АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
12 мая 2012 года Дело № А57-8150/2012
Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен 12 мая 2012 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кравцевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Жилищного строительного кооператива «Опера» при Саратовском театре оперы и балета (г. Саратов)
об отмене постановления № 314-с о назначении административного наказания от 29.02.2012 года о привлечении ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета к административной ответственности в части назначения наказания
заинтересованное лицо: Средне - Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Саратов)
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности б/н от 10.04.2012 г.,
заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 48 от 20.02.2012 г.,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Жилищный строительный кооператив «Опера» при Саратовском театре оперы и балета, <...> и Ванцетти, д. 17/19 кв. 14 (далее – Общество, заявитель, ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета, ЖСК) с заявлением об отмене постановления Средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №314-с о назначении административного наказания от 29.02.2012 года о привлечении ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета к административной ответственности по ст. 9.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Средне - Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, заинтересованное лицо, Управление) возражает против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 26.04.2012 г. до 04.05.2012 г., о чем суд вынес протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле документам.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
В период с 14 февраля 2012 года по 17 февраля 2012 года главным государственным инспектором отдела по энергетическому надзору по Саратовской области Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 и государственным инспектором отдела по энергетическому надзору по Саратовской области Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 на основании распоряжения № 435-Р от 07 февраля 2012 года была проведена плановая выездная проверка ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета, находящегося по фактическому адресу: 410600 <...> и Ванцетти, 17/19 с целью контроля выполнения и соблюдения организацией обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов.
В ходе проведенной проверки административным органом установлены нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. № 6, зарегистрированных Минюстом России от 22.01.2003 г. №4145, (далее - ПТЭЭП) и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.2003г, зарегистрированных Минюстом России от 02.04.2003 г. №4358 (далее - ПТЭТЭ):
- не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, что является нарушением п.2.1.2; 2.2.2. ПТЭТЭ;
- не оформлен технический паспорт на индивидуальный тепловой счетчик здания, что является нарушением п. 2.8.1; 9.1.5 ПТЭТЭ;
- отсутствует подготовленный электротехнический персонал, договор на эксплуатацию электроустановок специализированной организацией, чем нарушен п.1.2.1; 1.2.2.ПТЭЭП;
- однолинейная схема электроснабжения не проверена на соответствие фактической эксплуатационной, чем нарушен п. 1.8.5 ПТЭЭП.
По результатам проведенной проверки административным органом был составлен акт проверки № 226/12-СВ от 17 февраля 2012 г., в котором были зафиксированы выявленные правонарушения. Копия акта была получена законным представителем ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета председателем ФИО5, о чем имеется подпись в получении и дата получения акта.
Кроме того, административным органом было выдано предписание № 226/12-СВ от 17.02.12012 года об устранении Жилищно – строительным кооперативом «Опера» при Саратовском театре оперы и балета выявленных проверкой нарушений в срок до 15.04.2012 года. Копия предписания также была получена законным представителем ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета председателем ФИО5 17.02.2012 года, о чем имеется подпись в получении и дата получения предписания.
По итогам проверки Средне - Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был составлен протокол об административном правонарушении № 314-с от 17 февраля 2012 г., действия ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета были квалифицированы как нарушение п.п. 1.2.1.; 1.2.2; 1.8.5 ПТЭЭП и п.п. 2.1.2; 2.2.2; 2.8.1; 9.1.5 ПТЭТЭ. Указанные противоправные действия ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета были квалифицированы административным органом как нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, административная ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Копия протокола была получена 17.02.2012 года законным представителем ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета председателем ФИО5 согласно отметки в получении.
20.02.2012 года административным органом было вынесено определение по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым дело об административном правонарушении по статье 9.11 КоАП РФ в отношении ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета назначено к рассмотрению на 29 февраля 2012 в 09.00 час. в помещении Средне – Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: 410012, <...>, кабинет 2.
29.02.2012 года начальником отдела по энергетическому надзору по Саратовской области Средне – Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО6 при участии законного представителя ТСЖ «Опера» при Саратовском театре оперы и балета председателя ФИО5 вынесено постановление о назначении административного наказания № 314-с, согласно которому ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ, за совершенное административное правонарушение ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Постановление о назначении административного наказания № 314-с от 29.02.2012 года было получено законным представителем ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета председателем ФИО5 05.03.2012 года, согласно отметки, имеющейся в постановлении.
Заявитель просит в судебном порядке отменить постановление о назначении административного наказания № 314-с от 29.02.2012, вынесенное Средне – Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, полагая, что выявленные административным органом нарушения являются малозначительными, в виду малозначительности совершенного административного правонарушения; кроме того заявитель считает, что требования и нормы ПТЭТЭ и ПТЭЭП им соблюдаются. Так, 01.01.2011 г. между ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета и ООО «Энергофин» был заключен договор на обслуживание тепловых общедомовых счетчиков; в ЖСК имеются тепловые установки в виде труб теплоснабжения и общедомового прибора учета потребления тепловой энергии, которые расположены в подвальном помещении многоквартирного дома № 17/19 по ул. Сакко и Ванцетти в г. Саратове; индивидуальное тепловое здание в ЖСК отсутствует; сведения о тепловых нагрузках содержит договор № 50858т от 20.11.2008 г. заключенный между ОАО «Волжская ТГК» и ЖСК (приложение №1 и 3 к договору); сведения об установленных общедомовых приборах учета содержатся в том числе в акте повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 15.10.2011 г.; в 2003г. ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета и ООО «Лифтовик» был заключен договор № 110/03тэ на обслуживание лифтового оборудования; ответственным за электрохозяйство назначен техник – электрик ФИО7; ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок назначен слесарь – сантехник ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета ФИО8
Административный орган считает доводы заявителя необоснованными и в удовлетворении заявленных требований просит отказать. По мнению административного органа, Управление правомерно пришло к выводу о виновности ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, а именно о нарушении со стороны ЖСК правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Исследовав материалы дела по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы сторон, изучив действующее законодательство, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, образует нарушение правил устройства электроустановок и эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей.
Согласно пункту 2.1.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации.
Согласно пункту 2.2.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 для непосредственного выполнения функций по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов, со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, правил техники безопасности и инструкций.
Однако, при проведении проверки в период с 14.02.2012 года по 17.02.2012 года административным органом было установлено, что в нарушение названных норм ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, доказательства обратного административному органу при проведении проверки представлены не были.
Довод заявителя о том, что ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета 06.09.2006 года распоряжением о назначении ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок б/н был назначен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок слесарь – сантехник ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета ФИО8, ввиду чего п.п. 2.1.2 и 2.2.2 ПТЭТЭ ЖСК не нарушены, суд не принимает, поскольку в силу п.2.2.2 названных Правил, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации назначается из числа управленческого персонала или специалистов, со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, правил техники безопасности и инструкций.
Согласно пункту 2.3.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в соответствии с принятой структурой в организации персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки, подразделяется:
- руководящие работники;
- руководители структурного подразделения;
- управленческий персонал и специалисты;
- оперативные руководители, оперативный и оперативно-ремонтный;
- ремонтный.
В соответствии с п.2.2.5. названных Правил ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и ее подразделений обеспечивает:
- содержание тепловых энергоустановок в работоспособном и технически исправном состоянии; эксплуатацию их в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил техники безопасности и другой нормативно-технической документацией;
- соблюдение гидравлических и тепловых режимов работы систем теплоснабжения;
- рациональное расходование топливо-энергетических ресурсов; разработку и выполнение нормативов их расходования;
- учет и анализ технико-экономических показателей тепловых энергоустановок;
- разработку мероприятий по снижению расхода топливо-энергетических ресурсов;
- эксплуатацию и внедрение автоматизированных систем и приборов контроля и регулирования гидравлических и тепловых режимов, а также учет тепловой энергии и теплоносителя;
- своевременное техническое обслуживание и ремонт тепловых энергоустановок;
- ведение установленной статистической отчетности;
- разработку должностных инструкций и инструкций по эксплуатации;
- подготовку персонала и проверку его знаний настоящих Правил, Правил техники безопасности, должностных инструкций, инструкций по эксплуатации, охране труда и других нормативно-технических документов;
- разработку энергетических балансов организации и их анализ в соответствии с установленными требованиями;
- наличие и ведение паспортов и исполнительной документации на все тепловые энергоустановки;
- разработку, с привлечением специалистов структурных подразделений, а также специализированных проектных и наладочных организаций, перспективных планов снижения энергоемкости выпускаемой продукции; внедрение энергосберегающих и экологически чистых технологий, утилизационных установок, использующих тепловые вторичные энергоресурсы, а также нетрадиционных способов получения энергии;
- приемку и допуск в эксплуатацию новых и реконструируемых тепловых энергоустановок;
- выполнение предписаний в установленные сроки и своевременное предоставление информации о ходе выполнения указанных предписаний в органы государственного надзора;
- своевременное предоставление в органы госэнергонадзора и Госгортехнадзора России информации о расследовании произошедших технологических нарушениях (авариях и инцидентов) в работе тепловых энергоустановок и несчастных случаях, связанных с их эксплуатацией.
Таким образом, исходя из п.2.2.2 и 2.2.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок должен выполнять функции не только обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок, но и административными (управленческими) функциями, перечисленными выше, согласно п.2.2.5 Правил.
Согласно пункту 2.3.14 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок проверка знаний настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций производится:
- первичная - у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет;
- периодическая - очередная и внеочередная.
Согласно пункту 2.3.23 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок результаты проверки знаний оформляются в журнале установленной формы и подписываются всеми членами комиссии (Приложение N 2).
Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, руководителем организации выдается удостоверение согласно образцу (Приложение N 3).
Однако в нарушение указанных норм ФИО8 был назначен не из числа управленческого персонала, а из числа ремонтного персонала, он не прошел проверку знаний, обратное суду не доказано.
Таким образом, слесарь-сантехник ФИО8 не является надлежащим лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
Следовательно, установленный административным органом факт отсутствия у ЖСК надлежащего ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок не опровергнут надлежащими доказательствами лицом, привлеченным к административной ответственности.
Отсутствие ответственного как в отопительный период, так и в межотопительный период ведет к тому, что не проводятся своевременно и качественно профилактические работы, ремонт, модернизация и реконструкция тепловых энергоустановок, не содержатся в работоспособном и технически исправном состоянии тепловые энергоустановки и т.д.
Отсутствие ответственного лица за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок влечет ненадлежащее исполнение требований ПТЭТЭ, что создает угрозу к аварийным инцидентам в отопительный период и не может быть признано малозначительным правонарушением.
Согласно пункту 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, хранятся и используются в работе следующие документы:
- генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;
- утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
- акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию;
- акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции;
- акты приемочных комиссий;
- исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей;
- технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей;
- технический паспорт теплового пункта;
- инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.
В соответствии с пунктом 9.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок на каждый тепловой пункт составляется технический паспорт, рекомендуемая форма приведена в Приложении N 6.
При проведении проверки административным органом также было установлено, что у ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета не оформлен технический паспорт на индивидуальный тепловой пункт здания, что является нарушением п. 2.8.1; 9.1.5 ПТЭТЭ. Отсутствие технического паспорта на указанный пункт в момент проверки заявитель не отрицает.
Доводы заявителя о том, что в ЖСК имеются тепловые установки в виде труб теплоснабжения и общедомового прибора учета потребления тепловой энергии, которые расположены в подвальном помещении многоквартирного дома № 17/19 по ул. Сакко и Ванцетти в г. Саратове, а индивидуальное тепловое здание в ЖСК отсутствует, в связи с чем заявителем не нарушены п.п. 2.8.1 и 9.1.5 ПТЭТЭ, арбитражный суд отклоняет в виду нижеследующего.
Согласно п. 2.8.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в производственных службах устанавливаются перечни необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации. Перечни документов пересматриваются не реже 1 раза в 3 года.
В соответствии с п. 2.8.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре.
Все изменения в тепловых энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.
Информация об изменениях в инструкциях, схемах и чертежах доводится до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций схем и чертежей.
Схемы вывешиваются на видном месте в помещении данной тепловой энергоустановки или на рабочем месте персонала, обслуживающего тепловую сеть.
В соответствии с п.2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: - технический паспорт теплового пункта».
Тепловой пункт - комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.
Индивидуальный тепловой пункт - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части.
На каждый тепловой пункт составляется технический паспорт (п.9.1.5 ПТЭТЭ) (приложение № 6 к ПТЭТЭ).
В Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок дается понятие обособленного помещения, а не индивидуального теплового здания. Помещение подвала дома 17/19 по ул. Сакко и Ванцетти в городе Саратове, служащее для присоединения систем теплопотребления, является индивидуальным тепловым пунктом здания Заявителя.
Представленный в материалы арбитражного дела заявителем договор № 50858т от 20.11.2008, заключенный между ОАО «Волжская ТГК» и ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета содержит сведения о тепловых нагрузках и др., однако, заключенный договор не освобождает ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета от обязанности иметь технический паспорт на индивидуальный тепловой пункт.
Паспорт теплового пункта, являясь обязательным документом на тепловые энергоустановки (п.9.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок), содержит исчерпывающие данные о технологических параметрах теплоузла, а также о составе имеющегося в нем оборудования, обязательным является и Приложение к паспорту в виде схемы теплового пункта (п.2.8.2, п. 2.8.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и Приложение № 6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
Отсутствие паспорта, усугубленное отсутствием ответственного за тепловые энергоустановки (нарушения выявлены на момент проверки) в случаях технологических нарушений могут привести к существенной задержке принятия контраварийных мер.
Ввиду чего, суд приходит к выводу, что в действиях ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета имеются нарушения п.2.8.1, п.9.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Согласно 1.2.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145) эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал.
В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.
Согласно 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей потребитель обязан обеспечить:
содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД);
своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;
подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;
обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;
надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок;
охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала;
охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок;
учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения;
представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок;
разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала;
укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом;
учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению;
проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии;
выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.
Однако при проведении административным органом проверки в период с 14.02.2012 года по 17.02.2012 года было установлено, что в ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета отсутствует подготовленный электротехнический персонал, договор на эксплуатацию электроустановок специализированной организацией, чем нарушен п.1.2.1; 1.2.2.ПТЭЭП.
Суд не принимает довод заявителя о том, что ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета не нарушены п.п. 1.2.1 и 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, поскольку заявителем 05.09.2011 года приказом № 15 был назначен ответственным за электрохозяйство техник – электрик ФИО7, имеющий группу допуска по электробезопасности III группы до 1000 В и удостоверение б/н от 09.04.2010 года, а также заключен договор № 110/03тэ 2003 года с ООО «Лифтовик» на осуществление обслуживания лифтового оборудования, по следующим основаниям.
Заявитель полагает, что при проведении проверки административному органу следовало руководствоваться п. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, так как ЖСК не занимается производственной деятельностью, является некоммерческой организацией, созданной с целью удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
В соответствии с п. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей у Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства.
Судом установлено, что на обслуживании у ЖСК находится жилой дом 17/19 по ул. Сакко и Ванцетти в г. Саратове.
Согласно п. 7.1.8 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) 7-ое издание, утвержденных Минтопэнерго РФ 6 октября 1999 г. этажный распределительный щиток - щиток, установленный на этажах жилых домов и предназначенный для питания квартир или квартирных щитков.
Согласно п. 7.1.10 Правил устройства электроустановок питающая сеть - сеть от распределительного устройства подстанции или ответвления от воздушных линий электропередачи до ВУ, ВРУ, ГРЩ.
Согласно п. 7.1.3 Правил устройства электроустановок вводное устройство (ВУ) - совокупность конструкций, аппаратов и приборов, устанавливаемых на вводе питающей линии в здание или в его обособленную часть. Вводное устройство, включающее в себя также аппараты и приборы отходящих линий, называется вводно-распределительным (ВРУ).
Согласно п. 7.1.4 Правил устройства электроустановок главный распределительный щит (ГРЩ) - распределительный щит, через который снабжается электроэнергией все здание или его обособленная часть. Роль ГРЩ может выполнять ВРУ или щит низкого напряжения подстанции.
Помимо вводного (вводно-распределительного) устройства, осветительных
установок, переносного электрооборудования, у ЖСК «Опера» при Саратовском театре
оперы и балета имеются этажные распределительные щитки, питающая сеть,
распределительная сеть. Поэтому п.1.2.4 ПТЭЭП не применяется к ЖСК «Опера» при
Саратовском театре оперы и балета.
Согласно п. 1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности:
V - в электроустановках напряжением выше 1000 В;
IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.
В соответствии с п. 1.4.28 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей проверка знаний у ответственных за электрохозяйство Потребителей, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за электроустановками, проводится в комиссии органов госэнергонадзора.
В соответствии с п. 1.4.29 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:
если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6 месяцев;
энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше, чем по месту основной работы;
в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.
Заявителем в материалы дела был представлен приказ № 15 от 05.09.2011 года, которым в ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета назначен ответственным за электрохозяйство ЖСК «Опера» техник-электрик ФИО7, имеющий группу по электробезопасности III, а также представлено удостоверение б/н по организации ФГБОУ ВПО «СГЮА» на электромонтера ФИО7, прошедшего проверку знаний норм и правил по месту постоянной работы.
Представленный приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство, составлен ЖСК с нарушениями требований ПТЭЭП, а именно:
назначение ответственного за электрохозяйство производится после проверки знаний и присвоения 4 (четвертой) группы по электробезопасности в электроустановках напряжением до 1000 В. (п. 1.2.7 ПТЭЭП);
проверка знаний ответственных за электрохозяйство проводится в комиссии госэнергонадзора (п. 1.4.28 ПТЭЭП);
допускается не производить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6-ти месяцев (п. 1.4.29 ПТЭЭП).
В связи с чем, указанный приказ № 15 от 05.09.2011 года не принимается арбитражным судом как доказательство, подтверждающее наличие подготовленного электротехнического персонала у ЖСК.
Кроме того, в ЖСК «Опера» имеются электроустановки (кабельные линии от трансформаторной подстанции до вводного распределительного устройства; вводное распределительное устройство; отходящие линии от вводного ;распределительного устройства до этажных щитов; этажные щиты; светильники рабочего освещения мест общего пользования; заземляющие устройства). Обслуживание данных электроустановок не осуществляется подготовленным электротехническим персоналом, в связи с отсутствием такового.
Договора на обслуживание вышеуказанных электроустановок у ЖСК «Опера» не имеется.
Согласно договора № 110/03тэ ООО «Лифтовик» осуществляет обслуживание только лифтового оборудования, но не электроустановок.
Ввиду чего, суд также приходит к выводу, что в действиях ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета имеются нарушения п.п. 1.2.1 и 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
Отсутствие подготовленного электротехнического персонала либо договора на эксплуатацию со специализированной организацией может привести к авариям, несчастным случаям, выходу из строя оборудования.
Согласно п. 1.8.5 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей соответствие электрических (технологических) схем (чертежей) фактическим эксплуатационным должно проверяться не реже 1 раза в 2 года с отметкой на них о проверке.
Однако, при проведении административным органом проверки было установлено, что однолинейная схема электроснабжения не проверена на соответствие фактической эксплуатационной.
Не выполнение проверки однолинейной схемы электроснабжения фактической эксплуатационной в установленные сроки может привести при выполнении ремонтных работ командированным персоналом к коротким замыканиям в электросетях жилого дома, пожарам в квартирах и поражению электрическим током граждан, проживающих в доме.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные доказательства, отвечающие требованиям главы 26 КоАП РФ, суд считает, что они являются достаточными для квалификации допущенного ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета противоправного деяния по статье 9.11 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава данного административного правонарушения.
Указанные выше нарушения требований п.п. 1.2.1.; 1.2.2; 1.8.5 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 и п.п. 2.1.2; 2.2.2; 2.8.1; 9.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 квалифицируются как нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, и предусматривают административную ответственность по ст. 9.11 КоАПРФ.
В статье 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае у ЖСК имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 9.11 КоАП РФ, однако заявитель не предпринял все меры по их соблюдению.
Вина в совершении вмененного административного правонарушения признается судом установленной.
ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета не представило в материалы дела доказательств, свидетельствующих о надлежащем выполнении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, либо доказательств свидетельствующих об объективных причинах невозможности приятия всех зависящих от него мер по соблюдению установленных Правил.
Факт административного правонарушения административным органом установлен верно и подтвержден представленным в материалы дела административным материалом, в том числе: распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки юридического лица № 435-р от 27.02.2012 года, актом проверки Средне - Волжским управлением Ростехнадзора юридического лица (индивидуального предпринимателя) № 226/12-СВ от 17.02.2012 года, объяснительной запиской председателя ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета ФИО5, предписанием № 226/12-СВ от 17.02.2012 года, протоколом об административном правонарушении № 000314-с от 17.02.2012 года, определением по делу об административном правонарушении от 20.02.2012 года, постановлением о назначении административного наказания № 314-с от 29.022012 года.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, штраф назначен в пределах, предусмотренных санкцией статьи 9.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьёй 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении материалов дела не установлены обстоятельства, отягчающие ответственность.
При вынесении постановления о назначении административного наказания административным органом в качестве смягчающих вину ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета обстоятельств были учтены признание ЖСК вины и раскаяние в совершении административного правонарушения.
Таким образом, наложенный на заявителя административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в размере 10 000 рублей определён в пределах санкции статьи и с учётом фактических обстоятельств дела.
Арбитражным судом рассмотрено ходатайство заявителя о малозначительности правонарушения, однако оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 названного постановления предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Между тем, как подтверждается материалами дела и установлено судом, заявитель не выполнил требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115; никаких объективных препятствий в исполнении установленных Законом обязанностей у ЖКС не имелось. Последствия от рассматриваемых действий заявителя по ненадлежащему исполнению норм и правил таковы, что они влекут нарушение прав граждан – собственников жилья, нарушают конституционные права граждан на достойное жилье.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым правоотношениям усматривается в неисполнении требований Закона и пренебрежительном отношении к нему, в связи с чем, оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, не имеется.
На основании всего вышеизложенного, суд не усматривает оснований для признания в порядке ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
Руководствуясь ст.ст.29.10 КоАП РФ, ст.ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных ЖСК «Опера» при Саратовском театре оперы и балета требований о признании незаконным и отмене постановления Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 февраля 2012 г. № 314-с о привлечении к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб. – отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.
Полный текст решения будет изготовлен в течение трех дней с момента принятия и направлен сторонам по делу в порядке ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.И. Викленко