ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-7032/08 от 23.12.2008 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002 г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз д. 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Саратов Дело № А57-7032/08

«29» декабря 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2008г.

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2008г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Пермяковой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заместителя прокурора Саратовской области, г. Саратов,

о признании бездействия Саратовской городской Думы, выразившееся в не включении в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области незаконным и обязании Саратовской городской Думы совершить определенные действия,

Заинтересованные лица:

Саратовская городская Дума, г.Саратов,

Комитет социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области, г.Саратов,

Администрация г.Саратова,

Комитет по управлению имуществом г.Саратова,

Комитет по труду и социальному развитию администрации города Саратова,

Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г.Саратов,

при участии:

от прокуратуры – ФИО1, удостоверение ТО №064001,

от Саратовской городской Думы – ФИО2 по доверенности №06-01-35 от 11.03.2008г.,

от Комитета соц.защиты – ФИО3 по доверенности №4 от 10.01.2008г.,

от Администрации- ФИО4 по доверенности №01-02-41/45 от 07.07.2008г., ФИО5 по доверенности №01-02-41/49,

от КУИ г.Саратова – ФИО6 по доверенности №02-08/3725 от 25.06.2008г.,

от комитета по труду – ФИО7 по дов.№01-09-406 от 08.09.2008г.,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился заместитель прокурора Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Саратовской городской Думы, выразившееся в не включении в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008г. №25-248 имущества, а именно: автомобилей ГАЗ 3110 н.з. В007СА, ГАЗ 3110 н.з. В880НВ, ГАЗ 3102 н.з. Т164, ВАЗ 21074 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, и об обязании Саратовской городской Думы включить в перечень имущества предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области указанное имущество.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Саратовская городская Дума, г.Саратов, Комитет социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области, г.Саратов, администрация г.Саратова, Комитет по управлению имуществом г.Саратова, Комитет по труду и социальному развитию администрации города Саратова, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г.Саратов.

Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области, надлежащим образом извещенного, в судебное заседание не явился. В деле имеется ходатайство Комитета о рассмотрении дела без участия его представителя. Дело слушается в отсутствие представителя Комитета по управлению имуществом Саратовской области в порядке ст.156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Саратова по обращению председателя Комитета социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области проведена проверка законности передачи имущества из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области. В ходе проверки было установлено, что имущество, предназначенное для осуществления полномочий государственных органов власти субъектов Российской Федерации, а именно: автомобили ГАЗ 3110 н.з. В007СА, ГАЗ 3110 н.з. В880НВ, ГАЗ 3102 н.з. Т164, ВАЗ 21074 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, не были включены в перечень имущества предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Города Саратова» в государственную собственность Саратовской области, утвержденный решением Саратовской городской Думы №25-248 от 28.02.2008г.

Полагая, что бездействие Саратовской городской Думы, выразившееся в не включении в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008г. №25-248, указанного выше имущества не соответствует закону и нарушает права Комитета социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокуратура Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с данным заявлением. В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал в полном объеме.

Саратовская городская Дума требования прокуратуры считает необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление

Комитет социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области требования прокуратуры Саратовской области поддерживает, считая их обоснованными по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Администрация г.Саратова, Комитет по управлению имуществом г.Саратова, Комитет по труду и социальному развитию администрации города Саратова требования прокуратуры Саратовской области считают необоснованными по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании Постановления Правительства Саратовской области от 14 сентября 2005 г. N 317-П «О территориальных органах министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области»были созданы территориальные органы министерства здравоохранения и социальной поддержки области в муниципальных образованиях области - Комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области, с возложением на них функции по осуществлению государственной политики в сфере социальной защиты населения Саратовской области.

Комитет был создан на базе органов социальной защиты населения муниципальных образований области. В городе Саратове таким органом является Комитет по труду и социальному развитию администрации города Саратова.

В соответствии с названным постановлением Правительства Саратовской области Комитету по управлению имуществом области было поручено на основании предложений министерства здравоохранения и социальной поддержки области и органов местного самоуправления осуществить организационно-правовые мероприятия по приему имущества в государственную собственность области и обеспечить в установленном порядке закрепление принимаемого имущества за соответствующими территориальными органами министерства здравоохранения и социальной поддержки области.

По договоренности между Комитетом социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области и Комитетом по труду и социальному развитию администрации города Саратова, а также по согласованию данного вопроса с вышестоящими по подчиненности органами было принято решение о распределении имущества пропорционально распределяемым полномочиям (часть полномочий осталось у органов местного самоуправления и исполняются Комитетом по труду и социальному развитию администрации города Саратова).

06 марта 2006 года между Комитетом по управлению имуществом города Саратова и Комитетом социальной защиты населения города Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области заключен договор аренды муниципального имущества 45/7 (кроме недвижимости). Согласно пункту 1.1 указанного договора Комитетом социальной защиты населения города Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области принял во временное пользование муниципальное имущество указанное в приложение № 1 к данному договору, которое предназначается для целей обеспечения бесперебойной работы, связанной с реализацией на территории г.Саратова действующего законодательства по социальной защите.

Согласно приложению № 1 к указанному договору аренды комитету переданы, в том числе, автомобили: ГАЗ 3110 номерной знак <***> ГАЗ 3110 Т В 880 НВ; ГАЗ 3102 номерной знак Т164; ВАЗ 21074 номерной знак <***>; ВАЗ 21043 номерной знак <***>; ВАЗ 21043 номерной знак <***>; ВАЗ 21043 номерной знак <***>; ВАЗ 21043 номерной знак <***>.

Как следует из материалов дела, с момента создания Комитета социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области спорное имущество использовалось для осуществления государственных полномочий по защите семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защите, включая социальное обеспечение инвалидов, ветеранов, пенсионеров, малообеспеченных слоев населения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года федеральными законами. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Решением Саратовской городской Думы от 28 марта 2007г. N16-140 Администрация города формирует перечни имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Город Саратов", предлагаемого для передачи в федеральную собственность или государственную собственность Саратовской области в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Саратовской области и органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов", а Саратовская городская Дума утверждает данные перечни.

09.01.2008 года главой администрации города Саратова в Саратовскую городскую Думу направлен проект решения «Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «город Саратов» в государственную собственность Саратовской области», в котором к передаче предлагалось имущество, находящееся в пользовании комитета социальной защиты населения города Саратова министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, в том числе автомобили ГАЗ 3110 н.з. В007СА, ГАЗ 3110 н.з. В880НВ, ГАЗ 3102 н.з. Т164, ВАЗ 21074 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>.

Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-248 утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области, однако, названные автомобили не были включены в перечень.

Согласно статье 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов в области образования, организации оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, относящихся к категориям социально незащищенных слоев населения и льготным категориям.

Статьей 26.11 упомянутого Закона предусмотрено, что в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статье 26.3. Для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться следующее имущество: необходимое для материально-технического обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных учреждений; необходимое для оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях; необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность до 1 января 2008 года обеспечить безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральными законами, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество безвозмездно использовать данное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен порядок безвозмездной передачи имущества, необходимого для осуществления полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, из одного уровня собственности в другой.

Проанализировав положения законодательства, регулирующего вопросы разграничения полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, экономической основы деятельности публичных образований, правового положения учреждений, суд пришел к выводу, что передаче в собственность Саратовской области в связи с созданием Комитета социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области, подлежит все имущество, необходимое для его функционирования, в том числе автомобили ГАЗ 3110 н.з. В007СА, ГАЗ 3110 н.з. В880НВ, ГАЗ 3102 н.з. Т164, ВАЗ 21074 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>, ВАЗ 21043 н.з. <***>.

Довод Саратовской городской Думы о том, что передача автомобилей в собственность Саратовской области, должна быть целесообразной, в связи с чем, по ее мнению, названые автомобили необходимо оставить в муниципальной собственности, отклоняется судом, так как все спорное имущество при формировании Комитета социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области, фактически было передано ему в пользование и используется для социального и медицинского обслуживания незащищенных слоев населения, и предлагалось к передаче в государственную собственность администрацией г.Саратова.

Судом также отклоняются доводы Саратовской городской Думы о том, что при обсуждении проекта решения Саратовской городской Думой «Об утверждении Перечня имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области» отсутствовала информация о том, когда были приобретены автомобили, и отсутствуют сведения о том, что спорные автомобили находились в муниципальной собственности на день вступления в силу главы 12 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ – 08.10.2003г.

В судебное заседание комитетом социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области представлены паспорта транспортного средства на все спорные автомобили. Суд считает, что у Саратовской городской Думы отсутствовали основания для исключения из перечня передаваемого имущества автомобилей в связи с отсутствием вышеназванной информации, поскольку, для принятия законного решения требовалось запросить необходимые документы.

Кроме того, как указывалось выше, автомобили, которые Саратовская городская Дума отказывается передавать в государственную собственность субъекта Российской Федерации до настоящего времени используются комитетом социальной защиты населения г.Саратова министерства социального развития Саратовской области для социального и медицинского обслуживания незащищенных слоев населения, и фактически приняты в областную собственность, в связи с чем, Саратовская область несет расходы по их содержанию.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что позиция Саратовской городской Думы, отказывающейся передать в собственность Саратовской области отдельных объектов, используемых учреждениями здравоохранения, образования, социальной сферы, не соответствует статье 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ, пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в связи с чем, нарушаются права Саратовской области в лице комитета социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области.

При данных обстоятельствах суд считает требования прокуратуры обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Руководствуясь ст.ст.201,167-170 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования заместителя прокурора Саратовской области, г.Саратов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Саратовской городской Думы, выразившееся в не включении в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008г. №25-248 следующего имущества:

- автомобиль ГАЗ 3110 н.з. В007СА,

- автомобиль ГАЗ 3110 н.з. В880НВ,

- автомобиль ГАЗ 3102 н.з. Т164,

- автомобиль ВАЗ 21074 н.з. <***>,

- автомобиль ВАЗ 21043 н.з. <***>,

- автомобиль ВАЗ 21043 н.з. <***>,

- автомобиль ВАЗ 21043 н.з. <***>,

- автомобиль ВАЗ 21043 н.з. <***>.

Саратовской городской Думе включить указанное имущество в перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования «Город Саратов» в государственную собственность Саратовской области.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке ст.181 АПК РФ.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области И.В.Пермякова