ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-9611/2021 от 23.09.2021 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

27 сентября 2021 года

                           Дело № А57-9611/2021

Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2021 года

Арбитражный суд  Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гаджимурадовым Э.А., рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «СВ Логистика», ИНН <***>,

о признании незаконным и отмене постановления Центрального МУГАДН Ространснадзора № 10673342213417734841 о привлечении к административной ответственности,

об обязании Центрального МУГАДН Ространснадзора вернуть уплаченную сумму штрафа в размере 2 500 рублей

заинтересованные лица:

Центральное МУГАДН Ространснадзора

при участии:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,

                                                               У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «СВ Логистика» (далее – Общество, Заявитель, ООО «СВ Логистика») с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального МУГАДН Ространснадзора № 10673342213417734841 о привлечении к административной ответственности, об обязании Центрального МУГАДН Ространснадзора вернуть уплаченную сумму штрафа в размере 2 500 рублей.

ООО «СВ Логистик», Центральное МУГАДН не обеспечили явку представителя в судебное заседание, извещены надлежащим образом.

В материалах дела имеется ходатайство ООО "СВ Логистика" о рассмотрении заявления без участия представителя. Ходатайство удовлетворено судом.

В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 23.09.2021 г., 16 час. 05 мин., после которого рассмотрение дела продолжено.

Как следует из материалов дела, транспортное средство с государственным регистрационным знаком (далее - ТС с ГРЗ) <***> в реестре системы взимания платы (далее - СВП) с 01.03.2018 зарегистрировано за владельцем (собственником) транспортного средства (далее - ВТС) ООО «СВ ЛОГИСТИКА» на основании заявления на регистрацию транспортного средства.

В соответствии с договором безвозмездного пользования № 527699 от 27.04.2017 и актом передачи за ТС с ГРЗ <***> с 29.05.2019 закреплено бортовое устройство № 510859758.

По утверждению административного органа, 10.03.2021 г. в 08:16:07 по адресу: 708 КМ. 361 М. АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Р22 «КАСПИЙ», САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, собственник (владелец) транспортного средства марки «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS 1844LS ГРУЗОВОЙ ТЯГАЧ СЕДЕЛЬНЫЙ» государственный регистрационный знак <***> (СТС 9906383192), в нарушение требования п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности», допустил осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Постановлением Центрального МУГАДН Ространснадзора 17 марта 2021 года ООО «СВ Логистика» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ). В связи с этим было вынесено Постановление № 10673342213417734841 (далее по тексту Постановление) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

ООО «СВ Логистика», не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Заявитель указывает на следующие нарушения, допущенные административным органом:

- оспариваемое постановление не направлено по месту нахождения Общества;

- постановление вынесено не уполномоченным лицом (административным органом нарушена территориальная юрисдикции);

- заявитель указывает на отсутствие в его действиях вмененного состава административного правонарушения.

В порядке ст.66 АПК РФ суд истребовал дополнительные доказательства у ООО "РТИТС", которые исследованы в совокупности с материалами дела по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Материалы дела не содержат доказательств вручения оспариваемого постановления ООО "СВ Логистика", в связи с чем, суд считает срок не пропущенным на обжалование.

В силу частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В силу части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

В оспариваемом постановлении отражено, что 10.03.2021 г. в 08:16:07 по адресу: 708 КМ. 361 М. АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Р22 «КАСПИЙ», САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, собственник (владелец) транспортного средства марки «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ACTROS 1844LS ГРУЗОВОЙ ТЯГАЧ СЕДЕЛЬНЫЙ» государственный регистрационный знак <***> (СТС 9906383192), в нарушение требования п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности» допустил осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

 Доказательств того, что такая плата внесена своевременно материалы дела не содержат, следовательно, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения по ч.1 ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Доводы Общества о том, что в его бездействии отсутствует состав административного правонарушения изучены судом, но не принимаются ввиду их необоснованности.

Судом установлено, что между ООО «СВ Логистика» и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (ООО «РТИТС») был заключен договор безвозмездного пользования от 27.04.2017 № 527699.

ООО «РТИТС» выполняет функции оператора системы взимания платы "Платон", на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 N 1662-р и Концессионного соглашения от 29.09.2014 N ФДА К-1 в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, заключенного с Российской Федерацией, в лице которой выступает Федеральное дорожное агентство.

Порядок и условия взаимодействия между Оператором СВП и собственниками (владельцами) транспортных средств (далее - ВТС) установлены Правилами взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504.

В соответствии с пунктом 13 Правил, собственник (владелец) транспортного средства вносит плату в соответствии с банковскими реквизитами, полученными им при регистрации в реестре, указывая номер своей расчетной записи.

Собственник (владелец) транспортного средства может внести денежные средства оператору (пополнить баланс расчетной записи) в счет последующего внесения им платы следующими способами:

банковский перевод

банковская карта с использованием каналов 56 Правил.

При внесении денежных средств комиссионное вознаграждение, взимаемое банком-отправителем (в случае банковского перевода) или платежным агентом, уплачивается за счет лица, осуществляющего внесение платы.

При совершении платежа банковским переводом по платежным реквизитам оператора собственником (владельцем) транспортного средства, зарегистрированным в реестре, указывается номер расчетной записи (в назначении платежа) в целях обеспечения корректного внесения платы.

Как указывает заявитель, в соответствии с пунктами 9.1-9.3 Правил, ООО «СВ Логистика» как собственнику (владельцу) транспортных средств была предоставлена отсрочка по внесению платы (далее по тексту постоплатная система расчетов).

Как указано в заявлении, во исполнение указанного требования, ООО «СВ Логистика» обязано до конца марта 2021 года оплатить денежные средства в размере 287 165, 24 руб. Кроме того платежными поручениями № 2281 от 02.03.2021, № 3013 от 16.03.2021 ООО «СВ Логистика» пополнило расчетную запись по предоплатой системе в размере 20 000 рублей и 30 000 рублей соответственно, с тем учетом, чтобы на счету всегда были денежные средства (на начало и на конец месяца), что по мнению Общества, безусловно доказывает добросовестность ООО «СВ Логистика» в исполнении требований действующего законодательства по оплате платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам, а также наличие денежных средств на расчетной записи в ООО «РТИТС» на момент фиксации якобы совершенного правонарушения.

При проверке доводов заявителя, судом установлено следующее.

Согласно ответу ООО «РТИТС», транспортное средство с государственным регистрационным знаком (далее - ТС с ГРЗ) <***> в реестре системы взимания платы (далее - СВП) с 01.03.2018 зарегистрировано за владельцем (собственником) транспортного средства (далее - ВТС) ООО «СВ ЛОГИСТИКА» на основании заявления на регистрацию транспортного средства.

В соответствии с договором безвозмездного пользования № 527699 от 27.04.2017 и актом передачи за ТС с ГРЗ <***> с 29.05.2019 закреплено бортовое устройство № 510859758.

На момент фиксации 10.03.2021 08:16:07 (по московскому времени) на 708 км 361 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р22 «Каспий», бортовое устройство № 510859758, закрепленное за ТС с ГРЗ <***>, не функционировало в штатном режиме, оформленная маршрутная карта отсутствовала.

Специалистами Оператора СВП проведен анализ обстоятельств фиксации нарушения, в результате которого установлено: начисления платы (списания денежных средств с расчетной записи) по бортовому устройству № 510859758 за движение ТС с ГРЗ <***> в период с 20.12.2020 22:59:54 по 25.03.2021 00:41:46 отсутствуют.

Указанное подтверждается логистическим отчетом (детализацией движения ТС с ГРЗ <***>) в период 20.12.2020 - 25.03.2021, имеющимся в материалах дела.

Судом установлено, что приложенный к ответу логистический отчет отражает пройденный ТС путь по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при включенном и исправном бортовом устройстве. Начисление платы (списания денежных средств с расчетной записи) производится в автоматическом режиме на основании данных о пройденном пути, полученных от бортового устройства, которые отражаются в логистическом отчете.

В соответствии с п. 106 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 (далее - Правила), собственник (владелец) транспортного средства осуществляет контроль за работоспособностью и сроком службы бортового устройства, своевременное информирование Оператора о факте его неисправности или утраты, а также своевременный возврат бортового устройства с истекшим сроком службы.

На момент фиксации проезда ВТС с ГРЗ <***> ООО "СА Логистика" не сообщало Оператору СВП о неисправности бортового устройства № 510859758 (п. 8 Правил). Работоспособность бортового устройства № 510859758 также подтверждается наличием начислений по нему в дальнейший период.

ООО «РТИТС» в письме от 23.06.2021 г. № ТФО-21-9478 сообщило, что отсрочка по внесению платы на момент фиксации проезда предоставлена с 30.05.2019, расчетная запись № 111028451777. При этом, ООО «РТИТС» поясняет, что предоставление отсрочки не свидетельствует о внесении платы за проезд ТС с ГРЗ <***> 10.03.2021 08:16:07, поскольку бортовое устройство не функционировало в штатном режиме и начисления в СВП не сформированы.

Кроме того, в материалах дела имеется детализация операций по расчётной записи № 111028451777, подтверждающей отсутствие начислений (списаний) за проезд ТС с ГРЗ <***> 10.03.2021 08:16:07 и отражающая отсутствие оформленных маршрутных карт.

Пунктом 12 (а) Правил предусмотрено, что движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил, является движением без внесения платы.

Таким образом, на момент фиксации проезда плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за ТС с ГРЗ <***> не была внесен, что образует событие административного правонарушения по ч.1 ст.12.21.3 КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Вина общества в совершенном правонарушении в данном случае имелась, так как у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Относительно довода заявителя о вынесении постановления неуполномоченным лицом (с нарушением правил территориальной юрисдикции административного органа), суд находит его необоснованным, исходя из следующего.

Оспариваемое постановление вынесено должностным лицом Центрального МУГАДН.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ВБ-1221фс от 24.12.2019 утверждено Положение о Центральном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с пунктом 6.5.17 Положения, Центральное МУГАДН осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, включая фиксацию административных правонарушений в области соблюдения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами путем использования, в установленном порядке работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи и входящих в систему фотовидеофиксации административных правонарушений в области соблюдения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то административным органом.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 В спорной ситуации суд приходит к выводу о том, что вынесенное Центральным МУГАДН постановление № 10673342213417734841 от 17.03.2021 является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для признания его незаконным и отмене, а также оснований для возврата уплаченного обществом штрафа в размере 2500 рублей, не имеется.

 Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных ООО «СВ Логистика» требований об отмене постановления Центрального МУГАДН № 10673342213417734841 от 17.03.2021, о возврате штрафа в сумме 2500 руб.  – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в 10-дн. срок с момента принятия решения.

Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа  по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                                Т.И. Викленко