АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
27 декабря 2017 года
Дело № А57-А57-5878/2017
Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2017 года
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2017 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Степура С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комиссаровой В.С., рассмотрев дело по заявлению Публичного акционерного общества «Т Плюс», г. Саратов
заинтересованные лица - Администрация муниципального образования «Город Саратов», , Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капительному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», общество с ограниченной ответственностью «Аркада-С», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление (г. Саратов)
о признании недействительным постановления от 27.12.2016 года №4013 в части
при участии в судебном заседании: от заявителя - ФИО1, по доверенности от 26.01.2017г. №200 (сроком до 31.12.2017г.); от Администрации муниципального образования «Город Саратов» – ФИО2, по доверенности от 17.11.2017 №02-04/126 (сроком на один год); от ООО «Аркада-С» – ФИО3, представитель по доверенности от 30.05.2017; от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капительному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» – ФИО4, представитель по доверенности от 26.06.2017 № 06-09-24/1709; остальные участники не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания;
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Публичное акционерное общество «Т Плюс» с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным постановления от 27.12.2016 года №4013 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова с проектом межевания в его составе» в части установления границы красной линии, пересекающей земельные участки, с кадастровым номером 64:48:000000:354, площадью 7 724 кв.м. (после преобразования), с кадастровым номером 64:48:000000:229757, площадью 69 653 кв.м., расположенные по адресу <...>, и земельный участок площадью 2 134 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010303:62, расположенный по адресу: <...>, а также объекты недвижимости производственно-технологического комплекса Саратовская ГРЭС: мазутное хозяйство (нефтехранилище) в том числе нефтехранилище объемом 3521 м3, Литер П, нефтехранилище объемом 3521м3, Литер П1, нефтехранилище объемом 398м3, Литер Ж, нефтехранилище объемом 113м3, Литер Ж1, нефтехранилище объемом 113м3, Литер Ж2, назначение производственное; здание складское, площадью 565,3 кв.м., литер Ж, назначение производственное; ж/д путь длинной 741,3п.м., назначение производственное (свидетельство о государственной регистрации права серии 64-АД № 815402 от 27.10.2015г. кадастровый (условный) номер 64:48:010303:362), расположенные по адресу <...> на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229757; нежилое здание 1-3 этажное, площадью 3254,4 кв.м., Литер XI (свидетельство о государственной регистрации права М 070450 от 22.01.2016, взамен свидетельства от 31.03.2008г., кадастровый (условный) номер 64:48:010303:361), расположенное по адресу <...> на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229757.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капительному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», общество с ограниченной ответственностью «Аркада-С», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Нижне-Волжское бассейновое водное управление.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что в планируемые границы территории общего пользования вошли объекты по трансформации, передаче и распределению электрической энергии высокого напряжения, доступ к которым имеет только специально обученный и квалифицированный персонал, имеющий право допуска на территорию данной электроустановки. Изменение функционального назначения данных объектов не планируется, как и изменение их местонахождения. Кроме того, вновь сформированная и утвержденная оспариваемым Постановлением от 27.12.2016г. № 4013 красная линия пересекает и разделяет объекты капитальных строений, принадлежащих ПАО «Т Плюс» на праве собственности и участвующих в основной производственной деятельности ПТК Саратовская ГРЭС: склады, здание химводоочистки и другие объекты недвижимости в количестве 22 штук и 9 сооружений, функциональное назначение которых изменению не подлежит. Заявитель полагает, что постановление администрации от 27.12.2016г. № 4013 не соответствует действующему законодательству в части утверждения проекта планировки территорий общего пользования и прохождения красной линии по земельным участкам, в границах которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, принято без учета прав заявителя на объект недвижимости, нарушает права и охраняемые законом интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
ООО «Аркада-С» поддерживает позицию заявителя.
Заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 12 часов 10 минут 20.12.2017г. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области. После перерыва судебное заседание продолжено.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Саратов» в сети «Интернет» 16.11.2016 опубликована информация о назначении на 02.12.2016г. публичных слушаний по проекту планировки территории, ограниченной ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища и Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова, с проектом межевания в его составе.
24 ноября 2016г. ПАО «Т Плюс» представило в комиссию по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» свои замечания на проект планировки территории, ограниченной ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова, с проектом межевания в его составе следующего характера:
- в представленном проекте планировки территории нарушен порядок формирования красных линий, поскольку не учтена существующая застройка и отсутствуют обоснования установления территорий общего пользования на земельном участке, сформированном, имеющим правообладателя и занятым не просто объектом недвижимости, а социально значимым объектом энергетики: ПТК Саратовской ГРЭС;
- здесь имеет место зона с особыми условиями использования территории – охранная зона ПТК Саратовская ГРЭС с учетным номером 64.48.2.335 (установленная в рамках Постановления Правительства РФ от 18.11.2013г. №1033);
- красная линия пересекает объекты капитальных строений, принадлежащие ПАО «Т Плюс» на праве собственности и участвующие в основной производственной деятельности ПТК: склады и здание химводоотчистки, функциональное назначение которых изменению не подлежит;
- в представленной редакции проект планировки территории нарушает интересы ПАО «Т Плюс», ставя под угрозу функционирование объекта энергетики, без веских обоснований, подкрепленных соответствующими расчетами, вмешиваясь в существующую застройку.
По результатам публичных слушаний, прошедших 02.12.2016г. и с учетом рекомендаций Комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», а также с учетом заключения о результатах публичных слушаний Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.12.2016г. № 4013 был утвержден проект планировки территории, ограниченной ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища и Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова, с проектом межевания в его составе.
В тоже время, в планируемые границы территории общего пользования вошли объекты по трансформации, передаче и распределению электрической энергии высокого напряжения, доступ к которым имеет только специально обученный и квалифицированный персонал, имеющий право допуска на территорию данной электроустановки.
Вновь сформированная граница красной линии пересекает земельный участок, с кадастровым номером 64:48:000000:354, общей площадью 77 377 кв.м., который предоставлен ПАО «Т Плюс» на правах аренды по договору № 996 от 09.10.2009г.
Кроме того, в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:354 ПАО «Т Плюс» сформирован земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:229757 необходимый для размещения и использования ПТК Саратовская ГРЭС и планируемый к выкупу.
ПАО «Т Плюс» на праве собственности принадлежат 22 объекта недвижимости, расположенных по адресу: <...>. Вновь сформированная и утвержденная Постановлением от 27.12.2016г. № 4013, красная линия пересекает и разделяет объекты капитальных строений, принадлежащих ПАО «Т Плюс» на праве собственности и участвующих в основной производственной деятельности ПТК Саратовская ГРЭС: склады, здание химводоочистки и другие объекты недвижимости в количестве 22 штук и 9 сооружений.
Полагая, что проект планировки территории нарушает интересы ПАО «Т Плюс», ставя под угрозу функционирование объекта энергетики, без веских обоснований, подкрепленных соответствующими расчетами, вмешивается в существующую застройку, ПАО «Т Плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, и является основой для разработки проектов межевания территорий (части 1, 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Частью 17 статьи 45 ГрК РФ установлено, что физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Абзацем 2 пункта 1.1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 разъяснено, что акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
Учитывая, что заявитель является собственником конкретных зданий и земельного участка и фактически оспаривает акт органа исполнительной власти в части прохождения по принадлежащему ему земельному участку красных линий, который не содержит в данной части норм права и не устанавливает правил поведения, дело рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197 - 200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, ПАО «Т Плюс» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости расположенные по адресу: <...>, энергетический производственно-технологический комплекс Саратовская ГРЭС (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 124063, приложение серия 64 АБ N 017002, приложение серия 64 АБ N 017003), нежилое здание площадью 141,8 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-166-401, литера А (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187259), нежилое здание, литера Б2, площадью 48,3 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161821 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187269), нежилое здание, литера И, площадью 565,1 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161839 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187273), нежилое здание, литера Г, площадью 37,8 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161859 свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187297), нежилое здание, литера 3, площадью 1060,3 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161826 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187272), нежилое здание, литера И4, площадью 66,3 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161838 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187299), нежилое здание, литера К2, площадью 25,2 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161860 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187300), нежилое здание, литера Л, площадью 203 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161823 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187262), нежилое здание, литера Т1, площадью 266,2 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161827 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187317), нежилое здание, литера У, площадью 58,2 кв. м, кадастровый (или условный) номер: 63-01/48-161825 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187298), нежилое здание, литера У1, площадью 53,4 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161824 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187263), нежилое здание, литера Ю4, площадью 26 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161829 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 124070), нежилое здание, литера Я1, площадью 53,7 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161854 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187261), нежилое здание, литера И3, площадью 22,6 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161844 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187307), нежилое здание, литера И3, площадью 22,5 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-16082 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187312), нежилое здание, литера И3, площадью 41,7 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-16294 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187313), нежилое здание, литера И3, площадью 41,9 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-16088 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187314), нежилое здание, литера И3, площадью 19,4 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-16089 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187315), нежилое здание, литер И3, площадью 19,4 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-16295 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187316), нежилое здание, литера И3, площадью 22,6 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161840 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187288), нежилое здание, литера И3, площадью 22,7 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161842 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187289), нежилое здание, литера И11, площадью 7,6 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161850 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187302), нежилое здание, литера И11, площадью 8,5 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161845 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187303), нежилое здание, литера И11, площадью 23,4 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161846 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187304), нежилое здание, литера И11, площадью 42,1 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161847 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187305), нежилое здание, литера И11, площадью 4,1 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-161851 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187306), нежилое здание, литера К, площадью 1879 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-184426 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187301), навес, нежилое, литера Н5, площадью 1198,4 кв. м, кадастровый (или условный) номер 63-01/48-192917 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.11.2005 серия 64 АБ N 187308), нежилое здание, литера Х1, площадью 3254,4 кв. м, кадастровый (или условный) номер 64-6401/083/2005-230 (свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.2008 серия 64 АБ N 845941), сооружение - эстакада трубопроводов протяженностью 0,164 кв. м, назначение: производственное, кадастровый (или условный) номер 64-64-01/083/2005-231 (свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.2008 серия 64 АБ N 845942); сооружение - подпорная стенка протяженностью 47 пог. м, назначение: производственное, литера П4, кадастровый (или условный) номер 64-64-01/083/2005-245 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2008 серия 64 АБ N 968710), сооружение - производственно-дождевая канализация протяженностью 75 пог. м, назначение: производственное, литера В6, кадастровый (или условный) номер 64-6401/083/2005-233 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2008 серия 64 АБ N 968712), сооружение - хозяйственно-пожарный водопровод протяженностью 157,5 пог. м, назначение: производственное, литера В4, кадастровый (или условный) номер 64-6401/083/2005-242 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2008 серия 64 АБ N 968708), сооружение - хозяйственно-бытовая канализация протяженностью 80 пог. м, назначение: производственное, литера В5, кадастровый (или условный) номер 64-64-01/083/2005-244 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2008 серия 64 АБ N 968709), сооружение - кабельный канал объемом 27 м3, назначение: производственное, литера К4, кадастровый (или условный) номер 64-64-01/083/2005-232 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.06.2008 серия 64 АБ N 968711), сооружение - автодорога и площадки, назначение: производственное, общей площадью 3034 кв. м, литера Ап, кадастровый (или условный) номер 64-64-01/083/2005-246 (свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.2008 серия 64 АБ N 845939).
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке площадью 77 377 кв. м. с кадастровым номером 64:48:000000:354, расположенном по адресу: <...>, используемом обществом на основании договора аренды от 09.10.2009 N 996, заключенный с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом по саратовской области.
Из реестрового (кадастрового) на земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:354 усматривается, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 11.01.2008 году, разрешенное использование земельного участка – под промышленную площадку обособленного подразделения «Саратовская ГРЭС».
В границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000:354 обществом сформирован земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000:229757 площадью 69653 кв.м. и поставлен на кадастровый учет 16.12.2016 года со статусом «временный», разрешенное использование земельного участка – под промышленную площадку обособленного подразделения «Саратовская ГРЭС».
Земельный участок площадью 2134 кв.м. с кадастровым номером 64:48:010303:62, расположенный по адресу: <...>, является собственностью общества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.08.2010 серии 64-АВ №958623. Из реестрового (кадастрового) на земельный участок с кадастровым номером 64:48:010303:62 усматривается, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 18.09.2009 году, разрешенное использование земельного участка – для размещения производственный и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
По земельным участкам с кадастровыми номерами 64:48:000000:354, 64:48:000000:229757, 64:48:010303:62 проходят красные линии, пересекая объекты недвижимости производственно-технологического комплекса Саратовская ГРЭС (нефтехранилище объемом 3521 м3, Литер П, нефтехранилище объемом 3521м3, Литер П1, нефтехранилище объемом 398м3, Литер Ж, нефтехранилище объемом 113м3, Литер Ж1, нефтехранилище объемом 113м3, Литер Ж2, здание складское, площадью 565,3 кв.м., литер Ж,; ж/д путь длинной 741,3п.м., расположенные по адресу <...> на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229757; нежилое здание 1-3 этажное, площадью 3254,4 кв.м., Литер XI, расположенное по адресу <...> на земельном участке с кадастровым номером 64:48:000000:229757, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Объекты недвижимости, расположенные на указанных земельных участках, непосредственно связаны с деятельностью заявителя и находятся у него в собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Как было указано выше, Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.12.2016г. № 4013 был утвержден проект планировки территории, ограниченной ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища и Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова, с проектом межевания в его составе.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информативных систем градостроительной деятельности осуществляемой на территории городского округа.
Согласно пункту 6 статьи 23 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. N 67-649, Саратовская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города.
Статья 7 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-240 утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Саратов».
Пунктом 2.2 указанного решения установлены задачи территориального планирования муниципального образования «Город Саратов».
Пунктом 2.2.1. определены задачи по развитию и преобразованию функционально-планировочной структуры.
Подпунктом 5 пункта 2.2.1. предусмотрено развитие территории прибрежной части центрального планировочного района города от Славянской площади до ул. Заводской (территории бывшего кожзавода).
В соответствии со ст. 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Порядок разработки и принятия Правил землепользования и застройки определяет статья 4 Градостроительного кодекса РФ.
Статьями 45, 46 ГрК РФ установлен порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
Данные Правила вводят в муниципальном образовании "Город Саратов" систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
В соответствии с пунктом 10.2. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» решение о подготовке проекта планировки без проекта межевания в его составе и проекта планировки с проектом межевания в его составе принимается главой администрации муниципального образования «Город Саратов» в виде постановления.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22.07.2015 года № 1860 было принято решение о подготовке рассматриваемого проекта планировки территории.
После подготовки данный ППТ рассматривался на публичных слушаниях.
Организация и проведение публичных слушаний осуществлялась в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Саратов».
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.1 Положения о публичных слушаниях на публичные слушания выносятся в обязательном порядке проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 4.5 Положения установлено, что объявление о проведении публичных слушаний с указанием места, времени и даты их проведения, перечнем вопросов, подлежащих обсуждению, контактной информацией Оргкомитета (Комиссии) подлежит опубликованию в газете "Саратовская панорама" или размещается (публикуется) на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" (www.saratovmer.ru) не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения публичных слушаний.
Сроки публикации в газете "Саратовская панорама" или размещения (опубликования) на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" (www.saratovmer.ru) объявления о проведении публичных слушаний по документации по планировке территории и проекта документации по планировке территории составляют:
- не менее 15 календарных дней до даты проведения публичных слушаний в случае, когда срок их проведения составляет один месяц;
- не менее 30 календарных дней до даты проведения публичных слушаний в случае, когда срок их проведения составляет более одного месяца.
В соответствии с абз.2 пункта 5.1 Положения правом на участие и выступление в публичных слушаниях по вопросам, указанным в подпунктах 3, 4 пункта 2.1 обладают правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах территории, в отношении которой проводятся публичные слушания, а также иные заинтересованные лица.
6.1.3.6. Не позднее, чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний, Комиссия направляет на утверждение главе муниципального образования "Город Саратов" подготовленную документацию по планировке территории (проект планировки территории или проект межевания территории), протокол публичных слушаний по проекту планировки территории или проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний.
6.1.3.7. Глава муниципального образования "Город Саратов" на основании представленных документов принимает одно из следующих решений:
- об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории или проекта межевания территории);
- об отклонении документации по планировке территории (проекта планировки территории или проекта межевания территории) и о направлении ее в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов" по вопросам архитектуры и градостроительства или заказчику на доработку;
и издает соответствующее постановление.
Главой муниципального образования «Город Саратов» вынесено постановление о проведении публичных слушаний от 14.11.2016 № 3, в том числе, по проекту планировки территории, ограниченной ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова с проектом межевания в его составе.
Объявление о проведении публичных слушаний было размещено на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Саратов» в сети «Интернет» 16.11.2016г.
В целях заблаговременного ознакомления жителей города в соответствии с требованиями п.4.3 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Саратов» рассматриваемый проект планировки территории был размещен (опубликован) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов».
Публичные слушания состоялись 02.12.2016г. В материалы дела представлен Протокол Публичных слушаний (л.д.31-48 тома 2).
Лица, принимающие участие в публичных слушаниях имели возможность высказать свои предложения и замечания на данный проект. В том числе в протоколе публичных слушаний от 02.12.2016г. изложены возражения заявителя против утверждения проекта в связи с тем, что данный проект затрагивает трансформацию, передачу и перераспределение электрической энергии.
На основании заключения о результатах публичных слушаний и рекомендаций комиссии по вопросам землепользования и застройки было принято оспариваемое решение.
На основании части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункты 2 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В статье 42 названного кодекса предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется в том числе для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (часть 3).
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3). Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту (часть 4). Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (часть 5).
Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии могут обозначать как существующие, так и планируемые границы территорий общего пользования, размещение которых планируется в будущем.
С учетом документации по планировке территории оспоренные заявителем красные линии обозначают лишь планируемый к строительству линейный объект, что само по себе еще не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования с нарушением правил пункта 12 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30).
В пункте 1 Инструкции N 18-30 о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабах 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции N 18-30).
В силу пункта 5.2 Инструкции N 18-30 разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частями 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который разрабатывается на основании генерального плана.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция N 150).
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по следующим направлениям: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции N 150).
Согласно пункту 4 статьи 3.2.1 Инструкции план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться исключительно с учетом существующей застройки.
Обратное толкование перечисленных норм законодательства существенным образом ограничило бы полномочия органов местного самоуправления в части развития существующих поселений, что не являлось целью законодателя, поскольку как земельное, так и гражданское законодательство предусматривают детальный механизм компенсационных выплат при ущемлении прав конкретного собственника в публичных интересах.
По правилам пункта 2 статьи 3.2.1 Инструкции N 150 на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
Следовательно, Администрация должна была документально обосновать, что установление спорных красных линий основано на генеральном плане Саратова.
Как указывалось выше подпунктом 5 пункта 2.2.1. Генеральный план муниципального образования «Город Саратов» предусмотрено развитие территории прибрежной части центрального планировочного района города от Славянской площади до ул. Заводской (территории бывшего кожзавода).
В пределах земельных участков, находящиеся в аренде и собственности общества, рассматриваемым Проектом планировки предусматривается расширение Набережной, организация выходов к Волгоградскому водохранилищу улицы Радищева («пробивка»), обустройство парапета, поэтапный вынос большей части складских зданий и сооружений, а также железнодорожных путей. Проектом планировки территории предусмотрено обустройство пляжа за счет намывных территорий, акватории Волгоградского водохранилища.
Как указано в Проекте основной целью является создание полноценного фасада со стороны Волги. Строительство должно вестись только комплексно на укрупненных участках с учетом создания новых красных линий. Предусматривается выделение Набережной как линейного объекта, по мере освобождения территории - расширение озелененной части Набережной, пробивка улиц, вынос железнодорожной ветки. Что касается судьбы предприятий, пока они существуют и выполняют свои функции, их статус не может быть изменен. Изменение красных линий предусмотрено на тот случай, если предприятие прекратит свое существование.
Так основными задачами проекта являются:
- анализ фактического землепользования;
- сокращение территорий производственного назначения (в том числе с полной ликвидацией) и использование освободившейся территории в качестве внутригородских резервов для жилищного строительства, для общегородских центров, на развитие и реабилитацию территорий природного комплекса;
поэтапное освобождение береговой полосы реки Волги от коммунально-складских объектов;
вынос железнодорожных путей Приволжской железной дороги с берега р.Волга;
организация полноценных планировочных выходов с территории жилой застройки и городского центра к реке Волге;
размещение объектов центрообразующего значения с целью привлечения пешеходных потоков на Набережную для создания рекреационной территории общегородского назначения, формирующую панораму города Саратова со стороны реки Волги.
решение транспортного каркаса территории с логическим включением создаваемых пешеходных и транспортных потоков в существующую транспортно-пешеходную структуру города;
создания пляжной зоны
определение координат точек поворотов красных линий улиц;
формирование земельных участков для размещения жилой и общественной застройки и территорий общего пользования;
изменение размеров существующих земельных участков в соответствии с материалами проекта планировки для выделения территорий общего пользования и зон отдыха.
Мероприятия проекта планировки территории включают в себя:
1. В части архитектурно-планировочной организации территории:
1.1. Формирование земельных участков микрорайонов и жилых групп под комплексное многоэтажное жилищное строительство.
1.2. Формирование земельных участков в целях создания объектов недвижимости коммунально-складского, коммерческого и социально-бытового назначения на проектируемой территории.
1.3. Формирование участка для размещения рекреационной зоны (сквер) между улицами Волжской и Провиантской.
1.4. Формирование участков для размещения городского пляжа.
2. В части модернизации и развития транспортного комплекса:
2.1. Формирование земельных участков территории общего пользования для строительства улично-дорожной сети в границах проекта планировки территории (размещение 12 линейных объектов).
2.2. Продление маршрутов общественного транспорта в районы набережной.
2.4. Определение мест размещения новых остановочных павильонов общественного транспорта.
3. В части оптимизации и дальнейшего развития сети объектов социальной сферы:
3.1. Резервирование земельных участков для строительства детских садов на территориях формируемых участков многоэтажной жилой застройки.
3.3. Формирование земельных участков для объектов общественно-коммерческого назначения на территории, прилегающей к набережной.
4. В части вопросов благоустройства территории.
4.1. Устройство дождевой канализации.
4.2. Укрепление и благоустройство крутого склона на северо-востоке проектируемой территории в расчетный срок.
4.3. Обустройство территорий набережной и зеленых насаждений общего пользования.
Оспариваемый Проект планировки территории разработан на территорию ограниченную ул. Заводской, ул. им. Чернышевского Н. Г., ул. Бабушкин взвоз и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском, Октябрьском, Заводском районах города Саратова.
При разработке рассматриваемого Проекта планировки территории учитывались основные задачи установленные пунктами 2.2.3, 2.2.5, 2.2.6 Генерального плана.
Указанные положения предусматривают задачи по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды путем формирование природного каркаса города, пространственно связанной сети зеленых насаждений, в том числе зеленых коридоров, опирающихся на два главных элемента экосистемы - леса Кумысной поляны и акваторию Волгоградского водохранилища и упорядочения и трансформации транспортной системы города с целью сокращения вредных выбросов в атмосферу, а также повышение уровня озелененности территории муниципального образования «Город Саратов» за счет озеленения территорий выводимых за границы исторического центра города предприятий.
Трансформация транспортной системы планируется осуществить за счет создания магистралей-дублеров основным входящим в город направлениям, наиболее перегруженным участкам сети и повышения пропускной способности улично-дорожной сети и безопасности движения транспорта и пешеходов.
Положения СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, постановления Правительства Саратовской области от 14.06.2007 № 230-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области», решение Саратовской городской Думы от 23.06.2016 № 61-637 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Саратов» предусматривают сокращение производственных зон на территории населенного пункта.
Реализация проекта планировки территории, в том числе последующее строительство различной инфраструктуры, само по себе предполагает соблюдение действующих правил при осуществлении такого строительства и не исключает применения мер компенсационного характера.
Утверждение проекта планировки и межевания территории, предполагающего ее развитие в соответствии с генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Статья 1 протокола N 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 136/13.
Кроме того, согласно части 12.6 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Рассматривая довод заявителя о невозможности установления красных линий по части земельных участков и объектам капитального строительства, принадлежащих ПАО «Т Плюс», арбитражный суд исходит из следующего.
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 №742/пр закреплен порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Красные линии, обозначающие границы территорий, занятых линейными объектами, устанавливаются:
1) по границам земельных участков (частей земельных участков), на которых (в том числе над и под поверхностью которых) расположены линейные объекты и которые предоставлены правообладателям таких линейных объектов, в том числе на условиях сервитута;
в соответствии с нормами отвода земельных участков (правилами определения размеров земельных участков) для размещения конкретных видов линейных объектов, в случае, если земельный участок, на котором расположен линейный объект, не образован;
по границам земельных участков или координатам характерных точек частей земельных участков, границ территории, на которых (в том числе над и под поверхностью которых) расположены линейные объекты в случае, если в соответствии с земельным законодательством размещение таких линейных объектов осуществлялось без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Красные линии, обозначающие границы территорий, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, устанавливаются по границам зон планируемого размещения линейных объектов.
Инструкцией (РДС 30-2-1-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 также установлен порядок проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации.
Инструкцией РДС предусмотрено Приложение Б (обязательное), предусматривающее образец чертежа красных линий, согласно которому красные линии установлены в отношении определенной территории и в том числе пересекают существующее здание.
Как следует из пояснительной записки, указанной Приложение Б прохождение красной по зданию допускается при необходимости сохранения данного объекта капитального строительства.
В ходе рассмотрения дела арбитражный суд пришел к выводу, что утвержденный постановлением от 27.12.2016 года №4013 проект планировки территории разработан и утвержден в соответствии с положениями, предусмотренными ГрК РФ, соответствует Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов», утвержденному Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-240, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденным Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280.
Утвержденный Проект не создает обществу препятствий для использования земельных участков и объектов недвижимости. То обстоятельство, что Проект препятствует обществу в приобретении прав собственности на земельные участки, не может служить основанием для признания акта недействительным.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая отсутствие совокупности условий для признания недействительным постановление, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Публично акционерного общества «Т Плюс» отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции в силу части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 181, 257, 260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области С.М.Степура