ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-8986/2011 от 14.09.2011 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз,1

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-8986/2011

резолютивная часть решения объявлена 14.09.2011г.

решение изготовлено в полном объеме 19.09.2011г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дьяченковой М.И.,

рассмотрев материалы дела по заявлению

ЗАО «АткарскТрансДорстрой», Саратовская область, г.Аткарск,

заинтересованное лицо:

Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Саратов,

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 000741-С от 01 июня 2011года

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Осипов М.А., дов. от 23.06.2011г.,

от заинтересованного лица – Слепова С.В., дов. от 30.08.2011г., Юров В.А., дов. от 06.09.2011г.,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Закрытое акционерное общество «АткарскТрансДорстрой», Саратовская область, г.Аткарск, с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 000741-С о назначении административного наказания от 01.06.2011г., вынесенного Средне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованного лица.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица требования заявителя оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Судом, в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв судебного заседания до 14.09.2011г. до 09 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

Материалами дела установлено, что 19.05.2011г. государственным инспектором отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области на основании распоряжения от 13.04.2011г. № 757-р заместителя руководителя Средне-Волжского управления Ростехнадзора с целью выполнения и соблюдения Обществом обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов на основании Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц Средне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2011год, проведена плановая выездная проверка Закрытого акционерного общества «АткарскТрансДорстрой», расположенного по адресу: 412421, Саратовская область, г.Аткарск, ул.Волгоградская, 52, адрес места осуществления вида деятельности:

система газопотребления промышленной базы по адресу: Саратовская область, г.Аткарск, ул.Волгоградская, 52,

система газопотребления АБЗ, по адресу: Саратовская область, Аткарский район, в 1 км к югу от ст.Красавка.

ЗАО «АткарсТрансДорСтрой» эксплуатирует опасный производственный объект:

Система газопотребления промышленной базы, по адресу: Саратовская область, ул.Волгоградская, 52, в составе:

- наружный подземный стальной газопровод высокого давления o 57мм, L=28,0пм;

- наружный подземный газопровод высокого давления o 57мм, L=70,0пм,

- ГРПШ-32/6-Б,

- наружный подземный газопровод низкого давления o 57мм-15мм, L=280,0пм,

- встроенная мини-котельная № 1 с котлом «КОВ-80 СТ»,

- пристроенная мини-котельная № 3 с котлом «КОВ-63 СТ»,

- пристроенная мини-котельная с котлом «КОВ-20 СТ»,

- пристроенная мини-котельная № 5 с котлом «КОВ-40 СТ»,

- емкость для нагрева воды.

Система газопотребления АБЗ по адресу: Саратовская область, Аткарский район, в 1 км. к югу от ст.Красавка, в составе:

- наружный подземный полиэтиленовый газопровод высокого давления o 63мм-15мм, L=3300,0пм,

- ГРПШ с «РДУК-50»,

- наружный подземный газопровод низкого давления o 89мм, L=350,0пм,

- печь, вращающаяся с горелкой «ГГВ МГП-200».

Эксплуатация опасного производственного объекта осуществляется на основании лицензии № ВП-51-002385 (С) от 20.05.2011г. Объект зарегистрирован в государственном реестре ОПО № А 51-04808 от 22.04.2011г.

В ходе проверки административным органом выявлены нарушения ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» требований промышленной безопасности, а именно:

1) отсутствует документальное подтверждение осуществления производственного контроля по промышленной безопасности (планы проведения проверок, отчеты по результатам проверок), контроль не организован и не осуществляется, что нарушает требования ч.1 ст.9 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» от 21.07.1997, п.3.1, 3.2, 3.4, 3.5 Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2000 № 49;

2) отсутствует план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2011г., что нарушает п.3.2, 3.3 Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2000 № 49;

3) отсутствует документальное подтверждение (журналы) отходов и технического обслуживания наружных газопроводов, техническое обслуживание не проводится, что нарушает п.5.34., 5.3.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

4) отсутствует документальное подтверждение (журналы) технического обслуживания ГРПШ, внутренних газопроводов, газового оборудования котельных, АБЗ, техническое обслуживание не проводится, что нарушает требования п.5.9.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

5) для нагрева воды емкость не принята в эксплуатацию, эксплуатируется самовольно, что нарушает п.3.3.42, 3.3.43, 3.3.47 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

6) не проводится периодическое приборное обследование подземного стального газопровода высокого давления, что нарушает п.5.3.5 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

7) отсутствует документальное подтверждение (журнал) технического обслуживания автоматики безопасности АБЗ, техническое обслуживание не проводится, что нарушает п.5.7.10, 5.7.14 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

8) отсутствует договор на проверку системы контроля загазованности воздуха котельных. Техническое обслуживание, ежемесячная проверка сигнализаторов загазованности смесями не проводится, что нарушает п.5.7.10, 5.7.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

9) в должностные инструкции заместителя генерального директора и мастера- энергетика не внесены дополнительные обязанности по эксплуатации опасного производственного объекта, что нарушает п.5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

10) в котельных нет производственной инструкции, технологических схем внутренних газопроводов с указанием номеров запорной арматуры, плана локализации возможных аварийных ситуаций, что нарушает требования п.5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

11) отсутствует производственная инструкция, технологическая схема газопровода АБЗ, с указанием номеров запорной арматуры, плана локализации возможных аварийных ситуаций, нарушает требования п.5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

12) не организованы и не проводятся учебно-тренировочные занятия с операторами и кочегаром по плану локализации возможных аварийных ситуаций, нет программы занятий графика и журнала регистрации занятий, что нарушает п.5.2.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

13) отсутствует документальное подтверждение ежесменной проверки работоспособности приборов контроля загазованности котельных с отметкой в вахтенном журнале, что нарушает требования п.7.6 Инструкции по контролю за содержанием окиси углерода в помещениях котельных, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 01.02.2000 № 1;

14) не разработаны эксплуатационные паспорта на наружные газопроводы и ГРПШ, что нарушает п.5.1.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

15) наружный надземный газопровод промышленной базы на 50% не окрашен, подвержен коррозии, ГРПШ также не окрашено, не имеет надписи «ОГНЕОПАСНО ГАЗ», что нарушает п.5.1.1, 5.3.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

16) окраска оборудования ГРПШ АБЗ пришла в негодность, оборудование подвержено коррозии, что нарушает п.5.3.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

17) манометр, установленный в ГРПШ АБЗ не поверен и не имеет на циферблате обозначения значения шкалы, соответствующее максимальному рабочему давлению, что нарушает п.5.7.5, 5.7.7 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

18) нарушена целостность задней стенки шкафа ГРПШ АБЗ, ГРПШ не огорожено и не имеет надписи «ОГНЕОПАСНО ГАЗ» п.5.1.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

19) сезонно работающее оборудование котельных не отключено от газопровода с установкой заглушек после отключающего устройства, что нарушает п.5.9.16 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

20) нарушена охранная зона наружного надземного газопровода промышленной базы – вплотную к газопроводу находятся деревья, что нарушает п.7а Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства от 20.11.2000 № 878;

21) на входных дверях котельных не нанесено обозначение категории помещения по взрывопожарной опасности, что нарушает п.9.4 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9;

22) отсутствует журнал учета проверок, что нарушает ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ответственность за данные правонарушения предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам проверки в отношении ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» составлен акт проверки № 11/11 «ЮВ» от 27.05.2011г., где зафиксированы нарушения требований промышленной безопасности.

27.05.2011г. государственным инспектором отдела по промышленному надзору по Саратовской области в отношении ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» составлен протокол № 000741-С об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

27.05.2011г. Средне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» выдано предписание № П-6/11 «ЮВ» об устранении выявленных при проведении проверки нарушений с указанием сроков устранения.

На основании материалов проверки, 01.06.2011г. государственным инспектором отдела по промышленному надзору по Саратовской области в отношении ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» вынесено постановление № 000741-С о привлечении Общества к административной ответственности в виде назначения административного штрафа в сумме 200000 (двести тысяч) рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением № 000741-С о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 01.06.2011г., обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.

Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным, необоснованным, ссылаясь при этом на нарушение административным органом требований к проведению проверки в части оснований проведения проверки, что, по мнению заявителя, является нарушением частей 12 статьи 9 и части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Заявитель считает, что административным органом срок проведения плановой проверки был нарушен, что является недопустимым и нарушает требования части 2 статьи 13, пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Заявитель считает, что проведение плановой проверки в рассматриваемом случае не было включено в ежегодный план проведения плановых проверок и не согласовано с органами прокуратуры, что является нарушением ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. В части выявленных нарушений заявитель считает, что документы, отсутствие которых выявлено проверяющим, имеются на предприятии.

Представитель Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору требования заявителя оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Считает оспариваемое заявителем постановление законным, обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями КоАП РФ, ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исследовав представленные документы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан и промышленная безопасность, в частности при ведении работ в различных отраслях промышленности на опасных производственных объектах.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в несоблюдении требований промышленной безопасности при производстве работ в отраслях промышленности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности промышленных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Из материалов дела следует, что административным органом в оспариваемом постановлении № 000741-С от 01.06.2011г. указано на отсутствие в ЗАО «АткарскТрнасДорСтрой» документального подтверждения осуществления производственного контроля по промышленной безопасности, а именно, в Обществе отсутствуют планы проведения проверок, отчеты по результатам проверок, что является нарушением ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2004 № 49.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Однако проверкой установлено отсутствие документального подтверждения осуществления производственного контроля по промышленной безопасности (планы проведения проверок, отчеты по результатам проверок), контроль не организован и не осуществляется.

Из изложенного следует, что в ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Данный факт заявителем не оспаривается.

Заявитель считает неправомерной ссылку заинтересованного лица на Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2004 № 49. Заявитель считает, что указанные рекомендации официально не были опубликованы в средствах массовой информации, в связи с чем, не влекут правовых последствий, и их несоблюдение не влечет за собой образование административного правонарушения, в связи с чем, ссылки административного органа на нарушение Обществом п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2004 № 49, являются необоснованными.

Суд, рассматривая указанный довод заявителя, исходит из следующего.

Судом установлено, что административный орган в п.1, п.2 оспариваемого постановления ссылается на нарушение Обществом пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 26.04.2004 № 49.

Суд считает, что Методические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах не являются нормативно-правовым актом.

Указанные Методические рекомендации не опубликованы и предназначены для работников территориальных органов Госгортехнадзора России.

Таким образом, указание административным органом в п.1, п.2 оспариваемого постановления на нарушение Обществом указанных Рекомендаций, является неправомерным.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.03г. № 9 утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления».

В пункте 3 оспариваемого постановления установлено отсутствие документального подтверждения (журналов) обходов и технического обслуживания наружных газопроводов, техническое обслуживание в ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» не проводится, что является нарушением п. 5.3.4, 5.3.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно раздела 1 «Общие положения» Основные термины и определения Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, наружный газопровод - подземный, наземный и надземный газопровод, проложенный вне зданий до отключающего устройства перед вводным газопроводом или до футляра при вводе в здание в подземном исполнении и не является техническим устройством.

Согласно п. 5.3.4, 5.3.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления установленные на газопроводах запорная арматура и компенсаторы должны подвергаться ежегодному техническому обслуживанию и при необходимости - ремонту. Сведения о техническом обслуживании заносятся в журнал, а о капитальном ремонте (замене) - в паспорт газопровода. Действующие наружные газопроводы должны подвергаться периодическим обходам, приборному техническому обследованию, диагностике технического состояния, а также текущим и капитальным ремонтам с периодичностью, установленной настоящими правилами.

Согласно п. 6.4.12 ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий», результаты проверки состояния трасс газопроводов после каждого обхода обходчики записывают в журнал обхода.

Журнал должен хранится в соответствующей службе эксплуатационной организации, которой является ЗАО «АткарскТрансДорСтрой». Форма журнала приведена в ОСТ 153-39.3-053-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Примерные формы эксплуатационной документации» Форма 11Э.

При проведении проверки представлен Обществом не был.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки административным органом установлено отсутствие документального подтверждения (журналов) технического обслуживания ГРПШ, внутренних газопроводов, газового оборудования котельных, АБЗ, техническое обслуживание не проводится, что является нарушением требований п.5.9.3 «Праивл безопасности систем газораспределения и газопотребления», утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

В соответствии с п.5.9.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9, внутренние газопроводы, а также газовое оборудование (технические устройства) должны подвергаться техническому обслуживанию не реже одного раза в месяц, если в паспорте завода-изготовителя нет ресурса эксплуатации и нет данных об его ремонте. В период проведения проверки ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» не представило паспорта заводов-изготовителей на технические устройства, соответственно сроки технического обслуживания принимаются в соответствии с п. 5.9.3 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления не реже одного раза в месяц.

Из материалов дела следует, что ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» заключило с ОАО «Саратовоблгаз» филиал-трест «Татищевомежрайгаз» договор № 61202/ТА-АТР от 11.01.2011 на возмездное оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию систем газораспределения и газопотребления. Основным нормативно-техническим документом регламентирующим деятельность специализированных организаций по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования, которой является ОАО «Саратовоблгаз» филиал-трест «Татищевомежрайгаз», является ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий» Министерства энергетики РФ, введён в действие 27.062003. Согласно п. 7.2.1 ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий», о всех выполненных работах по обслуживанию ГРП, ГРУ ГРИШ должны быть сделаны записи в эксплуатационном журнале. Журнал хранится в соответствующей службе эксплуатационной организации, которой является ЗАО «АткарскТрансДорСтрой». Форма журнала приведена в ОСТ 153-39.3-053-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Примерные формы эксплуатационной документации» Форма 17Э.

Представленный заявителем в ходе судебного разбирательства план ремонтных работ на котельных ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» на 2010/2012гг. не является журналом технического обслуживания ГРПШ, внутренних газопроводов, газового оборудования котельных, АБЗ. Указанный план не свидетельствует о том, что на предприятии проводится техническое обслуживание. Кроме того, указанный план в ходе проведения проверки не был представлен. Заявителем в судебное заседание представлен журнал технического обслуживания ГРП (ГРУ, ШРП). Указанный журнал в ходе проведения проверки не был представлен административному органу.

Пунктом 5 оспариваемого постановления установлено нарушение требований п. 3.3.42, 3.3.43, 3.3.47 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9, а именно, установлено отсутствие проекта и исполнительной документации на газификацию ёмкости для нагрева воды, ёмкость не принята в эксплуатацию, эксплуатируется самовольно.

Согласно п. 3.3.42 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления приёмочная комиссия должна проверить проектную и исполнительную документацию, осмотреть смонтированную наземную, надземную и внутреннюю систему газораспределения (газопотребления) для определения соответствия ее требованиям нормативно-технических документов, настоящих правил и проекту, выявления дефектов монтажа. Газифицированная ёмкость для нагрева воды, в соответствии с разделом 1 «Общие положения» Основные термины и определения, «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», является газоиспользующим оборудованием (установкой) - оборудование, где в технологическом процессе используется газ в качестве топлива. К ёмкости подведён газопровод и установлено газогорелочное устройство используемое для нагрева воды, таким образом, используется газ в качестве топлива в газоиспользующем оборудовании (установке).

Согласно п. 3.3.45 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» соответствие газопроводов требованиям настоящих правил оформляется актом приёмки законченного строительством объекта в эксплуатацию.

Согласно п. 3.3.47 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» эксплуатация систем газораспределения и газопотребления (технических устройств), не принятых комиссией в установленном порядке, не допускается.

Таким образом, газифицированная ёмкость для нагрева воды, в соответствии с разделом 1 «Общие положения» Основные термины и определения, «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», является газоиспользующим оборудованием (установкой) - оборудование, где в технологическом процессе используется газ в качестве топлива.

В связи с этим, необходимо наличие проекта и исполнительной документации на газификацию ёмкости для нагрева воды, емкость должна быть принята в эксплуатацию, что у Общества отсутствует.

Из материалов дела следует, что административным органом при проведении проверки установлено нарушение требований п.5.3.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9, а именно, не проводится периодическое приборное обследование подземного стального газопровода высокого давления.

В соответствии с п.5.3.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления действующие наружные газопроводы должны подвергаться периодическим обходам, приборному техническому обследованию, диагностике технического состояния, а также текущим и капитальным ремонтам с периодичностью, установленной настоящими правилами.

Согласно п. 5.3.16 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления наружные газопроводы подвергаются периодическом приборному обследованию, включающему: выявление мест повреждения изоляционного покрытия, утечек газа - для стальных газопроводов, выявление мест утечек газа - для полиэтиленовых. Периодическое приборное обследование технического состояния наружных газопроводов для определения мест повреждения изоляционных покрытий и наличия утечек газа должно проводиться не реже одного раза в 5 лет для надземных и подземных.

Согласно п. 5.1.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана иметь договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопороводов и технических устройств.

Заявителем в материалы дела представлен договор возмездного оказания услуг по техническому и аварийному обслуживанию систем газораспределения и газопотребления от 11.01.11г., заключенный между ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» и ОАО «Саратовоблгаз» филиал-трест «Татищевомежрайгаз».

В договоре № 61202/ТА-АТР от 11.01.2011 приборное обследование технического состояния наружных газопроводов отсутствует. На данный вид возмездного оказания услуг необходимо заключить отдельный договор на приборное обследование с ОАО «Саратовоблгаз», который не был заключен заявителем, соответственно периодическое приборное обследование подземного стального газопровода высокого давления не проводилось.

Из материалов дела следует, что ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» в нарушение требований п. п. 5.7.10, 5.7.14 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9, осуществляет лицензируемый вид деятельности при отсутствии документального подтверждения (журнала) технического обслуживания автоматики безопасности АБЗ, техническое обслуживание не проводится.

Согласно п. 5.7.1 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» эксплуатационная организация должна обеспечить постоянный технический контроль, обслуживание, текущий ремонт и капитальный ремонт приборов и средств автоматизации, блокировок и сигнализации, установленных на газопроводах и газоиспользующих установках.

Согласно п. 5.7.10 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления проверка срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации должна проводится не реже одного раза в месяц. Если другие сроки не предусмотрены заводом-изготовителем. В период проведения проверки ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» не представило паспорта заводов-изготовителей на технические устройства, соответственно сроки технического обслуживания принимаются в соответствии с п. 5.7.10 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления не реже одного раза в месяц.

Согласно п. 5.7.14 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления техническое обслуживание и ремонт средств измерений, устройств автоматики и телемеханики АСУ ТП РГ должны осуществляться персоналом газораспределительной организации или по договору специализированной организацией, имеющий опыт в проведении таких работ.

Заявителем в материалы дела представлен договор № 3 от 01.04.2011 на техническое обслуживание, ремонт, наладку средств автоматизации и сигнализации, заключенный между ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» и ООО «Агрогазавтоматика».

Согласно п. 1.3 вышеуказанных Правил в работы по техническому обслуживанию входит: прибытие мастера; проверку и настройку системы; проведение регламентных работ, согласно руководства по эксплуатации установленного оборудования.

Согласно Акта приёмки выполненных работ за апрель 2011, подрядчиком ООО «Агрогазавтоматика», работы предусмотренные п. 5.7.10 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления по проверке срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации, не выполнялись.

Согласно п. 5.7.8 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления значение установок срабатывания автоматики безопасности, блокировок и средств сигнализации должно соответствовать параметрам, указанным в техническом отчёте пусконаладочной организации, которой, в данном случае, является ООО «Агрогазавтоматика».

Пунктом 8 оспариваемого постановления установлено, что в Обществе нет договора на проверку системы контроля загазованности воздуха котельных. Техническое обслуживание, ежемесячная проверка сигнализаторов загазованности контрольными смесями не проводится, что является нарушением п. 5.7.10, 5.7.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно 5.7.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления проверка сигнализаторов загазованности должна выполняться с помощью контрольных газовых смесей.

Согласно п. 5.7.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления эксплуатационная организация должна обеспечить постоянный технический контроль, обслуживание, текущий ремонт и капитальный ремонт приборов и средств автоматизации, блокировок и сигнализации, установленных на газопроводах и газоиспользующих установках.

Согласно п. 5.1.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана иметь договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопороводов и технических устройств.

Заявителем в материалы дела представлены свидетельства о поверке № 096427, № 096426 от 21.09.11г.

Однако поверка и проверка системы контроля загазованности воздуха котельных являются разными понятиями.

Из материалов дела следует, что договор с организациями, выполняющими работы по проверке сигнализаторов загазованности с помощью контрольных газовых смесей ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» не заключен.

Согласно пункта 9 постановления в отношении деятельности Общества установлено, что в должностные инструкции заместителя генерального директора и мастера-энергетика не внесены дополнительные обязанности по эксплуатации опасного производственного объекта - система газопотребления, что является нарушением п. 5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно п. 5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления для лиц, занятых эксплуатацией объектов газового хозяйства, должны быть разработаны и утверждены руководителем организации: должностные инструкции, определяющие обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов.

В период проведения проверки ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» не представило должностные инструкции на заместителя генерального директора и мастера-энергетика, несмотря на то, что в соответствии с п. 10 распоряжения № 757-Р от 13.04.2011 Средне-Волжского управления Ростехнадзора о предстоящей проверке, ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» должно было подготовить документы, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, в том числе должностные инструкции.

В должностной инструкции заместителя генерального директора, представленной представителем ЗАО «АткарскТрансДорСтрой», не указаны дополнительные обязанности по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта. Согласно п. 1, приказа № 11 от 30.03.2011 ЗАО «АткарскТрансДорСтрой», назначить ответственного за осуществление мероприятий и проведение производственного контроля по эксплуатации опасных производственных объектов системы газопотребления заместителя директора Васина В.В. Согласно п. 1, приказа № 6 от 01.01.2011 ЗАО «АткарскТрансДорСтрой», назначить ответственным за безопасную эксплуатацию газового оборудования опасного производственного объекта назначить мастера-энергетика Вершинина Д.В.

Согласно п. 5.2.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления к обязанностям ответственного за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления относятся:

• участие в рассмотрении проектов газоснабжения и в работе комиссий по приёмке объектов в эксплуатацию;

• разработка инструкций, плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций, планов взаимодействий;

• участие в комиссиях по аттестации (проверке знаний) персонала в области промышленной безопасности;

• проверка соблюдения установленного Правилами порядка допуска специалистов и рабочих к самостоятельной работе;

• осуществление производственного контроля за соблюдением требований безаварийной и безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, выполнением планов ремонта газопроводов и газового оборудования, проверкой правильности ведения технической документации при эксплуатации и ремонте;

• недопущение ввода в эксплуатацию газоиспользующих установок, не отвечающих требования настоящих Правил;

• приостановка работы неисправных газопроводов и газового оборудования, а также введённых в работу и не принятых в установленном порядке;

• выдача руководителем подразделений, начальнику газовой службы предписаний по устранению нарушений требований настоящих Правил и контроль за их выполнением;

• контроль и оказание помощи ответственным лицам за эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления, разработку мероприятий и планов по замене и модернизации газового оборудования;

• организация и проведение тренировок со специалистами и рабочими по ликвидации возможных аварийных ситуаций;

• участие в обследованиях, проводимых органами Ростехнадзора.

Однако в должностной инструкции мастера асфальтобетонного завода, представленной представителем ЗАО «АткарскТрансДорСтрой», не указаны дополнительные обязанности возложенные на Вершинина Д.В.

Из пункта 10 оспариваемого постановления следует, что в ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» в котельных нет производственной инструкции, технологических схем внутренних газопроводов с указанием номеров запорной арматуры, плана локализации возможных аварийных ситуаций, что является нарушением п. 5.1.2 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно пункта 11 постановления у ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» нет производственной инструкции, технологической схемы газопровода АБЗ, с указанием номеров запорной арматуры, плана локализации возможных аварийных ситуаций, что является нарушением п. 5.1.2 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно п. 5.1.2 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления для лиц, занятых эксплуатацией объектов газового хозяйства, должны быть разработаны и утверждены руководителем организации: производственные инструкции. Соблюдение требований, которых обеспечивает безопасное проведение работ, с учётом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполняемых работ, методы и объёмы проверки качества их выполнения. К производственным инструкциям по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ГРП, ГРУ и котельных прилагаются технологические схемы газопроводов и газового оборудования. Отсутствие указанных документов может привести к неправильным действиям, эксплуатирующего газоиспользующие установки, персонала и возникновении аварийных ситуаций, что является нарушением п. 5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.

Заявителем в судебное заседание представлены Инструкция № 10 по эксплуатации газового оборудования вращающей печи АБЗ, инструкция № 11 по эксплуатации газового оборудования Промышленная база, план газопровода.

Однако в соответствии с нормами Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления инструкция должна быть разработана на каждый конкретный вид газоиспользующей установки, должна быть разработана схема на каждое газоиспользующее оборудование. Кроме того, указанные документы в ходе проведения проверки не были представлены Обществом.

Из пункта 12 оспариваемого постановления следует, что в Обществе не организованы и не проводятся учебно-тренировочные занятия с операторами и кочегаром по плану локализации возможных аварийных ситуаций, нет программы занятий графика и журнала регистрации занятий, что является нарушением п. 5.2.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно п. 5.2.2 Правил безопасности систем газораспределения и
газопотребления к обязанностям ответственного за безопасную эксплуатацию опасных
производственных объектов системы газопотребления относятся: в том числе, разработка инструкций, плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций, планов взаимодействия, организация и проведение тренировок со специалистами и рабочими по ликвидации возможных аварийных ситуаций. Назначение указанных тренировочных занятий с рабочими, доведение действий персонала, эксплуатирующего газоиспользующие установки, в аварийных ситуация до автоматизма. Занятия должны проводиться по разработанным планам локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций, которые должны отражать все возможные аварийные ситуации и действия персонала при их локализации.

Заявителем в судебное заседание представлен трудовой договор № 60 от 01.01.05г. с гр. Фоминым А.А., принят в Общество на должность оператора АБЗ. В соответствии с представленным удостоверением № 456 от 03.10.06г. Фомин А.А. прошел обучение в ГОУ СО УЦ по профессии кочегар. В 2010г. выдан вкладыш к удостоверению о прохождении проверки знаний в объеме производственной инструкции.

Однако представленные документы подтверждают право лица, занимать указанную должность, но не подтверждают соблюдение Обществом п. 5.2.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.

Представленные заявителем план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2011г., план локализации и ликвидации аварий в газовом хозяйстве, план локализации и ликвидации аварий на котельных и АБЗ Общества также не подтверждают соблюдение Обществом п. 5.2.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.

В соответствии с пунктом 13 оспариваемого постановления при проведении проверки административному органу Обществом не представлено документального подтверждения ежесменной проверки работоспособности приборов контроля загазованности котельных с отметкой в вахтенном журнале, что является нарушением п. 7.6 Инструкции по контролю за содержанием окиси углерода в помещениях котельных, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 01.02.2000 № 1.

Согласно п. 7.6 Инструкции по контролю за содержанием окиси углерода в

помещениях котельных, персонал котельной должен ежесменно удостоверяться в работоспособности приборов контроля с отметкой в вахтенном журнале.

Из материалов дела следует, что ЗАО «АткарскТррансДорСтрой» при проведении административным органом проверки не представлено документального подтверждения ежесменной проверки работоспособности приборов контроля загазованности котельных с отметкой в вахтенном журнале, что является нарушением п.5.1.6 Инструкции по контролю за содержанием окиси углерода в помещениях котельных, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 01.02.2000 № 1. Заявителем данный пункт не оспаривается.

Согласно пункта 14 оспариваемого постановления, в ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» не разработаны эксплуатационные паспорта на наружные газопроводы и ГРПШ, что является нарушением п. 5.1.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9. зарегистрировано в Минюсте РФ 4 апреля 2003 г. регистрационный N4376.

Согласно п. 5.1.6 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» на каждый наружный газопровод, электрозащитную установку, ГРП (ГРУ) владельцем составляется эксплуатационный паспорт, содержащий основные технические характеристики объекта, а также данные о проведении капитальных ремонтах. ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» является владельцем газопроводов, ГРПШ и газоиспользующих установок.

Заявителем в судебное заседание представлены строительные паспорта подземного (надземного) газопровода, газового ввода.

Однако представленные документы не подтверждают соблюдение Обществом п. 5.1.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.

Согласно пункту 15 оспариваемого постановления следует, что Общество, в нарушение требований п. 5.1.1, 5.3.6 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9, наружный надземный газопровод промышленной базы на 50% не окрашен, подвержен коррозии, ГРПШ также не окрашено, не имеет надписи «ОГНЕОПАСНО ГАЗ», что является нарушением

При проведении проверки визуальным осмотром газопровода было установлено, что около 50% газопровода не окрашено и подвержено внешней коррозии.

Пунктом 16 оспариваемого следует, что окраска оборудования ГРПШ АБЗ пришла в негодность, оборудование подвержено коррозии, что является нарушением п. 5.3.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9. зарегистрировано в Минюсте РФ 4 апреля 2003 г. регистрационный N 4376.

При проведении проверки визуальным осмотром ГРПШ АБЗ было установлено, что окраска оборудования пришла в негодность, оборудование подвержено внешней коррозии.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки, при составлении которого присутствовали представители Общества, а именно заместитель генерального директора Васин В.В., мастер-энергетик Вершинин Д.В. Каких-либо замечаний, либо возражений относительно установления выявленных нарушений не представлено.

Согласно п. 5.3.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления при обходе надземных газопроводов должны выявляться утечки газа, перемещения газопроводов за пределы опор, наличие вибрации, сплющивания, недопустимого прогиба газопровода, просадки, изгиба и повреждения опор, состояние отключающих устройств и изолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений и окраски газопроводов, сохранность устройств электрохимической защиты и габаритных знаков на переходах в местах проезда автотранспорта. Выявленные неисправности должны своевременно устраняться.

Согласно п. 5.4.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления к текущему ремонту газопроводов относятся работы: в том числе, окраска надземных газопроводов по мере необходимости; окраска задвижек, кранов и компенсаторов по мере необходимости.

Согласно п. 5.6.19 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления Снаружи здания ГРП, на ШРП и ограждении ГРУ должны быть предупредительные надписи «Огнеопасно-газ».

Согласно п. 5.1.1 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил.

Из изложенного следует, что ответственность за содержание системы газопотребления несёт организация владелец опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления.

Письмом от 01.07.2011 № 62А, вх. № 7622/04-11 от 11.07.2011 ЗАО «АткарскТранс-ДорСтрой» информирует Средне-Волжское управление Ростехнадзора об устранении данного нарушения после проведения административным органом проверки Общества, т.е. оборудование окрашено.

Согласно п. 5.3.6 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления при обходе надземных газопроводов должны выявляться утечки газа, перемещения газопроводов за пределы опор, наличие вибрации, сплющивания, недопустимого прогиба газопровода, просадки, изгиба и повреждения опор, состояние отключающих устройств и изолирующих фланцевых соединений, средств защиты от падения электропроводов, креплений и окраски газопроводов, сохранность устройств электрохимической защиты и габаритных знаков на переходах в местах проезда автотранспорта. Выявленные неисправности должны своевременно устраняться.

Согласно п. 5.1.1 Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил. Из выше сказанного следует, что ответственность за содержание системы газопотребления несёт организация владелец опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления.

После проведения проверки и установления административным органом указанного нарушения, Общество Письмом от 01.07.2011 № 62А, вх. № 7622/04-11 от 11.07.2011 ЗАО «АткарскТранс-ДорСтрой» проинформировал Средне-Волжское управление Ростехнадзора об устранении данного нарушения, т.е. оборудование окрашено.

В судебное заседание заявителем представлены фототаблицы, из которых следует, что наружный надземный газопровод промышленной базы окрашен, ГРПШ окрашено, имеются надписи «ОГНЕОПАСНО ГАЗ».

Таким образом, в целях исполнения выданного предписания Обществом устранены выявленные нарушения. Однако при проведении проверки указанные нарушения имели место, зафиксированы в акте проверки и не оспариваются заявителем.

В соответствии с пунктом 17 оспариваемого постановления, Обществом манометр, установленный в ГРПШ АБЗ, не поверен и не имеет на циферблате обозначения значения шкалы, соответствующее максимальному рабочему давлению, что является нарушением п. 5.7.5, 5.7.7 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно п. 5.7.5, 5.7.7 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления периодической метрологической поверке подлежат следующие средства измерений: тягонапоромеры; манометры показывающие, самопишущие, дистанционные - не реже одного раза в 12 месяцев. На циферблате или корпусе показывающих манометров должно быть обозначено значение шкалы, соответствующее максимальному рабочему давлению.

При проведении проверки визуальным осмотром ГРПШ АБЗ административным органом было установлено, что манометр установленный в ГРПШ не поверен и не имеет на циферблате обозначения значения шкалы, соответствующее максимальному рабочему давлению.

В судебное заседание заявителем представлена фототаблица с манометром.

Таким образом, в целях исполнения выданного предписания Обществом устранены выявленные нарушения. Однако при проведении проверки указанные нарушения имели место, зафиксированы в акте проверки и не оспариваются заявителем.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки, при составлении которого присутствовали представители Общества, а именно заместитель генерального директора Васин В.В., мастер-энергетик Вершинин Д.В. Каких-либо замечаний, либо возражений относительно установления выявленных нарушений не представлено.

После проведения административным органом Общество проинформировало Письмом от 01.07.2011 № 62А, вх. № 7622/04-11 от 11.07.2011 Средне-Волжское управление Ростехнадзора об устранении данного нарушения, а именно, приобретены и установлены все приборы имеющиеся на АБЗ с требованием правил.

Из пункта 18 оспариваемого постановления следует, что при проведении проверки административным органом установлено нарушение целостности задней стенки шкафа ГРПШ АБЗ, ГРПШ не огорожено и не имеет надписи «ОГНЕОПАСНО ГАЗ», что является нарушением п. 5.1.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

При проведении проверки визуальным осмотром ГРПШ АБЗ было установлено, что нарушена целостность задней стенки шкафа ГРПШ, ГРПШ не огорожено и не имеет надписи «ОГНЕОПАСНО ГАЗ».

Согласно п. 5.1.1 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил.

Изменять конструкцию ГРПШ без согласования с заводом-изготовителем,
эксплуатирующая, газовое оборудование, организация не правомочна. Самовольное
внесение изменений в конструкцию ГРПШ может повлечь за собой возникновение
аварийных ситуаций.

Согласно п. 5.4 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб» (СП 42-101-2003) принят и введён в действие решением Межведомственного координационного совета по вопросам технического совершенствования газораспределительных систем и других инженерных коммуникаций, протокол от 08.07.2003 № 32, отдельно стоящие ГРП, ГРПБ, ШРП размещают с учётом исключения их повреждения от наезда транспорта, стихийных бедствий, урагана и др. Рекомендуется в пределах охранной зоны ГРП, ГРПБ, и ШРП устанавливать ограждения, например из металлической сетки, высотой 1,6м. Согласно п. 5.6.19 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления» снаружи здания ГРП, на ШРП и ограждении ГРУ должны быть предупредительные надписи «Огнеопасно-газ».

После проведения проверки Письмом от 01.07.2011 № 62А, вх. № 7622/04-11 от 11.07.2011 ЗАО «АткарскТранс-ДорСтрой» проинформировало Средне-Волжское управление Ростехнадзора об устранении данного нарушения, а именно, восстановлена целостность задней стенки шкафа, сделано ограждение и нанесена надпись.

При проведении проверки административным органом выявлено, что сезонно работающее оборудование котельных не отключено от газопровода с установкой заглушек после отключающего устройства, что является нарушением п. 5.9.16 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно 5.9.16 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления перед ремонтом газового оборудования, осмотром и ремонтом топок или газоходов, а также при выводе из работы установок сезонного действия газовое оборудование и запальные трубопроводы должны отключаться от газопроводов с установкой заглушек после запорной арматуры.

Все котельные ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» являются установками сезонного действия.

После проведения проверки Письмом от 01.07.2011 № 62А, вх. № 7622/04-11 от 11.07.2011 ЗАО «АткарскТранс-ДорСтрой» проинформировало Средне-Волжское управление Ростехнадзора об устранении данного нарушения, а именно, установлены заглушки на всех четырех котлах.

Пункт 20 гласит, нарушена охранная зона наружного надземного газопровода промышленной базы - вплотную к газопроводу находятся деревья, что является нарушением п. 7а Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878.

Согласно п. 7а Правил охраны газораспределительных сетей для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода. При проведении проверки визуальным осмотром было установлено, что вплотную к газопроводу находятся три огромных старых, засохших берёзы, ветви, которых нависали над газопроводом, что могло привести к повреждению распределительного газопровода в случае падения деревьев.

Письмом от 01.07.2011 № 62А, вх. № 7622/04-11 от 11.07.2011 ЗАО «АткарскТранс­ДорСтрой» информирует Средне-Волжское управление Ростехнадзора об устранении данного нарушения, а именно, спилены деревья.

Из пункта 21 оспариваемого постановления следует, что на входных дверях котельных не нанесено обозначение категории помещения по взрывопожарной опасности, что является нарушением п. 9.4 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Согласно п. 9.4 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления на входных дверях зданий и сооружений, а также производственных помещениях должны быть нанесены обозначения категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классы взрывных зон.

После проведения проверки Письмом от 01.07.2011 № 62А, вх. № 7622/04-11 от 11.07.2011 ЗАО «АткарскТранс­ДорСтрой» проинформировало Средне-Волжское управление Ростехнадзора об устранении данного нарушения, на входных дверях котельных нанесено обозначение категории помещений по взрывопожарной опасности.

Пунктом 22 оспариваемого постановления установлено отсутствие наличия журнала учёта проверок, что является нарушением ч.10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с ч.10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учёта проверок по типовой форме, установленной федеральным органом.

Из материалов дела следует, что Общество в нарушение ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не ведет журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом.

Однако отсутствие у заявителя журнала учета проверок не образует состава вменяемого правонарушения по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что заявителем нарушены требования промышленной безопасности.

Нарушение ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» требований вышеуказанных рекомендаций, правил и норм промышленной безопасности подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении.

В силу пункта 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были соблюдены все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не представил доказательств о принятии им всех зависящих от него своевременных мер, направленных на недопущение нарушения требований норм пожарной безопасности.

Документы, представленные заявителем в материалы дела свидетельствуют об исполнении заявителем выданного предписания об устранении нарушений.

Однако при проведении проверки указанные документы отсутствовали на предприятии.

В распоряжении административного органа о проведении плановой выездной проверки Общества № 757-р от 13.04.11г. указан перечень документов, представление которых необходимо Обществу. Указанное распоряжение получено генеральным директором Общества 17.05.11г.

При таких обстоятельствах, суд считает, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

Поскольку событие административного правонарушения и вина заявителя в его совершении подтверждены материалами дела, административным органом правомерно сделан вывод о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность.

Объектом данного правонарушения является промышленная безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Под промышленной безопасностью понимается состояние объекта, предприятия, производства, определяемое комплексом технических и организационных мер, обеспечивающее стабильность параметров технологического процесса и исключающее (или сводящее к минимуму) опасность возникновения аварийной ситуации или в случае ее возникновения предотвращается воздействие на людей вызываемых ею опасных и вредных факторов и обеспечивается сохранность материальных ценностей.

Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Материалами дела подтверждается нарушение ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» установленных при проверке обязательных требований промышленной безопасности.

В действиях ЗАО «АткарскТрнасДорСтрой» имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Оспариваемое постановление вынесено административным органом в срок, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении судом не установлено. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал генеральный директор Общества Шеллунц М.Н., что подтверждается его подписью в протоколе, права в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ законному представителю Общества разъяснены.

В протоколе об административном правонарушении указано, что рассмотрение дела состоится 01.06.11г. в 10 час. 00 мин. О месте и времени рассмотрения дела извещен законный представитель Общества, о чем свидетельствует его подпись.

01.06.11г. административным органом вынесено оспариваемое постановление в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя Общества.

Факт надлежащего извещения Общества о месте и времени составления протокола и вынесения оспариваемого постановления, заявителем не оспаривается.

Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.

Назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000руб., что является минимальным размером, предусмотренным санкцией статьи, суд считает правомерным.

Суд, рассматривая довод заявителя о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки, исходит из следующего.

Заявитель считает, что ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» не было надлежащим образом уведомлено о предстоящей проверке, не было предоставлено распоряжение № 757-р от 13.04.2011г. на проведение проверки, что, по мнению заявителя, нарушает требования части 12 статьи 9 и части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Суд, рассматривая указанный довод заявителя, исходит из следующего.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Как видно из материалов дела, в отношении ЗАО «АткарсТрансДорСтрой» 19.05.2011г. проведена плановая выездная проверка. Проверка проводилась на основании распоряжения № 757-р от 13.04.2011г. «О проведении плановой выездной проверки юридического лица», выданного заместителем руководителя Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Из распоряжения о проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО «АткарскТрансДорстрой» следует, что срок проведения проверки – 7 дней. К проведению проверки приступить с 19.05.2011г. Проверку окончить не позднее 27.05.2011г.

Из материалов дела следует, что ЗАО «АткарскТрансДорстрой» о проведении плановой выездной проверки в отношении общества генеральный директор Общества о проведении плановой проверки уведомлен, заверенную копию распоряжения получил 17.05.2011г. в 15 час. 30 мин., что подтверждается подписью генерального директора ЗАО «АткарсТрансДорСтрой» Шеллунц М.Н. на распоряжении.

Как видно из материалов дела, плановая выездная проверка в отношении Общества началась административным органом 19.05.2011г.

Норма части 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает порядок уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проведении плановой проверки в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Нормой указанной статьи настоящего Федерального закона не предусмотрено уведомление юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении плановой проверки за три дня до начала ее проведения. Таким образом, распоряжение о проведении проверки получено директором Общества заблаговременно.

Кроме того, нарушение срока уведомления юридического лица о проведении проверки не может свидетельствовать о незаконности решения о проведении проверки.

Таким образом, ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» было надлежащим образом уведомлено о проведении проверки в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Довод заявителя о том, что проведение плановой проверки в отношении ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» было осуществлено без включения ее в ежегодный план проведения плановых проверок и без согласования с органами прокуратуры, что нарушает требования ст. 9 Федерального закона от 256.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отклонен арбитражным судом ввиду следующего.

Статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен порядок проведения плановых проверок.

В соответствии со ст. 9 настоящего Федерального закона предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Из материалов дела следует, что в п.4 распоряжения № 757-р от 13.04.2011г. указан № п/п. 3.5.80 Сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Средне-Волжским управлением Ростехнадзора на 2011г.

Часть 4 статьи 1 настоящего Федерального закона предусматривает особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч.5 ст. 27 настоящего Федерального закона до 1 августа 2011 года положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Из изложенного следует, что Сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011г. в силу положений ч. 4 ст. 1, ч.5 ст. 27 Федерального закона от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не согласовывается с органам прокуратуры.

Таким образом, плановое мероприятие по надзору в отношении ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административном правонарушении состоит из указанного Кодекса (который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях), а также принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, производство по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение Закона N 294-ФЗ не может быть истолковано как нарушение процедуры привлечения к административной ответственности и может служить лишь основанием для исключения ряда собранных в ходе проверки доказательств из числа допустимых. Если при этом административным органом представлены иные достаточные доказательства, позволяющие установить обстоятельства совершения правонарушения и вину заявителя, привлечение к ответственности может быть оценено судом как законное и обоснованное.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке и отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления незаконным.

Те либо иные нарушения положений Закона № 294-ФЗ сами по себе не являются основаниями для признания незаконным постановления по делу об административном правонарушении, если только такие нарушения не привели к невозможности достоверного и неопровержимого определения при оценке собранных доказательств состава административного правонарушения в действиях (бездействии) привлекаемого к ответственности лица.

Таким образом, на основании изложенного, суд считает, что административное наказание назначено административным органом, с соблюдением установленного порядка привлечения к ответственности.

В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Рассмотрев материалы административного дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, иные обстоятельства дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении № 000741-С от 01.06.2011г. является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных ЗАО «АткарскТрансДорСтрой» требований о признании незаконным и отмене в полном объеме постановления № 000741-С о назначении административного наказания от 01.06.2011г., вынесенного Средне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.В. Пузина