АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 26 декабря 2018 года | Дело № А57-7125/2018 |
Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2018 года
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2018 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Сидоровой Ю.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булановой А.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авто» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Балашов
к обществу с ограниченной ответственностью «Регионсервис» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов
к министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов,
ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>), Саратовская область, р.п. Соколовый,
о признании недействительным решения комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, оформленное протоколом подведения итогов отбора №4/3 от 28.11.2017 на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки их хранению и возврату на территории Балашовского MP;
о признании недействительным договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на специализированные стоянки, их хранению и возврату от 15 декабря 2017 года, заключенный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и ООО «РегионСервис», ИНН <***>, ОГРН <***>,
при участии: от министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – ФИО2 по доверенности №01-02-09/11313 от 03.09.2018 г., от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области – ФИО3 по доверенности №02/2-3 от 09.01.2018 г., иные участники процесса – не явились, извещены надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Авто» (далее ООО «Авто», истец) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Регионсервис» (далее ООО «Регионсервис, ответчик) и к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее Министерство, ответчик) о признании недействительным решения комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, оформленное протоколом подведения итогов отбора №4/3 от 28.11.2017 на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки их хранению и возврату на территории Балашовского MP; о признании недействительным договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на специализированные стоянки, их хранению и возврату от 15 декабря 2017 года, заключенный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и ООО «РегионСервис»,
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 12 декабря 2018 года в судебном заседании объявлен перерыв до 19.12.2018г. По истечении перерыва судебное заседание было продолжено.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010г. №228-ФЗ) информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, Согласно Положения о порядке отбора исполнителей для осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 5 октября 2017 г. И512-П "Об организации деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату на территории Саратовской области", уполномоченным органом для отбора исполнителей для осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату является министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
12.10.2017 на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области организатором Отбора было опубликовано извещению о проведении отбора на право заключения договора об осуществлении деятельности но перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки их хранению и возврату на территории Балашовского МР (далее Отбор).
Согласно протоколу вскрьггия конвертов с заявками №4/1 от 13.11.2017 на участие в Отборе были поданы заявки ООО «РегионСервис», ООО «Авто», ИП ФИО1
По данным протокола рассмотрения заявок №4/2 от 28.11.2017 заявка ООО «РегионСервис» был признана соответствующей требованиям Положения и допущена к участию в отборе, заявки ООО «Авто» и ИП ФИО1 были признаны несоответствующими требованиям Положения. ООО «Авто» и ИП ФИО1 было отказано в допуске к участию в Отборе по следующим основаниям: специализированные стоянки данных участников не соответствовали требованиям ст.5 ЗСО О порядке перемещения задержанных транспортных средств.
В соответствии с протоколом подведения итогов отбора № 4/3 от 28.11.2017
рассмотрев заявку одного претендента - ООО «РегионСервис» комиссия по проведению
Отбора решила заключить договор в соответствии с пунктом 6.8 Положения на территории обслуживания Балашовский муниципальный район сроком на 3 года с ООО «РегионСервис».
15.12.2017 между Министерством и ООО "РегионСервис" был заключен договор об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки их хранению и возврату.
В соответствии со ст. 5 Закона Саратовской области от 06.12.2012 №200-ЗСО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области» (далее - ЗСО О порядке перемещения задержанных транспортных средств) специализированная стоянка должна быть предназначена для хранения только транспортных средств, задержанных в соответствии со ст.27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отвечать следующим требованиям:
-возможность размещения не менее 25 задержанных транспортных средств категории "М1" (за исключением специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных маломерных судов);
-наличие ограждений, исключающих неконтролируемый доступ на ее территорию;
-осуществление круглосуточной охраны:
-наличие системы видеонаблюдения, обеспечивающей сохранение видеоархива не менее десяти суток;
-наличие освещения периметра и территории в ночное время;
-наличие исправной техники и (или) устройств для круглосуточной оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств в наличной или безналичной форме без взимания комиссии;
-наличие наглядной и доступной, освещаемой в ночное время вывески с указанием
наименования, юридического и фактического адресов, номеров телефонов исполнителя и
круглосуточнойсправочно-информационнойслужбы(заисключением
специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных маломерных судов);
-наличие технических средств для изготовления копий документов на бумажных носителях.
Согласно п. 2.1 Положения к участникам отбора предъявляются требования, в том числе, о соответствии специализированной стоянки требованиям ст. 5 ЗСО О порядке перемещения задержанных транспортных средств.
В соответствии с разделом 5 Положения комиссия по проведению Отбора осуществляет рассмотрение заявок участников отбора в целях принятия решения о допуске к участию в отборе заявителя и признании заявителя, подавшего заявку на участие в отборе, участником отбора или об отказе в допуске заявителя к участию в отборе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Положением и ЗСО О порядке перемещения задержанных транспортных средств и требованиями, изложенными в Положении.
Согласно п.5.5 Положения основанием отклонения поданных заявок является, в том числе несоответствие требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения.
Положением о комиссии по проведению отбора исполнителей для осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки их хранению и возврату (приложение №4 к Положению) установлено, что комиссия в целях выполнения стоящих перед ней задач осуществляет ряд функций, среди которых - выезд на специализированные стоянки с целью проверки информации, представленной участниками отбора, который оформляется актом.
25.01.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) была подана жалоба участника Отбора -ООО «Авто» на действия организатора Отбора - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области при проведении отбора по извещению от 12.10.2017, опубликованному на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки их хранению и возврату на территории Балашовского МР.
В ходе рассмотрения указанной жалобы Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было установлено, что:
-стоянка ООО "РегионСервис" не предназначена для хранения только транспортных средств, поскольку отсутствует ограждение территории стоянки, на территории стоянки имеются склады и помещения, принадлежащие и используемые иными лицами, не связанными с деятельностью специализированной стоянки;
-несанкционированный доступ на стоянку не исключен, ООО «РегионСервис» не обеспечена круглосуточная охрана территории стоянки, договор с организацией, предоставляющей охранные услуги по охране территории, либо трудовые договоры с лицами, осуществляющими охрану территории стоянки, не заключены;
-на стоянки ООО "РегионСервис" отсутствует система видеонаблюдения стоянки, обеспечивающая сохранение видео архива не менее десяти суток;
-на стоянке отсутствует техника и (или) устройств для круглосуточной оплаты расходов исполнителя на перемещение и хранение транспортных средств в наличной или безналичной форме без взимания комиссии;
-вывеска с указанием наименования, юридического и фактического адресов, номеров телефонов исполнителя и круглосуточной справочн о-информационной службы, расположенная при въезде на стоянку, не освещается в ночное время;
-на стоянке отсутствуют технические средства для изготовления копий документов на бумажных носителях.
В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что заявка ООО «РегионСервие» подлежала отклонению в соответствии с п.5.5 Положения, ООО «РегионСервие» был неправомерно признан победителем Отбора и признала жалобу ООО «Авто» на действия организатора отбора - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области при проведении отбора по извещению от 12.10.2017, опубликованному на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки их хранению и возврату на территории Балашовского МР, обоснованной.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 14.02.2018 N 3-18/ов-т.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 28 июня 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018, а также Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2018 решение арбитражного суда Саратовской области оставлено без изменения.
Полагая, что вышеуказанные нарушения при оценке заявок участников изначально привели к нарушению определения победителя Отбора на право осуществления деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату, истец обратился в суд с исковым заявлением о признании недействительным результата Отбора - заключенного между Министерством и ООО "РегионСервис" договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на специализированные стоянки, их хранению и возврату от 15 декабря 2017 года.
В силу ч. 1 ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых
законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" предусмотрено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств установлен Законом Саратовской области от 6 декабря 2012 г. N200-300 "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты стоимости перемещения и храпения, возврата транспортных средств на территории Саратовской области".
Организация деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату на территории Саратовской области регламентирована постановлением Правительства Саратовской области от 05 октября 2017 г. № 512-П.
Согласно п. 6.7 Положения о порядке отбора исполнителей для осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 5 октября 2017 г. N51241 "Об организации деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранению и возврату на территории Саратовской области" в случаях, если для участия в отборе не было подано ни одной заявки или на основании результатов рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в отборе всех участников отбора или о допуске к участию в отборе только одного участника отбора, отбор признается несостоявшимся.
Таким образом, в случае отклонения Министерством транспорта и дорожного хозяйства заявки ООО "РегионСервис", ООО "АВТО" имело бы возможность устранить выявленные недостатки и беспрепятственно принять участие в новом Отборе на равноправных условиях.
На основании изложенного. суд приходит к выводу, что нарушения, на которые ссылается истец, являются существенными, и могут являться основанием для признания недействительным решения комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, оформленного протоколом подведения итогов отбора №4/3 от 28.11.2017, а также для признания недействительным договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств от 15 декабря 2017 года, поскольку права истца могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной сделки.
В соответствии со статьями 101, 106 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным решение комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, оформленное протоколом подведения итогов отбора №4/3 от 28.11.2017 на право заключения договора об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на специализированные стоянки их хранению и возврату на территории Балашовского муниципального района.
Признать недействительным договор об осуществлении деятельности по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на специализированные стоянки, их хранению и возврату от 15 декабря 2017 года, заключенный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>) и обществом с ограниченной ответственностью «РегионСервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Взыскать с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Авто» (ОГРН <***> ИНН <***>) судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РегионСервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Авто» (ОГРН <***> ИНН <***>) судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РегионСервис» (ИНН <***> ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.
Судья Ю.И. Сидорова