ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-8524/12 от 14.05.2012 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-8524/2012

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2012 г.

Полный текст решения изготовлен 17 мая 2012 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной И.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Нижневолжскнефтегаз»

к Управлению Росприроднадзора по Саратовской области

об отмене Постановления о назначении административного наказания №6 от 06 марта 2012г. в виде административного штрафа за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ,

при участии:

от ОАО «Нижневолжскнефтегаз» - ФИО1 доверенность от 10.01.2012г. выдана сроком по 09.06.2012г.;

от Управления Росприроднадзора по Саратовской области - ФИО2 доверенность № 387/ВИ от 22.02.2012г. выдана сроком на 3 года; ФИО3. доверенность № 1067/ВИ от 14.05.2012г. выдана сроком на 1 год;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ОАО «Нижневолжскнефтегаз» с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Саратовской области об отмене Постановления о назначении административного наказания №6 от 06 марта 2012г. в виде административного штрафа за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении поддержал полностью.

Представитель Управления Росприроднадзора по Саратовской области возражает против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что в период с 20.01.2012г. по 16.02.2012г. Управлением Росприроднадзора по Саратовской области на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Нижневолжскнефтегаз».

Проверка проводилась с целью выполнения «Плана контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Саратовской области на 2012 год», утвержденного приказом Росприроднадзора №786 от 28.10.2011г.

Предметом проверки являлась проверка соблюдения ОАО «Нижневолжскнефтегаз» требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области выполнения требований федерального законодательства по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр при пользовании недрами в пределах Западно-Вишневского месторождения (СРТ 01230 ВЭ, СРТ 14588 НЭ), Южно-Первомайского участка недр (СРТ 01231 ВЭ, СРТ 14587 НЭ), Смоленской площади  (СРТ 14589 НЭ),   Перелюбского участка недр (СРТ 14586 НЭ, СРТ 01229 ВЭ).

В ходе проверки Управлением Росприроднадзора по Саратовской области выявлены нарушения обязательных требований, а именно установлено, что за 7 месяцев 2011г. фактические потери газа составили:

- при разработке Южно-Первомайского нефтегазоконденсатного месторождения потери попутного нефтяного газа составили – 1 млн. м3;

- при разработке Западно-Вишевского газоконденсатного месторождения потери природного газа составили - 55 млн. м3;

- при разработке Перелюбского нефтегазоконденсатного месторождения потери природного газа составили - 45 млн. м3;

- при проведении пробной эксплуатации Ушаковского газоконденсатного
 месторождения потери природного газа составили - 1 млн.м3.

В итоге за 7 месяцев 2011 года фактические потери газа ОАО «Нижневолжскнефтегаз» составили 102 млн. м3. Согласно представленной справке ОАО «Нижневолжскнефтегаз» от 30.01.2012 № 05/33 нормативы технологических потерь по 2011 году не разрабатывались. В соответствии с пунктом 45 «Правил охраны недр», утверждённых Постановлением Ростехнадзора от 06.06.2003 № 71, в редакции Приказа Минприроды РФ от 30.06.2009 № 183, «сверхнормативные потери ... определяются как разность между фактическими и нормативными значениями потерь... Нормативные и сверхнормативные потери нефти и газа определяются по местам образования от устья добывающих скважин до узла коммерческого учета». Таким образом, природный и попутный газ, сожжённый на факеле в объёме 102 млн. м за 7 месяцев 2011 года относится к сверхнормативным потерям.

«Дополнением к технологической схеме разработки Южно-Первомайского нефтегазоконденсатного месторождения» (разработана в 2008 году ООО «НПК-Геопроект») предусмотрено в 2011 году утилизировать 95% от объема извлеченного из недр растворенного газа. Фактически ОАО «Нижневолжскнефтегаз» весь извлеченный растворенный газ направлен на сжигание на факел для сжигания, таким образом утилизация растворенного газа составили 0%. Тем самым допущено невыполнение требований действующего проектного документа «Дополнение технологической схемы разработки Южно-Первомайского нефтегазоконденсатного месторождения» в части недопущения образования сверхнормативных потерь.

По мнению административного органа, ОАО «Нижневолжскнефтегаз» нарушены требования п. 2 ч. 2 ст. 22, п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах».

Ответственность за данное правонарушение, по мнению административного органа, предусмотрена ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки в отношении ОАО «Нижневолжскнефтегаз» составлен акт проверки от 16.02.2012г., где зафиксированы нарушения требований Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах».

22.02.2012г. старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране природы в Саратовской области уполномоченного представителя ОАО «Нижневолжскнефтегаз» составлен протокол №2166/02 об административном правонарушении.

На основании материалов проверки, 06.03.2012г. в отношении ОАО «Нижневолжскнефтегаз» вынесено постановление № 6 о привлечении ОАО «Нижневолжскнефтегаз» к административной ответственности по ч. 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в виде административного штрафа, в сумме 800 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением № 6 от 06.03.2012г. по делу об административном правонарушении обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 ст. 8.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ выражается в нерациональном использовании недр, ведущим к  сверхнормативным потерям при добычи и переработке природного и попутного газа.

Законодательство РФ обязывает при добыче полезных ископаемых наиболее полно и комплексно извлекать их из недр, не допускал сверхнормативных потерь и сверхнормативного разубоживания полезных ископаемых.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Согласно ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", природопользователь при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств обязан предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа.

Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь.

Как установлено судом, в период с 20.01.2012г. по 16.02.2012г. Управлением Росприроднадзора по Саратовской области на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Нижневолжскнефтегаз».

Проверка проводилась с целью выполнения «Плана контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Саратовской области на 2012 год», утвержденного приказом Росприроднадзора №786 от 28.10.2011г.

Предметом проверки являлась проверка соблюдения ОАО «Нижневолжскнефтегаз» требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области выполнения требований федерального законодательства по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр при пользовании недрами в пределах Западно-Вишневского месторождения (СРТ 01230 ВЭ, СРТ 14588 НЭ), Южно-Первомайского участка недр (СРТ 01231 ВЭ, СРТ 14587 НЭ), Смоленской площади (СРТ 14589 НЭ),   Перелюбского участка недр (СРТ 14586 НЭ, СРТ 01229 ВЭ).

В распоряжении №8р от 17.01.2012 г. определен проверяемый период: 2009 – июль 2011 включительно.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Судом установлено, что на момент проведения проверки, а именно по состоянию на 20 января 2012, Общество не ведет хозяйственную деятельность и не является недропользователем, объекты надзора отсутствуют с 31.07.11 года, выезд на объекты в соответствии с пп. 1 п. 9 распоряжения госинспекторами не осуществлялся. Факт отсутствия недропользования в период проведения проверки письменно подтверждается самим юридическим лицом: письмо ОАО «Нижневолскнефтегаз» от 19.01.2012 № 07/12 (вх. № 3-140 от 19.01.2012); от 26.01.2012 № 07/25 (вх. № 3-307 от 30.01.2012).

Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Судом установлено, что в данном случае, выездная проверка проводилась госинспекторами по месту нахождения юридического лица, что в свою очередь не противоречит нормам ФЗ № 294-ФЗ.

Ссылка Общества на ч. 3 ст. 12 ФЗ № 294-ФЗ несостоятельна, так как в данной части определены случаи, в которых проводится выездная проверка, -это случаи, когда при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в
 уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской
 деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного
 контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического
 лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

В отношении Общества проводилась выездная проверка, документарной проверки не планировалось на 2012 год.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что распоряжение № 8р от 17.01.2012 о проведении плановой выездной проверки соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и не нарушает права ОАО «Нижневолскнефтегаз».

Как установлено судом, в ходе проведения проверки Управлением выявлены нарушения обязательных требований, а именно: установлено, что за 7 месяцев 2011 года фактические потери газа составили:

- при разработке Южно-Первомайского нефтегазоконденсатного месторождения потери попутного нефтяного газа составили -1 млн. м3;

- при разработке Западно-Вишевского газоконденсатного месторождения потери природного газа составили - 55 млн. м3;

- при разработке Перелюбского нефтегазоконденсатного месторождения потери природного газа составили - 45 млн. м3;

- при проведении пробной эксплуатации Ушаковского газоконденсатного
 месторождения потери природного газа составили - 1 млн.м3.

В итоге за 7 месяцев 2011 года фактические потери газа ОАО «Нижневолжскнефтегаз» составили 102 млн. м3. Согласно представленной справке ОАО «Нижневолжскнефтегаз» от 30.01.2012 № 05/33 нормативы технологических потерь по 2011 году не разрабатывались. В соответствии с пунктом 45 «Правил охраны недр», утверждённых Постановлением Ростехнадзора от 06.06.2003 № 71, в редакции Приказа Минприроды РФ от 30.06.2009 № 183, «сверхнормативные потери ... определяются как разность между фактическими и нормативными значениями потерь... Нормативные и сверхнормативные потери нефти и газа определяются по местам образования от устья добывающих скважин до узла коммерческого учета». Таким образом, природный и попутный газ, сожжённый на факеле в объёме 102 млн. м за 7 месяцев 2011 года относится к сверхнормативным потерям.

«Дополнением к технологической схеме разработки Южно-Первомайского нефтегазоконденсатного месторождения» (разработана в 2008 году ООО «НПК-Геопроект») предусмотрено в 2011 году утилизировать 95% от объема извлеченного из недр растворенного газа. Фактически ОАО «Нижневолжскнефтегаз» весь извлеченный растворенный газ направлен на сжигание на факел для сжигания, таким образом утилизация растворенного газа составили 0%.

Таким образом, допущено невыполнение требований действующего проектного документа «Дополнение технологической схемы разработки Южно-Первомайского нефтегазоконденсатного месторождения» в части недопущения образования сверхнормативных потерь.

Так же ОАО «Нижневолскнефтегаз» допустило образование сверхнормативных потерь:

- при разработке Западно-Вишевского газоконденсатного месторождения потери природного газа составили - 55 млн. м3;

- при разработке Перелюбского нефтегазоконденсатного месторождения потери природного газа составили - 45 млн. м3;

- при проведении пробной эксплуатации Ушаковского газоконденсатного
 месторождения потери природного газа составили - 1 млн.м3.

Как установлено судом, выводы о допущенных потерях, сделанные на основании сведений государственной статистической отчётности за 2011 год по форме 6-ГР.

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "О недрах" государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 33 «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса», добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

Порядок, регламентирующий представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов России для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых, установлен постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 № 215 «Об утверждении порядка предоставления государственной отчетности предприятиям, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонда геологической информации»

В соответствии с пунктами 2, 5, 6, 13, 14 вышеуказанного порядка предоставления государственной отчетности предприятиям, предоставление государственной отчетности является обязательным для всех юридических лиц осуществляющих разведку месторождений и добычу полезных ископаемых.

Государственная отчетность по каждому месторождению полезных ископаемых или иному объекту недропользования по форме 6-ГР должна содержать количество и качество запасов полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, в том числе добытых из недр и потерянных при добыче.

Государственная отчетность должна быть документированной и соответствовать актам о списании запасов полезных ископаемых.

Ответственность за полноту и достоверность данных государственной отчетности, представленных в федеральный и территориальные фонды геологической информации, несут руководители организаций в установленном порядке.

Контроль за соблюдением установленного порядка представления государственной отчетности, правильностью включаемых в нее данных осуществляют органы государственного горного надзора и государственного геологического контроля в пределах их компетенции.

В форме № 6-ГР за 2011 год, представленной ОАО «Нижневолжскнефтегаз», отражены сведения о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых (нефти) в результате деятельности юридического лица. Изменение запасов осуществляется в результате добычи, разведки, переоценки, передачи с баланса на баланс. В отношении ОАО «Нижневолжскнефтегаз» изменение запасов осуществляется в результате добычи и потери.

Кроме того, данные фактических потерь газа за 7 месяцев 2011 года подтверждаются и Актом на списание нефти, газа, и конденсата по ОАО «Нижневолжскнефегаз» за 2011 год, утвержденного Исполнительным директором B.C. Лебедь.

Таким образом, факт допущения потерь, в количестве, указанном в государственной отчетности по форме 6-ГР, представленной ОАО «Нижневолжскнефтегаз» в установленном порядке, суд считает достоверным и доказанным.

Нарушений в части отсутствия утверждённых нормативных потерь Управлением не фиксировалось.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, материалы дела не содержат.

Оценив названные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, которое выразилось в нарушении требований по рациональному использованию недр, а именно - нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, при осуществлении пользования недрами.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ОАО «Нижневолжскнефтегаз» по части 1 статьи 8.10 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности Управлением Росприроднадзора по Саратовской области соблюден. В качестве меры наказания избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией данной нормы.

В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Арбитражный суд пришел к выводу, что оснований для признания незаконными постановления № 6 от 06.03.2012г. Управление Росприроднадзора по Саратовской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ОАО «Нижневолжскнефтегаз» привлечено к административной ответственности части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 800000 руб., не имеется.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ОАО «Нижневолжскнефтегаз», г.Саратов требований об отмене Постановления №6 от 06.03.2012 г. - отказать.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренными статьей 181, частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Направить копии решения арбитражного суда в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, в соответствии с пунктом 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.

Судья А.В. Калинина