от Акционерного общества «Оператор информационной системы» поступили письменные объяснения, из которых следует следующее.
В государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства размещение информации о сопоставлении полученных денежных средств (о квитировании) возможно двумя способами:
1) Размещение детальной информации о сопоставлении полученных денежных средств и выставленных начислений (квитировании) в личном кабинете системы исполнителя коммунальных услуг. В таком случае платежный документ в системе будет восприниматься как оплаченный и не будет отображаться в списке на вкладке оплаты личного кабинета.
2) Размещение информации о внесенной ранее оплате в поле «Оплачено денежных средств, руб.» платежного документа. В текущей версии системы такой способ размещения информации не влияет на порядок отображения платежных документов на вкладке оплаты личного кабинета.
Согласно проведенному анализу установлено, что ПАО «Т Плюс» (ОГРН: <***>) разместило в ГИС ЖКХ информацию о сопоставлении полученных денежных средств (о квитировании) вторым способом, путем заполнения поля «Оплачено денежных средств» в платежных документах по единому лицевому счету (далее - ЕЛС) №70АС041444, за исключением следующих платежных документов:
-STM1915537583_012021 за период 01.2021 на сумму 799,17;
-STM1915537583_062023 за период 06.2023 на сумму 167,19;
-STM1915537583_072023 за период 07.2023 на сумму 83,60;
-STM1915537583_082023 за период 08.2023 на сумму 82,98;
-STM1915537583_092023 за период 09.2023 на сумму 82,38;
-STM1915537583J02023 за период 10.2023 на сумму 483,65.
Между тем, функционалом системы не предусмотрено внесение информации о квитировании с нулевыми суммами.Таким образом, по данным платежным документам, ввиду отсутствия в них информации о произведенной оплате, сопоставление полученных денежных средств (квитирование) не может быть произведено.
В данном конкретном случае, ПАО «Т Плюс» был выбран способ размещения информации в соответствии с пунктом 131 Порядка, то есть квитирование осуществляется путем размещения в ГИС ЖКХ информации о внесении платы за коммунальные услуги, из чего следует, что ПАО «Т Плюс» исполняет обязанность по квитированию в соответствии с действующим законодательством, следовательно, предписание № 82-06-05 исполнено в полном объеме.
При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области А.И. Михайлова