Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
13 февраля 2019 года | Дело № А58-10074/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2019
Мотивированное решение изготовлено 13.02.2019
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Семёновой У. Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Собакиной А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 25.07.1996, регистрирующий орган: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): улица Федора Попова, дом 14, город Якутск Республики Саха (Якутия), 677009) к Окружной администрацию города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124, дата государственной регистрации: 18.02.2003, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, проспект Ленина, 15),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.02.2003, регистрирующий орган – межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, <...>)
о взыскании 70 178, 14 рублей задолженности за потребленную электрическую энергию по объекту – жилой дом, расположенный по адресу: <...>.
На судебное заседание явились представители:
от истца: ФИО1 по доверенности от 09.01.2019 №И00006024;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 26.12.2018 № 498;
от третьего лица: ФИО2 по доверенности от10.12.2018 № 57;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 25.07.1996, регистрирующий орган: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): улица Федора Попова, дом 14, город Якутск Республики Саха (Якутия), 677009) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.02.2003, регистрирующий орган – межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, <...>) о взыскании 70 178, 14 рублей задолженности за потребленную электрическую энергию по объекту – жилой дом, расположенный по адресу: <...>.
Определением суда от 25.10.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 17.12.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 15.01.2019 произведена замена ответчика муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 26.06.2003, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, <...>) на Окружную администрацию города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 18.02.2003, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, <...>). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 26.06.2003, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, <...>).
11.02.2019 от ответчика поступило отзыв на исковое заявление, от третьего лиц ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Представленные документы приобщены судом к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
Ответчик, третье лицо с иском не согласны.
Представитель истца пояснил, что в настоящий момент лицевые счета на граждан проживающих по адресу: <...>, открыты, которые не включают начисления за заявленный в данном деле период.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 05.09.2016 года Городской округ «Город Якутск» приобрел право собственности на дома по адресу <...> на основании следующих документов:
- распоряжение Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РС(Я) от 28.06.2016 №03/124-р.
- распоряжение Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РС(Я) от 18.03.2016 №03/48-р,
- распоряжение Главы окружной администрации г. Якутска от 26.07.2016 №1243р,
- акт приема-передачи от 28.06.2016.
В соответствии с распоряжением от 14.09.2016 №949-р "О закреплении на праве оперативного управления объектов недвижимого имущества за Муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" за Муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" на оправе оперативного управления закреплен жилой дом по адресу: <...>.
Заместителем руководителя отдела контроля за деятельностью ТСЖ и начислением платежей за ЖКУ Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) было вынесено предписание №08-02-232-17, в соответствии с которым Обществу в срок до 21.11.2017 года необходимо было устранить допущенные нарушения, а именно: прекратить начисление платы за коммунальные ресурсы жильцам домов по адресу: <...>- за период с 01.09.2016 и <...>- за период с 01.03.2017 в которых у нанимателей еще не возникла обязанность по внесению платы за коммунальные услуги до даты заключение ими договоров социального найма. С даты заключения соответствующих договоров социального найма при начислении платы за коммунальные ресурсы учитывать показания приборов учета, установленных в жилых помещениях.
Истец не согласился с данным предписанием по мотиву его незаконности, обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.04.2018 по делу №А58-9284/2017 признано недействительным предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 20.10.2017 №08-02-232-17 в части обязания Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" прекратить начисления задолженности платы за коммунальные ресурсы жильцам дома по адресу: <...> за период с 01.09.2016.
Истец полагая, что ответчик является лицом, обязанным по оплате за электрическую энергию потребленную жильцами жилого дома по адресу: г,Якутск, ул.Очиченко,25/3, в размере 70 178,14 рублей за период с 01.09.2016 по 08.11.2017, направил Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска претензию от 19.07.2018 №ЯО-003355, которая оставлена без ответа, что явилось основанием обращения в суд с настоящим иском.
Между сторонами договор энергоснабжения не подписан.
Истцом заявлено о взыскании долга жилому дому по адресу: г,Якутск, ул.Очиченко,25/3, в размере 70 178,14 рублей, в том числе кв.1 – 150,13 рублей, кв.2-3 038,63 рублей, кв. 3- 1 308,91 рублей, кв. 4 -312,42 рублей, кв.5- 2 067,25 рублей, кв. 6- 1 891,44 рублей, кв.7- 2 231,07 рублей, кв. 8- 2 648,32 рублей, кв. 9- 2 155,76 рублей, кв.10-2 477,96 рублей.
Ответчик, третье лицо исковые требования не признали, по основаниям изложенным в отзыве.
Суд исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон приходит к следующим выводам.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации- далее ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
Таким образом, при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
На основании части 3 статьи 67 ЖК РФ плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.
Частью 4 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает; местом пребывания - жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.
На основании статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пунктам 82 и 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту).
Карточки регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) и поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
Согласно представленным ответчиком сведениям, жилые помещения по адресу: г,Якутск, ул.Очиченко,25/3, кв.1, кв.2, кв. 3, кв. 4, кв.5, кв. 6, кв.7, кв. 8, кв. 9, кв.10 заселены гражданами, что подтверждается поквартирными карточками, формы №10.
В соответствии с частью 1 статьи 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Нанимателем по договору найма жилого помещения может быть только гражданин. В договоре должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем. При отсутствии в договоре таких указаний вселение этих граждан производится в соответствии с правилами статьи 679 настоящего Кодекса.
Граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением. Отношения между нанимателем и такими гражданами определяются законом (ст. 677 ГК РФ).
Суд первой инстанции, установив, что в спорном помещении проживают граждане, которые зарегистрированы по месту проживания, правомерно пришел к выводу о том, что наличие регистрации является одним из доказательств воли наймодателя на заселение гражданина, которая производится уполномоченными должностными лицами только на основании доказательств законности его вселения в жилое помещение.
Таким образом, истец вправе требовать оплаты оказанных услуг с граждан.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практике Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 4), и постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
В пункте 23 вышеуказанного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что действующее законодательство не содержит указания на обязанность собственника государственного или муниципального жилищного фонда возмещать ресурсоснабжающей организации задолженность нанимателей муниципальных жилых помещений по внесению платы за коммунальные услуги.
Зарегистрированные лица в жилых помещениях по адресу: г,Якутск, ул.Очиченко,25/3, кв.1, кв.2, кв. 3, кв. 4, кв.5, кв. 6, кв.7, кв. 8, кв. 9, кв.10, в спорный период являются нанимателями жилого помещения.
Истец не представил в материалы дела доказательств того, что наниматели с членами семьи в спорный период утратили статус нанимателя и членов семьи нанимателя, а также сведений, что квартира являлась пустующей.
Кроме того, представители истца, ответчика, третьего лица, пояснили, что способ управления в жилом доме не выбран, следовательно, наниматели также обязаны вносить плату за энергоснабжение на прямую в энергоснабжающую организацию (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ, абзац 2 пункта 34 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22).
Суд оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая заселенность квартир, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд отклоняет доводы истца о преюдициальности решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.04.2018 по делу №А58-9284/2017, так как данным решением признано недействительным предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 20.10.2017 №08-02-232-17 в части обязания Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" прекратить начисления задолженности платы за коммунальные ресурсы жильцам дома по адресу: <...> за период с 01.09.2016, то есть по иному жилому дому, в данном деле заявлено о взыскании задолженности по электрической энергии по жилому дому, расположенному по адресу: <...>.
Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 2 807 рублей.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, расходы распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Семёнова У. Н.