Арбитражный суд Саратовской области
410002 г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Саратов Дело № А57-9946/2009
Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2009г.
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2009г.
Судья Арбитражного суда Саратовской области Н.В. Дружинина,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области,
г. Саратов
Заинтересованное лицо: Главный государственный инспектор Озинского района по пожарному надзору, Р.п.Озинки, Отдел по пожарному надзору Озинского района Саратовской области, Управление МЧС по Саратовской области, г. Саратов
о признании незаконным постановления от 28.05.2009г. № 45
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 – приказ № 181 от 22.12.2005г., от заинтересованных лиц: от Управления МЧС – ФИО2 – доверенность от 23.03.2009г. № 28
УСТАНОВИЛ: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением Управление социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов к Главному государственному инспектору Озинского района по пожарному надзору, Саратовская область о признании незаконным постановления от 28.05.2009г. № 45.
Определением от 18.06.2009г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Отдел по пожарному надзору Озинского района по пожарному надзору, Управление Министерства чрезвычайных ситуаций по Саратовской области.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованных лиц заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Как видно из материалов дела, в период с 27.04.2009г. по 13.05.2009г. государственным инспектором Озинского района по пожарному надзору проведена проверка Управления социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проверки согласно акту № 49 от 13.05.2009г. было установлено, что не проведено обучение руководителя и ответственного за пожарную безопасность по пожарно-техническому минимуму в специализированной организации; не проведена проверка качества огнезащитного состава деревянных конструкций чердачного помещения здания, которая должна проводиться не реже двух раз в год; в помещении здания в коридоре снято дверное полотно эвакуационного выхода между коридорами, предусмотренное проектом здания, препятствующее распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; на путях эвакуации (в коридоре при входе) из помещений здания допущено размещение столов, которые препятствуют свободной эвакуации людей; помещение здания не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (гидрант), который должен быть расположен на расстоянии не более 200 метров; не проведен расчет по определению уровня обеспечения пожарной безопасности людей в здании; не проведен расчет по определению категорий складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности; в здании допущена перепланировка помещений с изменением их функционального назначения без применения действующих нормативных документов (на путях эвакуации в коридоре здания допущено размещение складского помещения); в складских помещениях дверные полотна выполнены из материала с пределом огнестойкости ниже нормированного; в помещениях здания знаки пожарной безопасности указывающие направление движения при эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствуют ГОСТу 12.4.026-76*.
15.05.2009г. Главным государственным инспектором Озинского района по пожарному надзору ФИО3 составлен протокол № 45 об административном правонарушении в котором отражено, что допущенные со стороны Управления социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области нарушения непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. Таким образом, установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Протокол № 45 об административном правонарушении от 15.05.2009г. подписан начальником управления социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области ФИО4
Постановлением по делу об административном правонарушении № 45 от 28.05.2009г. Управление социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением № 45 от 28.05.2009г. Управление социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 23.07.2009 г. до 30.07.2009 г. до 09 час. 50 мин.
Дело рассматривается в порядке ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. На основании части 1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.
Пунктом 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 № 315, установлено, что перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Пунктом 9 таблицы 1 указанных Норм (НПБ 110-03) предусмотрено, что
Здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) независимо от площади и этажности.
Во исполнение Закона № 69-ФЗ Приказом от 18.06.2003 № 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.2003г. введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) предусмотрено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Нарушение Управлением социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области указанных правил подтверждается следующими документами, представленными в материалы дела: распоряжением о проведении планового мероприятия по контролю № 49 от 27.04.2009г., актом № 49 проведения планового мероприятия по контролю от 13.05.2009г., предписанием № 35 по устранению нарушений требований пожарной безопасности; протоколом об административном правонарушении от 15.05.2009г. № 45, постановлением № 45 по делу об административном правонарушении от 28.05.2009г.
Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 13.05.2009 № 49 подписан представителем Управления социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области ФИО4, каких-либо замечаний относительно установленных правонарушений в акте не отражено.
В качестве основания для отмены оспариваемого постановления заявитель ссылается на то обстоятельство, что финансирование учреждение осуществляется из бюджета области.
Министерство социального развития Саратовской области обращалось к Губернатору области с просьбой увеличить лимиты бюджетных обязательств на проведение мероприятий ведомственной программы по обеспечению пожарной безопасности учреждений на сумму 28,1 млн. руб.. Губернатором области принято решение о выделении лимитов бюджетных обязательств на проведение данных мероприятий. Уведомление Министерства финансов области об увеличении лимитов бюджетных обязательств в министерство социального развития не поступало.
Управление социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области считает, что оно не совершало противоправное, виновное действие (бездействие), поскольку у учреждения отсутствовала возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выявление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Отсутствие достаточного финансирования, на принятие мер противопожарной безопасности, не исключает вину управления в несоблюдении правил пожарной безопасности.
Вместе с тем, суд полагает, что мера ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10000руб. избрана к Управлению без учета следующих смягчающих обстоятельств.
Обучение руководителя и ответственного за пожарную безопасность по противопожарной безопасности запланировано управлением на второе полугодие 2009 года, так как в соответствии с распоряжением Правительства области от 27 марта 2009 года № 45-Пр «О реорганизации территориальных органов министерства социального развития Саратовской области» в настоящее время Управление социальной защиты населения Озинского района реорганизуется, что приведет к созданию 2 организаций, изменению структуры и штатного состава управления.
В соответствии с областной целевой Программой Министерства социального развития области по обеспечению пожарной безопасности учреждений социального обслуживания населения и территориальных органов министерства в 2009 году запланирована огнезащитная обработка деревянных поверхностей всего административного здания. Поэтому управление посчитало нецелесообразным и экономически невыгодным проводить проверку качества огнезащитного состава деревянных конструкций чердачного помещения здания.
Дверное полотно эвакуационного выхода между коридорами было снято в связи с тем, что проводилась техническая работа по замене дверных петель для свободного пропуска людей к эвакуационным выходам.
Основными функциями управления социальной защиты населения Озинского района министерства социального развития Саратовской области является реализация социальной политики на территории муниципального района и представления мер социальной поддержки различным категориям граждан, обратившимся в управление. Согласно административных регламентов предоставления территориальными органами министерства социального развития Саратовской области государственных услуг, утвержденных приказом министра социального развития Саратовской области, определены требования к присутственным местам, местам информирования, местам ожидания посетителей управления. Присутственные места оборудуются столами и стульями для возможности оформления документов.
По выполнению предписания от 27 апреля 2007 года Главного государственного инспектора Озинского района по пожарному надзору в 2008 году проведен капитальный ремонт коридора административного здания управления с учетом требований пожарной безопасности (демонтирован горючий материал (деревянные панели) со стен путей
эвакуации к основному и запасному выходам, установлены дверные полотна
в соответствии с ГОСТом).
Сметой расходов на 3 квартал 2009 года предусмотрены денежные
средства на приобретение знаков пожарной безопасности, указывающих
направление движения при эвакуации людей в случае возникновений пожара
в соответствии с ГОСТом 12.4.026-76;
Финансирование деятельности Управления социальной защиты населения Озинского района осуществляется из средств областного бюджета в пределах сметы расходов.
Управление является бюджетополучателем средств областного бюджета.
Расходование бюджетных средств имеет целевой характер и осуществляется
по смете расходов на финансовый год. Денежные средства на проведение
исследований характеристик систем предотвращения пожаров будут предусмотрены при подготовке проекта сметы расходов на 2010 год.
Судом первой инстанции установлено отсутствие у Управления умысла на совершение правонарушения, а также отсутствие вредных последствий вследствие совершения рассматриваемого административного правонарушения.
Кроме того, суд считает не доказанным довод административного органа о том, что управлением была допущена перепланировка помещений с изменением их функционального назначения без применения действующих нормативных документов (на путях эвакуации в коридоре здания допущено размещение складского помещения).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований пересмотра Управлению социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области меры привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в виде взыскания штрафа в сумме
10 000руб., с учетом фактических обстоятельств его совершения.
Согласно статье 3.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Один из видов административных наказаний, предусмотренный статьей 3.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, является предупреждение - официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении и оценке события нарушения, его последствий, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, а также учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица, суд убедился, что данным правонарушением не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 арбитражным судам даны следующие разъяснения: при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Учитывая, что данным правонарушением не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, а также то, что Управлением принимаются меры к устранению допущенных нарушений, суд считает возможным в данном случае применить взамен административного штрафа такую меру административного наказания, как предупреждение.
Пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, арбитражный суд считает постановление № 45 по делу об административном правонарушении от 28.05.2009г. подлежащим изменению в части назначения наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Изменить постановление № 45 по делу об административном правонарушении от 28.05.2009г., вынесенное Главным государственным инспектором Озинского района по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности Управления социальной защиты населения Озинского района министерства социального развития Саратовской области в части назначения наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.
Назначить Управлению социальной защиты населения Озинского района министерства социального развития Саратовской области административное наказание - предупреждение.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья арбитражного суда
Саратовской области Н.В. Дружинина