ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-9604/20 от 24.11.2020 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

30 ноября 2020 года

Дело № А57-9604/2020

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2020 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи ЕФИО1 при ведении протокола секретарем судебного заседания Висуровой Д.Г., рассмотрев в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Саратовской области материалы дела по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (г.Саратов) ОГРН <***> К обществу с ограниченной ответственностью «Аист99» о взыскании недополученного дохода в федеральный бюджет за период 2017-2018 гг. в размере 34 702,28 руб.

при участии:

от истца- представитель ФИО2, доверенность № 4670 от 21.04.2020 г.,

иные лица не явились, извещены надлежащим образом.

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области К обществу с ограниченной ответственностью «Аист99» о взыскании недополученного дохода в федеральный бюджет за период 2017-2018 гг. в размере 34 702,28 руб.

Отводов суду не заявлено.

Сторонам разъяснены права в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 04.06.2020 года настоящее исковое заявление назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон по правилам статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеются основания для рассмотрения дела по правилам искового производства, предусмотренного пунктом 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам искового производства, о чем вынес определение.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством, заявленные требования оспорил в возражении на исковое заявление.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства, изучив доводы сторон, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципу состязательности сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, осуществляющим полномочия в сфере лесных отношений (п. 1 Положения о министерстве, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. №537-П).

Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, осуществляющим полномочия в сфере лесных отношений (п. 1 Положения о министерстве, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. №537-П).

Между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Аист-99» был заключен договор аренды лесного участка от 26.09.2016 года № 244/Г (далее - Договор). 15.12.2016 года заключено дополнительное соглашение к Договору

На основании положений ст. 164, ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Договор прошел государственную регистрацию права аренды лесного участка, о чем свидетельствует штамп Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области от 30.12.2016 года за номером 64-64/007-64/007/026/2016-396/1 на Договоре.

Согласно п. 2 Договора ответчик получил в аренду лесные участки: площадью 2,4 га, расположенный в Саратовской области, Вольском районе, Вольском лесничестве, Городском участковом лесничестве, квартале 58, части выдела 9, с кадастровым номером 64:08:020808:157, номер учетной записи в государственном лесном реестре 12-2008-10, площадью 1,4 га, расположенный в Саратовской области, Вольском районе, Вольском лесничестве, Городском участковой  лесничестве, квартале 58, частях выделов 9,10, номер учетной записи в государственном лесном реестре 256-2016-10.

В обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Актом № 35/2019 от 29.11.2019 года плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Саратовской области и должностных лиц органа государственной власти Саратовской области и пунктом 13 предписания Рослесхоза от 30.12.2019 г. №35/2019 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Саратовской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» министерству предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений, уведомление арендаторов об изменении размера арендной платы и о сумме подлежащей уплате (неприменение повышающего коэффициента в отношении защитных лесов (кроме лесопарковых зон, зеленых зон); неприменение поправочных коэффициентов в отношении противоэрозионных лесов, лесов расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах степях, горах, лесопарковых зон городов и населенных пунктов численностью до 50 тыс. до 250 тыс. человек, от 250 тыс до 1 млн. человек; неприменение наибольшей ставки платы для лесных культур; неприменение удваивающего коэффициента для лесных участков с крутизной склона свыше 20 градусов; заниэюение повышающего коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования; неверное начисление арендной платы; неверное применение понижающих коэффициентов в отношении прудов, полян, песков, солонцов, выгонов, оврагов, озер, вод, крутых склонов, противопожарных разрывов, НЭП, газопроводов, нефтепроводов, щебенников, карьеров, сенокосов и прочих нелесных земель -5988,11 тыс. рублей), доначисление платы по договорам купли-продажи лесных насаждений в сумме 6,54 тыс. рублей (неприменение поправочных коэффициентов 1 и 1,05 при проведении сплошных рубок с учетом ликвидного запаса древесины от 100,1 до 150,0 куб.м и от 150.1 куб.м. на 1 га), а также пени в размере 11,72 тыс. рублей.

Необходимость осуществления перерасчета арендной платы вызвана тем, что проверкой Рослесхоза были выявлены факты неверного расчета арендной платы по ряду договоров аренды лесных участков. В частности, по договору аренды лесного участка № 244/Г от 26.09.2016 года, по мнению проверяющего органа, при расчете арендной платы, неверно начислялась арендная плата по договору аренды лесного участка, по мнению проверяющего органа, был неправильно применен коэффициент 0,75 в отношении карьеров.

Пунктом 13 предписания Рослесхоза установлена обязанность министерства, обеспечить «перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков  с учетом  выявленных нарушений».  В  акте Рослесхоза №35/2019 от 29.11.2019 г. плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Саратовской области и должностных лиц органа государственной власти Саратовской области, таблице 11,12 на странице 159 указан неполученный доход федерального бюджета по арендной плате в результате перерасчета за 2017 год - 15 640,50 рублей, за 2018 год — 19 061,78 рублей.

Перерасчёт суммы платы по договору аренды лесного участка № 244/Г от 26.09.2016 года, за период 2017-2018 гг. в размере 34 702,28 руб., в т.ч. за 2017 год- 15 640,50 руб., за 2018 год- 19 061,78 руб.

2017 год:

Сумма без коэффициента по договору-39 044,11

Сумма с коэффициентом по договору -39 044,11*1,31 = 51147,78 +264,56 (с даты регистрации-30.12.2016г.) = 51 412,34

Сумма без коэффициента по данным проверки - 51 185,37

Сумма с коэффициентом по данным проверки -51 185,37*1,31=67 052,84

Сумма недополученного дохода- 67 052,84 - 51 412,34 = 15 640,50

2018 год:

Сумма без коэффициента по договору - 39 044,11 Сумма с коэффициентом по договору-39 044,11*1,57 = 61 299,25 Сумма без коэффициента по данным проверки - 51 185,37 Сумма с коэффициентом по данным проверки - 51 185,37 *1,57=80 361,03

Сумма недополученного дохода- 80 361,03-61 299,25=19 061,78

 На основании выше указанных требований министерство направило в адрес должника письмо от 03.04.2020 г. № 13-66/3893/18 «О перерасчете арендной платы по договору» с предложением произвести оплату доначисленной суммы в федеральный бюджет РФ в течение 15 календарных дней.

Однако ответа в адрес министерства от ответчика не поступало.

Рассматривая исковые требования о взыскании недополученных доходов в размере 34702 руб. 28 коп., суд исходит из следующего.

При рассмотрении заявленных требований суд квалифицирует возникшие между сторонами отношения как отношения аренды лесного участка, в связи с чем, в данном случае подлежат применению нормы Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), а также Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ, к которым, в том числе, относится предоставление лесного участка для заготовки древесины.

В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным Кодексом РФ.

В силу положений статей 606 ГК РФ, 73 ЛК РФ арендатор обязан вносить арендную плату.

Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Предъявленная к взысканию сумма представляет собой недоплаченную за период действия договора ответчиком арендную плату в связи с ошибкой истца при определении размера арендной платы ввиду неприменения повышающего коэффициента.

Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Кодекса).

Таким образом, стоимость аренды государственных (муниципальных) лесных участков относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.

Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" принято в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ.

расчет арендной платы должен осуществляться в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - Постановление № 310).

Исходя из целевого назначения и фактического использования арендуемого           участка,  при          расчете           арендной          платы надлежит применять ставки платы, приведенные в таблице № 14 к Постановлению № 310), также поправочные коэффициенты, указанные в примечаниях   к  таблице.

Так, согласно проекту организации и развития лесного хозяйства Вольского лесхоза Саратовского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России том III таксационного описания лесной участок, расположенный в Саратовской области, Вольском районе, Вольском лесничестве, квартале 58, части выдела 9 относится к землям занятым карьером с 1995 года.

В первоначальном    расчете  арендной платы применен коэффициент 0,75 , устанавливаемый при использовании лесных участков, на которых в силу естественно -географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, предусмотренный абзацем 3 пункта 8 примечаний № 1 к таблице № 14.

Впоследствии  Министерство произвело    перерасчет      платы без применения понижающего коэффициента 0,75 ,  и  предъявил к взысканию задолженность в общей сумме 34 702,28 рублей.

Ставки арендной платы и поправочные коэффициенты к ним установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося         в        федеральной        собственности". Определение подлежащих применению ставок, коэффициентов производится исходя из характеристик арендуемого лесного участка.

Абзац 3 пункта 8 примечаний к таблице N 14 устанавливает, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для   субъекта  Российской          Федерации           (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.

Вместе с тем указанная норма не применяется при расчете арендной платы в рассматриваемом случае (к нелесным землям) с учетом следующего.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и  предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно пункту 94 Лесоустроительной инструкции утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (Лесоустроительная инструкция) земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы, относятся к лесным землям, покрытым лесной растительностью (данная норма действовала на дату заключения договора).

Аналогичная правовая норма содержится в действующей Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции".

Согласно пункту 95 Лесоустроительной инструкции естественные редины относятся к лесным землям, не покрытым лесной растительностью. Пункт 96 Лесоустроительной инструкции приводит классификацию нелесных земель: земли, не пригодные для выращивания леса без проведения специальных мелиоративных мероприятий - болота, скалы, гольцы, каменистые россыпи, пески, безлесные крутые склоны и другие неудобные земли; земли, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами; земли, занятые лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линиями связи, трубопроводами и другими линейными объектами, торфоразработкой, усадьбами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции и другие земли. Предметом спорного договора аренды является лесной участок нелесных земель (нарушенные земли).

Из буквального содержания абзаца 3 пункта 8 примечаний к таблице N 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 3 10, не допускающего расширительного толкования, следует, что коэффициент 0,75 применяется при расчете арендной платы при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, тогда как предметом Договора являются нарушенные нелесные земли.

Таким         образом, применение коэффициента 0,75 при  расчете арендной платы в данном случае недопустимо ввиду того, что нарушенные земли как естественно-географические условия, препятствующие произрастанию древесных пород лесных насаждений, не распространяются на характеристики лесных участков " карьер ". Карьер не может быть отнесен к лесным участкам, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.

В материалы дела представлен проект организации и развития лесного хозяйства, том 3 – «Таксационное описание», который подтверждает, что на спорном участке находятся карьеры.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований в связи с тем, что  увеличение арендной платы задним числом противоречит ст. 614 ГК РФ, а также считает заявленным необоснованно ввиду того, что перерасчет был за период 2017-2018 г.

Применение в рассматриваемом случае понижающего коэффициента в размере 0,75 является          следствием         не  ненормативного     изменения     определения    размера    арендной     платы, а неправильным ее установлением при заключении Договора.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

Судом отклоняются доводы ответчика, так как стоимость аренды земельных участков  относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата  за пользование таким объектом должна определяться  с учетом применимой  в соответствии с действующим законодательством  ставки арендной платы. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» принято в соответствии со ст. 73 и 76 ЛК РФ.

Применение корректного коэффициента в рассматриваемом случае не является изменением в соответствии с п. 3 ст. 614 ГК РФ условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение условий договора, определенных законодательством, односторонний отказ от которых не допустим.

Расчет, произведенный истцом, судом проверен и признан верным.

Арифметически расчет ответчиком не оспорен.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее - постановление Правительства РФ № 310).

Из положений постановления Правительства РФ № 310 следует, что размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.

Указанная правовая позиции также подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2018 № 307-ЭС18-15023.

Как уже было установлено ранее, арендная плата по спорному договору аренды является регулируемой, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться предписанным нормативным правовым актом порядком определения арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма расчета арендной платы.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что требование подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно пункту 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.

В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 1 подпункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь  статьями 110, 167-171, 176, 177, 180, 181 Арбитражного    процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аист99» ОГРН <***> в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (г.Саратов ИНН <***>)недополученный доход в федеральный бюджет за период 2017-2018 гг. в размере 34 702,28 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аист99» ОГРН <***> в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области

ФИО1