АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
02 августа 2016 года
Дело № А57-8683/2016
Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 2 августа 2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Степура С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боярищевой Е.В., помощником судьи Мухановской Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Саратовское речное транспортное предприятие», г. Саратов
заинтересованное лицо – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г.Саратов
заинтересованное лицо с правами и обязанностями третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ОАО «Поволжский туристический холдинг» (г.Саратов)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.03.2016 №75
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности от 18.07.2016 № 1036; от заинтересованного лица – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области ФИО2 по доверенности о № 70 от 21.09.2015г., сроком до 31.12.2016г., от ОАО «ПТХ» - ФИО3 представитель по доверенности от 11.01.2016г.
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Саратовское речное транспортное предприятие» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.03.2016 №75. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области; в качестве заинтересованного лица с правами и обязанностями третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Поволжский туристический холдинг».
В обоснование заявленных требований ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, а также на отсутствие в его действиях события административного правонарушения.
Административный орган возражает против удовлетворения заявленных требований, считает, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами административного дела, процессуальных правонарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. Установленные должностным лицом обстоятельства образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.34 КоАП РФ. Вынесенное в отношении ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» постановление по делу об административном правонарушении считает законным.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 11 час. 40 мин. 26.07.2016г. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в Саратовскую транспортную прокуратуру из Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе поступило обращение председателя Совета директоров ОАО «Поволжский туристический холдинг» ФИО4 по вопросу использования ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» земельного участка на Набережной Космонавтов г.Саратова.
Данное обращение, а также собранные материалы были направлены в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области для рассмотрения.
Управлением Росреестра по Саратовской области на основании распоряжения от 14.03.2016 № 40-ГЗК проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» по вопросу соблюдения требований земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что по адресу: <...> расположен земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:27, и объекты капитального строительства - нежилые здания, строения, помещения, территория и сопутствующие сооружения речного пассажирского порта. Указанный земельный участок с кадастровым номером: 64:48:000000:27 площадью 35839,0 кв.м, согласно данным ЕГРП (выписка из ЕГРП от 19.02.2016, № 64/021/002/2016-211) принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическому лицу ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юр. адрес: 410015, г. Саратов, п. Юриш), разрешенное использование: пассажирский порт. Право постоянного (бессрочного) пользования установлено Постановлением администрации г. Саратова от 20.12.1994 № 670-56, Государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей [№ САР-48-01-003232, дата государственной регистрации.03.10.2014, номер государственной регистрации 64-64-01/509/2014-330. На момент проверки указанное право постоянного (бессрочного) пользования по Государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования землей № САР-48-01-003232 проверяемым лицом не переоформлено в установленном законом порядке.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 17.03.2016 № 40-ГЗК.
По результатам внеплановой документарной проверки ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» выдано предписание № 40-ОГЗН от 30 марта 2016 года, которым Обществу предложено устранить выявленные нарушения до 17.09.2016г.
17 марта 2016 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по ст.7.34 КоАП ПФ.
Постановлением от 25.03.2016 по делу № 75 ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» привлечено к административной ответственности по ст.7.34 КоАП ПФ в виде штрафа в размере20 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу положений пункта 1 статьи 65 и пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения должны фиксироваться административным органом в документах, составленных в порядке и сроки, установленные процессуальными нормами КоАП РФ.
В соответствии с ч.ч.1-3 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Таким образом, в силу ст.26.2 КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
Требования к данному доказательству определены в ст.28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.ч.2-3 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Частью 4.1. ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Названной статьей определено также (ч.2 ст.25.1 КоАП РФ), что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что административным органом в адрес проверяемого лица направлено Уведомление от 14.03.2016 № 09-18/5790 о проведении внеплановой, документарной проверки.
Данное Уведомление передано в приемную генерального директора ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» ФИО5, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции от 14.03.2016 за вх. № 251.
Данное уведомление также содержит просьбу прибыть 17.03.2016 в Управления уполномоченного представителя с доверенностью для проведения мероприятий по осуществлению государственного земельного контроля.
При проведении проверки 17.03.2016 в Управлении Росреестра присутствовал представитель ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» ФИО6, действующий на основании доверенности от 14.03.2016г.
По результатам проверки 17.03.2016 в 11 часов 00 минут в присутствии представителя ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» был составлен Акт проверки органом государственного земельного надзора юридического лица № 40-ГЗК, которым было выявлено административное правонарушение, отвечающее признакам статьи 7.34. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Также 17.03.2016 в 11 часов 30 минут в присутствии представителя ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» ФИО6 был составлен протокол об административном правонарушении, а также вынесено определение от 17.03.2016 по делу № 75 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение дела назначено на 25.03.2016г. на 10 час. 00 мин. Данное определение вручено представителю ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» ФИО6
Исследовав представленное в материалы дела уведомление от 14.03.2016 № 09-18/5790, арбитражным судом установлено, что данное уведомление не содержит информации о том, что 17.03.2016г. в отношении ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» будет составлен протокол об административном правонарушении .
В Управлении Росреестра 17.03.2016г. при составлении протокола в отношении ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» присутствовал ФИО6 на основании доверенности от 14.03.2016г.
В материалы дела представлена копия доверенности от 14.03.2016г., выданная ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» на имя ФИО6. Исследовав представленную доверенность от 14.03.2016г., суд установил, что данная доверенность является общей и выдана на представление интересов общества в судах и иных правоохранительных учреждениях. Полномочиями на представление интересов общества при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела об административном правонарушении указанная доверенность ФИО6 не наделяет.
Иных доказательств извещения ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что определением от 17.03.2016г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.03.2016 на 10 час. 00 мин. Указанное определение вручено представителю ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» ФИО6, действующему по общей доверенности от 14.03.2016г. Доказательств извещения законного представителя ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением Росреестра не представлено.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие».
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с изложенным арбитражный суд приходит к выводу о том, что протокол от 17.03.2016 в отношении ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» составлен с нарушением процедуры его составления, а именно при ненадлежащем извещении привлекаемого лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, дело об административном правонарушении также рассмотрено в отсутствие надлежащего извещения привлекаемого лица о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу статьи 211 АПК РФ, статьи 28.2 КоАП РФ нарушение порядка привлечения нарушителя к административной ответственности являются основаниями для признания решения о привлечении к ответственности незаконным и его отмене.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2. КоАП РФ, закрепляющие необходимость ознакомления лица, привлекаемого к административной ответственности, с правами и обязанностями, предоставления ему возможности дать объяснения и замечания, направлены на обеспечение прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно абзацу 4 указанного пункта суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа на основании части 2 статьи 211 АПК РФ.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что доказательств извещения общества о времени и месте составления протокола в материалах дела не имеется.
В силу абзаца 1 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку административный орган не принял необходимых и достаточных мер для своевременного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Следовательно, арбитражный суд приходит к выводу существенном нарушении административным органом процессуальных требований привлечения к административной ответственности, влекущем признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 27, 167–170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о назначении административного наказания от 25.03.2016 по делу №75 по ст. 7.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие».
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 211, 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с пунктом 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области С.М.Степура