Арбитражный суд Саратовской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
08 августа 2007 года Дело №А-57-7776/07-5
город Саратов
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Вулах Г.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А. Страдаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела
по заявлению Федерального агентства по строительству и жилищно-комунальному хозяйству, г. Москва
к Закрытому акционерному обществу «СМТ Саратовстрой», г. Саратов
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя – ФИО1, дов. № 122 от 13.06.2007г.
представитель лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, дов. от 26.04.2007г.
У С Т А Н О В И Л:
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Федеральным агентством по строительству и жилищно-комунальному хозяйству области были проведены мероприятия по лицензионному контролю деятельности ЗАО «СМТ Саратовстой».
В ходе проведенной проверки было установлено, что ЗАО «СМТ Саратовстрой» были допущены нарушения п.п. «б, в, д» пункта 4 «Положения о Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 № 174.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении № 5/64 от 08.06.2007г., в котором были отражен факт правонарушения.
Вышеназванные обстоятельства образуют, по мнению административного органа, состав административного правонарушения, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Установленный факт правонарушения послужил поводом для обращения Федерального агентства по строительству и жилищно-комунального хозяйства в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении юридического лица ЗАО «СМТ Саратовстрой» к административной ответственности.
Исследовав в совокупности материалы административного производства и дополнительно представленные документы, отвечающие требованиям ст.ст. 67, 68 АПК РФ, изучив доводы заявителя, лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает привлечение ЗАО «СМТ Саратовстрой» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ правомерным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закона) деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного и вспомогательного назначения, подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 286 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» и «Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование указанного вида деятельности является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).
В соответствии со статьей 6 Закона к полномочиям лицензирующего органа относится контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ) (далее - КоАП РФ) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии, в пределах компетенции соответствующего органа вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно подпункту «д» п. 4 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 года № 174 в организации строительного комплекса необходимо наличие системы контроля за качеством выполняемых работ и выпускаемой продукции.
Требования к системе качества определены в СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования».
В соответствии с требованиями раздела 7 СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства» требуемое качество осуществляется строительными организациями путем осуществления комплекса технических, экономических и организационных мер эффективного контроля на всех стадиях создания строительной продукции.
Производственный контроль качества строительно-монтажных работ должен включать входной контроль рабочей документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль строительно-монтажных работ.
При входном контроле рабочей документации должна производиться проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ.
При входном контроле строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования следует проверять внешним осмотром их соответствие требованиям стандартов или других нормативных документов и рабочей документации, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов.
Операционный контроль должен осуществляться в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению.
При операционном контроле следует проверять соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных процессов; соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам. Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ.
Основными документами при операционном контроле являются нормативные документы части 3 СНиП, технологические (типовые технологические) карты и схемы операционного контроля качества.
Схемы операционного контроля качества, как правило, должны содержать эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах, перечни операций или процессов, контролируемых производителем работ (мастером) с участием, при необходимости, строительной лаборатории, геодезической и других служб специального контроля, данные о составе, сроках и способах контроля.
При приемочном контроле необходимо производить проверку качества выполненных строительно-монтажных работ, а также ответственных конструкций.
Управление качеством строительно-монтажных работ должно осуществляться строительными организациями и включать совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечение соответствия качества строительно-монтажных работ и законченных строительством объектов требованиям нормативных документов и проектной документации.
На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль.
По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом также должны учитываться требования авторского надзора проектных организаций и органов государственного надзора и контроля, действующих на основании специальных положений.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования» организация должна: определять процессы, необходимые для системы, и их применение во всей организации; определять последовательность и взаимодействие этих процессов; определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами; обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация также должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями вышеуказанного стандарта.
Как следует из материалов дела, лицом, привлекаемым к административной ответственности, были допущены нарушения п.п. «б, в, д» вышеуказанного Положения: у лица, привлекаемого к административной ответственности отсутствует руководители и специалисты с высшим или средним образованием по профилю работ, отсутствуют удостоверения о повышении квалификации, отсутствует система контроля за качеством выполняемых работ.
Однако, заинтересованным лицо в судебном заседании представлены документы, справка «О квалификации руководителей и специалистов», документы подтверждающие устранение названных нарушений.
Согласно ч.3 ст.4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В судебном заседании заинтересованным лицом было заявлено ходатайство о снижении штрафа в связи с тем, что юридическим лицом ЗАО «СМТ Саратовстрой» применяет меры к устранению нарушений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения суд может освободить лицо от административной ответственности или ограничиться устным замечанием. Ходатайство судом удовлетворено.
Руководствуясь ст. 2.9, ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьями 100, 101, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Освободить ЗАО «Строительно-монтажный трест Саратовстрой» от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и ограничится устным замечанием.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Копия решения арбитражного суда направляется в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Г.М. Вулах