ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-6789/12 от 08.06.2012 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-6789/2012

Резолютивная часть решения оглашена – 08.06.2012 года

Полный текст решения изготовлен – 08.06.2012 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хамитовой Г.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Простор», г. Саратов

Заинтересованные лица:

Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов

Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов

Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов

о признании незаконным постановления № 17 от 13.01.2012 года и обязании принять решение

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 19.12.2011 года;

от Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО2, доверенность № 01-4/57 от 06.06.2011 года; ФИО3, доверенность № 01-03/25 от 07.03.2012 года;

от Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4, по доверенности № 02-08/05-17661 от 30.11.2011 года; ФИО5, доверенность № 02-08/05-18532 от 14.12.2011 года;

от Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО6, доверенность от 12.05.2012 года № 14/902-04-014ж

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Простор» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточнённым в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 17 от 13.01.2012 года «Об отказе ООО «Простор» в размещении спортивного комплекса и фитнес-центра на земельном участке в Ленинском районе». Кроме того, заявитель просит обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение о выборе и предварительном согласовании ООО «Простор» места размещения спортивного комплекса и фитнес-центра на земельном участке общей площадью 38 808 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, в квартале, ограниченном ул. Восточная и Плодовоягодная.

В судебное заседание, назначенное на 04.06.2012 г. на 10 час. 00 мин., явился представитель заявителя, который поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов» считает заявленные требования незаконными и необоснованными, просит в удовлетворении данных требований отказать.

Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» оспорил требования заявителя, по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» поддержал заявленные возражения в полном объеме.

Представителем Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании, в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлено ходатайство о замене заинтересованного лица - Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», в связи с реорганизацией в форме слияния.

Поскольку в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, заявленное ходатайство подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 08.06.2012 года на 12 час. 20 мин.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что 06.04.2010 г. ООО «Простор» обратилось в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ориентировочной площадью 3,8808 га, для целей размещения объектов спортивного комплекса и фитнес-центра.

Комитет по земельным ресурсам Администрации МО «Город Саратов» письмом № 02-07/01-6595 от 28.04.2010 г. сообщил Обществу об изготовлении схемы и направлении на согласование в структурные подразделения Администрации МО «Город Саратов».

В письме от 01.06.2010 г. № 01-02-20/342 Администрация МО «Город Саратов» сообщила ООО «Простор» о том, что на основании письменного заключения структурного подразделения Администрации муниципального образования «Город Саратов» - Комитета по архитектуре и градостроительству - схема отклонена от согласования до подготовки документации по планировке территории, в состав которой входит рассмотренный земельный участок.

Считая данный отказ от согласования схемы расположения земельного участка незаконным и необоснованным, ООО «Простор» обратилось с соответствующим с заявлением в Арбитражный суд Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.10.2010 года по делу № А57-8188/2010, вступившим в законную силу, письмо Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01.06.2010 г. № 01-02-20/342, содержащее отказ в согласовании схемы расположения земельного участка, было признано недействительным.

На Администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, ориентировочной площадью 3,8808 га, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, в квартале ул. Восточная и ул. Плодовоягодная, для целей размещения объектов спортивного комплекса и фитнес-центра.

В целях исполнения судебного акта, ООО «Простор» была утверждена и выдана согласованная схема расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Саратов, в квартале ул. Восточная и Плодовоягодная в Ленинском районе (л.д. 63).

10.08.2011 года в газете «Саратовская панорама» было опубликовано сообщение Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о предстоящем предоставлении земельного участка, общей площадью 38808 кв.м., предназначенного для размещения спортивного комплекса и фитнес-центра, расположенного по адресному ориентиру: г. Саратов, в квартале ул. Восточная и Плодовоягодная в Ленинском районе (л.д. 20).

23.09.2011 года директор ООО «Простор» обратился с заявлением на имя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» А.Л. ФИО7 и И.о. председателя Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО8 о принятии решения о выборе и предварительном согласовании места размещения спортивного комплекса и фитнес-центра на земельном участке общей площадью 38 808 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, в квартале, ограниченном ул. Восточная и Плодовоягодная (л.д. 41).

К заявлению Обществом были приложены следующие документы: 1) копия схемы расположения земельного участка от 10.03.2011 № 37-04; 2) копия акта выбора земельного участка от 28.03.2011 № 01-01-08/24; 3) копия санитарно-эпидемиологического заключения № 0986020; 4) копия текста информационного сообщения от 01 августа 2011 № 02-08/01-11609; 5) газета «Саратовская панорама» от 10 августа 2011 года № 83/1 (747/1); 6) копия решения Арбитражного суда Саратовской области от 26.10.2010 по делу № А57-8188/2010; 7) копия постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 года по делу № А57-8188/2010.

13.01.2012 года Постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 17 ООО «Простор» было отказано в размещении спортивного комплекса и фитнес-центра на земельном участке общей площадью 38 808 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, в квартале, ограниченном ул. Восточная и Плодовоягодная, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие полномочия руководителя ООО «Простор» действовать от имени организации в пределах полномочий, предусмотренных учредительными и иными документами (решение общего собрания участников общества) л.д. 21.

Считая данное Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд основывается на следующем.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность или в аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, предоставление земельных участков в аренду, либо в собственность (при наличии к тому правовых оснований) осуществляется по решению уполномоченных государственных и муниципальных органов.

Одной из важных юридических гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, обращающихся с заявлениями о предоставлении земельных участков, является предоставленная законом возможность судебного обжалования действий (бездействия) и решений соответствующих государственных и муниципальных органов.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с данной правовой нормой, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации указан порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Таким образом, для возникновения права на земельный участок должны быть пройдены все три этапа, предшествующие предоставлению участка.

Выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта является первым этапом процедуры предоставления земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями п. 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

На основании п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

На основании п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

На основании п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения (п. 7 ст. 31 ЗК РФ).

Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Таким образом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса. При этом, пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указывает на необходимость гражданин или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, обращаться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, возможно только после обращения гражданин или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В рассматриваемом случае данное требование не соблюдено, т.к. ООО «Простор» 23.09.2011 г. обратилось в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о принятии решения о выборе и предварительном согласовании места размещения спортивного комплекса и фитнес-центра на земельном участке общей площадью 38 808 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, в квартале, ограниченном ул. Восточная и Плодовоягодная (л.д. 41), тогда как информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка, общей площадью 38808 кв.м., предназначенного для размещения спортивного комплекса и фитнес-центра, расположенного по адресному ориентиру: г. Саратов, в квартале ул. Восточная и Плодовоягодная в Ленинском районе, было опубликовано в газете «Саратовская панорама» 10.08.2011 года (л.д. 20).

Кроме того, как следует из положений п. 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Как следует из представленного в материалы дела заявления ООО «Простор» о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта от 23.09.2011 года (л.д. 41) в названном заявлении не указано испрашиваемое право на земельный участок.

Кроме того, рассматривая заявленные требования, суд пришёл к выводу о том, что в названном заявлении от 23.09.2011 года, Общество не обосновало примерные размеры земельного участка.

В рассматриваемом случае площадь земельного участка, испрашиваемого заявителем, составляет 38 808 кв. м, что подтверждается экспликацией размещения многофункционального спортивного центра. Однако технико-экономическое обоснование необходимости земельного участка именно такого размера для размещения спортивного комплекса и фитнес-центра, не представлено.

Действующим законодательством не установлены нормы предоставления земельных участков для объектов физической культуры и спорта, вместе с тем, Письмом Госстроя России от 30.04.2004 № ЛБ-322/9 одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа в строительстве Свод правил по проектированию и строительству «Физкультурно-спортивные залы».

Свод правил подготовлен в двух частях:

часть первая включает физкультурно-спортивные залы размером до 36х18 м, а также залы 42х24 м - для спортивной гимнастики;

часть вторая физкультурно-спортивные залы и манежи размером 42х24 м и более, а также залы для 36х18 и более для универсального использования.

Настоящий свод правил предназначен для проектирования массовых типов физкультурно-спортивных залов, которые без конструктивно-планировочных изменений могут быть доступны также для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, в том числе детей-инвалидов, при зафиксированных в здании на проектирование условиях.

Параметры физкультурно-спортивных залов с соответствующими группами необходимых помещений, приведенные в настоящем Своде правил, являются функционально-технологической основой составления программы проектирования спортивных зданий и комплексов, которые следует проектировать по соответствующим строительным нормативным документам.

В соответствии с пунктом 3.1 указанного свода правил строительные размеры, площади и пропускная способность спортивных залов и помещений физкультурно-оздоровительного назначения должны приниматься в соответствии с правилами проведения соревнований и положениями по организации учебно-тренировочных занятий. Составы и площади вспомогательных помещений при залах принимаются в соответствии с положениями настоящего свода правил, СниП 2.08.02, а также справочных пособий к нему.

Размеры универсальных спортивных залов (предназначенных для попеременных занятий по различным видам спорта) и пропускная способность принимаются по наибольшему показателю для этих видов, приведенных в таблице 3.1.

Согласно указанной таблице приведены соответствующие размеры:

акробатика 36х18 (что составляет 648 кв. м площади);

баскетбол 30х18 (что составляет 540 кв. м площади) и т.д.

Согласно таблицы 3.3 части 2 указанного Свода правил приведены строительные размеры залов в зависимости от игровых видов спорта и от вида легкоатлетических занятий и уровня соревнований, максимальный их них предусмотрен для футбольного поля - 96x48, что составляет 4608 кв. м. Согласно примечанию к данной таблицы допускается увеличение размера площади зала (арены) для футбола, но не более, чем до 113x72 кв. м (что составляет 8136 кв. м).

Исходя из приведенных нормативных размеров спортивных залов, даже при условии сочетания нескольких их видов, в зависимости от различных видов спорта, испрашиваемая площадь земельного участка является существенно завышенной.

Заявителем в рассматриваемом случае размер земельного участка не обоснован, технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты не приведены, соответствующие документы в материалы дела не представлены.

Представленная заявителем в материалы дела в обоснование испрашиваемой площади земельного участка экспликация (л.д. 160), также не свидетельствует о необходимости для размещения спортивного комплекса и фитнес-центра земельного участка общей площадью 38 808 кв.м.

Кроме того, несмотря на то, что испрашиваемый вид разрешенного использования и является для соответствующей территориальной зоны основным, указанная зона является жилой (территориальная зона Ж-3 - зона - сложившейся малоэтажной жилой застройки усадебного типа).

В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Размещение на испрашиваемом земельном участке, в зоне сложившейся малоэтажной жилой застройки усадебного типа объекта спортивного назначения, размером около 5 футбольных арен, не отвечает указанным положениям законодательства.

Кроме того, как следует из представленногоАдминистрацией муниципального образования «Город Саратов» акта осмотра земельного участка от 19.10.2011 года (л.д. 43), испрашиваемый ООО «Простор» земельный участок, площадью 38 808 кв.м. поделен на множество частей, которые используются под огороды, некоторые части имеют ограждения в виде заборов, на участке имеются зеленые насаждения, а также строения, похожие на дачные домики и хозяйственные постройки. Данные сведения, содержащиеся в акте осмотра от 19.10.2011 года, подтверждены Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Так, Комитетом по градостроительной политике архитектуре и капитальному строительству в материалы дела представлен фрагмент с указанием места расположения земельного участка площадью 38 808 кв.м. (л.д. 161), из которого следует, что испрашиваемый Обществом земельный участок, площадью 38 808 кв.м. поделен на множество частей, которые используются под огороды, имеются ограждения в виде заборов, на участке имеются зеленые насаждения, а также строения.

Как следует из оспариваемого постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 17 от 13.01.2012 года, ООО «Простор» было отказано в размещении спортивного комплекса и фитнес-центра на земельном участке общей площадью 38 808 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, в квартале, ограниченном ул. Восточная и Плодовоягодная, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие полномочия руководителя ООО «Простор» действовать от имени организации в пределах полномочий, предусмотренных учредительными и иными документами (решение общего собрания участников общества) л.д. 21.

Данный довод Администрации муниципального образования «Город Саратов» суд признает несостоятельным, поскольку заявлением директора ООО «Простор» от 10.11.2011 года, направленным в адрес Председателя Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» 14.11.2011 года подтверждается, что в качестве дополнения к ранее поданному заявлению ООО «Простор» были представлены учредительные документы Общества, в том числе: 1) свидетельство о государственной регистрации юридического лица; 2) свидетельство о постановке на учет; 3) Устав ООО «Простор»; 4) Договор об учреждении предприятия; 5) Приказ № 1/ЛС от 15.09.2009 года о назначении директора.

В данном случае судом установлено, что отказ Администрации, выраженный в Постановлении от 13.01.2012 года № 17, не соответствует закону.

Однако, в силу требованийч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, суд считает, что основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным в контексте с ч. 1 ст. 198 и ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу ст. 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.

Оценка законности оспариваемого постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» производится судом с учетом совокупности доказательств в целях установления возможности принятия решения о выборе и предварительном согласовании места размещения спортивного комплекса и фитнес-центра на земельном участке общей площадью 38 808 кв.м., расположенном по адресу: г. Саратов, Ленинский район, в квартале, ограниченном ул. Восточная и Плодовоягодная на основании заявления Общества от 23.09.2011 года и представленных к заявлению документов.

Так, в ходе рассмотрения материалов дела судом установлено, что нарушен порядок осуществления выбора земельного участка, установленный статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также то, что заявление Общества не содержит испрашиваемое право на земельный участок и обоснование размера испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 27, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заменить заинтересованное лицо - Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов».

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Простор» о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 17 от 13.01.2012 года «Об отказе ООО «Простор» в размещении спортивного комплекса и фитнес-центра на земельном участке в Ленинском районе» - отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области

В.В. Землянникова