ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1034/2012 от 03.04.2011 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-1034/2012

09 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 03.04.2011

Мотивированное решение изготовлено 09.04.2011

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при составлении протокола в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Нерюнгринские районные электрические сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (заявитель)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>) (административный орган)

о признании постановления от 19.01.2012 №03/190 о наложении административного штрафа по делу №03-96/11-9015 об административном правонарушении незаконным,

с участием представителей: заявитель: не явились, извещены надлежащим образом; административный орган: ФИО1 по доверенности от 23.06.2011 №04/2529; ФИО2 по доверенности от 14.11.2011 №03/4768;

у с т а н о в и л:

Открытое акционерное общество «Нерюнгринские районные электрические сети» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании постановления от 19.01.2012 №03/190 о наложении административного штрафа по делу №03-96/11-9015 об административном правонарушении незаконным.

В обоснование заявленных требований заявителем указано:

- в постановлении ГКЦ РЭК по РС(Я) и в постановлении Правительства РФ от 27.12.2004 №861 установлены единые для всех сетевых компаний тарифы для потребителей на территории Республики Саха (Якутия), в связи с чем не указание размера платы не может быть расценено как самостоятельное установление заявителем тарифа на технологическое присоединение и как нарушение порядка раскрытия информации;

- заявителем соблюден порядок размещения сведений о потерях электрической энергии, лишь не указан источник установления уровня нормативных потерь;

- административный орган не привел оснований для отказа в применении малозначительности правонарушения; в данном случае следует применить к нарушениям положения о малозначительности и ограничиться устным замечанием;

Административный орган не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве.

Судом установлены обстоятельства дела.

В целях осуществления государственного контроля по соблюдению ОАО «НРЭС» при осуществлении хозяйственной деятельности требований стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 г. №24 (далее Стандарты), заместителем начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике ФИО3 ФИО2, 11 ноября 2011 года произведен осмотр Интернет – сайта ОАО «НРЭС» по адресу http://xn--m1agd1c.xn--p1ai/, который соответствует сайту http/нрэс.рф/.

Согласно составленному акту осмотра Интернет – сайта ОАО «НРЭС» по адресу http://xn--m1agd1c.xn--p1ai от 11.11.2011 г. установлено следующее.

ОАО «НРЭС» официальный сайт открыло 23 июня 2011 согласно календарю событий, который расположен на главной странице интернет – сайта ОАО «НРЭС» по адресу http://xn--m1agd1c.xn--p1ai/, начало исчисление событий июнь 2011г.

Согласно Акту осмотра Интернет – сайта информация о ценах (тарифах) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО НРЭС», на 2011 год размещена на сайте в разделе «страницы», вкладка тарифы: http://xn--m1agd1c.xn--p1ai/Территория-обслуживания/Тарифы (приложение №8). В данной вкладке размещена информация о размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «НРЭС», при этом указано, что основание установления размера платы - постановление Правительства РФ №861 от 27.12.2004.

Письмом от 18.10.2011 №03/4387 административный орган запросил перечень раскрытой информации за 2009-2011 в соответствии с требованиями Стандарта, документы подтверждающие способ место и дату опубликования информации, подлежащей раскрытию. Заявитель ответил письмом от 03.11.2011 №01/513.

Уведомление о вызове для дачи объяснения и составления протокола от 08.12.2011 №03/5165, получено заявителем 09.12.2011.

14.12.2011 заместителем начальника отдела естественных монополий и рекламы административного органа, в отсутствие заявителя (ходатайство о составлении протокола в их отсутствие) составлен протокол в отношении ОАО «НРЭС» №03-96/11-9015, где зафиксировано:

- ОАО «НРЭС» на своем сайте указало, что основание установления размера платы - постановление Правительства РФ №861 от 27.12.2004., которое устанавливает предельное значение размера платы, и не указало размер платы и источник официального опубликования решения регулирующего органа – ГКЦ-РЭК РС (Я) об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Республики Саха (Якутия).

Таким образом, на Интернет – сайте ОАО «НРЭС» отсутствует информация о размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов в соответствии подпунктом а) пункта 11 Стандарта, которая в соответствии пунктом 12 Стандарта подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, ежегодно, до 1 марта;

- согласно акту осмотра Интернет –сайта на сайте общества размещены фактические показатели регулируемых товаров за период 2008- 2011 годы, а не прогнозные показатели баланса электрической энергии, используемые для целей ценообразования, на 2011 год. Так же на сайте общества не размещена информация о балансе мощности по прогнозному периоду 2011 г.

Таким образом, на Интернет – сайте компании отсутствует информация в соответствии абзацами 2-4 подпункта б) пункта 11 Стандарта, используемых для целей ценообразования, на текущий период регулирования, которая в соответствии пунктом 12 Стандарта подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, ежегодно, до 1 марта;

- приказ Минпромэнерго РФ от 03.02.2005 N 21 "Об утверждении методики расчета нормативных (технологических) потерь электроэнергии в электрических сетях" утратил силу в связи с изданием Приказа Минпромэнерго РФ от 13.09.2005 N 252. Также данный приказ не является решением по установлению уровня нормативных потерь на текущий период регулирования по сетям ОАО «НРЭС».

Таким образом, на Интернет – сайте общества отсутствует информация в соответствии абзацам 5 и абзацем 8 подпункта б) пункта 11 Стандарта на текущий период регулирования, которая в соответствии пунктом 12 Стандарта подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, ежегодно, до 1 марта;

- информация о затратах сетевой организации на покупку потерь, в том числе: в собственных сетях, о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости согласно Акту осмотра Интернет – сайта на сайте отсутствует.

Таким образом, на Интернет – сайте общества отсутствует информация в соответствии абзацами 6-7 и абзацем 10 подпункта б) пункта 11 Стандарта на текущий период регулирования, которая в соответствии пунктом 12 Стандарта подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, ежегодно, до 1 марта;

- основные виды деятельности ОАО «НРЭС» распределение электрической энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками, обеспечение работоспособности электрических сетей, передача электрической энергии, деятельность по эксплуатации электрических сетей.

Таким образом, ОАО «НРЭС», осуществляет естественно-монопольный вид деятельности – передачу электрической энергии, и в силу требований статей 3 и 4 Федерального закона «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. ОАО «НРЭС» являясь субъектом естественных монополий, обязано раскрывать информацию в соответствии с требованиями, установленные постановлением Правительства РФ от 21.01.2004г. №24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;

Копия протокола направлена почтой 15.12.2011, получена 21.12.2011.

Определение о назначении времени и даты рассмотрения дела от 13.12.2011 №03/5279 на 20.12.2011 в 15ч.00м. по адресу: <...> каб.№409 вручена обществу 15.12.2011.

Ходатайством от 19.12.2011 №01/593 общество просило отложить рассмотрение дела об административном правонарушении до получения протокола об административном правонарушении, определением от 20.12.2011 ходатайство удовлетворено, срок рассмотрения дела №03-96/11-9.15 продлен на один месяц до 28.01.2012, рассмотрение дела отложено на 19.01.2012 в 15ч.00м. по адресу <...>, каб.№407, определение об отложении получено 21.12.2011.

17.01.2012 поступило объяснение общества от 12.01.2012 №01/18 по делу, где также указано о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ, о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОАО «НРЭС».

19.01.2012 руководителем административного № органа вынесено постановление по делу №03-96/11-9.15, которой общество признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Данное обстоятельство явилось поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Проверив процедуру привлечения общества к административной ответственности, а также наличие соответствующих полномочий у лица, составившего протокол об административном правонарушении и рассмотревшего дело об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом и) пункта 4.1.3 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы утвержденного приказом ФАС России от 26 января 2011 г. N 30 к полномочиям территориального органа за соблюдением законодательства о естественных монополиях входит контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.

Согласно пункта 5.8. положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы утвержденного приказом ФАС России от 26 января 2011 г. N 30 территориальный орган имеет право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

Пунктом 3.1.15 и 4.2.4 должностного регламента заместителя начальника отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я) ФИО2 имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях и составлять протокола об административных правонарушениях в пределах компетенции отдела.

Исходя из изложенного и положений части 1 статьи 28.3, статьи 23.48 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен, и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами.

Процедура привлечения ОАО «НРЭС» к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдены; права ОАО "НРЭС", установленные статьей 25.2 КоАП РФ, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса.

Рассмотрев и изучив материалы дела с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы административного органа суд полагает, что административный орган доказал совершение обществом вменяемого административного правонарушения на основании следующего.

Согласно статье 9.15 КоАП РФ за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц установлена административная ответственность юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

В соответствии со статьей 2 Устава ОАО "НРЭС" оказание услуг по передаче электрической энергии является одним из основных видов деятельности общества.

Таким образом, заявитель является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и субъектом розничного рынка электрической энергии.

Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.

В силу пункта 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:

опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

опубликования в электронных средствах массовой информации;

предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

Согласно подпункту а) пункта 11 Стандарта сетевые организации раскрывает информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов.

Согласно пункту 12 Стандарта указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.

Как следует из объяснения ОАО «НРЭС» (исх. №282 от 12.12.2011) размер оплаты за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «НРЭС» для присоединения объектов заявителей мощностью до 15кВт, с указанием источника официального опубликования, указан в разделе «Тарифы». Отдельного тарифа на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «НРЭС» не установлено.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об электроэнергетике» в электроэнергетике применяется государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами. В соответствии со статьей 23.1 названного закона на розничных рынках государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861, размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно пункту 7 приказа ФСТ РФ от 30.11.2010 N 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с разделами II, III и IV Методических указаний.

Таким образом, нормативными актами установлено, что размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 установлено предельное значение размера платы.

ГКЦ-РЭК РС (Я) постановлением от 19.06.2009 г. №16 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Республики Саха (Якутия)» установило плату за технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Республики Саха (Якутия) для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение с присоединенной мощностью, не превышающих 15 кВт включительно в размере 550 руб. без НДС и 649 руб. с НДС. Данное постановление вступает в силу по истечении 10 дней с момента опубликования, то есть с 30.06.2009 г., которое распространено на всех хозяйствующих субъектов, оказывающие данные услуги на территории РС (Я), и действует в 2011 году.

В рассматриваемом случае, ОАО «НРЭС» на своем сайте указало, что основание установления размера платы постановление Правительства РФ №861 от 27.12.2004., которое устанавливает предельное значение размера платы, и не указало размер платы и источник официального опубликования решения регулирующего органа – ГКЦ-РЭК РС (Я).

Следовательно, на Интернет – сайте ОАО «НРЭС» отсутствует информация о размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов в соответствии подпунктом а) пункта 11 Стандарта, которая в соответствии пунктом 12 Стандарта подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, ежегодно, до 1 марта.

Согласно абзацев 2-4 подпункта б) пункта 11 Стандарта сетевые организации раскрывают информацию о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:

-(абз. 3) об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;

-(абз. 4) об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;

Согласно пункту 12 Стандарта указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.

Как усматривается из Акта осмотра Интернет – сайта информация о балансе электрической энергии и мощности размещена в разделе «страницы», вкладка баланс электрической энергии и мощности: http://xn--m1agd1c.xn--p1ai/Территория-обслуживания/Основные-производственные-показател/Баланс-электрической-энергии-и мощно (приложение №9). В приложение №9 отражены показатели работы ОАО «НРЭС» за 2008, 2009, 2010 и 2011 годы (2011 г. с 1 по 3 квартал), то есть фактические показатели баланса, которые указаны в кВтч., отсутствуют прогнозные показатели на 2011 год, в том числе на 4 квартал в кВтч., и баланс мощности на 2011 год в МВт.

Как следует из объяснения ОАО «НРЭС» (исх. №282 от 12.12.2011) информация представлена в виде таблицы «Показатели работы ОАО «НРЭС», за период работы с 2008-2011гг. с ежеквартальной разбивкой в разделе Основные - производственные- показатели/страница «баланс электрической энергии и мощности». В данной таблице отражены показатели согласно требованиям Стандарта.

В абзацах 3-5 подпункта б) пункта 11 Стандарта прямо указано: информация об отпуске…., об объеме переданной энергии …, «используемых для ценообразования». Согласно пункту 4 Стандарта фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода, прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Следовательно, раскрытию подлежит информация, как фактическая, так и прогнозная.

В соответствии с Основами ценообразования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26 февраля 2004 г. N 109, "ценообразование - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность» в связи с чем, словосочетание «используемых для ценообразования» указывает на прогнозные показатели раскрываемой информации, используемых для установления цен, которая должна раскрывать информацию об основных потребительских характеристик регулируемых товаров, указанных в соответствии с подпунктом а) пункта 11 Стандарта.

Баланс электроэнергии и мощности - система показателей, характеризуемая равенством суммы величин потребляемой электроэнергии в энергосистеме, расхода ее на собственные нужды, потерь в электрических сетях и суммы величин выработки электроэнергии в энергосистеме с учетом перетоков электроэнергии с другими энергосистемами..." Согласно Основ ценообразования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 26 февраля 2004 г. N 109, регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

Таким образом, баланс электрической энергии и мощности с детализации отдельных показателей баланса формируется Федеральной службой по тарифам в виде сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации. Следовательно, показатели баланса, используемые для целей ценообразования, являются прогнозными показателями на очередной период регулирования.

Как следует из Акта осмотра Интернет –сайта на сайте общества размещены фактические показатели регулируемых товаров за период 2008- 2011 годы, а не прогнозные показатели баланса электрической энергии, используемые для целей ценообразования, на 2011 год. Так же на сайте общества не размещена информация о балансе мощности по прогнозному периоду 2011 г.

Таким образом, на Интернет – сайте компании отсутствует информация в соответствии абзацами 2-4 подпункта б) пункта 11 Стандарта, используемых для целей ценообразования, на текущий период регулирования, которая в соответствии пунктом 12 Стандарта подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, ежегодно, до 1 марта.

Согласно абзацу 5 подпункта б) пункта 11 Стандарта сетевые организации раскрывают информацию о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования. Согласно абзацу 8 подпункта б) пункта 11 Стандарта сетевые организации раскрывают информацию об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь. Согласно пункту 12 Стандарта указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.

Согласно Акту осмотра Интернет – сайта информация о потерях размещена в разделе «страницы», вкладка потери в сетях: http://xn--m1agd1c.xn--p1ai/Территория-обслуживания/Основные-производственные показател/Потери-в-сетях (приложение №10). В приложение №10 указаны потери электроэнергии в электросетях ОАО «НРЭС» по уровням напряжения фактические и нормативные потери за 2008, 2009 и 2010 год. В информации указано, что источник установления уровня нормативных потерь за 2008, 2009 и 2010 год приказ Минэнерго от 03.02.2005 №21. При этом в данном приложении отсутствует информация о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования 2011 года.

Как следует из объяснения ОАО «НРЭС» информация о потерях за 2011 год будет размещена до 1 марта 2012 года, в связи с отсутствием данных от энергосбытовой организации.

Установлено, что приказ Минпромэнерго РФ от 03.02.2005 N 21 "Об утверждении методики расчета нормативных (технологических) потерь электроэнергии в электрических сетях" утратил силу в связи с изданием Приказа Минпромэнерго РФ от 13.09.2005 N 252. Также данный приказ не является решением по установлению уровня нормативных потерь на текущий период регулирования по сетям ОАО «НРЭС».

Таким образом, на Интернет – сайте общества отсутствует информация в соответствии абзацам 5 и абзацем 8 подпункта б) пункта 11 Стандарта на текущий период регулирования, которая в соответствии пунктом 12 Стандарта подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, ежегодно, до 1 марта.

Согласно абзацев 6-7 подпункта б) пункта 11 Стандарта сетевые организации раскрывают информацию о затратах на оплату потерь, в том числе о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях. Согласно абзацу 10 подпункта б) пункта 11 Стандарта сетевые организации раскрывают информацию о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости. Согласно пункту 12 Стандарта указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.

Согласно Акту осмотра Интернет – сайта информация о затратах на покупку потерь размещена в разделе «страницы», вкладка затраты на покупку потерь: http://xn--m1agd1c.xn--p1ai/Территория-обслуживания/ Основные-производственные-показател/Затраты-на-покупку-потерь (приложение №12). В приложение указан порядок закупки электрической энергии для компенсации потерь, тариф на электрическую энергию в части объемов, приобретаемых для технологического расхода (потерь) на 2011 год в размере 23830,5 руб. /МВтч. – постановление ГКЦ-РЭК РС (Я) от 24.12.2010 г. №196. При этом в данном приложении отсутствует информация о затратах сетевой организации на покупку потерь, в том числе в собственных сетях, о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости.

Из объяснения ОАО «НРЭС» следует, что информация о потерях, установленная абз. 10 подпункта б) пункта 11 Стандарта, информация о закупке электрической энергии для компенсации потерь и ее стоимости на текущий период размещена в разделе Основные –производственные -показатели/ страница «затраты на покупку потерь».

Как усматривается из материалов дела, информация о затратах сетевой организации на покупку потерь, в том числе: в собственных сетях, о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости согласно Акту осмотра на сайте отсутствует.

Таким образом, на Интернет – сайте общества отсутствует информация в соответствии абзацами 6-7 и абзацем 10 подпункта б) пункта 11 Стандарта на текущий период регулирования, которая в соответствии пунктом 12 Стандарта подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, ежегодно, до 1 марта.

При изложенных выше обстоятельствах, суд считает, что ОАО «НРЭС» не раскрыло информацию о регулируемой деятельности субъекта розничного рынка электрической энергии по составу, по порядку и по срокам раскрываемой информации в соответствии с требованиями Стандарта, ча именно:

- о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям с присоединенной мощностью, не превышающих 15 кВт включительно, на текущий период, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифа, установленной подпунктом а) пункта 11 Стандарта;

- об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) на текущий период регулирования, установленных абзацами 2-5, 6-7, 8 и 10 подпункта б) пункта 11 Стандарта.

При таких обстоятельствах, административным органом правомерно вменено обществу правонарушение, предусмотренное статьей 9.15 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность субъекта розничного рынка электрической энергии за нарушение установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Материалами дела событие административного правонарушения полностью подтверждается. ОАО «НРЭС», как субъект естественной монополии розничного рынка электрической энергии, не обеспечило прозрачность своей деятельности, открытости регулируемой деятельности 2011 года, не раскрыло информацию в полном объеме, включая состав, сроки и периодичность ее раскрытия в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Материалами дела также установлено, что ОАО «НРЭС» на своем сайте указало, что основание установление размера платы - постановление Правительства РФ №861 от 27.12.2004, согласно которого размер платы устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, что подразумевает, что ОАО «НРЭС» самостоятельно установило размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на основании постановления Правительства РФ №861 от 27.12.2004. Кроме того, ОАО «НРЭС» на своем сайте указало, что источник установления уровня нормативных потерь является приказ Минэнерго от 03.02.2005 №21, который утратил силу.

Изложенное свидетельствует о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФа юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку общество не представило суду достаточных доказательств того, что им приняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение требований Стандартов раскрытия информации, суд делает вывод о доказанности вины общества в совершении вменяемого правонарушения.

Таким образом, в действиях (бездействии) общества имеются признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 указанного постановления, введенного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Изложенное означает, что нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Общество не представило доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания малозначительным вменяемого обществу административного правонарушения.

Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении данной нормы и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Из оспариваемого постановления следует, что административным органом наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.15 КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 Кодекса, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела, заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Нерюнгринские районные электрические сети» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании постановления от 19.01.2012 №03/190 о наложении административного штрафа по делу № 03-96/11-9.15 об административном правонарушении незаконным отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Е.А. Евсеева