ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-9258/08 от 22.05.2009 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз 1

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов

Резолютивная часть решения объявлена «22» мая 2009г.

Полный текст решения изготовлен «28» мая 2009г. Дело № А57-9258/08-15

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Потаповой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская газовая компания»,

г. Саратов

к Комитету жилищного хозяйства Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область,

Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область,

Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов

Комитету финансов Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область

Министерство социального развития Саратовской области, г. Саратов

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов

о возмещении убытков в сумме 309 250, 45 рублей

При участии в судебном заседании:

от Истца: ФИО1, по доверенности №46-04-2288Д от 19.12.2008г.

от Ответчика - Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область – ФИО2 по доверенности № 01.2-43/8 от 11.01.2009г.

от Ответчика: представитель Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов – ФИО3 по доверенности № 08-03-01/4 от 03.04.09г.

от Ответчика: представитель Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов - ФИО4 по доверенности № 3-ПО от 20.01.09г.

представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов – ФИО5 по доверенности от 19.01.2009г.

от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов – ФИО6 по доверенности № 3491 от 21.04.09г.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственности «Саратовская газовая компания» г. Саратов (ООО «Саратовская газовая компания») с исковым заявлением к Комитету жилищного хозяйства Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область, Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область, Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов

Комитету финансов Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Саратовская область, Министерство социального развития Саратовской области, г. Саратов, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов, о возмещении убытков в сумме 309 250, 45 рублей.

Истец уточнил исковые требования и просит взыскать:

- с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Саратовская газовая компания» убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа многодетным семьям, проживающим на территории Балаковского муниципального образования, за период с 1 марта 2005 года по 31 декабря 2005 года в сумме 185 452,58 рублей.

- с Комитета жилищного хозяйства (Служба заказчика)
 администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области за
 счет средств муниципальной казны в пользу ООО «Саратовская газовая компания»
 убытки, связанные с предоставлением субсидий по оплате природного газа
 гражданам, проживающим на территории Балаковского муниципального
 образования, за период с 1 июля 2005 года по 31 июля 2005 года в сумме
 123 979,87 рублей.

Требования истца основаны на тех обстоятельства, что ООО «Саратовская газовая компания» как предприятие, оказывающее коммунальные услуги - газоснабжение, обязано предоставлять гражданам льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, в частности в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», с Постановлением Администрации Саратовской области «О мерах по поддержке многодетных семей» от 03.07.1992 года № 159, действовавшим до 01.01.2006 года (Постановления Губернатора Саратовской области от 30.06.2004 года № 163).

Так, Указом Президента РФ от 05.05.1992 года, Постановлением Администрации Саратовской области от 03.07.1992 года № 159 для многодетных семей установлена скидка в размере 30 процентов установленной платы за пользование газом.

ООО «Саратовская газовая компания», за период с 01 марта 2005 года по 31 декабря 2005 года, во исполнение выше указанных Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431, Постановления Администрации Саратовской области от 3 июля 1992 года № 159 предоставило многодетным семьям, проживающим на территории Балаковского муниципального образования, льготы по оплате природного газа на общую сумму 185 452,58 рублей, без последующего возмещения.

Кроме того, сумма возмещаемой льготы по оплате потребленного природного газа данной льготной категорией граждан подтверждается на основании ежемесячно предоставляемых управлением социальной защиты населения администрации ОМО Балаковского района списков граждан, имеющих право на получение субсидий, с указанием размера предоставленной субсидии по каждому гражданину.

В соответствии с представленными УСЗН Администрации Балаковского муниципального образования списками абонентов, имеющих льготу «Многодетная семья»:

- за март 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 27 654,67 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 19295 от 31.03.2005 г.;

- за апрель 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 28 223,90 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 26547 от 30.04.2005 г.;

- за май 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 19530,91 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 29250 от 31.05.2005 г.;

- за июнь 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 18 763,77 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 34796 от 30.06.2005 г.;

- за июль 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 16 263,79 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 39495 от 31.07.2005 г.;

- за август 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 17 319,10 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 43146 от 31.08.2005 г.;

- за сентябрь 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 14 195,94
 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 46796 от
 30.09.2005 г.;

- за октябрь 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 15 227,59 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 52448 от 31.10.2005 г.;

- за ноябрь 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 18 036,76 рублей,
 на основании которой была выставлена счет - фактура № 53492 от 30.11.2005 г.;

- за декабрь 2005 года сумма возмещаемой льготы составила 24 137,57 рублей, на основании которой была выставлена счет - фактура № 64920 от 31.12.2005 г.

В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ № 51 и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации № 1-2359-18 от 29 июня 1992 года «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей», затраты, возникающие при реализации мероприятий по поддержке многодетных семей, производятся за счет средств местных бюджетов (пункт 2).

Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 года № ГКПИ03-139 пункт 2 вышеуказанного Письма был признан недействующим.

В связи с чем, порядок и условия возмещения расходов на осуществление
 мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 года № 431, приняты
не были.

Однако, данная обязанность - обязанность по разработке порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, была возложена, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431, на Министерство финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

Учитывая, что не возмещение предоставленных со стороны ООО «Саратовская газовая компания» мер социальной поддержки явилось результатом неисполнения своих обязанностей со стороны Министерства финансов РФ.

В результате чего ООО «Саратовская газовая компания» за период с 1 марта 2005 года по 31 декабря 2005 года понесло убытки в сумме 185 452,58 рублей.

При этом, согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Кроме того, ООО «Саратовская газовая компания», как предприятие, оказывающее коммунальные услуги — газоснабжение, помимо исполнения обязательств по предоставлению гражданам льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательства субъекта РФ и органов местного самоуправления, обязано было, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» (действовавшее до 14.12.2005 г.), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», засчитывать предоставленные органами местного самоуправления субсидии в виде уменьшения платежа за газоснабжение.

Сумма субсидий за июль 2005 года подтверждается на основании письма из МУП «Расчетно - кассовый центр» Комитета по управлению имуществом Балаковского МО № 433/01-08 от 01.07.2005 года.

В соответствии с абзацем 7 статьи 15.4. Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до 01.03.2005 г., а также в соответствии с п. 8 ст. 159 Жилищного кодекса РФ, возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, осуществляется за счет местных бюджетов в виде представленных субвенций.

Кроме того, в соответствии с пунктом 27 приложения к Постановлению Правительства Саратовской области 30.01.2004 года № 20-П «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, производится за счет субвенций, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета.

Так, за период с 01 июля 2005 года по 31 июля 2005 года ООО «Саратовская газовая компания» было засчитано субсидий в виде уменьшения платежа за газоснабжение гражданам, проживающим на территории Балаковского муниципального образования, на общую сумму 252 203,85 рублей, что подтверждается выставленной счет - фактурой № 39497 от 31.07.2005 года.

В соответствии с письмом от 28.03.2006 г. № 731/01-12 о зачете денежных средств в размере 70 581,62 рублей по договору № 46-2-0005/05-С на предоставление мер социальной поддержки, а также в соответствии с платежным поручением № 482 от 05.07.2006 года, часть указанной задолженности была возмещена со стороны КЖХ (Служба заказчика) администрации Балаковского МО.

В результате бездействия со стороны Комитета КЖХ (Служба заказчика) администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области в части возмещения убытков связанных с предоставлением субсидий гражданам на оплату коммунальных услуг, ООО «Саратовская газовая компания» понесло убытки в сумме 123 797,87 рублей, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов № 9728 по договору № 46-2-0005/05-С. В соответствии с данным актом сумма задолженности КЖХ (Служба заказчика) администрации Балаковского МО на 01.01.2007 года составляла 194 379,49 рублей, из которых, в соответствии с письмом от 28.03.2006 г. № 731/01-12, сумма задолженности в размере 70 581,62 рубля была возмещена ООО «Саратовская газовая компания».

Таким образом, итоговая сумма задолженности за 2005 год по предоставленным субсидиям составляет 123 797,87 рублей.

Истец в судебном заседании поддержал свои исковые требования, с учетом своих уточнений по иску.

Ответчики исковые требования отклонили в полном объеме и поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Кроме того ответчиками заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, возражения ответчиков, суд считает в удовлетворении исковых требований ООО «Саратовская газовая компания» следует отказать по следующим основаниям.

Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям статьям 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истцом заявлены требования о взыскании убытков связанных с предоставлением льгот по оплате природного газа многодетным семьям и убытков, связанных с предоставлением субсидий по оплате природного газа гражданам, проживающим на территории Балаковского муниципального образования.

В соответствии с п. 19 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах (организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии со ст. 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с пп. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 7 февраля 2005 г. N 44-П «О порядке предоставления из областного бюджета местным бюджетам субвенции на финансирование расходов по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей)» расходы, связанные с осуществлением данного постановления финансируются за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год.

Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Саратовской области от 23 января 2006 г. N 18-П "О приемке-передаче обязательств" министерство здравоохранения и социальной поддержки области было уполномочено принять обязательства администраций муниципальных образований области по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок передачи министерству здравоохранения и социальной поддержки области обязательств администраций муниципальных образований области по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан согласно приложению № 1 к данному постановлению.

Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 23 января 2006 г. № 18-П передаче подлежат обязательства, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2006 года за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2005 года, по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в связи с реализацией законодательного акта - Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Согласно пояснений Министерства социального развития Саратовской области, от администрации ОМО Балаковского района была принята, по акту передачи задолженность в размере 164 565 руб. 78коп., однако в данном акте приема – передачи обязательства перед ООО «Саратовская газовая компания» отсутствуют.

Таким образом, администрация ОМО Балаковского района обязательства, образовавшиеся вследствие реализации Указа Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетных семей» перед ООО «Саратовская газовая компания» министерству социального развития Саратовской области не передавала.

Ссылка ОАО «Саратовская газовая компания» на Закон Саратовской области от 1 августа 2005 года № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» несостоятельна, в связи с тем, что действие данного Закона начинается с 01.01.2006 г. и соответственно распространяются на правоотношения, возникающие с 01.01.2006 г. В исковом заявлении спорный период указывается 01.03.2005 г. по 31.12.2005 г.

В обоснование, исковых требований истцом представлен акт сверки взаимных расчетов № 9728 между ООО «Саратовская газовая компания» и Комитетом ЖКХ Администрации Балаковского МО по договору № 46-2-0005/05-С, составлен он за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, что не относится к оспариваемому периоду. Сам договор № 46-2-0005/05-С истцом не представлен.

Статьей 8 Гражданского кодекса, РФ определен перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Истцом не представлен и не указан документ, на основании которого у истца - ОАО «Саратовская газовая компания» возникает право требования убытков.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. При этом общий срок исковой давности устанавливается ст. 196 ГК РФ в три года.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 ГК РФ).

Истец просит о взыскании убытков, возникших в период с 01.08.2003 по 01.12.2004 года.

Как следует из документов, имеющихся в материалах дела, истец обратился в суд с исковым заявлением 26.06.2008 году, то есть после истечения срока исковой давности.

Заявленные исковые требования по настоящему делу основаны на положениях статьи 15 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей полное возмещение причиненных убытков, поэтому ничто не мешало истцу обратиться с исковым заявлением в пределах срока исковой давности. Каких-либо доказательств того, что истец не имел права обратиться в арбитражный суд за защитой своего нарушенного права и взысканием убытков после 31.12.2005 года, представлено не было.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 18 Постановления от 12.01.1999 № 2222/98 по конкретному делу указал: «Статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации действительно предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается не со дня нарушения права, а с того дня, когда лицо знало или должно было узнать о нарушении своего права. Однако указанное обстоятельство должен доказывать истец, а не ответчик».

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. N 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд

РЕШИЛ  :

В удовлетворении исковых требований Обществу с ограниченной ответственностью «Саратовская газовая компания» о взыскании убытков, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по оплате природного газа многодетным семьям, проживающим на территории Балаковского муниципального образования, за период с 1 марта 2005 года по 31 декабря 2005 года в сумме 185 452,58 рублей и убытков, образовавшихся в связи с предоставлением субсидий по оплате природного газа гражданам, проживающим на территории Балаковского муниципального образования, за период с 1 июля 2005 года по 31 июля 2005 года в сумме
 123 979,87 рублей - отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Н.А.Потапова